Такой умный, глупый Моррис
Фрейд: «Я раздобыл немного кокаина.»
Как магнезию с глюкозой перепутали
Бетон в прямую кишку
Мужик!
Мне сказали – я пошел
Верните зубы!
Сколько непростительных нелепостей совершаем мы, когда дело касается нашего, а порой и чужого здоровья. Уже, кажется, из утюга вещают нам о том, что нельзя заниматься самолечением, ставить на себе эксперименты, доверять шарлатанам. Мы упорствуем. В основе этого упорства – нехватка времени, лень, страх, неловкость, неверие. «Вот еще! К врачу идти – время терять. Я как-нибудь сам, народными средствами обойдусь», «Помолюсь – все пройдет», «Эти врачи не лечат, а калечат». Последнее утверждение не беспочвенно. Ведь врачи, как и их пациенты, совершают глупости, порой граничащие с преступной халатностью.
В 1816 году в Бронксе, на территории Епископальной церкви Святой Анны был похоронен один из видных американских государственных деятелей, Гувернер (Говернер) Моррис. Зарекомендовавший себя как человек рассудительный, Гувернер стоял в ряду тех, кто подписывал Конституцию США. Один из немногих политиков своего времени Моррис выступал против домашнего рабства, утверждая, что задача Конституции Соединенных Штатов – защита прав человека, а не их угнетение.
Рассказывая в этой книге о Гувернере, я не могу не вспомнить еще одного отца-основателя США, известного миру как Бенджамин Франклин, который умер двадцатью шестью годами ранее Морриса. Не только политика связывала этих людей, но и одно интересное обстоятельство.
В 1752 году, дабы помочь своему брату, страдающему от мочекаменной болезни, Бенджамин Франклин изобрел гибкий катетер. Изобретение это стало настоящим спасением для многих больных, но только не для Гувернера Морриса, почувствовавшего то же недомогание в 1816 году. Закупорка мочевыводящих путей мешала полноценно жить. Терпению приходил конец, но Гувернер не торопился обращаться к докторам. Был ли он в курсе семейной истории Бенджамина Франклина? Слышал ли о его изобретении? Знал ли, что гибкий катетер широко используется в медицинской практике и может облегчить его страдания? Как бы то ни было, в один едва ли прекрасный для него день Гувернер решил положить конец своим мучениям и ввел в наружное отверстие мочеиспускательного канала… китовый ус, извлеченный из корсета любимой жены. Удалось ли умному политику таким образом хоть немного помочь себе, – неизвестно. Но в процессе Моррис сильно поранился, занес себе инфекцию, которая впоследствии и спровоцировала его кончину.
Кто из нас не козырял именами знаменитых людей, не цитировал их высказываний, не ставил их на пьедестал! Однако же и они – всего лишь люди, не избежавшие ошибок, заблуждений и натворившие немало глупостей.
«В шестнадцатом веке в Европу завозят коку и начинают применять ее в медицинской практике, – читаем мы.[3] – В 1859 году итальянский доктор Паоло Мантегацца опубликовал статью, в которой подробно рассказал об экспериментах с кокаином. Автор предположил, что растение может быть использовано для отбеливания зубов, удаления налета с языка и как действенное средство при газообразовании.
В 1863 году химик Анжело Мариани начал производить настойки на листьях коки, в которых спирт служил растворителем наркотика».
А в 1884 году веществом, о котором так много говорили и о котором не писал только ленивый, заинтересовался австрийский психолог, психоаналитик, невролог и основатель психоанализа Зигмунд Фрейд.
«Я раздобыл немного кокаина, – писал он. – Попробую испытать, насколько это средство эффективно при сердечных болях и нервном истощении».[4]
Изучая воздействие нового препарата на собственном организме, Фрейд с удовольствием отмечал, что «…кокаин вызывает подъем духа и продолжительную эйфорию».
Результатом экспериментов становились многочисленные статьи о пользе коки, написанные доктором Фрейдом. Выписывая кокаин в качестве анальгетика, Зигмунд подсадил на вещество не только свою невесту, а позже – супругу Марту, но и своего лучшего, в ту пору уже тяжело больного, друга. Быстро сформировавшаяся зависимость усугубила состояние последнего, но Фрейд по-прежнему верил в чудодейственную силу кокаина. В своих статьях доктор рекомендовал препарат как «превосходное средство от депрессии и различных неврозов, сифилиса и алкоголизма, морфийной наркомании и сексуальных расстройств». По настоятельной рекомендации Фрейда кокаин начали принимать и его многочисленные пациенты.
Спустя годы, когда ученые мужи доказали, а в обществе заговорили о том, что кокаин смертельно опасен, когда участились летальные случаи, связанные с употреблением данного вещества, когда их счет только в США пошел на тысячи, знаменитый психоаналитик был уже глубоко больным и наркозависимым человеком. Его доконали головные боли, у него не прекращалось носовое кровотечение, шалило сердце, накатывала депрессия, которая с каждым разом становилась все более затяжной и разрушающей. Избавиться от зависимости доктор Фрейд сумел только через двенадцать лет после того, как впервые попробовал кокаин.
Иногда чужая глупость может стоить ни в чем не повинному человеку жизни, а глупцу – свободы.
В своей книге «Следствие как профессия»[5] старший следователь по особо важным делам при генеральной прокуратуре СССР Владимир Иванович Калиниченко вспоминал ужасающий случай, приключившийся в обычной городской поликлинике с трехлетней пациенткой. Девочка скончалась уже через несколько минут после того, как ей сделали прививку. Судмедэксперты выяснили, что вместо положенной глюкозы девочке ввели магнезию (известно, что передозировка магнезии вызывает паралич дыхания, и, если своевременно не принять мер, летальный исход неизбежен[6]). Но как это могло случиться? По глупости.
Разбирая обстоятельства произошедшего, Владимир Иванович выяснил, что при изготов лении медицинских препаратов, специалисты нарушили все возможные правила. Главное из них – запрет на одновременное изготов ление различных медицинских препаратов. В одном и том же помещении, в одно и то же время были приготовлены магнезия и глюкоза, внешне мало отличающиеся одна от другой.
Бумажки с названиями лекарств решили не наклеивать, их попросту положили сверху, на пробки. Теперь за работу должна была взять ся фасовщица. Но вот беда, кто то, как на грех, открыл дверь помещения. Бирки сдуло на пол сквозняком… Их собрали, разложили, как сумели.
«Так, в какой-то момент сотрудники и перепутали глюкозу с магнезией», – заключает Владимир Иванович.
К счастью, во врачебных кабинетах разыгрываются не только трагедии. Здесь можно наблюдать сцены разных жанров, в том числе яркие образчики трагико медии.
В одном из медицинских журналов была описана, если верить автору, правдивая история о двадцатилетнем пациенте, совершившем просто-таки вопиющую, с точки зрения медиков, глупость. Прибывший в отделение неотложной помощи молодой человек пожаловался на боли в прямой кишке. Когда же был сделан рентген и снимок показал нечто несуразное, гостю ничего не оставалось, как только признаться: дурачились с близким другом на стройке. Когда бетонная смесь была готова, друг влил нашему герою раствор в прямую кишку через воронку.
Операция под общим наркозом. Идеальный бетонный слепок прямой кишки весом в 275 граммов. Под бетоном – белые пластиковые шарики для пинг-понга.
С помощью бетона молодой человек надеялся получить эти самые шарики обратно, так сказать, естественным путем. Нужно было как-то их собрать, сцепить, чтобы не извлекать по одному. Вспомнили про бетон.
Уровень алкоголя в крови у пациента был отрицательный. Посетить психиатра он отказался.
С какими только случаями не приходится иметь дело хирургам! Чего только не извлекают они из человеческих организмов! В презервативы удовольствия ради пациенты закладывают шарики, болты, гайки. Презервативы рвутся, люди вынуждены обращаться за помощью к специалистам. Единственное удовольствие, которое хирурги, по их словам, получают от подобной работы – это оправдания пациентов. Например, один мужчина рассказал, что мыл в ванной огурцы для засолки, подскользнулся, упал. Таким образом, огурец и оказался там, где оказался.
Не менее любопытна и поучительна история 38-летнего Уэйна Ротта из Пенсильвании, который сильно преувеличил возможности своего организма. В один злополучный вечер Ротт гостил у приятеля и, видимо от нечего делать, заглянул в домашний террариум, в котором обитала змея (если верить журналистам, это была кобра). Попытавшийся взять рептилию в руки Уэйн был ужален, но предложение друга незамедлительно обратиться за медицинской помощью отклонил.
«Мужик я или нет? Ерунда! Переживу!»
Несколько минут спустя Уэйн сидел в баре и, весело смеясь, похвалялся окружающим тем, что его укусила змея. Парень немного выпил, перекинулся еще парочкой слов с барменом и направился к выходу. Умер он в автобусе, по пути домой.
Известно, что яд кобр содержит нейротоксин. Это сильнодействующее вещество, оказывающее замедленное действие на центральную нервную систему человека. Интересно, что количество яда, выделяемое змеей, зависит от времени года, размера змеи, ее вида и прочих условий. Последствия укуса начинают сказываться как через четверть часа, так и через полчаса-час.[7]
Часто говорят о том, что человек – хозяин собственной жизни, что он и только он в ответе за свои поступки. На практике это, скорее, относится к тому, кто обладает твердым характером и почти всегда знает, чего хочет. Иначе обстоит дело с людьми нерешительными, не умеющими своевременно сказать «нет».
В одной из больниц китайского города Шэньянь молодой человек ждал за дверями операционной, в которой его супруге делали кесарево сечение. В какой-то момент мужчину пригласил врач из соседнего кабинета. Медик приказал будущему отцу раздеться и лечь на операционный стол.
На вопрос «зачем?» медик безапелляционно приказал делать «то, что сказано».
Только через несколько дней, когда мужчина обратился в суд, администрация учреждения признала, что врач по ошибке провел операцию по удалению геморроя не тому человеку, и обязалась выплатить компенсацию. Вместе с тем юрист, работающий при больнице, совершенно справедливо заявил, что «насильно прооперированный – совершеннолетний и должен был думать, на что он соглашается».
А эта история произошла в одном из испанских городов, в частной стоматологической клинике. К молодому врачу-стоматологу обратилась пожилая дама с просьбой изготовить ей качественные съемные протезы. Доктор предложил пациентке другой вариант – сделать имплантаты. Примечательно, что ни сам врач, ни его пациентка не удосужились обсудить стоимость предстоящей операции. Поэтому, увидев чек на сумму в несколько тысяч евро, старушка едва дуба не дала. Заявив, что таких денег у нее нет, не было и, скорее всего, никогда не будет, дама попыталась покинуть кабинет врача, но тот оказался проворнее. Усадив женщину обратно в кресло и, привязав ее, мастер улыбки удалил все сделанные им зубы.