В просторном деревенском доме жили шмели и люди. Люди жили в доме, а шмели за обшивкой. Жили они мирно. Шмели пыльцу да нектар собирали, люди своими делами занимались. Иногда люди садились на крыльцо и прислушивались к тому, как гудят за обшивкой шмели. То дружно гудят, на одной ноте, то вдруг чей-то низкий бас выделится, словно осуждая остальных: что, мол, жужжите не по делу, а потом – тишина. И через некоторое время снова дружное «жу-у-у».
Так жили люди и шмели из года в год, точнее, из лета в лето, потому что зимой шмели крепко спали, а весной их будили, не без труда проникая под деревянную обшивку, весёлые солнечные лучики.
Но нашёлся среди шмелей один неуживчивый – тесно ему стало за обшивкой; решил он людей из дома выгнать. «Зачем тебе это? – спросили остальные шмели. – Нам и здесь хорошо, а люди большие, им и места нужно больше».
Однако неуживчивый шмель товарищей не слушал. Начал он нападать на людей; в дом с улицы не пускает, а стоит выйти из дома, шмель тут как тут – так и норовит ужалить! Терпели, терпели люди, а шмель не унимается! Вовсю разошелся! Никакого житья от него не стало!
Собрались люди на совет. Хозяин дома предлагал выгнать шмелей из-за обшивки, но женщины их пожалели, тем более что дети привыкли рано засыпать и рано просыпаться под ровное гудение шмелей за стеной. Да и разве другие шмели виноваты, что один с ума сходит? Поговорили и со шмелями, сказали: или успокойте неуживчивого товарища, или меняйте место жительства! Постарались шмели образумить бунтовщика – да куда там! Подумали шмели: погудели, пожужжали и решили: «В деревне пустых домов немало, пусть неуживчивый шмель любой выбирает. А нам и здесь неплохо!»
Обиделся неуживчивый шмель на товарищей, да делать нечего. Улетел он прочь и обосновался в заброшенном доме. Мелких мошек из щелей поразогнал, стал жить-поживать, добра наживать. День живёт – не нарадуется, два живёт – не нарадуется, а на третий заскучал. Шмель – насекомое коллективное. Задумался шмель, под каким предлогом ему к товарищам вернуться. Думал-думал, всю ночь не спал и поэтому первым увидел, как распустились в заброшенном садике около дома диковинные цветы с медовым запахом. Обрадовался шмель, полетел будить товарищей. Стали они все вместе нектар с цветов собирать и за работой забыли прежние разногласия. Вернулся неуживчивый шмель на прежнее место жительства, и зажили шмели и люди лучше прежнего!