Еще Эвмей, божественный свинопас, говорил Одиссею: «Вредно спать сверх меры». Любое излишество неблагоприятно влияет на человека. Сон не исключение. Например, излишний сон у ребенка способствует флегматичности, задерживает умственное развитие, нарушает функции пищеварения и кровообращения. В зрелом возрасте много спят лица, находящиеся на низком уровне развития, со сниженным интеллектом. Миклухо-Маклай при изучении жизни папуасов обратил внимание на то, что они много спят и могут уснуть практически в любом положении. Наполеон, Цезарь спали по четыре часа в сутки, этот список можно продолжить.
А может ли человек полностью обходиться без сна? Лишение сна ближе к хронической бессоннице, поэтому симптомы заболевания те же, но уже более тяжелые. Правда, есть здесь и свои особенности. Лишение пищи и воды отражается на человеке болезненно, вплоть до наступления летального исхода. Есть определенные границы во времени, при пересечении которых организм прекращает свою жизнедеятельность. То же самое происходит и со сном. Часто лишение сна применялось во время пыток. Пётр Кропоткин в «Записках революционера» писал, что Д. Каракозову после покушения на Александра III не давали спать жандармы, круглосуточно дежуря около него. Лишением сна наказывали и за преступления. В Китае одному купцу за убийство своей жены постоянно не давали спать. Он умер на 19-е сутки. Персей, последний царь македонский, будучи разбитым римским полководцем Эмилием Павлом при Пидне (168 г. до н.э.), был взят в плен. Римляне, не давая ему спать, довели до смерти.
Под наблюдением врачей с целью получения научных данных проводятся эксперименты с добровольцами. В 1959 году 32-летний англичанин Питер Трап провел без сна 200 часов. Однако спустя некоторое время 18-летний мексиканский студент Ренди Гарднер побил этот рекорд, пробыв в состоянии непрерывного бодрствования 264 часа. Опыты проводили и на животных. Щенки собак через 4—6 суток погибали. После вскрытия у них было обнаружено кровоизлияние в мозг. Взрослые собаки не погибали, но у них находили изменения в лобных долях мозга. У кроликов обнаруживались серьезные нарушения в стволе головного мозга и в спинном мозге. Рассматриваемый вопрос о сне лишний раз закрепляет то правило, что в природе нет ничего бессмысленного, и везде должна присутствовать норма.
Наши сны – внутренний психоаналитик, говорящий образами. Это та книга, которую необходимо читать между строк, выискивая скрытую логику. Ни в коем случае не следует придавать сновидениям ореол таинственности. Чем меньше мы имеем тайн, тем больше получаем света, тем легче становится жизнь наша и наших близких, хотя, как же прожить без тайн, если сама жизнь – является таинством, таинством же являются и существующие разновидности, или, как говорят учёные, – патологии сна:
Летаргический сон – (греч. lethe – забвение, argia – бездействие). Причины возникновения, из-за редчайших случаев проявления, точно не обнаружены. Продолжительность летаргического сна – от нескольких часов до нескольких дней и даже недель. Отмечены отдельные случаи многолетнего сна, но только с сохранением возможности приема пищи и отправления естественных надобностей. В тяжелых, очень редких случаях, встречается картина мнимой смерти: кожа холодная и бледная, зрачки не реагируют, дыхание и пульс трудно обнаружить, сильные болевые раздражители не вызывают реакции. Захоронение заживо таких лиц невозможно, так как обычно человека хоронят на третьи сутки. К этому же времени четко должны проявиться (при смерти) трупные признаки. Опасности для жизни летаргия не представляет? Что это: болезнь или симуляция? Отчего возникает? Как выйти из этого состояния и как его избежать? Хотелось бы найти ответы на эти вопросы.
Одно из летаргических состояний – катотонический ступор (от греческого – «обездвиженность»). Оно встречается при некоторых видах психических расстройств и сопровождается понижением обмена веществ, снижением артериального давления, отсутствием реакции на звуки и боль. При этом человек может слышать все происходящее вокруг, но не в состоянии пошевелить ни рукой, ни ногой.
Яркий пример такого ступора был описан великим русским физиологом Павловым, длительное время наблюдавшим за необычным состоянием пациента одной из психиатрических клиник – Иваном Качалкиным. В общей сложности странный пациент, время от времени погружающийся в тяжкий сон, «пролежал живым трупом без малейшего произвольного движения и без единого слова» почти четверть века, из них двадцать лет (с 1898 по 1918 год) – беспробудно. Придя в себя, Качалкин, ставший петербургской достопримечательностью, поведал, что во время затянувшегося «сна» понимал все вокруг него происходящее, помнил разговоры медперсонала, но «чувствовал страшную, неодолимую тяжесть в мускулах, так что ему было даже трудно дышать». Из ступора Качалкина (ревностного монархиста), впервые впавшего в это состояние после известия об убийстве царя Александра II, окончательно вывело потрясение, которое он испытал, узнав из разговоров больничного персонала о расстреле семьи Николая II. Пришедший в себя пациент прожил недолго. Спустя несколько недель он умер вследствие «упадка сердечной деятельности.
Если уж и говорить сегодня о летаргии, то скорее об истерической его разновидности – летаргии психогенной, возникающей у людей излишне эмоциональных как защитная реакция на сильный стресс. В отличие от летаргии истинной, истерический сон больше двух-трех дней, как правило, не длится. При этом отключившийся от общения с внешним миром человек время от времени приходит в себя (для физиологических отправлений), а затем вновь впадает в забытье, и так же неожиданно может из него выйти.
В летаргии (какой бы природы она ни была) еще очень много непонятного и загадочного. Одни считают ее болезнью нарушения обмена веществ (правда, что первично, что вторично – неизвестно). Другие – одной из разновидностей патологии сна. Поводом для возникновения последней версии послужило любопытное исследование американского врача Юджина Азеринского, результаты которого были опубликованы в 1953 году. А в реальной жизни впасть в летаргический сон люди боялись испокон веков. Ведь существовала опасность быть погребенным заживо. Например: знаменитый итальянский поэт Франческо Петрарка в возрасте 40 лет тяжело заболел. Однажды он потерял сознание, его сочли умершим и собирались хоронить. Очнулся поэт практически уже у собственной могилы. После этого он прожил еще 30 лет. В Англии до сих пор существует закон, по которому во всех моргах должен быть колокол с веревкой, чтобы внезапно оживший смог колокольным звоном позвать на помощь.
Вот что думает об этом знаменитый американский писатель и поэт Эдгар Аллан По: «Быть погребённым заживо – без сомнений одна из ужаснейших пыток, когда-либо выпадавших на долю смертному. Никто не станет отрицать, что такое случается часто». Это отрывок из рассказа писателя «Преждевременное погребение». Далее Эдгар По пересказывает две подлинные истории о заживо погребённых, которые произошли в первой половине девятнадцатого века.
Жена балтиморского адвоката заболела непонятной болезнью, которая поставила врачей в тупик. Несчастная чахла день ото дня и умерла. Она лежала холодная, без пульса, с неподвижным потухшим взглядом. Смерть была мнимой, но ни любящий муж, ни родственники этого не смогли определить. Через три дня, как положено, её похоронили в семейном склепе. Прошло три года. Умер ещё один родственник. Склеп вскрыли, чтобы поставить туда гроб. Когда муж открыл дверь, на него повалился скелет жены в ещё неистлевшем саване. Полиция провела тщательное расследование и установила: «покойная» очнулась дня через два после погребения. Вначале она билась в гробу: тот упал на пол. Выбравшись из расколовшегося гроба, женщина, пытаясь привлечь внимание, стучала его обломками в железную дверь склепа. Полностью ослабев без пищи и воды, она потеряла сознание и, падая, зацепилась саваном за дверную скобу. В этом положении несчастная умерла и истлела.
Вторая история не менее жуткая чем первая. Артиллерийский офицер объезжал лошадь, был сброшен ей на землю, ударился головой о камень и потерял сознание. Медики пустили ему кровь, приняли другие меры, пытаясь привести человека в чувство, но всё было бесполезно. Пострадавшего посчитали умершим и, по истечению положенного срока, похоронили. Дело было летом, и погода стояла жаркая. По всей видимости могильщики, томимые солнечным пеклом, выполнили свою работу недобросовестно и зарыли гроб с несчастным очень небрежно. Через три дня на кладбище пришла ещё одна похоронная процессия. Один из скорбящих стоял в стороне и вдруг почувствовал, что земля под ним шевелится. Он испуганно шагнул в сторону и позвал людей. Место было могилой недавно похороненного офицера. Взяв лопаты, её разрыли. Яма оказалась неглубокой, кое-как забросанная мягкой землёй. «Мертвец» сидел в гробу; крышка была сорвана и приподнята. После того, как мужчину доставили в больницу, он рассказал, что когда очнулся, то даже слышал шаги людей над своей головой. Видимо, почва была настолько рыхлой, что воздух спокойно поступал в место невольного и жуткого заточения артиллерийского офицера.
Бывают и комические случаи, связанные с летаргией. Один из них имел место в прекрасной Франции в восьмидесятые годы девятнадцатого столетия. В одном из богатых домов, прямо за столом, потерял сознание глава семейства. Его положили на кровать и вызвали врача. Тот приехал, проверил пульс, дыхание; вердикт был неутешительный – уважаемый человек, к сожалению, мёртв. Скорбящие родственники, уже возле непогребённого тела, перегрызлись из-за наследства. Завуалированные оскорбления, колкости, язвительные замечания вскоре перешли в базарные разборки, сотрясавшие воздух в помещении, где лежал, безвременно ушедший в мир иной, владелец огромного состояния. Кстати, в пылу баталий, досталось и ему. Но самое интересное случилось в церкви при отпевании. Покойный восстал из мёртвых: сел в гробу, чем поверг в шок всех присутствующих. О дальнейшем можно лишь догадываться. Но скорее всего новое завещание хозяина семейства не заставило себя долго ждать.
В наше время, при современном уровне медицины, такие проколы практически невозможны. Как бы ни был глубок летаргический сон, специалист всегда может определить – умер человек или впал в летаргию. Ведь в организме жизненно необходимые процессы не прекращаются. Сердце работает, но сокращается не шестьдесят-восемьдесят раз в минуту, а только два-три раза. Эти сокращения очень слабые и едва заметные. Дыхание практически не чувствуется, а поднесённое ко рту зеркало не запотевает. Тело становится холодным, так как кровообращение очень медленное. В результате человек находится в состоянии между жизнью и смертью, но мозг, печень и другие жизненно важные органы живут, а вот когда они смогут полностью восстановить свои функции – это только богу известно.
Вызывает интерес и такой факт, что при летаргии вся психика человека затормаживается: умственные способности больного не развиваются, интеллект застывает на возрастной отметке начала сна. Биологический возраст также замирает на месте. Правда после «пробуждения» процесс старения идёт семимильными шагами, и в очень короткий срок паспортный возраст начинает отражаться на лицах, вышедших из летаргического сна людей.
Из-за чего же возникает летаргия? Почему некоторые из нас способны погрузиться в глубокий и безмятежный (на первый взгляд) сон. Современная медицина называет такую причину, как последствия тяжёлой психической травмы. Летаргический сон в этом случае выступает как особого рода самозащита. Организму необходимо пережить пиковую стрессовую ситуацию, и он включает защитные механизмы. Такие сны обычно недолги и кратковременны. Другая причина летаргии – органическое заболевание мозга. Особая форма такого сна наблюдается при так называемой кататонии, нервно-психической болезни, которая встречается у больных шизофренией. От стрессов и сильных нервных переживаний не застрахован ни один человек. Есть правда очень «толстокожие» люди, но и они имеют свою «ахиллесову пяту», поражение которой может привести к серьёзному психическому шоку. Так что же, получается – все мы потенциально склонны к летаргии?
В летаргический сон могут впасть здоровые люди с определённым складом ума. Если у человека очень ранимая и легко возбуждаемая психика, повышенная мнительность, неуверенность в ближайшем будущем, постоянная нервозность и навязчивые чёрные мысли, то с вероятностью один к ста тысячам мнимая смерть может быть спровоцирована непрерывной чередой событий, требующих огромного нервного напряжения.
Пример тому – великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852). Ходят упорные слухи, что при перезахоронении его тела в 1931 году, когда гроб был вскрыт, присутствующие увидели странную картину: тело лежало на боку, голова упиралась в боковую стенку, два пальца на правой руке писателя были сломаны, а на крышке гроба с внутренней стороны имелись застарелые царапины.
Правда это или нет? Скорее всего, выдумка людей, которые не могут жить без сенсаций. Но, учитывая психологический портрет великого классика, можно с допустимой долей уверенности сказать, что Николай Васильевич вполне мог оказаться в той небольшой процентной доле людей, которые предрасположены к летаргии. Вся его жизнь – это постоянные метания и сомнения тонкой творческой натуры. Взвалив на себя непосильную задачу через силу слова указать людям путь к идеалу, возрождению человеческого духа, он с отчаянием убеждает себя, что у него ничего не получается. Ему кажется, он недостаточно убедителен в своих произведениях, недостаточно искренен, далёк от жизненной правды. Результатом становится то, что в 1845 году он сжигает второй том рукописи «Мёртвые души». Затем несколько лет психологических страданий и самоистязаний. Каждый день для него духовная пытка: надежды, разочарования, сомнения в правильности своих идей. Уже на грани полного нервного истощения, в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, Гоголь сжигает новую редакцию второго тома «Мёртвые души», а утром 21 февраля великий писатель умирает.
Была ли смерть мнимой или реальной – этого мы уже никогда не узнаем. Может истощённый от многолетней внутренней борьбы мозг запросил пощады и временно отключил все жизненно важные органы, погрузив классика в спасительный летаргический сон, а может подорванное непрерывными страданиями сердце не выдержало и остановилось. В любом случае финал наступил от неимоверных нервных перегрузок, которые способны убить любого человека не хуже, чем яд или кинжал.
Летаргия напрямую связана с деятельностью человеческого мозга, ведь главная его задача – это поддерживать наш организм в нормальном, рабочем состоянии. Если чёрные разрушительные мысли начинают доминировать в сером веществе, то оно вынуждено спасать себя и все подконтрольные органы любыми способами. Летаргический сон один из них.
И в заключении нельзя не сказать, что душевное равновесие, спокойное, ироническое отношение к жизни навсегда обезопасят любого из нас от такого малоприятного и малоизученного заболевания как летаргия и дадут долгие годы счастливого и безмятежного бытия на этой прекрасной земле.
В своём рассказе «Береника» (1835 г.) Эдгар По описывает историю двух смертельно больных возлюбленных, в конце которого герой в состоянии сомнамбулического сна совершил жуткий поступок по отношению к героине, впавшей в летаргию: «Но вот мои грезы прервал крик, в котором словно слились испуг и растерянность, а за ним, чуть погодя, загудела тревожная многоголосица, вперемешку с плачем и горькими стенаниями множества народец. Я встал и, распахнув дверь библиотеки, увидел стоящую в передней заплаканную служанку, которая сказала мне, что Береники… уже нет. Рано утром случился припадок падучей, и вот к вечеру могила уже ждет ее, и все сборы покойницы кончены… Оказалось, я в библиотеке и снова в одиночестве. Я чувствовал себя так, словно только что проснулся после какого-то сумбурного, тревожного сна. Я понимал, что сейчас полночь, и ясно представлял себе, что Беренику схоронили сразу после заката. Но что было после, все это тоскливое время, я понятия; не имел или, во всяком случае, не представлял себе хоть сколько-нибудь ясно. Но память о сне захлестывала жутью, – тем, более гнетущей, что она была необъяснима, ужасом, еще более чудовищным из-за безотчетности. То была страшная страница, истории моего существования, вся исписанная неразборчивыми, пугающими, бессвязными воспоминаниями. Я пытался расшифровать их, но ничего не получалось; однако же все это время, все снова и снова, словно отголосок какого-то давно умолкшего звука, мне вдруг начинало чудиться, что я слышу переходящий; в визг пронзительный женский крик. Я в чем-то замешан; в чем же именно? Я задавал себе этот вопрос вслух. И многоголосое эхо комнаты шепотом вторило мне: «В чём же?»
На столе близ меня горела лампа, а возле нее лежала какая-то коробочка. Обычная шкатулка, ничего особенного, и я ее видел уже не раз, потому что принадлежала она нашему семейному врачу; но как она попала сюда, ко мне на стол, и почему, когда я смотрел на нее, меня вдруг стала бить дрожь? Разобраться ни в том, ни в другом никак не удавалось, и в конце концов взгляд мой упал на раскрытую книгу и остановился на подчеркнутой фразе. То были слова поэта Ибн-Зайата, странные и простые: «Dicebant mihi sodales, si sepulchrum amicae visitarem, curas meas aliquantulum fore levatas». Но почему же, когда они дошли до моего сознания, волосы у меня встали дыбом и кровь застыла в жилах?
В дверь библиотеки тихонько постучали, на цыпочках вошел слуга, бледный, как выходец из могилы. Он смотрел одичалыми от ужаса глазами и обратился ко мне срывающимся, сдавленным, еле слышным голосом. Что он сказал? До меня доходили лишь отрывочные фразы. Он говорил о каком-то безумном крике, возмутившем молчание ночи, о сбежавшихся домочадцах, о том, что кто-то пошел на поиски в направлении крика, и тут его речь стала до ужаса отчетливой – он принялся нашептывать мне о какой-то оскверненной могиле, об изувеченной до неузнаваемости женщине в смертном саване, но еще дышащей, корчащейся, – еще живой. Он указал на мою одежду: она была перепачкана свежей землей, заскорузла от крови. Я молчал, а он потихоньку взял меня за руку: вся она была в отметинах человеческих ногтей. Он обратил мое внимание на какой-то предмет, прислоненный к стене. Несколько минут я присматривался: то был заступ. Я закричал, кинулся к столу и схватил шкатулку. Но все никак не мог ее открыть – сила была нужна не та; выскользнув из моих дрожащих рук, она тяжело ударилась оземь и разлетелась вдребезги; из нее со стуком рассыпались зубоврачебные инструменты вперемешку с тридцатью двумя маленькими, словно выточенными из слонового бивня костяшками, раскатившимися по полу врассыпную.» Это, наверное, самое страшное описание сюжета с патологией сна, недаром Эдгар Аллан По считается родоначальником «готической новллы» Хождение во время сна