Все технологические гиганты[3] следуют принципу «Дня Первого», однако у каждого из них есть своя фишка, которая помогает сохранять культуру инноваций.
Безос не просто поощряет изобретательство в Amazon[4] – он создал в компании систему, благодаря которой изобретательство поставлено на поток, а каждая новая идея имеет максимальные шансы на успех с момента возникновения. Культуру изобретательства поддерживает не только руководство компании, но и инвесторы с Уолл-стрит, которые не требуют от Amazon прибыли.
Проект Go изначально разрабатывался как гигантский торговый автомат. Но после того как изобретение прошло через все процедуры обсуждения, оно превратилось в супермаркет без персонала – инновацию, способную полностью изменить подход к торговым помещениям и процессу покупки. В магазине Go, первый из которых открылся в Сиэтле в 2018 году, не нужно стоять в очереди на кассу – вы просто сканируете QR-код приложения Amazon при входе, складываете покупки в корзину и отправляетесь домой. Учет покупок и оплата производятся автоматически.
Благодаря культуре изобретательства Amazon мы разговариваем с микроволновками и часами, в которые встроен голосовой помощник Alexa, читаем книги с «электронными чернилами», создаем компании в облаках, делаем покупки в интернете.
«Изобретение нового – топливо для Безоса, горючее для его интеллекта. Это основная часть нашего существования в качестве компании, – говорит Джефф Уилки, генеральный директор Amazon Worldwide Consumer, – я видел его по-настоящему счастливым, лишь когда он знакомился с удачным изобретением, с инсайтом, инновацией, с прорывной идеей».
Культура изобретательства Amazon опирается на 14 принципов лидерства, которыми сотрудники руководствуются при принятии любых решений:
▶ Будь одержим клиентом.
▶ Принимай на себя ответственность.
▶ Изобретай и упрощай.
▶ Будь уверен в своей правоте.
▶ Будь любопытен.
▶ Привлекай лучших и развивай их.
▶ Стремись к высоким стандартам.
▶ Мысли масштабно.
▶ Действуй!
▶ Будь бережлив.
▶ Завоевывай доверие.
▶ Погружайся глубоко.
▶ Не будь бесхребетным, умей возражать и решать задачи.
▶ Достигай результатов.
Их транслируют уже во время собеседований, и сотрудники Amazon нередко говорят о них в нерабочие часы. Эти 14 принципов рано или поздно становятся частью натуры сотрудников. Один бывший «амазонец» рассказывал Алексу Кантровцу, что он даже учит этим принципам своих детей. Они вдохновляют человека на новые идеи, избавляют от бюрократического мышления. Остановимся на некоторых из них.
Принцип «Мысли масштабно» поощряет сотрудников всех уровней Amazon мечтать о великих продуктах, процессах или сервисах компании, что совершенно неприемлемо в иерархических компаниях. Принцип предостерегает от ограниченности мышления и призывает генерировать и продвигать самые невероятные идеи, создавать новые способы обслуживания клиентов.
Еще один принцип – «Изобретай и упрощай» – провозглашает первостепенность изобретательства перед другими обязанностями сотрудников. Если вы не придумываете что-то новое, вашу работу упростят, а впоследствии автоматизируют[5]. Согласно этому принципу, лидеры (а каждый сотрудник Amazon – лидер по умолчанию) требуют от себя и других людей инноваций и изобретений. Они открыты внешнему миру, всегда и везде ищут новые идеи.
Принцип «Действуй!» предостерегает от долгого, слишком сложного процесса разработки: лучше потратить время на создание еще чего-то нового. Руководство Amazon ценит в сотрудниках здоровый авантюризм и способность пойти на риск.
Принцип «Не будьте бесхребетными, умейте возражать и решать задачи» мотивирует сотрудников Amazon высказывать свое мнение, настаивать на своем. Однако, когда решение уже принято, они должны отбросить сомнения и полностью посвятить себя воплощению этого решения в жизнь.
Изначально Безосу категорически не нравилась идея размещения вопросов и ответов клиентов на страницах с товаром, но тем не менее он разрешил команде, предложившей эту идею, реализовать ее. В результате вопросы и ответы стали одним из значимых элементов сайта Amazon.
Принцип «Будь одержим клиентом» ставит потребности пользователей во главу угла. Он предписывает «вести процесс от конца к началу»: если предложенное изобретение недостаточно хорошо для клиентов Amazon, оно отправляется на доработку.