Быть духовным – значит быть пробужденным. Кому-то из нас пришлось пробудиться вследствие жизненных передряг, когда суровая реальность просто не оставила иных шансов. А кто-то раз за разом сталкивается с препятствиями на своем жизненном пути, но все еще остается спящим на ходу. И к большому сожалению, эти люди рискуют так никогда и не узнать, что их мог ждать совсем иной путь. Лучший для них.
А пока вас не встряхнула жизнь и вы не обзавелись горьким опытом, предлагаю вариант: научиться слушать. Я не стану просить вас соглашаться со всем тем, что буду излагать в этой книге. Нет, мы будем учиться слушать и слышать. Ведь не столь важно, соглашаетесь ли вы со мной или нет: согласие и не согласие – это скорее про слова и концепции. А они, в свою очередь, не имеют ничего общего с сутью. Суть невозможно выразить словами. Она обнаруживается спонтанно, в результате определенных размышлений. Вы сможете отыскать суть в ходе прочтения книги. Но для этого от вас требуется быть заинтересованными и открытыми к поиску чего-то нового.
Опять-таки, вы можете соглашаться со мной или нет, это не так важно, ведь большая часть того, о чем я пишу, – теория. А ни одна теория не может в полной мере охватить реальную суть вещей. Я буду говорить с вами не о самой сути, а о препятствиях на пути к ее постижению. Я не смогу описать их суть. Как, впрочем, и никто другой. Зато в моих силах помочь вам осознать ваши заблуждения и навсегда избавить от них. Я помогу бросить вызов убеждениям и системе верований, которая делает вас несчастным. Вам придется разучиться действовать так, как вы привыкли. Духовный путь именно это и подразумевает: прекратить делать то, чему нас упорно учили. И быть готовым слышать.
Читая эту книгу, задайте себе вопрос: «Я, как и многие другие, прислушиваюсь к информации, чтобы получить подтверждение тому, что я уже и так знаю?» Понаблюдайте за своими реакциями в ходе чтения. Скорее всего, вы будете напуганы, шокированы или даже возмущены. А возможно воскликните «Отлично!», вычленяя из текста лишь то, что подкрепляет ваши взгляды.
Но вдруг вы готовы прислушаться и принять что-то новое? Это важно понимать. И это непростая задача для спящих людей. Вспомните, Иисус принес благую весть, однако же его отвергли. И не потому, что весть была благой, она была новой. Мы всячески сопротивляемся неизведанному для нас, и чем раньше мы примем этот факт, тем лучше. Мы не хотим впускать в свою жизнь что-то новое, особенно когда это новое влечет за собой трудности, заставляет меняться. А уж тем более если нам придется признать свою неправоту. Однажды на своем тренинге я встретился с 87-летним иезуитом. «Вот бы я мог отмотать шестьдесят лет назад и услышать тогда все то, о чем вы сегодня говорили, – сказал он. – Знаете, я ошибался всю свою жизнь».
Мои ощущения от услышанного были такими яркими, будто я увидел одно из чудес света! Вот это, дорогой читатель, и есть доверие! Быть открытым к тому, чтобы познать суть, и неважно, какие последствия это повлечет за собой, неважно, куда и когда в итоге приведет. Это доверие – не верование, не убеждение – а доверие. Ваши убеждения дают ощущение безопасности, но доверие – это не про безопасность. Вы пребываете в неведении, но готовы идти дальше, оставаясь открытыми, максимально открытыми! Вы готовы слушать и слышать.
Я также хочу подчеркнуть, что быть открытым не значит быть доверчивым. Не нужно бездумно поглощать все, что говорит наставник. Нет, нет. Подвергайте сомнению и то, о чем я буду говорить. Но старайтесь позволять себе быть не только скептически настроенным, но и открытым. Вспомните прекрасные слова Будды: «Монахи и ученые должны тщательно анализировать мои слова так же, как ювелир подвергает анализу золото посредством его плавления, очищения и полировки, и принимать их только после этого – а не из уважения ко мне»[1]. Поступая так, вы обучаетесь слышать, а значит, вы уже на пути к пробуждению.
Порой прослушав простую притчу, получаешь больше пользы, чем после дня, проведенного на ретрите[2]. Все потому, что незаурядные истории могут коснуться самой глубины нашей души.
Я хочу рассказать вам одну из моих любимых притч, которая поразила меня в самое сердце. Она повествует о настоящем счастье.
Это история одного деревенского жителя из Индии. В ней он рассказывает об одном саньясине. Этот саньясин – странствующий монах, который достиг просветления и осознал, что весь мир – это его дом, а небеса – крыша этого дома. Он также осознал, что Господь – отец, который всегда о нем позаботится. И так он странствует от одного места к другому, как мы переходим из одной комнаты нашей квартиры в другую.
– Поверить не могу, – воскликнул деревенский житель, увидев на своем пути саньясина.
Саньясин спросил:
– Во что вы не можете поверить?
– Вы мне приснились прошлой ночью, – ответил деревенский житель.
– Во сне бог Вишну мне сказал, что завтра утром я покину деревню и встречу саньясина. И вот вы предо мной!
– А что еще вам сказал бог Вишну? – спросил саньясин.
– Он сказал, что у вас с собой будет драгоценный камень и вы отдадите его мне. Этот камень сделает меня самым богатым человеком в мире, – ответил житель деревни. – Камень ведь у вас с собой?
Саньясин снял свой заплечный мешок и достал оттуда предмет.
– Такой камень вы видели в своем сне? – спросил саньясин, передавая камень деревенскому жителю.
Деревенский житель не поверил своим глазам. Это был именно тот самый камень – алмаз, размером с его кулак. Он бережно взял этот алмаз обеими руками.
– Я могу его забрать? – спросил он у саньясина.
– Да, конечно, – ответил тот. – Можете его забрать. Я нашел его в лесу.
Деревенский житель взял алмаз и отошел с ним к дереву, чтобы присесть. Он прижал алмаз к сердцу и испытал невероятную радость.
Сегодня подобную радость испытывает большинство людей, которые получают наконец-то то, чего они по-настоящему хотели.
А вы когда-нибудь задумывались, сколько длится это чувство радости? Вот вы теперь с девушкой, о которой мечтали. Либо с парнем. Или вы купили автомобиль. Получили ученую степень. Вот вы лучший ученик в своем классе. Вас взяли на работу мечты. И как долго вы радуетесь этому? Сколько секунд? Или, может, минут?
В итоге вы устаете от того, к чему так стремились, не так ли? И вскоре отправляетесь на поиски чего-то другого. Осознание этой истины ценнее, чем изучение Священного Писания, ведь что вы получите от его изучения, если не постигли простую истину?
Что вы обретете хорошего, не узнав, что значить жить, быть свободным, быть духовным?
Итак, деревенский житель просидел под деревом на окраине своей деревни весь день, не расставаясь с драгоценным камнем и погружаясь в размышления. Ближе к вечеру он пришел к медитирующему саньясину и вернул ему алмаз.
– Я понял, что это не то, что я искал, – сказал он. – Могу ли я обратиться к тебе еще с одной просьбой?
– За какой? – спросил саньясин.
– Можешь помочь мне обрести внутреннее богатство, которое позволяет тебе так легко прощаться с вещью, способной сделать тебя самым богатым человеком в мире?