Примечания

1

Даты везде по новому стилю, старый стиль будет указан особо.

2

Протекционизм – политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер.

3

Радищев А.Н. Избранные произведения. М. – Л, 1949. С. 280.

4

Болховитинов Н. История США // Материалы сайта http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/bolh/index.php

5

Шлюп – парусное военное (реже торговое) судно, использовавшееся для посыльной и дозорной службы. Могло нести от 1 до 3 мачт. Паруса почти всегда прямые. В Атлантике встречались пиратские шлюпы.

6

Бригантина – торговое или военное парусно-гребное судно. Парусное вооружение близко к бригу. Некоторые западные авторы (например, К.Х. Марквардт) не видят разницы между бригом и бригантиной. Иногда бригантину называли шхуно-бригом (шкуно-бригом). Основной движитель – парус. Весла использовались редко. Тем не менее, бригантины имели от 8 до 16 банок (пар весел). Заносить же бригантину в категорию гребных судов, как делают некие наши «мэтры», безграмотно. На вооружении бригантины имели до 20 пушек малого калибра.

7

Шитик – небольшое палубное парусно-гребное судно с одной или двумя мачтами.

8

Шканцы – часть верхней палубы от грот-мачты до бизань-мачты, там обычно происходили встречи командования и почетных гостей.

9

Российско-Американская компания и изучение Тихоокеанского севера 1815–1841. Сборник документов / Составители Т.С. Федорова, Л.И. Спиридонова. М.: Наука, 2005. С. 68.

10

Коцебу О.Е. Новое путешествие вокруг света в 1823–1826 гг. М.: Наука, 1981. С. 205–206.

11

Коцебу О.Е. Новое путешествие вокруг света в 1823–1826 гг. М.: Наука, 1981. С. 227.

12

Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. М.: Наука, 1982. С. 133.

13

По другим данным это случилось 30 марта 1806 г. (по ст. стилю).

14

По другим источникам она была падчерицей Шелихова.

15

Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании. СПб., 1861. Ч. I. С. 252–253.

16

Вениаминов И.Е. Записки об островах Уналашкинского отдела. СПб., 1840. Ч. I. С. 110.

17

Одна номинальная лошадиная сила – это расчетная единица. Она больше, чем фактическая (индикаторная) лошадиная сила. Во сколько раз больше – зависит от типа машины.

18

Болховитинов Н. История США // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/bolh/16.php

19

Так обозначали иностранных граждан, служивших в России на военной и статской службе.

20

Записка РАК Е.Ф. Канкрину от 12(24) июля 1824 г., подписанная М. Булдаковым, А. Севериным, И. Прокофьевым и К. Рылеевым. АВПР. Ф. Канцелярия. Оп. 468, 1826 г. Д. 2995. Л. 75–81.

21

Кремлев С. Русская Америка. Открыть и продать! М.: Яуза, 2005. С. 432.

22

Подробнее об этом рассказано в моей книге «Россия выходит в мировой океан» (М.: Вече, 2005).

23

Цит. по: Кремлев С. Русская Америка: Открыть и продать! С. 419–420.

24

История Русской Америки(1732–1867) / Коллектив авторов. М.: Международные отношения, 1997. Т. III.

25

История внешней политики России. Вторая половина XIX века (от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). М., 1997. С. 152.

26

Цит. по: Алексеев А.И. Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. С. 130

Загрузка...