Предисловие

Н. К. Рерих. Письма Елены Ивановны

Вышли два тома писем [1]. Только подумать, что эта тысяча убористых страниц представляет лишь малую, вернее сказать, малейшую часть всего Ел[еной] Ив[ановной] написанного. Кроме того, изданные письма представляют лишь фрагменты, ибо столько по разным обстоятельствам должно было быть опущено. Жаль подумать, что разные житейские соображения заставляют безжалостно срезывать иногда самые яркие места. Пройдут годы, и покажется странным, почему именно эти места должны были быть отброшены. Сам знаю, что уже через десять лет кажется непонятным, по каким таким причинам почти две трети «Алтай – Гималаи» были выброшены. Самое же обидное, что все эти осужденные места уже не могут быть восстановлены. А ведь в свое время казалось, что каждое такое упоминание будет кому-то совершенно неприемлемо. Также жалко, что и письма Е[лены] И[вановны], вошедшие в два тома, даны не полностью. Сколько прекраснейших и нужнейших мыслей было изъято! Между тем сами мировые обстоятельства показывают, насколько сказанное было своевременно. <…> Ну что ж, каждая мысль имеет в виду не только одного определенного собеседника, но главные слушатели и последователи этой мысли всегда остаются автору неизвестными. Пути слова неисповедимы. Невозможно проследить трудные хождения книги. И нельзя представить себе, где и как она находит свое лучшее применение. В сердечном желании добра писались все эти письма. Всегда было нужным это пожелание, а сейчас оно совершенно необходимо. В ближайшем будущем, когда гуманитарные познавания опять займут свое основное в человеческой жизни место, тогда все действенные советы окажутся поистине неувядаемыми. Пройдут они через старшее поколение и достигнут молодых сердец, сейчас подрастающих.

В письмах даны ответы на многие вопросы, заданные искренними искателями. Это дает особую жизненность и разнообразие затронутых проблем. В разные страны писались эти письма. Совопросники задавали иногда идентичные вопросы, и приходилось им посылать вариации тех же разъяснений. Но и в этой кажущейся повторности имеется своя усугубленная убедительность. Обычно такие утверждения группируются около наиболее жгучих вопросов, и вы никогда не знаете, которая именно вариация будет доходчивее. Не забудем, что обдумывались письма в самых разных странах и условиях. То среди просторов Средней Азии, то в шуме Парижа, то на высотах Гималаев – и в тепле, и в холоде писались эти письма. Но сердечная мысль, сказанная в них, не знала холода. Вспоминаю, как Е[лена] И[вановна] на коне пересекает просторы Монголии и высоты Тибета. Кто же из иноземок совершил такой путь! И среди всяких путевых трудностей опять же мыслилось о далеких друзьях, сердце пылало желанием помочь им и подать наилучший совет. Уже приходят трогательные отзвуки на эти письма. Книга начинает свой далекий путь. В добрый час!


Из сборника Н. К. Рериха «Листы дневника»

От составителей. «Звезда Утра»

Сотрудница Шамбалы

Елена Ивановна Рерих, спутница жизни и соратница великого русского художника и мыслителя Н. К. Рериха, родилась 12 февраля 1879 года (по новому стилю) в Санкт-Петербурге, в аристократической семье Шапошниковых. В 1901 году она провиденциально связала свою судьбу с единомышленником, в то время уже известным художником Н. К. Рерихом. Художник называл жену «Лада моя» и боготворил ее не только за поразительную красоту и обаяние, которое отмечали в ней все окружающие, но и за духовную утонченность, мужество и силу духа. Эта женщина обладала поистине пламенным сердцем, огромным интеллектом, несокрушимой твердостью воли и характера. Она разделила с Николаем Константиновичем весь его необычный жизненный путь, полный выдающихся творческих свершений, но вместе с тем трудностей и опасностей. Вместе со знаменитым супругом Елена Ивановна занималась культурно-просветительской работой в США, где Рерихи находились в 1921–1923 годах; вместе с ним участвовала в опасной и невероятно трудной Трансгималайской экспедиции 1925–1928 годов. Все последующие годы жизни этой удивительной женщины были наполнены интенсивнейшим трудом, в результате которого было создано уникальное литературно-философское наследие, изучение которого принадлежит в основном будущему.

Елена Ивановна была очень скромна, всегда держалась как бы в тени. И тем не менее именно она была составителем книг учения Живой Этики, или Агни-Йоги, переданного Рерихам Учителем Мориа, и автором огромного эпистолярного наследия, вызывающего сейчас большой интерес как ученых, так и широкой общественности нашей страны.

Книга, которую вы держите в руках, представляет собой сборник наиболее важных в мировоззренческом отношении фрагментов писем Елены Ивановны, адресованных последователям и сотрудникам Рерихов из разных стран мира…

Жизнь и деятельность семьи Рерихов, их богатейшее творческое наследие были связаны с одним из самых загадочных феноменов нашей планеты – духовной общиной подвижников-мудрецов, именуемой в тибетском фольклоре Шамбалой, а на Западе – Белым Братством. Сколько споров вызывала и продолжает вызывать сама идея существования этой общины! Одни видят в этом лишь вымысел, древнюю легенду народов Востока. Другие считают, что Шамбала – это только философское понятие, отражение вековой мечты всего человечества о государстве, основанном на принципах социальной справедливости и высокой духовности. Но Рерихи увидели в предании о Шамбале не только легенду или философский миф, но и историческую действительность. И в наши дни это мнение подтверждается огромным количеством артефактов, свидетельствующих в пользу реального существования в Тибете общины отшельников-мудрецов.

Понятие Шамбалы стало той путеводной нитью, с помощью которой сначала Е. П. Блаватская, а затем и семья Рерихов соединили Восток с Западом, легенды – с реальностью, эзотерическое знание древности – с современной наукой, прошлое – с будущим.

Принесение в Россию и западные страны современного учения Шамбалы – Агни-Йоги, или Живой Этики, – стало одним из основных аспектов великой духовной миссии, исполненной нашими соотечественниками. И главную роль в этой миссии суждено было сыграть именно Елене Ивановне…

Первая встреча Елены Ивановны с будущими духовными наставниками Рерихов – Учителями Шамбалы – произошла 24 марта 1920 года в Лондоне. Это событие положило начало передаче семье Рерихов учения Агни-Йоги. Получение ими философских текстов нового учения осуществлялось с помощью особого способа духовно-мысленного общения, напоминающего телепатию. Телепатическая передача информации была признана наукой реальным явлением еще при жизни Рерихов. Но их духовно-мысленное общение с Учителем Мориа представляло собой гораздо более сложное явление, чем современные опыты по передаче мыслей на расстояние. Елена и Николай Рерихи вместе вели эти необычные мысленные беседы с Учителем, принимая от Него [2] и записывая передаваемые Им философские тексты [3]. Но, как уже говорилось, составлением из этих записей отдельных книг учения Агни-Йоги занималась только Елена Ивановна.

После смерти Н. К. Рериха в 1947 году она продолжала принимать от Махатмы М. философские материалы. Но они не вошли в учение Агни-Йоги, которое к тому времени было уже опубликовано (за исключением последней книги этой серии – «Надземное»), а составили особую часть литературно-философского наследия Е. И. Рерих.

Живая Этика

Опубликованное в 1924–1937 годы учение Живой Этики предугадало многие открытия современной науки, равно как и тематику новейших научных исследований. Теория многомерной структуры мироздания, психоэнергетическая природа человеческого организма, проблема посмертного бытия сознания, исследования в области перевоплощений и воспоминаний прошлых жизней, измененные состояния сознания, новые методы лечения и многие другие проблемы были подняты в Агни-Йоге задолго до того, как современная наука обратилась к их изучению.

Непреходящее общечеловеческое значение нового учения, переданного Рерихам Учителем М., состояло в том, что в нем также нашел отражение целый комплекс философско-этических и социальных проблем современности. Эти проблемы получили в Живой Этике новую интерпретацию, неожиданные и удивительно мудрые решения. Этика и психология человеческих взаимоотношений, их кармическая взаимообусловленность, оптимальные методы духовной самореализации, высшее, эволюционное значение искусства, вопросы гармонизации отношений между людьми, отношения мужского и женского начал, проблемы брака, семьи, воспитания детей, отдельные актуальные аспекты истории, политики, социологии и тому подобное, – перечень проблем, затронутых в Агни-Йоге, поражает воображение. Неудивительно, что с самого своего возникновения это учение вызвало живейший интерес к себе практически всех слоев общества. Знания, изложенные в Живой Этике, не были отвлеченными и абстрактными. Они касались самых животрепещущих, самых насущных жизненных проблем.

Интерес к новому духовно-философскому учению был таким, что почти сразу же после выхода в свет (на русском языке) в Америке и Латвии тексты Агни-Йоги были переведены на основные европейские языки. Но судьба учения Агни-Йоги в России (точнее, в СССР) оказалась непростой. Рижское Рериховское общество, издававшее книги Агни-Йоги еще при жизни Рерихов, в 40-е годы, в период сталинизма было разгромлено за причастность к «немарксистской идеологии». Руководителя рижского Рериховского общества Рихарда Рудзитиса во время допросов подвергли пыткам в застенках Лубянки. Члены общества были сосланы в тюрьмы и лагеря, и немногие из них, отсидев по 20 лет, вернулись домой живыми.

Как и многие учения русских философов-идеалистов, в советские времена книги Агни-Йоги невозможно было издавать и изучать официально, они находились в спецхранах библиотек. Но, несмотря на это, запрещенное учение продолжало распространяться подпольно, самиздатом. Книги Живой Этики (в основном рижские издания) тайно копировались и передавались из рук в руки. Но книги Агни-Йоги все равно находили своих читателей.

В те годы и речи не могло идти об изучении Агни-Йоги официальной наукой. Неудивительно поэтому, что общественный интерес к учению Рерихов при отсутствии научной методологии его изучения обернулся серьезной проблемой – проблемой объективности и правильности понимания Учения теми, кто считал себя его последователями. Эта проблема сохраняет свою актуальность и сейчас.

«Кто предупрежден, тот вооружен»

Сам факт передачи людям Запада сокровенных знаний Востока был необычным. Веками Восток нерушимо хранил в тайне древнее знание, перешедшее к нему из незапамятных глубин человеческой истории, от далеких ушедших народов и цивилизаций. Основы этого знания были изложены в редчайших манускриптах языком сложных, завуалированных символов, разобраться в которых не смогли бы не только европейские ученые, но и восточные священнослужители, если только они не были посвящены в высшие эзотерические знания.

Почему же Махатмы, или духовные Учители Шамбалы, открыли всему миру веками хранившееся на Востоке, в тайне от непосвященных, древнейшее учение о природе, человеке и Космосе? К этому побудило Учителей стремление помочь людям всего мира пережить трудные времена глобальных космопространственных перемен, которые наступят на нашей планете в недалеком будущем.

Во многих религиозных учениях говорится о предстоящих миру природных и социальных катаклизмах, вызванных погружением человечества в пороки и бездуховность. Истинность древних предсказаний подтверждали и все знаменитые пророки более близких нам времен – Нострадамус, Эдгар Кейси, Ванга и другие. Сведения о природных изменениях, которые скоро произойдут на Земле, содержатся и в философских учениях, переданных миру Учителями Шамбалы благодаря деятельности Е. П. Блаватской и Рерихов. В этих учениях информация о предстоящих планете природных изменениях была дана не в виде религиозных и мистических откровений, а в качестве философского, аргументированного знания.

Что же говорят теософия и Агни-Йога о так называемых апокалипсических временах?

Согласно этим учениям, эволюция любой планеты проходит по определенным циклам – огромным по срокам временным отрезкам длиной в десятки и сотни тысяч лет. Смена эволюционных циклов на Земле всегда сопровождается масштабными природными изменениями катастрофического характера. В ходе этих преобразований постепенно меняются расположение магнитных и географических полюсов планеты и, что особенно важно, угол наклона ее оси, из-за чего меняется положение Земли в космическом пространстве. В силу этого меняются очертания материков; океаны меняют свои ложа, целые массивы суши погружаются на дно морей, а на смену им из океанов поднимаются новые континенты. Параллельно с этим происходит смена климатических зон на планете: ее полярные области постепенно превращаются в зоны тропиков, а области самого жаркого климата, наоборот, становятся зоной вечной мерзлоты. Конечно, все эти изменения осуществляются постепенно, в течение десятков и сотен тысяч лет. Но в любом случае переходные времена смены циклов сопровождаются глобальными природными катаклизмами.

В учении Агни-Йоги говорится, что в период смены крупных эволюционных циклов на жизнь планеты особенно сильно влияет геокосмический фактор. Из Космоса на Землю нисходят потоки новых космических энергий, которые оказывают мощное влияние на всю биосферу и, конечно, на состояние здоровья людей. Авторы Живой Этики прогнозировали, что из-за усиливающегося давления космических токов на Земле в скором будущем начнутся эпидемии новых заболеваний, истинную природу которых медицинская наука далеко не сразу сможет установить [4].

Но не только природные изменения, происходящие при смене космических циклов, способны влиять на природные стихии и на здоровье обитателей планеты. Учение Агни-Йоги утверждает, что на состояние окружающей среды в огромной степени влияет психическая энергия всего человечества. Психическая энергия проявляется в продуктах психической деятельности людей, мыслях и чувствах. Мысли и чувства человека насыщены особым видом энергии – так называемой тонкой энергией. Излучаясь из нашего сознания, тонкая энергия мыслей и чувств не рассеивается в пространстве, а аккумулируются на особом, нефизическом плане бытия – тонкоматериальном плане Земли. Конгломераты этих энергий оказывают огромное воздействие и на состояние природных стихий, и на здоровье людей.

Одна из важнейших заслуг Агни-Йоги состоит в том, что в этом учении показано, что духовность это не абстракция и не отвлеченное понятие, а реальность, имеющая выражение не только на морально-этическом, но и на физическом, точнее, тонкоэнергетическом уровне.

Уровень духовного развития человека выражается не только в его характере, личностных качествах и образе жизни, но и в том воздействии, которое его психическая энергия оказывает на всю окружающую среду. Светлые мысли и чувства (любовь, доброта, альтруизм во всех его проявлениях), излучаемые сознанием человека, оздоравливают пространство, позитивно влияя и на природную среду, и на других людей. Отрицательные, деструктивные психические проявления (злоба, зависть, ненависть и т. п.), напротив, энергетически загрязняют окружающее пространство, постепенно отравляя своей негативной энергией ауру-биополе самого человека – их носителя, других людей и природу.

Если бы мышление подавляющего большинства людей имело творческий и духовный характер, информационное поле Земли было бы насыщено созидательной энергией, гармонизирующей состояние природных стихий и ускоряющей духовный и интеллектуальный прогресс человечества. Но из-за низкого уровня духовно-нравственного развития человечества нашей эпохи тонкоматериальное пространство нашей планеты оказалось наполненным мыслеэнергиями не добра и гармонии, а взаимного отчуждения, эгоизма и вражды.

Современная наука, конечно, не разделяет «духовную экологию» Агни-Йоги и не верит в то, что суммарная психическая энергия человечества способна так мощно влиять на природные стихии. Не признает наука и идею о том, что влияние психической энергии социума на окружающую среду прямо пропорционально моральному содержанию мыслей и чувств населения планеты.

Между тем авторы этого учения утверждают, что негативные психоэнергетические наслоения, присутствующие в энергетическом поле Земли, разрушительно воздействуют не только на здоровье людей, но и на состояние природных стихий. Естественное энергетическое равновесие в природе нарушено – потопы, ураганы и землетрясения постоянно сотрясают нашу планету. Философы Востока предупреждали, что обилие отрицательной психической энергии в ауре планеты способно активизировать сейсмические процессы и провоцировать землетрясения и извержения вулканов. Более полувека тому назад учение Агни-Йоги, говоря об огромной творческой силе человеческого разума, предупреждало: «Можно просить человека: „Друг, не устраивай землетрясения“» [5].

В записях духовного ученика Рерихов Бориса Абрамова эта тема поднимается не раз ввиду ее особой важности и актуальности: «Планета наша больна. Мышление человечества окутано мраком. Cтихийные бедствия в виде ураганов, наводнений, ливней, землетрясений, нарушений климата обрушиваются на планету. Это же разновесие проявляется и в человеческом организме, в котором стихии воды, земли, воздуха и огня выражены во всей полноте. Это разновесие сопровождается ростом всевозможных болезней… И пока дух человеческий не проснется и пока не переродится мысль, равновесие стихий не установится. Все есть единое, и все связано между собой. Новая эпоха будет сопровождаться изменением пространственных токов и астрологических условий планеты. Если планета войдет в гармонию с ними, на Земле установится мир и преобразится мысль коллективная, если же нет, катастрофы мирового порядка или частичной не избежать» [6].

Рассматривая природу и человека в неразрывной взаимосвязи, Агни-Йога подчеркивает взаимообусловленность природных и общественно-духовных явлений. Негативная психическая энергия, накопленная человечеством в энергоинформационном поле планеты, провоцирует не только стихийные катаклизмы, но и опасные эпидемические заболевания. Е. И. Рерих писала: «Помните, в Учении сказано, что «сама судьба планеты в руках человека», также, [что] «человек устраивает землетрясения». Берите это дословно. Ибо, именно, низкие мысли и устремления человечества не только на земле, но и в низших слоях Тонкого мира создали ту страшную удушающую атмосферу вокруг Земли, которая способствует соединению огня пространства с подземным огнем [7]. Лишь огненные, чистые духи могут разряжать эту атмосферу, являясь как бы громоотводами. Потому так опасна Эпоха Огня, которая, неся очищение, несет и страшные бедствия, именно уничтожение целых зараженных местностей подземным огнем и также усиление эпидемий, противостоять которым смогут лишь те, кто успел достаточно очистить свою ауру и ассимилировать [8] пространственный огонь. Вот почему так неотложно нужно проводить в жизнь основы Живой Этики и чистотою помыслов и поступков трансмутировать [9] свои энергии» (из письма от 23.06.1934).

Интересно, что в Агни-Йоге еще в 1933 году было предсказано возникновение в будущем эпидемии опасной болезни, обобщенно названной в этом учении «легочной чумой». Симптомы этой болезни, описанные в одной из книг Живой Этики, удивительно напоминают COVID‐19…

«Агни-Йога приходит ко времени»

Конечно, изменения физических условий жизни на планете в первую очередь зависят от космических факторов. При смене эволюционных циклов в магнитное поле планеты приходят новые мощные космические энергии – это объективный, природно-космический фактор. Но каково будет восприятие этих энергий людьми – это зависит уже от них самих, точнее, от духовно-нравственного уровня их развития и состояния их психической энергии.

Авторы Агни-Йоги утверждали, что иммунитет человеческого организма зависит не столько от его физических свойств и биохимических показателей, сколько от состояния психической энергии. Гармоничное состояние психической энергии считается в Агни-Йоге залогом сильного иммунитета. Люди с чистым сознанием и гармоничной аурой смогут достаточно быстро приспособиться к новым космоэнергетическим воздействиям. Но индивиды, психодуховное состояние которых далеко от гармонии, рискуют стать жертвами новых опасных болезней. В одном из писем Елена Ивановна писала: «Пора вспомнить о гигиене духа. Не так важна гигиена тела, как именно гигиена духа. Никакие витамины, никакие вспрыскивания и прививки гланд не спасут того, у кого иссякла или окостенела психическая энергия» (из письма от 24.02.1930).

Почему Рерихи считали, что состояние здоровья человека настолько обусловлено духовным уровнем его развития? В основе подобных взглядов лежит древнее учение Востока о тонкоэнергетической структуре организма и влиянии психических процессов на состояние физического тела.

Согласно эзотерической философии, человеческий организм (как и все объекты, созданные из физической материи) напоминает собой айсберг, небольшую, видимую часть которого составляет физическое тело, а большую, скрытую от обычного глаза – невидимые энергоинформационные субстраты, называемые в Агни-Йоге тонкими телами. Эти невидимые компоненты организма, созданные из более разреженных видов космической материи, после смерти физического тела человека становятся основными носителями его сознания, или души, переходящей на иной план существования.

В тонких телах человека находятся особые невидимые структуры – энергетические центры, или чакры, являющиеся генераторами тонких видов энергии в его организме. Как правило, низшие чакры больше связаны с обеспечением организма более плотной, низковибрационной энергией, необходимой для осуществления физиологических функций, а высшие центры в большей мере задействованы в творческой, интеллектуальной и духовной деятельности индивида. Уровень активности высших центров определяет и степень духовного развития человека.

Космические энергии, нисходящие на земной план, оказывают мощное влияние на организм каждого человека. Энергетические центры, которые у большинства людей нашей эпохи находятся в латентном, спящем состоянии, под влиянием новых космических энергий начинает активизироваться. Но для того, чтобы индивид смог ассимилировать и без вреда для здоровья воспринимать высшие космические энергии, необходима хотя бы минимальная степень активности высших центров сознания, равно как и уже имеющийся духовно-нравственный потенциал. Если его не окажется, организм человека не сможет адаптироваться к влиянию пространственных энергий, и в этом случае ему могут угрожать новые виды опасных заболеваний.

В Агни-Йоге говорится, что воздействие космических энергий на людей будет невольно активизировать состояние их центров, или чакр. Но пробуждение центров к активности всегда сопровождается особым типом физиологических расстройств. Это вызвано тем, что находящиеся в тонких телах чакры тесно связаны с определенными органами и нервными сплетениями физического тела. Усиленные вибрации активизированных центров передаются близлежащим органам физического тела, что вызывает временные физиологические расстройства в организме. У людей с гармоничным состоянием психической энергии эти расстройства не должны быть длительными и серьезными. Но у индивидов со слабым потенциалом психической энергии или с отрицательной ее направленностью подобные расстройства способны принимать серьезный характер. Результатом этой закономерности могут стать новые заболевания эпидемического характера, в истинном происхождении которых медицинской науке еще предстоит разобраться.

О взаимодействии организма человека с пространственными энергиями в книгах Агни-Йоги говорится: «Скажите врачу: можешь изучать феномены возгорания огней [10]. Тем более это явление важно, что при развитии центров человечество будет ощущать непонятные ему симптомы, которые будут относиться невежественной наукой к самым несоответственным заболеваниям. Потому своевременно сказать о наблюдениях за огнями жизни. Советуем не откладывать, ибо нужно пояснить миру явления реальности и общности бытия. Незаметно входят в жизнь новые сочетания понятий. Эти знаки, видимые для немногих, составляют основу жизни, проникая во все построения. Только слепой не заметит, как наполняется жизнь новыми понятиями. Потому следует созвать ученых для освещения очевидности. Врач, не упусти! [11]»

«Кто-то недомыслящий полагает: „Деды жили без познания огня и спокойно сошли в могилу. Какое мне дело до огня?“

Но мыслящий думает: откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие легкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть еще нечто, непредусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы» [12].

«Агни-Йога приходит ко времени. Кто же иначе скажет, что эпидемии инфлуэнцы должно лечить психической энергией? Кто же обратит внимание на новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний? <…> …следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создается расширением сознания» [13].

Именно расширение сознания, повышение его духовного потенциала и, следовательно, потенциала психической энергии считается в Агни-Йоге главным средством сохранения здоровья человечества в новых природных условиях.

Учение о психической энергии и о состоянии энергетических центров нашло подробное отражение в письмах Е. И. Рерих. Но самое главное – все, что говорилось в Живой Этике об активизации энергетических центров и совершенствовании сознания и организма человека, было осуществлено Еленой Ивановной на практике, во время чрезвычайно сложного и опасного эксперимента, названного Учителями Шамбалы Огненным опытом.

Огненный Опыт

Любому человеку, мало-мальски знакомому с основами эзотерической философии и йоги, известно, что для совершенствования организма и сознания последователи йоги волевым путем открывают свои чакры. Основа классической йогической психотехники состоит в активизации силы кундалини, которая, спиралевидно продвигаясь вверх по позвоночному столбу, открывает один за другим основные энергетические центры. Человек, сумевший открыть, то есть активизировать их, приобретает высшие психодуховные способности и в итоге достигает той или иной степени психодуховного совершенства. Известно, что данная психотехника всегда была сопряжена с особыми трудностями и опасностями и производилась под постоянным контролем наставника, уже прошедшего подобный опыт.

Огненный опыт Е. И. Рерих тоже состоял в раскрытии всех энергетических центров организма и усовершенствовании его психоэнергетической природы. Но осуществленный ею эксперимент ни по форме, ни по содержанию не был простым повторением традиционной психотехники йоги. Ее задача была гораздо сложнее, а эксперимент, проведенный ею под руководством Учителей Шамбалы, уникален и не повторен больше никем из людей.

В отличие от йогов и подвижников прежних эпох, открытие и трансмутация энергетических центров проводилась Еленой Ивановной среди обычных жизненных условий, а не в отшельничестве. Конечно, самые ответственные моменты ее Огненного опыта происходили в более-менее чистой природной обстановке, в горах Тибета во время трансгималайской экспедиции Рерихов. Но все же это были обычные жизненные условия, а не отшельничество, считавшееся обязательным для подобного духовного опыта в прежние эпохи. А главное – в ходе Огненного опыта Елене Рерих предстояло не только возжечь, или открыть полностью, энергетические центры, но и трансформировать их энергию в неизмеримо более высокое качество. Благодаря этому Е. И. Рерих обрела уникальные психодуховные способности. Учитель Рерихов сообщал, что подобная степень духовного совершенства была доступна лишь Архатам [14] – индивидуумам, стоящим на более высокой ступени космической эволюции, чем человечество нашей эпохи.

Сознанию Е. И. Рерих была открыта иная, сверхчеловеческая ступень эволюции, следствием которой стало космическое по своим масштабам и значению сотрудничество с духовными Учителями человечества. Именно поэтому Учитель Мориа назвал ее сотрудничество с Архатами Шамбалы Космическим сотрудничеством. В ходе этого сотрудничества Елена Рерих оказывала Архатам Белого Братства колоссальную помощь в гармонизации природных стихий и предотвращении сейсмических катаклизмов. Отдельные, очень краткие сведения о сути этого сотрудничества мы находим на страницах ее писем ближайшим друзьям и последователям:

«Должна признаться – мне трудно, порой очень, очень трудно от напряжения не только от тяжких смешанных космических и земных токов, но и от участия в Космическом сотрудничестве, которое возможно только при достижении известных степеней духовного продвижения, и потому оно крайне редко доступно, и участников в таком сотрудничестве у В[еликого] Вл[адыки] немного. Работы же – бесконечность, и бывают фазы ее крайне неотложные, и тогда происходит двойное и тройное напряжение всех центров организма» (из письма от 28.11.1950);

«Конечно, мое Космическое сотрудничество страстно утомляет меня. Но радостно сознавать, что можно оказать помощь нашей Земле. Много энергии, сил уходит на сдерживание разбушевавшихся стихий и на локализацию их в стороне от местностей, наиболее охраняемых. Также и ассимиляция новых Лучей, и в их новой комбинации тоже не происходит легко. <…> Новые Лучи, ассимилированные определенными духами на Земле, дают возможность пользоваться этими Лучами и постепенно прививать их нашим землянам с большей пользою для них» (из письма от 05.08.1953);

«Мой опыт даст много нового Знания если не сейчас, то через сто лет…» (из письма от 08.06.1954);

«Космическое Сотрудничество это особенно ценно, когда я нахожусь в физической оболочке и оявленной на огненном ее очищении на земном плане. Такое сотрудничество особенно мощно по результатам, ибо, истинно, оно безгранично возможностями для ускорения нашей эволюции» (из письма от 14.01.1955).

Конечно, в кратком предисловии невозможно подробно описать Огненный опыт Елены Ивановны, ее духовное и литературно-философское творчество и основные события ее удивительной жизни. Всем этим вопросам посвящена наша книга «Елена Рерих. Заклятие огня» [15].

В чем состояло общечеловеческое значение этого сложного и опасного эксперимента, помимо необычных духовных способностей и высшего уровня сознания, достигнутых Еленой Рерих?

Огненный опыт был как бы прообразом будущей духовной эволюции всего человечества. В «Агни-Йоге» говорится, что высшие способности, которыми должны будут обладать люди новых, духовно более совершенных поколений, могут быть приобретены лишь с помощью активизации энергетического потенциала высших центров. Следовательно, открытие центров станет неотъемлемым процессом будущей эволюции человечества. В этом смысле Е. И. Рерих была первопроходцем, на своем личном опыте показавшим будущим поколениям весь путь духовной самореализации – и притом не в отшельничестве, а в обычной жизни.

Мировое значение Огненного опыта состояло в том, что в результате его осуществления Рерихам было передано новое духовно-философское учение Учителей Шамбалы. Содержание этого учения, навсегда запечатленное в свитках Акаши, или ноосферы, сформировало новое духовное и культурное пространство – то самое, в котором предстоит развиваться будущей эволюции человечества.

Огненный опыт Елены Рерих имел не только духовное, но и научное, в том числе медицинское значение. Как уже говорилось, процесс активизации чакр сопровождается необычными симптомами и временными расстройствами в организме. Физические симптомы, проявляющиеся при активизации центров, были отмечены и описаны Е. И. Рерих во время ее необычного эксперимента. Как писала Елена Ивановна в письме от 12 июля 1938 года, «пусть эти краткие описания послужат вехами». Конечно, эти вехи в будущем станут ценнейшим материалом для научного исследования подобных явлений.

О важнейшей миссии, выполненной Еленой Рерих, и о мировом значении осуществленного ею Огненного опыта Учитель сказал позднее, уже после ее смерти, Борису Абрамову: «Являть собою Истину Учения Жизни может только дух очень высокий. Матерь Агни-Йоги являла собою синтез Учения. Нет ошибок и нет искажений в том, что в Моих Лучах писалось ее рукою. Дух, Мне ближайший, приняла она на себя всю тягость провозвестия Нового Учения, старого как мир, но облеченного в новую форму и дополненного тем, что из Сокровенного Знания должно и можно было выдать человечеству на данной степени его эволюции.

Этот великий труд совершался параллельно с раскрытием в ней огненных центров. Раскрытие центров и самоотверженное предоставление себя на испытание пространственному огню представляет собою подвиг, вся глубина и величие значения которого не понимаются человечеством. Собою явила она сущность того преображения, которое суждено и которого достигнут люди в будущем. Мечтают люди о приобретении различных способностей, желают утверждения различных сиддхи, но не знают и не подозревают мечтатели, через какие трудности, испытания и чисто физические страдания и боли надо пройти, чтобы желаемое состоялось. А когда загораются центры и необычайно обостряются чуткость и восприимчивость организма, общение даже с близкими людьми становится тоже своего рода испытанием, после которого тело болеет.

Ей угрожала огненная смерть, когда была она на высотах, и только заботою Ведущего Иерарха и тем, что в этот момент находилась она на высотах, была она спасена. Соединение пространственного огня с огнями зажженных центров – явление настолько редкое и настолько трудное при настоящих условиях планеты и ее человечества и зараженности ауры больной планеты, что описать для незнающих все величие подвига Матери Огненной Йоги не представляется даже возможным.

В веках, когда Учение Жизни дойдет до сознания многих и наука об огненных центрах человека получит признание, подвиг Матери Агни-Йоги будет оценен по справедливости. И возвышено будет имя ее человечеством. Каждое слово Учения было написано ее собственной рукой…» [16]

И еще: «Среди духов, близко стоящих к Фокусу Единого Света, Она является одной из наиболее близких. Посланница Наша и Доверенная – миссия жизни Ее была велика. Выполнена была полностью задача, поставленная перед Нею. Но далеко не все, что прошло через Ее руки, увидело свет в виде печатных изданий. Многое знала, больше, чем кто-либо из почитающих себя знающими. Редчайший приемник Огня и передатчик Учения Жизни. Открытые центры – вообще явление, редкое среди людей. Но степень открытости Ее центров, их характер и напряжение не превзойдены никем из землян. Потому, по решению Нашему, именуется Она Матерью Агни-Йоги.

И то, что Нами Дано и прошло через приемник Ее сознания, на многие века будет служить духовною пищей человечеству. Глубины Учения Жизни настолько велики, что исчерпать их содержание при современном сознании людей невозможно. Потребуются долгие годы роста сознания и эволюции духа, чтобы понять те Истины, которые легли в основу учения Живой Этики.

Вся жизнь Ее была самоотверженным Служением Свету. Такое Служение Мы Называем Великим. Полагают, что раскрытие сокровенных способностей человека – ясновидения, яснослышания и всех прочих ясночувств – легко, радостно и просто, но не знают того, какой труд и сверхчеловеческое напряжение были явлены Ею, а сколько битв и сколько побед было на Ее пути, не думают о том, через какие боли и страдания надо было Ей пройти, отдавая себя на испытание пространственному Огню.

Огненная смерть угрожала Великой Матери на высотах. Какая сила духа потребовалась на то, чтобы выдержать все. Забывают о том, что Ей пришлось жить среди людей, и с ними общаться, и открытыми центрами воспринимать ядовитое дыхание ветхого мира. Как часто болела Она от соприкосновения даже с близкими Ей сознаниями. Испитие Чаши яда земного для духов высоких является одним из труднейших испытаний.

Теплоту Ее сердца и радость, которую Она давала людям, знают хорошо те, кто их ощутил на себе. За тысячи километров, пронзая пространство, огненные токи Ее сердца касались тех, к кому были устремлены. Поистине можно сказать, что среди землян представляла Она собою явление высочайшее. И те, кто духом близко с нею соприкасался, знают, что никого среди миллионов людей им не найти, кто был бы Ей равен по степени высоты духа и раскрытию его сокровеннейших сил и способностей.

Любимая Дочерь Моя запечатлела Учение Наше, данное людям на долгие, долгие годы. И только в грядущих веках поймет человечество, что являла собою Великая Матерь Агни-Йоги» [17].

Письма в будущее

Елена Ивановна была поистине великой труженицей. Помимо осуществления сложного и опасного Огненного опыта и последующей духовной работы, она не только работала над составлением книг серии Агни-Йоги из текстов, полученных вместе с мужем во время мысленного общения с Учителем М., но и готовила эти книги к изданию и участвовала в переводе их на другие языки. Помимо работы над книгами Живой Этики, она смогла в рекордно краткие сроки перевести на русский язык два тома «Тайной Доктрины» Елены Петровны Блаватской – работу огромного объема и колоссальной сложности. Одновременно с этим она принимала живейшее участие в организации формирующегося в те годы рериховского движения, вдохновляла и направляла всю культурно-просветительскую деятельность рериховских обществ в США и Европе. Наконец, она вела обширнейшую переписку с сотрудниками и последователями Рерихов по всему миру. За всю свою жизнь она написала не одну тысячу писем.

О своих разнообразных занятиях Елена Рерих сообщала друзьям: «<…> Занята с утра до вечера. Записываю «Беседы» в особые тетради, собираю очередные книги для издания, корректирую переводы их на другие языки и пишу длиннейшие письма по вопросам Учения моим многочисленным корреспондентам. Ведь все книги давались на основании моего опыта и непосвященным в нашу жизнь многие места не ясны. Но главная моя работа – это ведение дневника моего Огненного опыта с описанием всех воздействий и реакций на организм, всех ощущений и видений и их разнообразного характера, так же как и записывание слышимых и видимых мною некоторых деталей жизни Вел[икого] Б[елого] Бр[атства]» (из письма от 17.06.1939).

Е. И. Рерих суждено было стать не только соавтором учения Агни-Йоги, но и его первой исследовательницей и комментатором. Сотрудники Рерихов задавали Елене Ивановне множество вопросов, прося пояснить отдельные понятия и положения учения Агни-Йоги. И Елена Ивановна, не щадя времени и сил, терпеливо отвечала на их вопросы. А еще – советовала, одобряла, наставляла и в практике самосовершенствования, и в личных жизненных проблемах, и в делах просветительской работы, которой занимались члены рериховских обществ в США и Европе.

Последователи Рерихов сразу поняли, насколько ценный материал представляют собой письма Елены Ивановны, и уже при ее жизни в Риге в 1940 году был издан двухтомник ее ранних писем. Конечно, в это издание вошла лишь малая толика ее эпистолярного наследия. За всю свою жизнь Елена Ивановна написала столько писем, что их объем в несколько раз превосходит объем текстов всего учения Агни-Йоги – и это при том, что далеко не все ее письма (среди которых есть немало написанных по-английски) в наше время изданы.

В письмах Елены Рерих рассматривались наиболее важные положения не только Агни-Йоги, но и теософии, в которой была сформулирована онтологическая основа учения Махатм. Данные Еленой Ивановной комментарии и объяснения наиболее актуальных и сложных вопросов этих учений стали настоящим ключом к усвоению основ восточной мудрости. Кроме того, в ее письмах освещались многие социальные проблемы современности с учетом их скрытых духовно-психологических причин. Столь широкая и разнообразная тематика писем Е. И. Рерих сделала их уникальным, энциклопедическим по своему содержанию философским источником.

Прежде чем перейти к перечислению основных тем «Сокровенного Знания», упомянем о происхождении названия данной книги, составленной из фрагментов писем Е. И. Рерих. В одном из них, касаясь понятий и определений, даваемых мировому эзотерическому наследию в различных философских источниках, Е. И. Рерих писала: «Вероятно, Вы уже знаете, что я не люблю слово „оккультизм“. Слово это заклеймено обывательским к нему отношением и, так сказать, набило оскомину. Понимаю, что трудно всюду изъять его, но, где возможно, я старалась бы избегать этого термина вчерашнего дня. Сокровенное Учение, Сокровенное Знание или даже Тайноведение звучит уже лучше. Ведь сейчас задача в том, чтобы устремить сознание людей к новым подходам, к новому горизонту, к будущему с его новыми открытиями, требующими и новых определительных» (из письма от 25.01.38).

Понятие Сокровенного Знания и было выбрано составителями в качестве названия данного сборника.

Учение Жизни

Письма сотрудницы Великих Учителей были посвящены не только глобальным, космопланетарным проблемам. В этих письмах много говорилось об актуальности и важности задачи духовного самосовершенствования для каждого жителя Земли. В них подробно рассказывалось о том, что представляет собой истинная духовная самореализация и каковы наиболее оптимальные способы и методы ее достижения для человека нашей эпохи, живущего не на лоне природы, а в условиях современной цивилизации. Насколько важна эта тема для людей, ищущих духовного знания, излишне упоминать. Сколько поклонников духовных практик Востока так и не смогли понять, в чем же заключается истинное Знание и прямой путь к собственному Высшему «я»! Сколько людей свернули с пути Истины, увлеченные астральными миражами, влекущими в бездну медиумизма! Сколькие стали жертвами лжеучителей и псевдопосвященных, которые, подобно сиренам, завлекают неопытных путников в сети тьмы! Немало и тех, кто нарушил душевное и физическое равновесие своего организма неоправданной в условиях современной жизни йогической психотехникой.

Выбор наиболее эффективных путей и методов самосовершенствования – одна из самых ответственных задач, стоящих перед человеком, готовым вступить на путь духовной самореализации. Эта задача нашла подробное решение и освещение в письмах Елены Ивановны. Учение, изложенное в них, словно нить Ариадны в лабиринте жизненных проблем, соблазнов и опасностей, уже десятки лет ведет к Свету тех, кто ищет подлинного Знания. В будущем же значение и популярность эпистолярного наследия Елены Рерих будут только возрастать.

Переданное нам Рерихами учение Агни-Йоги, или Живой Этики, недаром получило третье название – Учение Жизни. Как таковое, оно освещает не только философско-эзотерическую тематику. В нем нашли отражение основные проблемы жизни – глубокие, актуальные, а подчас и болезненные: семейные отношения, трудности в общении с людьми, социальное окружение человека, друзья и враги, любовь и брак, отношения мужчины и женщины во всей их тонкости и сложности и тому подобное. Анализ многих из этих проблем с учетом их глубинных духовно-психологических аспектов читатель найдет на страницах писем Елены Ивановны. Немало сказано в этих письмах и по поводу общечеловеческих, социально-политических и идеологических проблем современности. Политика и идеология, наука и религия, культура и образование, социально-духовная миссия женщины в современном мире – важнейшие аспекты этих областей жизни нашли отражение в «Сокровенном Знании».

Среди всех этих проблем особый интерес представляет для нас загадка исторических судеб нашей страны. О том, что именно нашей родине суждено сыграть роль огромной важности в будущем эволюционном витке человеческой истории, в письмах Е. И. Рерих говорится не однажды. Строки писем Елены Рерих дышат любовью к родине, надеждой на ее духовное возрождение и осуществление великого будущего, принадлежащего России в соответствии с законами кармы. Суждено ли сбыться сокровенным надеждам сотрудницы Великих Учителей?

Судьба России никогда не была простой; вряд ли будет она такой и в ближайшем будущем, с учетом того, что происходит и в ней самой, и в современном мире. Но этому есть объяснение. Один из эзотерических законов гласит: где сильнее всего свет, там сильнее всего и тьма. Поскольку России была суждена особая роль в будущем духовном возрождении мира, именно здесь и развернулась наиболее интенсивная борьба добра и зла. Но в письмах сотрудницы Учителей Востока говорится, что это «сгущение тьмы» не будет вечным. Как писала Елена Ивановна, «Светлые дни после мрака особенно ярки», а исторический процесс построен на смене волн разрушения и созидания: «Закон чередования, закон смен ритма непреложен, и волна разрушения и падения сменится волной созидания и восхождения» (из письма от 23.03.1944).

Не раз напоминала Елена Ивановна и о космических предпосылках будущего расцвета России: «Покровительство Сил Света и знак благоденствия стоят над нашей страной. Знаем, что все события послужат лишь на пользу ее, потому радость живет в сердцах наших. Новая Россия находится под знаком Водолея, созвездия Новой Эпохи» (из письма от 08.03.1938).

Хочется надеяться, что сокровенные пророчества исполнятся, звездные руны сложат путь нового, эволюционного этапа в жизни нашей страны и всего человечества. И тогда все, что сказано в Учении Жизни и в мудрых письмах русской сотрудницы Махатм, осуществится! Выявив свой смертоносный, разрушительный потенциал до конца, силы зла уйдут с арены мировой истории. На планете настанет новый космический этап ее развития – Сатья-юга, Век Белый.

Но даже сужденное кармой и космическими силами будущее надо уметь принять. Народ должен быть достойным доверенной ему Свыше миссии. Готова ли нынешняя Россия к выполнению сужденной ей мировой духовной миссии, к борьбе со злом во имя добра? Ответ на этот вопрос даст нам ближайшее будущее.

В заключение упомянем о центральной проблеме Учения Жизни – проблеме формирования в обществе нового, более объективного мировоззрения. По мысли создателей данного учения, лишь утверждение нового, истинного мировоззрения способно радикальным и быстрейшим способом изменить жизнь человечества к лучшему. Особую роль в формировании нового мировоззрения Учители Востока отводили науке, перед которой, в свою очередь, стоит задача совершенствования научной парадигмы.

Об основных положениях нового мировоззрения Елена Ивановна писала: «…пока человечество не осознает своего места и назначения в Космосе, пока не будут приняты закон перевоплощения, закон кармы и усвоена обоюдная зависимость всего сущего и соответственная великая ответственность человека; пока не будут осознаны миры надземные и воспринята Иерархия Света; пока мысль не получит признания как главный двигатель и духовный синтез не займет первенствующего значения в жизни государства, до тех пор не будут осуществлены мир, свобода и счастье человека, и великое служение общему благу останется в пределах отвлеченности» (из письма от 31.07.1937).

Но тут же она отмечала, что эти положения человечество сможет осознать лишь после прохождения им космического экзамена в виде периода планетных катаклизмов, всегда сопровождающих смену эволюционных циклов на Земле: «Но не возопиет дух человека и не обратит взора к Высшему Водительству, не пройдя через все ужасы бедствий и катаклизмов, вызванных его же безумием. Именно в этом безумии страшного разъединения, и нетерпимости, и отказа от принятия новых высших энергий, направляющих весь мир к дальнейшим ступеням эволюции, и следует искать космическую причину и смысл всех потрясений, периодически посещающих нашу злосчастную планету.

Будем надеяться, что грядущая эпоха с ее особенными сочетаниями космических лучей принесет новое пробуждение сознания, и новое поколение осознает всю преступность зачинщиков самоистребления, и не только посредством пушек и газов, но, главным образом, через разъединение и недопустимые злобные и убийственные мысленные посылки. Ведь убийств от злобных посылок гораздо больше, чем от пушек. Но и эта истина еще недоступна человечеству» (из письма от 31.07.1937).

Цель Агни-Йоги как нового философского учения как раз и состояла в том, чтобы способствовать формированию нового мировоззрения. Важным отличием Живой Этики от религиозных учений стал тот факт, что его создатели стремились не только еще раз, вслед за учениями прежних эпох, сказать человечеству: «Не убий!» – но и показать последствия нарушения моральных законов Космоса уже не на религиозной, а на научной основе.

Живая Этика не просто говорит людям нашей эпохи, что можно, а чего нельзя совершать. Это учение обосновывает древние этические заповеди знанием таких природных закономерностей, которые современной наукой еще не открыты. Учение Жизни вооружает человека знанием последствий совершаемых им поступков.

Если бы грабитель и убийца понимал суть закона кармы и неотвратимость его действия, стал бы он грабить и убивать? Если бы правители государств знали об их личной кармической ответственности за проводимую ими политику – стали бы они тогда обманывать свои народы и ввергать их в бедность, эксплуатацию и бессмысленные войны? Нет на свете человека, который хотел бы зла самому себе – и готовил бы его сознательно. Но есть люди, не знающие космических законов бытия. Неслучайно Е. И. Рерих в письмах приводила слова Будды: «Ад есть невежество». Именно это незнание, невежество во все времена человеческой истории служило надежным и неизменным оплотом сил зла. И в противовес ему главным оружием сил Света всегда служило Знание.

Но распространению истинного знания в мире всегда противодействовали силы зла и невежества. Учение Живой Этики не стало исключением из этого правила. По закону борьбы противоположностей, это учение сразу же стало мишенью для нападок сил зла. Эти нападки начались еще при жизни Рерихов и продолжаются по сей день. Иначе и не могло быть. Е. И. Рерих писала по этому поводу: «Сейчас дается Океан Учения Живой Этики, изучив его, человек будет вооружен на дальнейший путь, ибо сознание его расширится и распознавание станет сопутствовать ему на его жизненном пути. Но уже сколько ополчившихся против него! Но так как каждое Учение должно было входить в мир при криках врагов, чтобы человечество обратило на него внимание и не забыло его, то будем наблюдать действие этого закона <…>» (из письма от 31.07.1937).

Следует также отметить, что излюбленным средством борьбы невежества со всем новым и прогрессивным является старое как мир оружие – ложь и клевета. Это средство используется против учения Живой Этики и сейчас. Предвидя судьбу нового учения Белого Братства, Е. И. Рерих писала: «<…> Вы знаете, насколько лукавы и изощрены служители тьмы. Они готовы подползти под всякими шкурами, но остерегитесь волков в овечьих шкурах. На эту тему можно приводить множество текстов из всех веков. Слишком много подобных опытов происходило во всех стадиях человечества, и потому не дайте волкам укусить Вас. <…> Сатанисты прежде всего стараются обличить в сатанизме лиц, им неприятных. Не забудьте, что фарисеи клеветали на самого Христа-Господа, что производит чудеса бесовскою силою. Куда же дальше идти?» (из письма от 22.07.1937). Наше время подтвердило слова Е. И. Рерих с удивительной точностью.

Насколько актуальны новое мировоззрение и новые познания, переданные миру в учении Агни-Йоги, нам предстоит оценить в ближайшем будущем. Наша цивилизация – не первая на планете. В незапамятные времена некогда могущественная Атлантида погрузилась в пучины океана, потому что большинство атлантов пренебрегли сакральным Знанием о Космосе и человеке, переданным им Учителями человечества. Пришел срок – и это знание, в виде нового учения Агни-Йоги, пришло в современный мир, повторяющий те же ошибки, что когда-то погубили Атлантиду. Великое знание, веками хранившееся на Востоке, было передано людям всей планеты гениальными русскими людьми.

Главная роль в этом принадлежала Елене Ивановне Рерих. Четырнадцать книг Учения Жизни, многотомное собрание писем, содержащих ценнейшие комментарии к новому учению, гигантский труд по переводу на русский язык «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской, наконец, еще не исследованный рукописный архив с уникальными научно-философскими материалами – таково творческое наследие, оставленное миру русской сотрудницей Махатм.

Урусвати – «Звезда Утра» – так называли ее Учители Шамбалы.

Далеко в Гималаях, среди величественных горных пиков высится белоснежный памятник в память о Той, что соединила прошлое с будущим и принесла огонь священного древнего знания в наш смятенный мир, стоящий на пороге крутых перемен. Сможем ли мы принять доверенное?

М. Мусина,Н. Ковалева

Загрузка...