В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Конструирование традиции: проблема преемственности и разрывов в университетской истории России», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.
См. о российском опыте: Антропология академической жизни: адаптивные процессы и адаптивные стратегии: сб. докладов / отв. ред. Г.А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2008.
В масштабных исследованиях по социальной истории дореволюционной России (как у Б.Н. Миронова или в общих ревизионистских трудах Шейлы Фицпатрик по ранней советской истории – притом что она прекрасно знала историю образования тех лет и посвятила ей ряд работ) истории университетов и высшей школы уделяется явно недостаточно внимания. См.: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дм. Буланин, 1999. Т. 1–2; Он же. Историческая социология России. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та; Интерсоцис, 2009; Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм: Социальная история Советской России в 30-е годы: город / пер. с англ. Л.Ю. Пантина. М.: РОССПЭН, 2001.
Статистические и просопографические таблицы см.: Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале XX века. М.: Академия наук СССР, Ин-т истории СССР, 1991; Maurer T. Hochschullehrer im Zarenreich. Ein Beitrag zur Sozial und Bildungsgeschichte. Kцln; Weimar; Wien, 1998; Петров Ф.А. Российские университеты в первой половине XIX века: формирование системы университетского образования. М.: Гос. ист. музей, 1998–2001. Кн. 1–4: Зарождение системы университетского образования в России; Он же. Формирование системы университетского образования в России. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002–2003. Т. 1–4.
Состояние российских университетских исследований анализируется в публикуемой здесь же статье Е. Вишленковой и А. Дмитриева. Из базовых трудов по истории университетов, особенно российских, следует указать на: The Transformation of Higher Learning, 1860–1930: Expansion, Diversification, Social Opening and Professionalization in England, Germany, Russia and the United States / K.H. Jarausch (ed.). Chicago: University of Chicago Press, 1983; Schmeiser M. Akademischer Hasard. Das Berufsschicksal der deutschen Universität, 1870–1920: Eine verstehend soziologische Untersuchung. Stuttgart: Klett-Cotta, 1994; Charle C. La république des universitaires, 1870–1940. Paris: Seuil, 1994; Flynn J. The University Reform of Tsar Alexander I. Washington: Catholic University of America Press, 1988; McClelland J.C. Autocrats and Academics: Education, Culture and Society in Tsarist Russia. Chicago: University of Chicago Press, 1979; Kassow S.D. Students, Professors, and the State in Tsarist Russia. Berkeley: University of California Press, 1989; Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: академическое сообщество в Германии: 1890–1993 / пер. c. англ. Е. Канищевой, П. Гольдина. М.: Новое литературное обозрение, 2008.
Espagne M. Kulturtransfer und Fachgeschichte der Geisteswissenschaften // Comparativ 10. 2000. Bd. 1. S. 42; Idem. Les transferts culturels franco-allemands. Paris: Presses universitaires de France, 1999. См. также: Paulmann J. Internationaler Vergleich und interkultureller Transfer: Zwei Forschungsansätze zur europäischen Geschichte des 18. bis 20. Jahrhunderts // Historische Zeitschrift. 1998. 267. S. 649–685; Werner M. Maßstab und Untersuchungsebene. Zu einem Grundproblem der vergleichenden Kulturtransfer-Forschung // Nationale Grenzen und internationaler Austausch. Studien zum Kultur– und Wissenschaftstransfer in Europa / L. Jordan, B. Kortländer (Hrsg). Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1995. S. 20–33.
Comparative and Transnational History: Central European Approaches and New Perspectives / H.-G. Haupt, J. Kocka (eds). Oxford; N.Y.: Berghahn Books, 2009; Werner M., Zimmermann B. Vergleich, Transfer, Verflechtung. Der Ansatz der Histoire croisée und die Herausforderung des Transnationalen // Geschichte und Gesellschaft. 2002. Bd. 28. S. 607–636.
Blouin F., Rosenberg W. Processing the Past: Contesting Authority in History and the Archives. N.Y.: Oxford University Press, 2010.
В данной научной работе использованы результаты проекта «Формирование дисциплинарного поля в гуманитарных и социальных науках», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.
Gumport P.J. Sociology of Higher Education: An Evolving Field // Sociology of Higher Education: Contributions and Their Contexts / P.J. Gumport (ed.). Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 2007. P. 17.
Университет для России. Т. 1. Взгляд на историю культуры XVIII столетия / под ред. В.В. Пономаревой, Л.Б. Хорошиловой. М.: Русское слово, 1997; Университет для России. Т. 2. Московский университет в Александровскую эпоху / под ред. В.В. Пономаревой, Л.Б. Хорошиловой. М.: Русское слово, 2001; Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани. Казань: Казанский гос. ун-т, 2005; Friedman R. Masculinity, Autocracy and the Russian University. 1804–1863. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005; Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII – первой половины XIX в. М.: Знак, 2005; Гришунин П.В. Студенчество столичных университетов: структуры повседневной жизни. 1820-1880-е: автореф. дис… канд. ист. наук. СПб., 2005; Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели: Московский университет в историко-культурной среде XVIII в. М.: Новый хронограф, 2006; Костина Т.В. Мир университетского профессора Казани: 1804–1863: дис… канд. ист. наук. Казань, 2007; «Быть русским по духу и европейцем по образованию»: университеты Российской империи в образовательном пространстве Центральной и Восточной Европы XVIII – начала XIX в. М.: РОССПЭН, 2009; Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Bourdieu P. Homo Academicus. Standford: Standford University Press, 1984. P. XI.
Категория, предложенная П. Бурдьё и означающая «то, что университеты считают само собой разумеющимся, и потому применяют к alma mater мыслительные категории, произведенные ими самими». См.: Бурдьё П. Университетская докса и творчество: против схоластических делений / пер. с фр. Н.А. Шматко // Socio-Logos’96. Альманах российско-французского центра социологических исследований Института социологии Российской академии наук. М.: Socio-Logos, 1996 [Электронный ресурс]. Социологическое пространство Пьера Бурдьё. URL: http: // bourdieu.name/content/burde-universitetskaja-doksa-i-tvorchestvo-protiv-sholasticheskih-delenij (дата обращения 16.09.2012).
Там же.
Kerr C. The Uses of the University. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1995. P. 15.
Маурер Т. Университет и (его) город: новая перспектива для исследования истории российских университетов // Университет и город в России: (начало XX в.) / под ред. Т. Маурер, А.М. Дмитриева. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 5.
Зборовский Г.Е. Социология образования и социология знания: поиск взаимодействия // Социологические исследования. 1997. № 2. C. 13.
Minogue K.R. The Сoncept of a University. L.: Weidenfeld and Nicolson, 1973. P. 2–4.
Clark B.The Distinctive College. Chicago: Aldine Press, 1971; Kamens D. Colleges and Elite Formation: The Case of Prestigious American Colleges // Sociology of Education. 1974 (Summer). Vol. 47. Issue 3. P. 354–378.
Что в определенной степени сближает перспективы неофункционализма и неовеберианства, сходство которых отмечается рядом аналитиков.
Meyer J.W. The Charter: Conditions of Diffuse Socialization in Schools / W.R. Scott (ed.). // Social Processes and Social Structures: An Introduction to Sociology. N.Y.: Henry Holt Co, 1970. P. 564–578.
Цит. по: Kamens D. Op. cit. P. 354.
Clark B. The Distinctive College; Kamens D. Op. cit.
Иванов С.В., Осипов А.М. Университет как региональная корпорация // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 4. C. 162–172.
Бурдьё П. Клиническая социология поля науки // Социоанализ Пьера Бурдьё: альманах рос. – фр. центра социол. и филос. Ин-та социол. РАН / отв. ред. Н.А. Шматко. М.: Ин-т эксперимент. социол.; СПб.: Алетейя, 2001. С. 53.
Там же. С. 52.
Там же.
Там же. С. 52–53.
Veblen T. The Higher Learning in America: a Memorandum on the Conduct of Universities by Business Men / Reprint. Ithaca: Cornell University Library, 2009 [1918]; Sinclair U. The Goose-Step: a Study of American Education / Reprint. Book Jungle, 2009 [1923].
Donoghue F. The Last Professors: the Twilight of Humanities in Corporate University. N.Y.: Fordham University Press, 2008. P. XIII.
Gumport P.J. Academic Restructuring: Organizational Change and Institutional Imperatives // Higher Education: the International Journal of Higher Education and Educational Planning. 2000. No. 39. P. 68.
Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
The Edu-factory Collective. Toward a Global Autonomous University: Cognitive Labour, the Production of Knowledge, and Exodus from the Education Factory. N.Y.: Autonomedia, 2009.
Дим Р. «Новый менеджериализм» и высшее образование: управление качеством и продуктивностью работы в университетах Великобритании // Вопросы образования. 2004. № 3. C. 44–56.
Абрамов Р.Н. Академическая автономия: образы и реальность современного университета [Электронный ресурс] // 2010. Журнал новой экономической ассоциации. Секция 3.3 «Проблемы организации науки». URL: http://econorus.org/onim/esession.phtml?id=22 (дата обращения 16.09.2012).
Бок Д. Плюсы и минусы коммерциализации [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2003. № 6. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/6/2004_1_18.html (дата обращения 16.09.2012).
Readings B. The University in Ruins. Cambridge: Harvard University Press, 1996. P. 3.
Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. c англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. С. 168.
Shumar W. College for Sale: a Critique of the Commodification of Higher Education. L.: The Falmer Press, 1997; Абрамов Р. Академическая автономия…; Бок Д. Указ. соч.; Бауман З. Указ. соч.; Покровский Н.Е. Трансформация университетов в ситуации глобального рынка // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Т. VII. № 4. С. 152–161.
Бок Д. Указ. соч.
Бауман З. Указ. соч.
Покровский Н.Е. Указ. соч. C. 154.
Бауман З. Указ. соч.
Ридингс Б. Университет в руинах [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2003. № 6. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=722 (дата обращения 16.09.2012).
Роджеро Д. Из руин в кризис: об основных трендах в жизни глобального университета [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2011. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/po7.html (дата обращения 16.09.2012).
Соколов М.М. Как управляют научной продуктивностью [Электронный ресурс] // Полит. ру. URL: http://www.polit.ru/article/2011/03/05/sokolov/ (дата обращения 16.09.2012).
Бурдьё П. Социальное пространство и генезис «классов» // Социология политики / пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Логос, 1993. С. 72.
Там же.
Бурдьё П. Университетская докса и творчество…
Bourdieu P. Homo Academicus. P. 150.
Бурдьё П. Формы капитала // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 3. С. 60–74.
Бурдьё П. Университетская докса и творчество…
Larson M. The Rise of Professionalism: a Sociological Analysis. Berkeley: University of California Press, 1977.
Вебер М. Основные понятия стратификации / пер. с англ. А.И. Кравченко // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 151.
Гадеа Ш. Социология профессий и социология профессиональных групп: в защиту изменения подхода // Антропология профессий, или Посторонним вход разрешен / под ред. П.В. Романова, Е.Р. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2011. С. 25.
Сакс М., Олсоп Дж. Социология профессий: государство, медицина и рынок в Великобритании / пер. с англ. О.В. Лукша [Электронный ресурс] // Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент». URL: http://ecsocman.hse.ru/text/18171705/ (дата обращения 16.09.2012).
Сакс М., Олсоп Дж. Указ. соч.
Примером фиксированных смыслов действий, приписываемых в неовеберианском подходе профессиональным группам, можно считать определение традиционной профессии как группы интересов, которым удалось занять монополистическую позицию на определенных рынках труда (здравоохранения, юридических услуг, образования и науки). Групповые интересы реализуются посредством: (а) выделения собственной уникальной области знания и трансформации ее в социальный престиж; (б) формирования идеологии профессиональной группы, ее публичного образа, в котором акцент делается на профессиональную этику, альтруистическое служение обществу; (в) создания профессиональных организаций, ассоциаций; (г) практик социального закрытия; (д) контроля реализации профессионального проекта. (См.: Мансуров В.А., Юрченко О.В. Социология профессий: история, методология и практика исследований // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 42.)
Larson M. Op. cit. Р. 66.
Соколов М.М. Как управляют научной продуктивностью.
Там же.
Университет для России. Т. 1, 2; КулаковаИ.П. Университетское пространство и его обитатели…; ВишленковаЕ.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. Указ. соч.; ВишленковаЕ.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Указ. соч.
The New Institutionalism in Education / H.-D. Meyer, B. Rowan (eds). Albany: State University of New York Press, 2006; Павленко К.В. Неоинституциональный подход к оценке качества образования в вузе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 1–2. С. 90–100.
Павленко К.В. Указ. соч. С. 92.
The New Institutionalism in Education. P. 7.
Hitt M.A., Tyler B.B. Strategic Decision Models: Integrating Different Perspectives // Strategic Management Journal. 1991. Vol. 12. No. 5. P. 331.
Bastedo M.N. Sociological Frameworks for Higher Education Policy Research // Sociology of Higher Education… P. 302.
Oliver C. Strategic Responses to Institutional Processes // Academy of Management Review. 1991. Vol. 16. No. 1. P. 145–179.
Archer M. Culture and Agency: The place of culture in social theory. Cambridge: Cambridge University press, 1996. P. XXI.
Clark B. Development of Sociology of Higher Education // Sociology of Higher Education… В своей работе 1973 г. Кларк называет две работы, на долгое время остававшиеся «в одиночестве»: WilsonL. The Academic Man: a Study in the Sociology of a Profession. N.Y.: Oxford University Press, 1942; Lazarsfeld P.F., Thielens W.Jr. The Academic Mind: Social Scientists in a Time of Crisis. Glencoe, Ill.: The Free Press, 1958.
Gumport P.J. Sociology of Higher Education…
Lamont M. How Professors Think: Inside the Curious World of Academic Judgment. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2009.
Clark W. Academic Charisma and the Origins of the Research University. Chicago : University ofChicago Press, 2006.
Графтон Э. История академической харизмы: гуманитарный аспект // Вопросы образования. 2006. № 4. С. 408.
Август Вольф – автор книги «Пролегомены к Гомеру» (1795), университетский профессор.
Цит. по: Графтон Э. Указ. соч. C. 409.
См.: Lovell T. Resisting with Authority: Historical Specificity, Agency and the Performative Self Theory // Culture and Society. 2003. Vol. 20. No. 1. P. 1–17.
Представление о диалогичности (или, точнее, полилогичности) университета во многом основывается на идеях Мишеля де Серто о стратегиях и тактиках, формирующих ткань социальности (см.: De Certeau M. The Practice of Everyday Life. L.: University of California Press, 1984). Под стратегиями понимаются действия агентов, сосредоточивающих в своих руках значимые ресурсы (властные, экономические, символические), дающие им возможность определять логику организации определенного пространства, устанавливать доминирующую систему правил. Тактики – это реинтерпретации существующего порядка, его рекомбинации, осуществляемые в интересах тех, кто не обладает ресурсами для масштабных действий. Тактики дробят унифицированный порядок, образуемый стратегиями, предполагая альтернативные логики действия. В отличие от стратегий, ориентированных на захват социального пространства и долговременность действия, тактики могут быть кратковременными, изменчивыми, фрагментирующими. Идея взаимодействия стратегий и тактик подчеркивает сложность и диалогичность становления социального пространства.
Пример антропологического подхода, акцентирующего внимание на следующих способах обнаружения целостности определенной группы: официальном нормативном слое и неписаных правилах поведения, стереотипических чертах и образе жизни, формах повседневного дискурса, ритуалах, символике, сложившихся в определенной среде, – см.: Щепанская Т.Б. Антропология профессий // Журнал социологии и социальной антропологии. 2003. Т. VI. № 1. C. 139–161; Она же. Символизация повседневности и неформальный контроль в профессиональном сообществе // Антропология профессий, или Посторонним вход разрешен. С. 85–112.
Соколов М.М. Популяция социологов новой России: стенограмма беседы с М. Соколовым в программе «Наука 2.0» [Электронный ресурс] // Полит.ру. URL: http://www.polit.ru/article/2011/03/15/sokolov/ (дата обращения 16.09.2012).
Бурдьё П. Социальное пространство и генезис «классов». С. 59.
Readings B. Op. cit. Р. 6.
Melville S. Memoir: in Celebration of Academic and Athletic Excellence // Surfaces. 1996. Vol. VI. 205 (v.1.0A – 09/09/1996). P. 15–16.
Ibid. P. 8–9.
Golde C.M. The Role of the Department and Discipline in Doctoral Student Attrition: Lessons from Four Departments // Journal of Higher Education. 2005. Vol. 76. No. 6. P. 669–700.
Исключением являются публикации: Антощенко А.В. История одной профессорской отставки // Казус: индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 4. М., 2002. С. 234–272; Вишленкова Е.А. Публичная и частная жизнь университетского человека Казани XIX века // Адам и Ева: альманах гендерной истории. М., 2004. № 7. С. 172–201; Вишленкова Е.А., Малышева В.Ю., Сальникова А.А. Указ. соч.; Свешников А.В. «Вот Вам история нашей истории»: к проблеме типологии научных скандалов второй половины XIX – начала XX в. // Мир историка: историографический сборник. Вып. 1. Омск, 2005. С. 231–261; Антощенко А.В. Университетский устав 1863 г. и конфликты в профессорской среде [Электронный ресурс] // Омский государственный педагогический университет: всероссийская конференция «Социальные конфликты в истории России». URL: http://www.omgpu.ru/science/conf/conflicts-2008/download/antoschenko_av.doc (дата обращения 4.02.2012); Свешников А.В., Антощенко А.В. Конфликт без скандала в университетской среде // Мир Клио: сб. ст. в честь Лорины Петровны Репиной. Т. 2. М., 2007. С. 115–134; Шперхазе К. История науки как история конфликтов // Новое литературное обозрение. 2009. № 96. С. 9–16; Мост Г.У. Век столкновений: как немецкие антиковеды XIX столетия упорядочивали свои дебаты // Новое литературное обозрение. 2009. № 96. С. 17–27.
Делбанко Э. Скандалы в высшем образовании: (обзор публикаций об американском высшем образовании) // Вопросы образования. 2007. № 1. С. 304–322.
Графтон Э. Указ. соч. С. 408.
Гирц К. Интерпретация культур / пер. с англ. М.: РОССПЭН, 2004.
Bourdieu P., Passeron J.C. The Inheritors: French Students and their Relation to Culture. Chicago: University of Chicago Press, 1979. Р. 29.
Chatterton P. University Students and City Centres: The Formation of Exclusive Geographies: the Case of Bristol, UK // Geoforum. 1999. Vol. 30. Issue 2. P. 117–133.
Университет и город в России: (начало XX века).
Van der Wusten H. A Warehouse of Precious Goods: The University in its Urban Context // The Urban University and its Identity: Roots, Locations, Roles / H. van der Wusten (ed.). Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1997. Р. 4.
Charles D.R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic: Learning, Partnership and Place / C. Duke, M. Osborne, B. Wilson (eds). Leicester: NIACE, 2005. Ch. 10.
Перфильева О.В. Университет и регион на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций. 2011. № 1 (32). С. 135.
Bender T. Scholarship, Local Life, and the Necessity of Worldliness // The Urban University and its Identity… P. 17–47.
The University as Urban Developer: Case Studies and Analysis / D.C. Perry, W. Wiewel (eds). N.Y.: M.E. Sharpe, 2005; Chatterton P. The Student City: an Ongoing Story of Neoliberalism, Gentrification, and Commodification // Environment and Planning. 2010. Vol. 42. P. 509–514.
The University and the City: from Medieval Origins to the Present / T. Bender (ed.). N.Y.: Oxford University Press, 1988.
Из речи Даниэла К. Гилмана (1876), первого президента The John Hopkins University. Цит. по: Bender T. Op. cit. P. 18.
Muthesius S. The Postwar University: Utopianist Campus and College. New Heaven: Yale University Press, 2000.
Ibid. P. 24.
Кулакова И.П. У истоков высшей школы: Московский университет в XVIII веке [Электронный ресурс] // Отечественные записки. 2002. № 2. URL: http: //magazines.russ.ru/oz/2002/2/kulak.html (дата обращения 17.09.2012).
Smith D. Studentification: the Gentrification Factory? // The New Urban Colonialism: Gentrification in a Global Context / R. Atkinson, G. Bridge (eds). N.Y.: Routledge, 2005.
Chatterton P. The Student City… P. 514.
Университет и город в России: (начало XX века).
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Конструирование традиции: проблема преемственности и разрывов в университетской истории России» в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2013 г.
Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: теория и история. Т. 2. Образы прошлого. СПб.: Наука, 2006. С. 420.
The Invention of Tradition / E. Hobsbawm, T. Ranger (eds). N. Y.: Cambridge University Press, 1983; Hobsbawm E. Mass-Producing Traditions: Europe, 1870–1914 // Representing the Nation: A Reader / D. Boswell, J. Evans (eds). L.; N.Y.: Routledge, 2007. Р. 82.
Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М.: Языки русской культуры, 1997; Остерхаммель Ю. Трансформация мира: история XIX века: Главы из книги / пер. А. Каплуновского // Ab Imperio. 2011. № 3. С. 21–140; Zarubavel E. Hidden Rhythms: Schedules and Calendars in Social Life. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 1981; Zarubavel E. The Standardization of Time: A Sociohistorical Perspective // American Journal of Sociology. 1982. Vol. 88. No. 1. P. 1−23; Bourdieu P. The Logic of Practice. Stanford: Stanford University Press, 1990; Munn N.D. The Cultural Anthropology of Time: a Critical Essay // Annual Review Anthropology. 1992. No. 21. P. 93–123; Osterhammel J. Die Verwandlung der Welt: Eine Geschichte des 19. Jahrhunderts. 1. Auflage. Mьnchen: C.H. Beck, 2010.
О возможности такой преемственности для Казанского университета см: Вишленкова Е.А., Малышева С.Ю., Сальникова А.А. История университета как история памяти корпорации? // Ab Imperio. 2004. № 3. С. 271–311; Viљhlenkova E.A., Malyљheva S.Yu. Universität als Wissenschaftseinrichtung und als Form der Gedächtnisorganisation // Jahrbuch für Universitätsgeschichte. 2008. Bd. 11. S. 155–182.
О преемственности Харьковского университета от Харьковского коллегиума см.: Багалей Д.И. Опыт истории Харьковского университета: (по неизданным материалам): в 2 т. Т. 1. 1802–1815. Харьков: Паровая тип. и литогр. М. Зильберберг и с-вья, 1893. С. 14–51; Посохова Л.Ю. Православные коллегиумы Российской империи: (вторая половина XVIII – начало XIX века): между традициями и новациями // Ab Imperio. 2010. № 3. C. 85-113.
Обоснование преемственности Санкт-Петербургского университета см.: Марголис Ю.Д., Тишкин Г.А. Отечеству на пользу, а россиянам во славу: из истории университетского образования в Петербурге в XVIII – начале XIX века. Л.: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1988; Они же. «Единым вдохновением»: очерки истории университетского образования в Петербурге в конце XVIII – первой половине XIX века. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000; Жуковская Т.Н. Какая история нужна Петербургскому университету? // Санкт-Петербургский университет в XVIII–XX веках: европейские традиции и российский контекст: матер. междунар. науч. конф., 23–25 июня 2009 г. / отв. ред. А.Ю. Дворниченко, И.Л. Тихонов. СПб.: Изд. дом. С.-Петерб. гос. ун-та, 2010. С. 463–478.
Критика аргументации петербургских историков см.: Левшин Б.В. Академический университет в Санкт-Петербурге: историческая справка // Отечественная история. 1998. № 5. С. 73–76; Андреев А.Ю. О начале университетского образования в Санкт-Петербурге // Там же. С. 62–72; Кулакова И.П. Московский и Санкт-Петербургский университеты: к спору о первородстве // Российские университеты в XVIII–XX веках: сб. науч. ст. Вып. 5. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2000. С. 28–64; Андреев А.Ю. Проблемы рецепции «гумбольдтовского» университета в России в ее прошлом и настоящем // Гумбольдтовские чтения: матер. междунар. науч. конф. М.: РГГУ, 2010. С. 146–147.
Афонюшкина А.В. О правительственной политике России 20-40-х годов XIX века в области университетского образования // Российские университеты в XIX – начале XX века: сб. науч. ст. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1993. С. 15; Андреев А.Ю., Посохов С.И. Раздел 1. Конец XVII – начало XIX в. // Университетская идея в Российской империи XVIII – начала XX веков: антология: учеб. пособие для вузов / сост. А.Ю. Андреев, С.И. Посохов. М.: РОССПЭН, 2011. С. 15.
Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2002–2003. Т. 1–4; Чесноков В.И. Некоторые актуальные вопросы истории дореволюционных российских университетов // Российские университеты в XVIII–XX веках: сб. науч. ст. Вып. 6. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2002. С. 145.
Gellert C. The Emergence of Three University Models: Institutional and Functional Modifications in European Higher Education. Florenz: European University Institute, 1991; Wittrock B. The Modern University: the Three Transformations // The European and American University since 1800 / S. Rothblatt, B. Wittrock (eds). Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P. 303–361; A History of the University in Europe / W. Ruegg (ed.): Vol. 1. Universities in the Middle Ages / H. De Rudder-Symoens (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992; Vol. 2. Universities in Early Modern Europe (1500–1800) / H. De Ridder-Symoens (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Vol. 3. Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945) / W. Ruegg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2004; Vol. 4. Universities since 1945 / W. Ruegg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2011.
Ильина К.А. Профессора и бюрократические коммуникации в Российской империи первой трети XIX века // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 4. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. С. 133–158.
Уваров С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения: 1833–1843 // Сергей Семенович Уваров: избранные труды / сост., автор коммент., перевода В.С. Парсамов. М.: РОССПЭН, 2010. С. 368.
Уваров С.С. Десятилетие Министерства народного просвещения… С. 349.
Там же.
Там же. С. 358, 367.
О ранней биографии Уварова, помимо известной книги Цинтии Х. Виттекер (Граф Сергей Семенович Уваров и его время / пер. с англ. Н.Л. Лужецкой. СПб.: Академический проект, 1999), см.: Майофис М. От идеи «единой Европы» к идее «особого пути»: С.С. Уваров в 1816–1821 годах // Идеология «особого пути» в России и Германии: истоки, содержание, последствия. М.: Три квадрата, 2010. С. 49–69; Велижев М.Б. С.С. Уваров в начале николаевского царствования: заметки к теме // Пушкинские чтения в Тарту 5: Пушкинская эпоха и русский литературный канон: к 85-летию Ларисы Ильиничны Вольперт: в 2 ч. Тарту: Tartu Ülikooli Kirjastus, 2011. Ч. 2. C. 335–356.
Уваров С.С. Циркулярное предложение управляющего Министерством народного просвещения начальствам учебных округов о вступлении в управление министерством // Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. I. № 1. С. L.
Vishlenkova E. University Deloproizvodstvo (Paperwork) as a Cultural Practice and Institution (Russia, First Half of the 19th Century) // «Humanities» (WP BRP 03/Hum/2012) National Research University Higher School of Economics. 2012 [Электронный ресурс]: URL: http://www.hse.ru/data/2012/01/24/1264549655/03HUM2012.pdf
Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 733. Оп. 50. Д. 663 «Дело об осмотре министром народного просвещения и другими учебных заведений Харьковского учебного округа. Историческая записка о Харьковском университете». 1851. Л. 2-13; Загоскин Н.П. История императорского Казанского университета за первые сто лет его существования, 1804–1904: в 4 т. Т. 1. Введение и часть первая: 1804–1814. Казань: Типо-литогр. имп. Каз. ун-та, 1902. С. XXV.
РГИА. Ф. 733. Оп. 35. Д. 3. «Дело о праздновании столетнего юбилея университета. Рисунок медали в честь юбилея». 1850–1859. Л. 1.
РГИА. Ф. 733. Оп. 35. Д. 3. Л. 3, 4.
Шевырёв С.П. История императорского Московского Университета, написанная к столетнему его юбилею ординарным профессором русской словесности и педагогии Степаном Шевырёвым: 1755–1855. М.: Университ. тип., 1855. С. 10. Об общих установках Шевырёва см.: Петров Ф.А. С.П. Шевырёв – первый профессор истории российской словесности в Московском университете. М.: Альтекс, 1999.
Никитенко А.В. Похвальное слово Петру Великому, императору и самодержцу всероссийскому, отцу отечества // Слова и речи, читанные ректором и профессорами императорского Санкт-Петербургского университета в день открытия его в бывшем здании 12 коллегий 25 марта 1838 г. СПб.: Тип. А. Плюшара, 1838. Паг. 2. С. 3.
Шевырёв С.П. Указ. соч. С. 10.
Там же. С. 497.
Вишленкова Е.А. «Выполняя врачебные обязанности, постиг я дух народный»: самосознание врача как просветителя русского государства (первая половина XIX века) // Ab Imperio. 2011. № 2. С. 47–82.
Шевырёв С.П. Указ. соч. С. 37.
Шевырёв С.П. Указ. соч. С. 470.
Плетнёв П.А. Первое двадцатипятилетие императорского Санкт-Петербургского университета: историческая записка, по определению университетского совета читанная ректором университета Петром Плетнёвым на публичном торжественном акте, 8 февраля 1844 г. СПб.: В тип. военно-учебных заведений, 1844.
Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Московского университета за истекающее столетие со дня учреждения января 12-го 1755 г. по день столетнего юбилея, января 12-го 1855 г., составленный трудами профессоров и преподавателей, занимавших кафедры в 1854 г., и расположенный по азбучному порядку. М.: Университетская тип., 1855.
См. статью Т.В. Костиной «Профессора “старые” и “новые”: антиколлегиальная реформа С.С. Уварова» в этом сборнике.
Петров Ф.А. Формирование системы университетского образования в России. Т. 1. Российские университеты и Устав 1804 г. М.: Моск. гос. ун-т, 2002. С. 16.
Булич Н.Н. Из первых лет Казанского университета: 1805–1819: рассказы по архивным документам: в 2 ч. Казань: Тип. имп. Казан. ун-та, 1887–1891; Багалей Д.И. Указ. соч. С. 5. Библиографические сведения о вышедшей тогда литературе можно найти в: История Харьковского университета: сист. библиогр. указ.: 1805–1917. Ч. 1. Вып. 1 / сост. М.Г. Швалб, М.М. Красиков, С.Б. Глибицкая. 2-е изд., испр. и доп. Харьков: [б. и.], 2004; Загоскин Н.П. Указ. соч. Остальные 75 лет Загоскин обещал описать в следующих томах, которые предполагал подготовить к 1914 г. – юбилею полного открытия Казанского университета, но этого уже не произошло.
Григорьев В.В. Императорский Санкт-Петербургский университет в течение первых пятидесяти лет его существования: историческая записка, составленная по поручению совета университета. СПб.: Тип. В. Безобразова и Ко, 1870; Маркевич А.И. Двадцатипятилетие императорского Новороссийского университета: историческая записка экстраординарного профессора А.И. Маркевича и академические списки. Одесса: Экон. тип., 1890; Владимирский-Буданов М.Ф. История императорского Университета Св. Владимира: по поручению совета университета Св. Владимира составил ордин. проф. М.Ф. Владимирский-Буданов. Т. 1. Университет Св. Владимира в царствование императора Николая Павловича. Киев: Тип. имп. ун-та Св. Владимира, 1884.
Сухомлинов М.И. Материалы для истории образования в России в царствование императора Александра I // Журнал Министерства народного просвещения. 1865. Ч. 128. № 10. Отд. 2. С. 9.
Там же. С. 34.
Сухомлинов М.И. Речь на торжественном собрании императорской Академии наук по случаю столетнего юбилея Александра I // Сборник отделения русского языка и словесности императорской АН. Т. 18. СПб.: Тип. имп. АН, 1877. С. 43.
Ферлюдин П.И. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып. 1. Академия наук и университеты. Саратов: Типо-лит. П.С. Феокритова, 1893. С. 88.
Феоктистов Е.М. Магницкий: материалы для истории просвещения в России. СПб.: В тип. Кесневиля, 1875.
Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802–1902. СПб.: Мин-во нар. просв., 1902; Он же. Значение Комиссии об учреждении народных училищ в истории политики народного просвещения в XVII–XIX веках // Описание дел архива Министерства народного просвещения. Т. 1. Пг.: Типография К.Н. Губинского, 1917. О биографии историка см.: Груздева Е.Н. Петербургский историк Сергей Васильевич Рождественский. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.
Рождественский С.В. Предисловие // Рождественский С.В. Исторический обзор… С. 8.
См. подробнее об этой историко-административной практике: Раскин Д.И. Столетие министерств в контексте государственных юбилеев в Российской империи начала ХХ века [Электронный ресурс] // Новейшая история отечества XX–XXI веков: сб. науч. тр. Вып. 1. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С. 79–91. URL: http://www.sgu.ru/files/nodes/10087/07.pdf (дата обращения 25.10.2012).
См. новейшие метаморфозы жанра: Министерская система в Российской империи: к 200-летию министерств в России / под ред. В.П. Козлова, Д.И. Раскина. М.: РОССПЭН, 2007.
Рождественский С.В. Предисловие // Рождественский С.В. Исторический обзор… С. 7.
Мельгунов С.П. Студенческие организации 80-90-х годов в Московском университете: (по архивным данным). М.: Свободная Россия, 1908; Выдрин Р. Основные моменты студенческого движения в России. М.: Студенческий голос, 1908 и др.
Соловьёв И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях. Вып. 1. Университеты до эпохи шестидесятых годов. СПб.: Энергия, 1914 (профессор Соловьев был специалистом по педагогике и всеобщему обучению, сам труд был подготовлен в учебном отделе Общества по распространению технических знаний); Сватиков С.Г. Русские университеты и их историческая библиография. М.: тип. «Научное дело», 1915; Он же. Опальная профессура 80-х годов // Голос минувшего. 1917. № 2.
Александров Д.А. Советизация высшего образования и становление советской научно-исследовательской системы // За «железным занавесом»: мифы и реалии советской науки / под ред. Э.И. Колчинского, М. Хайнеманна. СПб.: Наука, 2002. С. 152–165.
Лемке М.К. Рец. на: Санкт-Петербургский университет в первое столетие его деятельности, 1819–1919: материалы по истории Санкт-Петербургского университета / собр. и изд. И.Л. Маяковский и А.С. Николаев; под ред. С.В. Рождественского. Пг., 1919. Т. 1. 1819–1835 // Печать и революция. 1921. Кн. 8–9. С. 62.
М. А. От гимназии – к профшколе, от университета – к техникуму и институту // Путь просвещения. [Харьков]. 1924. № 10 (20). С. 59. См. также апелляцию к немецкому и американскому опыту для украинской реорганизации: Готалов-Готлиб А.Г. Кризис университета и вопрос о подготовке учительства // Путь просвещения. 1923. № 2. С. 37–61.
Орлов В.И. Студенческое движение в Московском университете в XIX столетии. М.: Изд-во Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934 (именно материалами о нагайках, демонстрациях, тюрьмах и репрессиях буквально переполнены материалы о прошлом университета на страницах студенческой периодики 1920-х годов, притом что о науке и о собственно обучении сказано крайне скудно).
Корбут М.К. Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет. 1804/05-1929/30: в 2 т. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1930; Блюмштейн З.Н., Корбут М.К. Празднование 125-летнего юбилея Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина // Ученые записки Казанского университета. 1930. Кн. 5. С. 768–778. О М.К. Корбуте см: Литвин А.А., Маслова Е.С., Сальникова А.А. Жизнь и судьба «красного» профессора: Михаил Ксаверьевич Корбут (1899–1937). Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009.
Державин Н.С. Высшая школа и революция. М.; Пг.: Прибой, 1923. С. 38–39.
Кизеветтер А.А. Московский университет и его традиции // Кизеветтер А.А. Исторические отклики. М.: К.Ф. Некрасов, 1915. C. 319–338; Он же. Московский университет и его традиции: (роль Московского университета в культурной жизни России). Прага, 1927.
Московский университет: 1755–1930: юбилейный сборник: издание Парижского и Пражского комитетов по ознаменованию 175-летия Московского университета / под ред. В.Б. Елеяшевского, А.А. Кизеветтера, М.М. Новикова. Париж: Современные записки, 1930. Сборник был подготовлен парижским Обществом бывших воспитанников императорского Московского университета и Комитетом, организованным при Русском народном университете в Праге. См. также: Двухсотлетие Московского университета, 1755–1955: празднование в Америке. N.Y.: All Slavic Publ. House, 1956. Общий обзор: Кононова М.М. Традиции Московского университета: взгляд из русского зарубежья // Общественные науки и современность. 2002. № 1. С. 161–165. Небольшой сборник был подготовлен к 100-летию Киевского университета: Столетие Киевского университета Св. Владимира:1834–1934. Белград: Изд-во Комитета киевских профессоров в Любляне, 1935.
Бровман Г.[А.], Поповкин Е.[Е.] Университет ждет своей революции // Революция и культура. 1929. № 21. С. 17 (прим. 2), 22. Эти два тогдашних студента 1907 г. рождения уже после, в 1950-1960-е годы, станут известными литературно-идеологическими функционерами (особенно активно будет полемизировать с «Новым миром» А.Т. Твардовского, публикациями В.Я. Лакшина и А.И. Солженицына Г.А. Бровман).
Дэвид-Фокс М. Наступление на университеты и динамика сталинского Великого перелома (1928–1932) // Расписание перемен: очерки истории образовательной и научной политики в Российской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е годы) / под ред. А.Н. Дмитриева. М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 537–540.
Фронт науки и техники. 1935. № 9. С. 27–69. Под общей рубрикой «Борьба за кадры» материалы П. Валескална «Государственные университеты», Л. Ганжинцева «Московский университет и вехи его развития», статьи ректора М. Кушнарева и профессора Б. Якубского о Киевском университете и т. д.
Даже идеологический рубеж 1953–1956 гг. был в этом жанре не так заметен; ср., например: Наметкин С.С. Химия в Московском университете за 185 лет // Успехи химии. 1940. Т. 9. Вып. 6. С. 703–726; Александров П.С., Гнеденко Б.В., Степанов В.В. Математика в Московском университете в XX веке // Историко-математические исследования. М.; Л., 1948. Вып. 1. С. 9–42; Цетлин Л.С. Из истории научной мысли в России: (наука и ученые в Московском университете во второй половине XIX века). М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958.
Немилов А.В. 120 лет Ленинградского государственного университета // Советская наука. 1939. № 2. С. 172.
Аналогичные юбилейные тома «Ученых записок» подготовили в 1940 г. также биологи, физики, географы, геологи (с почвоведами) и астрономы; см. сводный очерк: 185 лет Московского ордена Ленина государственного университета им. М.В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1941.
Ученые записки МГУ: Юбилейная серия. Вып. L–LI. История. М., 1940 (во второй половине 1930-х годов вышли издания по истории Воронежского, Саратовского и – наиболее подробное – Одесского университетов: Одесский университет за 75 лет (1865–1940) / под ред. К.П. Добролюбского. Одесса: Тип. Одес. ун-та, 1940).
Валк С.Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет // Труды юбилейной научной сессии. Секция исторических наук. Л., 1946 (см. републикацию: Валк С.Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб.: Наука, 2000. С. 7–106).
Ленинградский университет за советские годы (1917–1947): очерки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.
Тихонов И.Л. Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
Дружинин П.А. Филология и идеология: Ленинград, 1940-е годы. М.: Новое литературное обозрение, 2012. Т. 2. С. 258–259.
История Московского университета: в 2 т. / М.Н. Тихомиров (отв. ред.) и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1955; Документы и материалы по истории Московского университета второй половины ХVIII века: в 3 т. / подг. к печати Н.А. Пенчко. М., 1960–1963; см. сборник с характерным названием: Белявский М.Т., Сорокин В.В. Наш первый, наш Московский, наш Российский: памятные места старого здания Московского университета. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1970.
Московский университет в воспоминаниях современников / сост. и авт. примеч. Р.А. Ковнатор; под ред. П.А. Зайончковского, А.Н. Соколова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1956; ср. материалы рубрики «Как все начиналось» // Красное студенчество. 1928–1929. № 3–4. С. 26–40 (мемуары А.П. Пинкевича, Д.Н. Боголепова и особенно О.Б. Лепешинской – с характерным заголовком «Во вражеском стане» – о начале работы в МГУ в гражданскую войну).
Наиболее полный свод таких работ представлен в исторических разделах библиографических указателей: Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогике дореволюционной России: 1918–1977: библиогр. указ. М.: Акад. пед. наук. НИИ общ. педагогики, 1979; Милкова В.И. Высшее образование в СССР и за рубежом: библиогр. указ. книг и журн. ст.: (1959–1969). М.: Высшая школа, 1972; Там же. 1970–1975. М.: Высшая школа, 1978; Там же. 1976–1980: в 2 ч. М.: Высшая школа, 1985; Университетское образование в СССР и за рубежом: библиогр. указ. рус. и иностр. литературы: вып. 1–3. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1966–1981. Вып. 1…за 1950–1960 гг. 1966; Вып. 2…за 1961–1967 гг. 1974; Вып. 3…за 1973–1977 гг. 1981; Университетское образование в СССР и за рубежом: указ. литер. на рус. яз.: 1978–1985. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987; Лаптева Л.П. История российских университетов XVIII – начала XX века в новейшей отечественной литературе // Российские университеты в XVIII – начале XX века. Вып. 5. С. 3–27, и др.
Белозеров С.Е. Очерки истории Ростовского университета. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1959 (Белозеров был ректором университета в 1938–1954 гг); Бутягин А.С., Салтанов Ю.А. Университетское образование в СССР. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1957.
Connelly J. Captive University: The Sovietization of East German, Czech, and Polish Higher Education, 1945–1956. Chapell Hill: University of North Carolina Press, 2000; Academia in Upheaval: Origins, Transfers, and Transformations of the Communist Academic Regime in Russia and East Central Europe / M. David-Fox and G. Pйteri (eds). Westport, Conn.: Bergin & Garvey, 2000.
См. общие соображения: Вишленкова Е.[А.], Малышева С.[Ю.], Сальникова А.[А.] История университета как история памяти корпорации? // Ab Imperio. 2004. № 3. С. 289–307; Вишленкова Е.А. Память об университетских конфликтах и конфликты университетских памятей // Cogito: альманах истории идей. Вып. 3. Ростов н/Д.: Логос, 2008. С. 114–129.
Споров Д. Живая речь ушедшей эпохи: собрание Виктора Дувакина // Новое литературное обозрение. 2005. № 4. С. 454–472.
См. материалы обзора: Агеенко Е.В. Реформы системы образования в новых землях ФРГ // Проблемы зарубежной высшей школы. Вып. 3. М.: НИИВО, 1994; Майер Х. Научный потенциал ГДР и формирование новой элиты // Социологический журнал. 1996. № 1/2. С. 41–55; Плюснин Ю.М. Российско-германская конференция «Реформирование науки и высшей школы в России и Восточной Германии: сопоставление» (обзор) // Науковедение. 1999. № 3. С. 230–232.
См. официальный сайт Евразийской ассоциации университетов. URL: http://www.eau-msu.ru/ (дата обращения 26.10.2012). Сайт Российского союза ректоров. URL: http://www.rsr-online.ru/index.php (дата обращения 26.10.2012); первым его руководителем был ректор Института нефти и газа им. И.М. Губкина В.Н. Виноградов.
См. итоги исследования настроений ректорского корпуса в 1990-е годы в статье: Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 4. С. 105–109.
Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Процессы университизации вузов России и некоторые подходы к оценке их деятельности. М.: НИИВО, 1999.
См. официальный сайт Ассоциации классических университетов. URL: http://www.acur.msu.ru/ (дата обращения 26.10.2012).
См. материалы на сайте Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию. URL: http://www.umo.msu.ru/ (дата обращения 26.10.2012).
Тен Л.В. Рынок и управление высшей школой в современный период // Совет ректоров. 2007. № 1. С. 105.
Майер Г.В., Бабанский М.Д. Классические университеты: современность и перспективы // Университетское управление. 2000. № 2 (13). С. 20–21.
http://zakon.nau.ua/rus/doc/?code=1074-96-%EF. Оценку украинской ситуации см. в публикациях М.А. Минакова: Мiнаков М.А. Культурна альтернатива Університету // Український гуманітарний огляд. 2003. № 9. С. 13–25; Вiн же. Дійсність Університету: між науковим універсалізмом та українським трайбалізмом // Університетська автономія. Київ: Дух і літера, 2008. А также материалы сборника: Покликання університету: зб. наук. пр. / відп. ред. О. Гомілко. Київ: Веселка, 2005.
См. о российской классификации вузов: О видах высших образовательных учреждений / В.Д. Шадриков и др. // Высшее образование в России. 2000. № 3. С. 13–25.
См. многочисленные материалы Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета. URL: http://www.bsu.by/ru/main.aspx?guid=4631 (дата обращения 26.10.2012), в том числе сборник: Идея университета: парадоксы самоописания. Минск: БГУ, 2002, и др.
«Наш университет – классический»: интервью с ректором СГУ, профессором Л.Ю. Коссовичем[Электронный ресурс] // Газета «Саратовская панорама». № 25. 19 апреля 2006 г. URL: http://www.sgu.ru/smi/article51.php (дата обращения 26.10.2012).
Михель Д. Университетская интеллигенция и бюрократия: борьба за университетские свободы в постсоветской России // Неприкосновенный запас. 2007. № 1 (51).
См. характерные работы: Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Университеты в истории и культуре дореволюционной России. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998; Аврус А.И. История российских университетов: очерки. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001.
Александров Д. Немецкие мандарины и уроки сравнительной истории // Рингер Ф. Закат немецких мандаринов: академическое сообщество в Германии: 1890–1993 / пер. с. англ. Е. Канищевой, П. Гольдина. М.: Новое литературное обозрение, 2008. С. 617–632.
См. материалы периодического издания: «Jahrbuch für Universitätsgeschichte». Особенно выделяются в этом смысле работы Кристофа Шарля, Виктора Каради (на которых решающим образом повлиял Пьер Бурдьё), Рюдигера фом Бруха (Rьdiger vom Bruch), Митчелла Эша (MitchellG.Ash), усвоивших критические уроки Фрица Фишера, Джорджа Моссе и Фрица Рингера и др. См.: Шарль К. Интеллектуалы во Франции: вторая половина XIX века / пер. с фр. под ред. С.Л. Козлова. М.: Новое издательство, 2005, и др.
Отечественные университеты в динамике золотого века русской культуры / под ред. Е.В. Олесеюка. М.: Союз, 2005. С. 184. См. также:Был ли «русский путь» развития университетов? / Олесеюк Е.В. и др. // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 3. С. 145–158; Олесеюк Е.В., Гаврилов В.С., Динес В.А. Еще раз о национальных моделях образования и о новом прочтении исторических текстов // Социально-гуманитарные знания. 2009. № 6. С. 305–320.
Чанбарисов Ш.Х. Формирование советской университетской системы: (1917–1938 годы). Уфа: Башкир. книж. изд-во, 1973; Королев Ф.Ф. Из истории народного образования в советской России: (низшие и средние профессиональные школы и высшее образование в 1917–1920 годы) // Известия Академии педагогических наук РСФСР. Вып. 102. 1959. С. 3–157.
См. характерный пример: Исторический факультет Санкт-Петербургского университета, 1934–2004: очерк истории. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. В качестве образца ведомственных изданий см.: Очерки истории российского образования: к 200-летию Министерства образования Российской Федерации: в 3 т. / под ред. В.М. Филиппова. М.: МГУП, 2002.
Из немногих исключений: Литвин А.Л. Ученые Казанского университета во время смены политических режимов // Власть и наука, ученые и власть: материалы международного коллоквиума. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. С. 124–132. См. также заключительную главу о культурных преобразованиях в монографии: Рынков В.М. Социальная политика антибольшевистских режимов на востоке России: (вторая половина 1918–1919 год). Новосибирск: Сибпринт, 2008; Михеенков Е.Г. Вузовская интеллигенция города Томска в годы революции и Гражданской войны, февраль 1917 – конец 1919 г.: дис… канд. ист. наук. Томск, 2002; Сизова А.Ю. Российская высшая школа в революционных событиях 1917 г.: дис… канд. ист. наук. М., 2007, и некоторые другие работы. Отметим важные публикации К.В. Иванова, А.Н. Еремеевой и Л.Г. Берлявского об этом периоде в недавно вышедшем сборнике: Расписание перемен: очерки истории образовательной и научной политики в Росийской империи – СССР (конец 1880-х – 1930-е годы). М.: Новое литературное обозрение, 2012.
В то время как на Украине, где этот период связывают с предысторией нынешней государственности, издана замечательно полная подборка документов о Киевском университете: Alma mater: Університет св. Володимира напередодні та в добу української революції: матеріали, документи, спогади: у 3 кн. Кн. 1–2 / автори-упорядники: В.А. Короткий, В.І. Ульяновський. Київ: Прайм, 2000.
Лейбович О.Л. В городе М.: Очерки социальной повседневности советской провинции в 40-50-х годах. 2-е изд., испр. М.: РОССПЭН, 2008. С. 178–214 (глава о судьбе историка Л.Е. Кертмана в послевоенной Перми); Сизов С.Г. Идеологические кампании 1947–1953 годов и вузовская интеллигенция Западной Сибири // Вопросы истории. 2004. № 7. С. 95–103; Идеология и наука: дискуссии советских ученых середины XX века / под ред. А.А. Касьяна. М.: Прогресс-Традиция, 2008 (на материалах г. Горького); Берельковский И.В. Власть и научно-педагогическая интеллигенция: идеологический диктат в СССР конца 1920-х – начала 1950-х годов: (по материалам Нижегородской губернии – Горьковской области). 2-е изд., доп. М.: МГТУ; Н. Новгород: НГПУ, 2007.
О возникающих здесь ловушках и дилеммах см., в частности: Пастухов В.Б. Концепция «идеального университета» как разновидность русской национальной утопии // Общественные науки и современность. 2007. № 1. С. 26–30.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Культура университетской памяти в России: механизмы формирования и сохранения», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 г.
Документы и материалы по истории Московского университета второй половины ХVIII века: в 3 т. / подг. Н.А. Пенчко. Т. 1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1960. С. 17. См. также характеристику материалов университетского архива, данную Н.А. Пенчко: Там же. С. 16–19.
Профессорская конференция вынуждена была заниматься в том числе и вопросами методики преподавания в гимназии. Так, здесь можно найти выписку из протокола конференции от 12 мая 1767 г., где подробно расписаны методы обучения иностранным языкам, в том числе латыни (грамматический разбор, диалоги, заучивание и пр.). См.: Там же. Т. 3. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1963. С. 40.
Например, запрос канцелярии в конференцию «по поводу господ Третьякова и Десницкого» (от 6 мая 1766 г.) и ответ конференции на запрос канцелярии (от 20 мая 1766 г.) см.: Там же. С. 251, 253.
Иванов А.Е. Ученые степени и звания в дореволюционной России. М.: ИРИ РАН, 1994; Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. М.: Медицина, 1996; Петров Ф.А. Немецкие профессора в Московском университете. М.: Христианское издательство, 1996; Кузнецова Н.И. Социокультурные проблемы формирования науки в России: (ХVIII – середина ХIХ века). М.: УРСС, 1997; Университет для России. Т. 1. Взгляд на историю культуры XVIII столетия / под ред. В.В. Пономаревой, Л.Б. Хорошиловой. М.: Русское слово, 1997; Пономарева Г.А., Щеглов П.В. Об учебной астрономической обсерватории, построенной в 1804 г. на крыше центральной части корпуса Московского университета на Моховой улице // Историко-астрономические исследования. Т. 25. М.: Наука, 2000. С. 41–42; Андреев А.Ю. Московский университет в общественной и культурной жизни России начала XIX века. М.: Языки русской культуры, 2000; Он же. Лекции по истории Московского университета: 1755–1855. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 2001; Кунц Е.В. Иностранные профессора в штате Моск. университета в первой трети XIX века: дис… канд. ист. наук. М., 2002; Костышин Д.Н. Алексей Михайлович Аргамаков: материалы для биографии // Россия в XVIII столетии. М.: Языки славянской культуры, 2004; Кулакова И.П. Университетское пространство и его обитатели: Московский университет в историко-культурной среде XVIII века. М.: Новый хронограф, 2006; Феофанов А.М. Студенчество Московского университета второй половины XVIII – первой четверти XIX века: дис… канд. ист. наук. М., 2006; Сердюцкая О.В. Московский университет второй половины XVIII века как государственное учреждение: преподавательская служба: дис… канд. ист. наук. Брянск, 2008; Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII – первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009; Феофанов А.М. Студенчество Московского университета XVIII – первой четверти XIX века. М.: Изд-во Правосл. Св. – Тихоновского гум. ун-та, 2011; Феофанов А.М. Уровень образованности высшей российской бюрократии второй половины XVIII – первой половины XIX века // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия II. История. История Русской православной церкви. 2012. № 1 (44). С. 17–27.
История Московского университета: (вторая половина XVIII – начало XIX века): сб. док. Т. 1. 1754–1755 / отв. ред. Е.Е. Рычаловский; сост., вступ. ст. и прим. Д.Н. Костышина. М.: Academia, 2006; Там же. Т. 2. 1756. М.: Academia, 2011.
История Московского университета… Т. 2. С. 6.
Вишленкова Е.А, Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение, 2012.
Wiszlenkowa E. University Archives as a Cultural Project (Russia, the first Half of the 19th Century) // Rozprawy z dziejow oswiaty / red. J. Schiller. T. XLVIII. Warszawa, 2011. P. 183–198; Ильина К.А. Профессора и бюрократические коммуникации в Российской империи первой трети XIX века // История и историческая память: межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2011. Вып. 4. С. 133–158; Вишленкова Е.А., Ильина К.А. Университетское делопроизводство как практика управления: (опыт России первой половины XIX века) // Вопросы образования. 2013. № 1. С. 232–255; статья Е.А. Вишленковой и К.А. Ильиной «Архивариус: хранитель и создатель университетской памяти» в этой книге.
Историю спасения протоколов в 1812 г. и хранения в частной коллекции М.И. Снегиревым см.: Московский университет и С.-Петербургский учебный округ в 1812 г. / под ред. К.[А.] Военского. СПб.: Министерство народного просвещения, 1912; Эйнгорн В.О. Московский университет, губернская гимназия и другие учебные заведения Москвы в 1812 г.: вып. 1–2. М.: Тип. т-ва А.А. Левенсона, 1912; Любавский М.К. Московский университет в 1812 г. М.: Изд-во имп. общ-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те, 1913; Андреев А.Ю. 1812 год в истории Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. СПб.: Министерство народного просвещения, 1902; Он же. Очерки по истории системы народного просвещения в России в XVIII веке. Т. 1. СПб.: Тип. М.А. Александрова, 1912; Любавский М.К. Московский университет в 1812 г.
Пенчко Н.A. Основание Московского университета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1953.
Документы и материалы…
«В тех случаях, когда текст протокола представляет собой… латинский перевод, пересказ или даже простой перечень приложенных к нему в подлиннике русских документов, обычно со стандартной резолюцией конференции “доложить куратору”». См.: Документы и материалы… Т. 2. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961. С. 17–18.
Там же. Т. 2. С. 17–18; Т. 1. С. 36.
Там же. Т. 1. С. 187.
Такая возможность расширилась после появления в 1998 г. факсимильного издания: Шевырёв С.П. История императорского Московского университета, написанная к столетнему его юбилею: 1755–1855: ротапринтное издание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.
Документы и материалы… Т. 1. С. 135.
Присутствовали профессора Филипп Генрих Дильтей, Иоганн Генрих Фромман, Иоанн Матисс Шаден, Иоганн Христиан Керштенс.
Документы и материалы… Т. 1. С. 135.
A History of the University in Europe / W. Ruegg (ed.): Vol. 1. Universities in the Middle Ages / H. De Rudder-Symoens (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1992; Vol. 2. Universities in Early Modern Europe (1500–1800) / H. De Ridder-Symoens (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 1996; Vol. 3. Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800–1945) / W. Ruegg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2004; Vol. 4. Universities since 1945 / W. Ruegg (ed.). Cambridge: Cambridge University Press, 2011; Андреев А.Ю. Российские университеты…
В течение года был объявлен профессором приехавший из Санкт-Петербурга Поповский, затем прибыли из-за рубежа в соответствии с заключенными контрактами профессора Фромман и Дильтей (впоследствии количество профессоров увеличилось).
Постепенно выяснилось, что назначенного первоначально одного заседания в неделю недостаточно, и решено было собираться по два раза в неделю.
Проект об учреждении Московского университета, 12 января 1755 г. § 7 // Пенчко Н.А. Основание Московского университета. Прил. 2. С. 160–161. В электронном виде см.: Проект об учреждении Московского университета. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/Ustavi/U1755.htm (дата обращения 4.11.2012).
Документы и материалы… Т. 2. С. 117.
Конференция заседала с участием директора. В отсутствие его в нее включались асессоры канцелярии, а с февраля 1757 г. и ректор (Шаден) получил право присутствия на конференции «за особливым столом». См.: Документы и материалы… Т. 1. С. 36.
Пенчко Н.А. Указ. соч. С. 153.
О функциях директора и канцелярии см.: Пенчко Н.А. Указ. соч. С. 54–56. См. также: Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской академии наук. Л.: Наука, 1977. С. 112–113.
Пенчко Н.А. Указ. соч.
Фуко М. Власть и знание // Фуко М. Интеллектуалы и власть: избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2002. С. 290.
Элиас Н. О процессе цивилизации: социогенетические и психогенетические исследования. М.; СПб.: Университетская книга, 2001; Идея воспитания «нового человека» в эпоху Просвещения в странах Западной Европы и России // Теория и практика воспитания «нового человека» в истории педагогики (социально-политический аспект): сб. науч. тр. / под ред. Г.Б. Корнетова, О.Е. Кошелевой. М.: Ин-т теории и истории педагогики РАО, 2008.
О специфике патронажа в сфере российской науки XVIII в. см.: Кулакова И.П. И.И. Шувалов и Московский университет: тип «просвещенного покровителя» (к постановке проблемы) // Философский век: альманах. Вып. 8. Иван Иванович Шувалов (1727–1797): просвещенная личность в российской истории: к 275-летию Академии наук. СПб.: С.-Петерб. центр истории идей, 1998; Она же. Михаил Ломоносов: жизненные стратегии в контексте эпохи // Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2011. № 4. С. 26–28.
Скорее всего, тут не обошлось без влияния М.В. Ломоносова, настрадавшегося от бюрократов в Академии наук; решительно против деятельности канцелярии высказывается в своей записке и Герхард Фридрих Миллер, указывая на отсутствие ее существенной роли в европейской академической традиции.
«Подчиненные коллегиям, следовательно, и университету, судебные места… совсем указов канцелярии университета не исполняют… оному видно иного способу нет… как принесть жалобу правительствующему Сенату». Результатом жалобы стал указ от 22 декабря 1757 г., подтвердивший привилегии университета. См.: Документы и материалы… Т. 1. С. 60, 309.
См., например, протокол заседания конференции от 2 октября 1759 г.: Там же. С. 154.
Например: «На нынешней неделе отпущено бумаги: в 1 ящике под № 1 миттель роайль тридцать стоп, еще в пяти ящиках под № 3 заморской комментарной» и т. д. См.: Там же. С. 107. И тут же: «Я слышал, что некоторые ученики взяли свои от университета увольнении, о которых мне неизвестно. Того ради изволите прислать мне их имена… Учителя Соловьева – я слышу, что он человек весьма прилежный и знающий – отпускать жаль. Если можно – стараться его уговорить и удовольствовать…» См.: Там же. С. 107–108.
Шувалов сам признавал, что, латая дыры, вынужден был рассматривать подопечные ему Московский университет и Академию художеств как «сообщающиеся сосуды»: «Оба сии училища, под моим одним будучи правлением, часто заимообразно деньги имели». См.: В правительствующий Сенат императорского московского университета от куратора И.И. Шувалова доношение // ЧОИДР. 1858. Т. 8. С. 70, 72.
Документы и материалы… Т. 1. С. 311.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 25. Кн. 13. 1762–1765. Гл. 3: Продолжение царствования императрицы Екатерины II Алексеевны: 1763 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv25p3.htm (дата обращения 7.11.2012).
Андреев А.Ю. Российские университеты… С. 270.
Протоколы заседаний конференции императорской Академии наук с 1725 по 1803 г. Т. 1. СПб.: Тип. имп. Академии наук, 1897; Т. 2. СПб.: Тип. имп. Академии наук, 1899.
Документы и материалы… Т. 1. С. 24.
Там же. Т. 1. С. 27. Внеплановые собрания конференции назывались экстраординарными.
Там же. С. 27, 28. Копии писем отсутствуют.
Там же. С. 30, 33.
За исключением двух кратких записей.
Университет начинает пользоваться подготовленными им кадрами: секретарем конференции становится Борис Салтыков, воспитанник гимназии первого набора, после окончания за успехи произведенный в прапорщики и взятый на представление Шувалову в Санкт-Петербург (См.: Там же. С. 109). Впоследствии, отправленный в Швейцарию, стал посредником Шувалова и Вольтера, вольнодумцем и писателем.
Подбор кадров осуществлял сам Шувалов. И.И. Мелиссино прошел в университете все ступени – от асессора канцелярии до директора (в 1757–1763 гг.). При нем в университете была устроена больница с аптекой и открыт оберж. При кураторе Адодурове он предпочел перевестись в Синод обер-прокурором, а через восемь лет вернулся в университет куратором. Мелиссино (вместе с М.М. Херасковым) стал инициатором основания университетского Благородного пансиона при Московском университете.
Документы и материалы… Т. 1. С. 111.
Там же. С. 112, 115 и т. д.
Документы и материалы… С. 154.
Там же. С. 119.
Там же. С. 113.
Там же. С. 143.
Николай Билон (ум. 1765): не позднее чем с 1757 г. – учитель, с 1759 г. – лектор французского языка и словесности, автор неизданных учебников грамматики. Был секретарем с 1759 по 1764 г. включительно.
Документы и материалы… Т. 1. С. 275.
Там же. Т. 3. С. 356, 359, 362 и т. д.
Генерал-майор, он сменил на этом посту скончавшегося куратора Л.Л. Блюментроста (тот недолго и лишь номинально был куратором). Веселовский до своего кураторства был дипломатом, он служил при различных дворах Европы и с воцарением Екатерины II ушел в отставку «по собственному желанию».
Вишленкова Е.А. Казанский университет Александровской эпохи: альбом из нескольких портретов. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2003. С. 80–86; Костина Т.В. Академик С.Я. Румовский и Казанский университет: историографический контекст // Академия наук в истории культуры России XVIII–XX веков / отв. ред. Ж.И. Алферов. СПб.: Наука, 2010. С. 81–101.
В отсутствие Лангера протоколы велись профессором медицинского факультета Керштенсом. См.: Документы и материалы… Т. 2. С. 20.
Там же. С. 39.
Документы и материалы… С. 117.
Там же. С. 310.
Инцидент подробно рассмотрен в кн.: Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет. М.: Медицина, 1996. С. 111–115. Правда и то, что через два года студенты в количестве 21 были вновь затребованы – теперь для работы в Уложенной комиссии.
Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkeley: University of California Press, 1984.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта «Культура университетской памяти в России: механизмы формирования и сохранения», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2012 г.
Иванов А.Е. Высшая школа России в конце ХIX – начале ХХ века. М.: Академия наук СССР, Ин-т истории СССР, 1991. С. 208.
Там же. С. 319–320.
В общественном сознании конца ХIX – начала ХХ века под понятием «профессор» подразумевался всякий, кто профессионально занимался наукой и ее преподаванием.
Кравец Т.П. От Ньютона до Вавилова: очерки и воспоминания. Л.: Наука, 1967. С. 200.
Усманова Д.М. Профессора и выпускники Казанского университета в Думе и Государственном совете России: 1906–1917. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002.
Рассмотрено 936 послужных списков.
Сыновья личных дворян, чиновников, обер-офицеров (до капитана включительно), врачей, провизоров, частнопрактикующих юристов, художников, учителей, инженеров.
Сыновья купцов, почетных граждан.
Иванов А.Е. Высшая школа России… С. 207; Цыганков Д.[А.] Московский университет в городском пространстве начала ХХ века // Университет и город в России: (начало ХХ века) / под ред. Т. Маурер, А.[Н.] Дмитриевa. М.: Новое литературное обозрение, 2009. С. 434.
«Профессорские стипендиаты» были двух категорий: проходившие научную подготовку при российских университетах и «заграничные», т. е. командированные для подготовки магистерских диссертаций в университеты европейские. В 1900 г. первых было 184, а вторых – всего 19; в 1913 г. – 465 и 33 соответственно. См.: Иванов А.Е. Ученые степени в Российской империи: ХVIII век – 1917 год. М.: ИРИ РАН, 1994. С. 81. Для удовлетворения собственных потребностей в преподавателях прикладных дисциплин имели «профессорских стипендиатов» и инженерные институты. Правда, по завершении подготовки они получали не ученые степени, а ученые звания профессоров, адъюнкт-профессоров, адъюнктов и пр.
Иванов А.Е. Высшая школа России… С. 21.
Труды высочайше учрежденной Комиссии по преобразованию высших учебных заведений. Вып. IV. СПб.: Тип. В. Безобразова, 1903. С. 132–133.
Шаповалов В.А., Якушев А.Н. Историко-статистические материалы по университетам России о количестве лиц, утвержденных в ученых степенях и учено-практических медицинских званиях (1794–1917 гг.): справ. пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 1995. С. 148–203 (подсчет наш. – А.И., И.К.).
Там же.
Иванов А.Е. Высшая школа России… С. 208.
Волобуев П.В. Русская наука накануне Октябрьской революции // Вопросы истории естествознания и техники. 1987. № 3. С. 7.
Вернадский В.И. Перед съездом // Вернадский В.И. Публицистические статьи. М.: Наука, 1995. С. 176–177.
Там же. С. 176.
Лебедев П.Н. Собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 339.
Никс Н.Н. Московская профессура во второй половине XIX – начале XX века. М.: Новый хронограф, 2008. С. 94.
Щетинин Б.А. Первые шаги: (из недавнего прошлого) // Московский университет в воспоминаниях современников. М.: Современник, 1989. С. 549.
Блонский П.П. Мои воспоминания. М.: Педагогика, 1971. С. 52.
Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий: воспоминания 1881–1914. М.: Искусство, 1996. С. 47.
Вишняк М.[В.] Дань прошлому. Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1954. С. 52–53.
Никс Н.Н. Указ. соч. С. 95.
Щетинин Б.А. Указ. соч. С. 539–540.
Там же. С. 540.
Цит. по: Никс Н.Н. Указ. соч. С. 107–108.
Гукасян А.Г. А.А. Остроумов и его клинико-теоретические взгляды. М.: Госмедиздат, 1952. С. 22.
Памяти Михаила Ивановича Коновалова. М.: [б.и.], 1908. С. 14.
ГАРФ. Ф. 63. 1909/1910. Д. 26. Т. III. Ч. II. Л. 1.
Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988 [Электронный ресурс]. URL: http://bookz.ru/authors/vernadskii-vladimir/hist-rus/1-hist-rus.html (дата обращения 3.11.2012).
Петров Ю.А. Российская экономика в начале ХХ века // Россия в начале ХХ века / под ред. акад. А.Н. Яковлева. М.: Новый хронограф, 2002. С. 186–187.
Иванов А.Е. Профессорско-преподавательский корпус высшей школы России конца ХIX – начала ХХ века: общественно-политический облик // История СССР. 1990. № 5. С. 61.
Дудина Л.А. Экономические взгляды Александра Ивановича Чупрова: дис… канд. экон. наук. М., 1998.
Есиков С.А. Агрокультура: традиции и новации // Очерки русской культуры: конец ХIX – начало ХХ века. Т. 1. Общественно-культурная среда. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 656.
Определение Г.И. Щетининой.
Орлов В.И. Студенческое движение Московского университета. М.: Всесоюзное общество политкаторжан, 1934. С. 99–101.