Необходимо подвести детей к пониманию того, что все люди – независимо от пола, языка, на котором говорят, места рождения и проживания, религии – рождаются свободными и равными в своих правах. В свободное от занятий время рассмотрите с детьми альбом с фотографиями людей разных национальностей; обратите внимание на их одежду, предметы быта. Покажите на карте, где живут эти народы.
Большую помощь в работе окажет чтение стихов, сказок, пословиц и поговорок, внушающих добрые чувства и благородные мысли, побуждающих к хорошим поступкам, способствующих нравственному становлению личности ребенка.
Приобщая детей к миру взрослых, расскажите им о взаимосвязи и взаимодействии всего живого на нашей планете; познакомьте их с Красной книгой, в которой содержатся сведения о редких, исчезающих растениях и животных; объясните, кто такие браконьеры.
Познакомьте детей с понятиями «закон», «юрист», «судья» и основным законодательным документом нашей страны – Конституцией Российской Федерации. Составьте вместе с детьми свод правил поведения в группе, на улице и т. д.; книгу правил в картинках.
Можно провести экскурсию в муниципалитет, где работает руководство округа; объяснить детям, что микрорайон – это небольшое государство в нашем большом государстве; рассказать, что главой нашего государства является президент, который руководит правительством, следит за составлением законов и за тем, как они исполняются.
Очень важно провести беседу о семье, в ходе которой дети расскажут о правилах, которые соблюдаются в их семьях; о том, что разрешается и что запрещается; за какие поступки их могут наказать, а за какие – похвалить.
Материал. Конституция РФ, иллюстрации с изображением детей, животных и их детенышей; картинки с различными ситуациями (правила поведения в общественных местах, в быту).
Предварительная работа. Беседы о правилах поведения взрослых и детей; рассматривание ситуационных картинок; чтение произведения С.Михалкова «Праздник непослушания», стихов, поговорок, пословиц по теме.
В начале занятия педагог читает стихотворение:
На свете живут
Разноцветные дети,
Живут на одной
Разноцветной планете.
И эта планета
На все времена
У всех разноцветных
Всего лишь одна.
Ведь правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете
Хозяева – дети!
Воспитатель. Многие родители в честь рождения ребенка сажают дерево. Представьте себе, какой огромный и красивый получился бы сад, если бы все взрослые сделали это! Скажите, что нужно для того, чтобы выросло дерево? (Семена, земля, свет, тепло, удобрения.) А как вы думаете, человека вырастить просто? (Ответы детей.) Что для этого нужно? (Любовь, ласка, терпение, умение.) Где начинается жизнь маленького человека? (Дома, в семье.) Кто о нем заботится? (Мама, папа, дедушка, бабушка, старшие братья и сестры.) Как заботятся? (Кормят, одевают, гуляют, играют.) Правильно, но этого недостаточно. Маленького человека надо научить жить. Ребенок знакомится в семье с правилами поведения: как любить и быть ласковым с близкими, не кричать, аккуратно есть, убирать на место игрушки, не трогать спички, розетку, помогать взрослым и т. д. А что бывает, когда дети не слушают своих родителей? (Ответы детей.) Да, их наказывают.
Одному мальчику не понравилось, когда мама поставила его в угол за то, что он просил мороженое. Он очень переживал. И вдруг в окно кто-то постучал. Это был воздушный змей, который предложил унести малыша в такое место, где никто никого не наказывает. Мальчик согласился, и они улетели. Вам эта история знакома? Ее описал Сергей Михалков в книге «Праздник непослушания». В этой книге рассказывается о городе, где дети творили что хотели: ходили на головах, ели клубничное, ванильное, малиновое, ананасовое мороженое большими ложками из больших тарелок, затеяли игру в шарики из мороженого, разрисовали все заборы, витрины, курили, задыхаясь от дыма, и никто им не сделал ни одного замечания, так как их мамы и папы, дедушки и бабушки бросили непослушных детей и ушли из города. И очень скоро по улицам города стали ходить бледные, неумытые, нечесаные, с больными животами, невыспавшиеся дети. Цветы в домах завяли, канарейки нахохлились. Мальчику скоро все это надоело, и он попросил змея вернуть его домой. Вы спросите, чем закончилась эта история? Змей нашел родителей, передал им письмо от детей, которые просили прощения и навели порядок в городе; и снова вернулись в город все взрослые. Так закончился «Праздник непослушания».
Какой вывод мы с вами можем сделать? Люди всегда должны выполнять определенные правила поведения: дома, в детском саду, в транспорте, на улице, в школе, на работе. Какие вы знаете правила? (Переходить улицу только на зеленый свет, уступать дорогу старшим, вежливо разговаривать друг с другом, не драться, не кричать и т. д.)
Все правила для взрослых записаны в книге, которая называется Конституция Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др. В жизни нет больших или маленьких дел. Добросовестное отношение к любому делу укрепляет нашу Родину – Россию – и мир на Земле.
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой!
В конце занятия можно провести конкурс рисунков на тему «Дадим шар земной детям».
Программное содержание. Познакомить детей с Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка; учить соблюдать правила поведения в детском саду, дома и в общественных местах; быть общительными, помогать товарищам и взрослым.
Материал. Конституция РФ и Декларация прав ребенка; игрушка – Карлсон; музыкальное сопровождение.
В начале занятия воспитатель читает детям стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Затем проводится беседа, в ходе которой дети перечисляют хорошие и плохие поступки. Педагог объясняет, что за каждый плохой поступок приходится нести ответственность; рассказывает о том, что у детей есть права, охраняемые государством и записанные в документе, который называется Декларация прав ребенка.
Появляется Карлсон (игрушка).
Воспитатель. Ребята, к нам в гости прилетел Карлсон, который живет на крыше.
Карлсон. Друзья, я очень люблю играть! Давайте полетим ко мне на крышу и пошалим!
Воспитатель. Карлсон, ребята знают, что ты любишь проказничать, и решили научить тебя быть вежливым, соблюдать правила и законы.
Карлсон. А что такое правила и законы? Нет, давайте будем жить так, как нам нравится: шуметь, ломать игрушки, играть в привидения, дразнить друг друга.
Воспитатель. Знаешь, Карлсон, быть воспитанным не так уж плохо, даже приятно.
Карлсон. Это скучно. Ну, так и быть, учите меня быть воспитанным, я согласен.
С помощью кукол, игрушек или персонажей кукольного театра разыгрывается ситуация: две куклы дерутся. Педагог называет их драчунами, забияками, хулиганами и спрашивает у детей: «Почему драться – это плохо? Как надо решать все спорные вопросы?». Затем предлагается следующая ситуация: мальчик ест конфету, девочка просит угостить ее, но мальчик отказывается. Педагог говорит, что быть жадным плохо, нужно делиться со своими близкими и друзьями, и читает стихотворение Я. Акима «Жадина»:
Кто держит конфету свою в кулаке,
Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,
Кто, выйдя во двор, никому из соседей
Не даст прокатиться на велосипеде,
Кто мелом, резинкой, любою безделицей
В классе ни с кем никогда не поделится, —
Имя тому подходящее дадено,
Даже не имя, а прозвище: жадина!
Жадину я ни о чем не прошу,
В гости я жадину не приглашу.
Не выйдет из жадины друга хорошего,
Даже приятелем не назовешь его.
Поэтому – честно, ребята, скажу:
С жадными я никогда не дружу!
Проводится дидактическая игра «Противоположные действия». Педагог раздает детям картинки с изображением отрицательных действий (поступков). Ребята составляют по ним предложения, а затем находят на большом плакате изображения противоположных действий и читают: «Соблюдай правила приличия», «Будь добрым», «Будь вежливым», «Спокойно разговаривай», «Умей договариваться», «Не дерись», «Уважай товарищей», «Помогай родителям и не обижай младших» и т. д.
Карлсон. Здорово! Я согласен – нужно соблюдать правила. А теперь давайте пошалим.
Карлсон достает спички и пытается их зажечь.
Воспитатель. Немедленно убери спички, Карлсон, и запомни: нельзя играть с огнем и брать спички без разрешения взрослых. Это очень опасно.
Педагог рассказывает детям о том, что нельзя включать электроприборы, брать острые предметы (иголки, ножи), открывать чужим людям дверь квартиры, дотрагиваться на улице до незнакомых предметов и т. д., сопровождая свой рассказ картинками.
Карлсон. Ребята, я все понял! Теперь я обязательно буду соблюдать правила поведения.
Воспитатель и дети хвалят Карлсона. Он прощается с ними и под музыку улетает. Педагог просит детей повторить правила, которые необходимо соблюдать в доме, общественных местах и в детском саду.
Программное содержание. Познакомить детей с содержанием Красной книги. Закреплять знания о законах природы. Развивать монологическую и диалогическую речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животному и растительному миру.
Материал. Красная книга, видеофильм, фотографии, макеты деревьев; форменная одежда экологической полиции; дидактический материал.
Предварительная работа. Экскурсии в зоопарк, зоомагазин, ботанический сад, оранжерею (по возможности в течение года). Прогулки в лес, в парк. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Посещение цирка, выставок растений и животных.
Занятие начинается с беседы о том, как важно знать и соблюдать законы природы. Дети вспоминают и рассказывают о животных, растениях и о том, откуда о них узнали (книги, экскурсии, видеофильмы). Педагог знакомит детей с Красной книгой, в которую занесены исчезающие виды животных и растений; с понятиями флора, фауна. Объясняет, что человек и природа едины: «Все живые существа придерживаются определенных законов и правил. Солнце согревает нашу планету, дает жизнь всем живым организмам. Бабочка порхает с цветка на цветок, опыляя цветы и одновременно питаясь цветочной пыльцой. Птицы поедают насекомых, волк ловит зайцев, а лиса – мышей… Люди должны беречь окружающую среду, соблюдать чистоту в жилых помещениях и общественных местах, расходовать природные ресурсы экономно и с пользой. Для того чтобы сохранить редких представителей флоры и фауны, выделяются охраняемые заповедные зоны. С этой целью государством создана экологическая полиция».
Проводится сюжетно-ролевая игра «Экологическая полиция» (в помещении или на участке). Педагог распределяет роли: мама, папа, дети и экологическая полиция. Разыгрывается ситуация: семья отдыхает в лесу. Собираясь домой, они оставляют на поляне мусор. Приезжает экологическая полиция и штрафует нарушителей. (Игровой сюжет разыгрывается детьми произвольно.) Затем дети составляют рассказ по серии сюжетных картинок «Синичка»:
Была холодная зима. К окну дома прилетела синичка, которой стало очень холодно. Дети открыли форточку, синичка влетела в комнату. Она была так голодна, что стала клевать хлебные крошки на столе. Всю зиму синичка жила у детей. Наступила весна. Ребята взяли клетку, пошли в лес и выпустили синичку на свободу. Она полетела и весело запела.
В конце занятия педагог уточняет знания детей об охране природы.
Программное содержание. Учить детей защищать себя, не обижать других; уважать свои права и права других; ухаживать за животными и растениями, защищать их.
Материал. Игрушка-мальчик. Иллюстрации с изображением джунглей, селения, логова волчицы. Резиновые игрушки – дикие животные. Растения на подставках. Плетеная корзинка. Светофор.
Предварительная работа. Чтение «Книги джунглей» Р. Киплинга, рассматривание иллюстраций. Беседы о правах человека и правах ребенка, о Дне Конституции РФ. Разучивание песен В. Шаинского «Чунга-чанга», «Вместе весело шагать».
Перед занятием воспитатель раскладывает на столах иллюстрации с изображениями диких растений и животных, ставит на свой стол корзинку, в которой лежит мальчик (игрушка), картинку с изображением логова волчицы, расставляет резиновых игрушечных животных.
Воспитатель. Ребята, из «Книги джунглей» мы узнали о необыкновенной истории мальчика по имени Маугли, выросшего среди волков. Я предлагаю вам поиграть в игру и узнать, кто и как поддерживал порядок в джунглях, в стае и кто нарушал этот порядок.
Дети жестами, мимикой и произвольными движениями изображают разных животных.
Воспитатель (показывает картинку). Как зовут это животное? (Пантера Багира.)
Педагог ставит на середину комнаты корзинку с игрушечным мальчиком Маугли.
Воспитатель. Кого нашла Багира? Ну надо же! Человеческий детеныш! Как он сюда попал? Что нам с ним делать? (Малыш не испугался, а ухватил Багиру за ее жесткий ус.) Куда Багира решила деть детеныша? (Она подумала: «Отнесу-ка его волчице. У нее много волчат, и больше нет никакого богатства, этот ребенок ей не помешает».) Как назвала мальчика волчица? (Она назвала его Маугли – лягушонок.)
Воспитатель показывает детям игрушечного тигра.
Воспитатель. Ребята, а это что за животное? (Тигр Шер Хан.) Он сказал: «Я прикончу этого мальчишку». Почему тигр Шер Хан не захотел, чтобы человеческий детеныш жил у волчицы по закону джунглей? (Он сказал: «Я не хочу, чтобы Маугли жил с нами, потом он станет взрослым и превратится в мужчину – в охотника с ружьем».) Что решила Багира? (Она решила: «Ты же не скудоумная обезьянка, а человеческий детеныш и должен жить с людьми, поэтому я отведу тебя к людям в селение».) Что сказал Акела? Почему его слово было законом для всех? (Он был вожаком и поддерживал порядок в стае.) Ребята, как вы думаете, всегда прав был Маугли или нет? Нарушал ли он порядок в джунглях? (Ответы детей.) Жить среди зверей могут только животные, потому что у них свои правила поведения. А какие? (Защищаться и прятаться от врагов, помогать друг другу, приходить на выручку.) Да, животные, как и люди, помогают друг другу. А где живут обезьянки? Чем же они питаются? (Обезьянки живут на деревьях и питаются их плодами.)
Проводится физкультминутка.
Под музыку В. Шаинского «Чунга-чанга» дети изображают обезьянок и играют с Маугли.
Воспитатель. Ребята, давайте представим, что маленький Маугли оказался в большом городе. Как он должен вести себя в детском саду, в общественных местах, в транспорте, в театре, музее, в зоопарке? (Ответы детей.) Давайте покажем Маугли, как нужно вести себя на улице.
Воспитатель устанавливает светофор, и дети рассказывают и показывают, что нужно делать, когда горит красный, желтый или зеленый свет, как правильно переходить дорогу, как нужно вести себя на остановке.
Воспитатель. А теперь расскажем, как нужно вести себя дома, в общественных местах, чтобы не мешать взрослым. (Ответы детей.)
Педагог предлагает различные ситуации, в которые попадает Маугли. Дети вносят в них свои исправления.
Воспитатель. Что такое порядок? Что значит «хорошее поведение»? Что такое общество, братство? Что такое правое дело? (Ответы детей.) Ребята, объясните значение таких пословиц: «Доброе братство дороже богатства», «За правое дело стой смело!».
Программное содержание. Познакомить детей с Уголовным кодексом РФ, с профессиями служителей правопорядка.
Материал. Светофор, пешеходная дорожка, макет города, книги, форменная одежда милиционера, судьи (адвокат, прокурор). Рассказ «Мальчик и чашка»; видеокассеты, сюжетные картинки.
В начале занятия педагог проводит с детьми беседу об Уголовном кодексе Российской Федерации; рассказывает, что тот, кто нарушает законы, поступает плохо и должен понести наказание. Милиционеры охраняют порядок, нарушителей задерживают. Суд устанавливает, виноват ли человек, и принимает правильное и справедливое решение. Прокурор обвиняет нарушителя закона, адвокат защищает подсудимого, судья выносит приговор. Если человек виновен, следует наказание: штраф, тюрьма. Трудная и опасная работа у этих людей: они должны хорошо знать законы, чтобы выносить справедливое решение.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним названия книг, художественных фильмов, телепередач, в которых рассказывается о защитниках закона. (Ответы детей.)
Проводится сюжетно-ролевая игра «Кто виноват?». Педагог читает рассказ «Мальчик и чашка» Г. А. Каше (серия сюжетных картинок):
Мальчик разбил чашку. Мама спросила: «Кто разбил чашку?». Мальчик сказал: «Это не я, это – Бобик».
Мама стала ругать Бобика и выгнала его на улицу. Мальчику стало жалко Бобика, и он рассказал маме правду: «Это я виноват, я разбил чашку и сказал неправду. Мне стыдно!».
Воспитатель назначает детей на роли адвоката, прокурора и судьи и предлагает «суду» вынести справедливое решение.
Прокурор. Мальчик виноват, он разбил чашку и обманул свою маму.
Адвокат. Мальчик совершил плохой поступок, но признал свою вину.
Судья. Мальчик разбил чашку случайно. Но, испугавшись наказания, он обвинил во всем своего друга – собаку. Потом ему стало стыдно, и он честно признал свою вину. Мой вердикт: оправдать.
Проводится сюжетно-ролевая игра «Дорожные нарушители». Педагог назначает детей на роли работника ГИБДД и двух пешеходов, которые переходят дорогу на красный свет. Милиционер останавливает нарушителей и назначает штраф (денежное взыскание), выписывает квитанцию для оплаты. Милиционер объясняет пешеходам, что на красный свет идти нельзя.
В конце занятия педагог проводит заключительный опрос, проверяя знания детей.
Программное содержание. Познакомить детей с документами, защищающими права ребенка (Декларацией прав ребенка и Конвенцией о правах ребенка). Формировать представления об условиях сохранения и укрепления здоровья; учить сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки по собственной воле.
Предварительная работа. Изучение прав человека и прав ребенка. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Определение правил поведения в детском саду и общественных местах. Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах и обязанностях человека. В какой стране мы с вами живем? (Ответы детей.) Россия – это самое большое государство в мире. (Педагог показывает Россию на карте.) Кто руководит нашим государством? (Президент.) Как его зовут? (Ответы детей.) (Воспитатель показывает портрет главы государства.) Что делает государство для детей? (Ответы детей.) А знаете ли вы свои права?
Педагог рассматривает с детьми стенд с картинками, на которых отражены права детей (по этим картинкам желательно провести предварительную работу).
Воспитатель. Дети имеют право на воспитание в семье, на медицинских уход, на отдых, на образование. А сейчас мы вспомним правила поведения в детском саду. Нужно быть вежливыми, помогать младшим, друзьям; делиться игрушками, угощать друг друга; слушаться старших; бережно обращаться с игрушками, предметами быта; быть внимательными на занятиях, не лениться; проявлять отзывчивость и доброту; учиться поднимать настроение себе и другим.
Детям предлагаются ситуации: мальчик играл с кубиками и разбросал их; две куклы дерутся; три поросенка пришли на прием к врачу в поликлинику и шалят; Карлсон играет со спичками. Затем все вместе обсуждают поведение участников каждой ситуации.