Сноски

1

Кинг С. Армагеддон. В 2-х книгах. М.: Кэдмэн, 1993.

2

Говард Дж., Шет Дж. Теория поведения покупателя // Классика маркетинга / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква. СПб.: Питер, 2001. С. 175.

3

См.: Залтман Дж. Как мыслят потребители. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006.

4

Подробно об этом см.: Ильин В.И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019.

5

См.: Радаев В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология, 2002. № 3(3). С. 26.

6

Г.Беккер и Дж. Стиглер опровергли допущение о вкусах потребителей, указав, что различия в поведении людей даже с одинаковыми бюджетными ограничениями могут существовать не только при различии их вкусов (предпочтений), но и при одинаковых вкусах. В работах Х.Лейбенстайна была подвергнута критике предпосылка о независимости потребительского выбора от других людей и социальных групп. К.Ланкастером критике подверглось предположение, что товары являются объектами предпочтений; автор указал, что потребитель выбирает не товары сами по себе, а содержащиеся в них потребительские характеристики. В рамках теории игр критиковалось предположение о том, что потребительское поведение осуществляется в условиях полной определенности, в связи с чем разрабатывалось понятие риска. И т. д.

7

Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У., Энджел Д.Ф. Поведение потребителей: Пер. с англ. 10-е изд. СПб.: Питер, 2007. С. 142.

8

См.: Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998. С. 165–201.

9

Lehtonen Т., Manepaa P. Shopping in the East Centre Mall // The Shopping Experience / Ed. by P.Falk, C.Campbell. L.; Sage, 1997. P. 144–147. См. также: Bowlby R. Supermarket Futures // The Shopping Experience / Ed. by P.Falk, C.Cambel. L.; Sage, 1997. P. 92–110; Немкова Е., Рыс А., Мирон А., Овчаренко А. Шоппинг: как это делают люди. URL: https://www.hse.ru/data/005/979/1224/shopping_21.11.doc (дата обращения 13.05.2020).

10

См.: Miller D. A Theory of Shopping. Cambridge, England: Polity, 1998.

11

Цит. по: Радаев В.В. Экономическая социология: Курс лекций. М.: Аспект-пресс, 1998. С. 55.

12

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укореннности // Экономическая социология, 2002. № 3(3). С. 48.

13

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укореннности // Экономическая социология, 2002. № 3(3). С. 49–50.

14

Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология, 2002. № 3(3). С. 28.

15

Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология, 2002. № 3(3). С. 29.

16

Радаев В.В. Еще раз о предмете экономической социологии // Экономическая социология, 2002. № 3(3). С. 29–30; Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования, 2005. № 1. С. 5–18.

17

Существуют модели, подробно освещающие особенности принятия решения в точке продажи, направленные на управление покупкой (модели fi rst movement of truth). Есть модели потребительских путешествий с упором на детальный анализ информационного поиска, например, модель Google ZMOT (zero moment of truth) и т. д.

18

Court D., Elzinga D., Mulder S., Vetvik O. J. The Consumer Designer Journey // McKinsey Quarterly, 2009. June 1. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/our-insights/the-consumer-decision-journey (дата обращения 05.05.2020).

19

Court D., Elzinga D., Mulder S., Vetvik O.J. The Consumer Designer Journey // McKinsey Quarterly, 2009. June 1. URL: https://www.mckinsey.com/business-functions/marketing-and-sales/ our-insights/the-consumer-decision-journey (дата обращения 05.05.2020).

20

См.: The Ultimate Guide to Building an Effective UGC Strategy. Starcla report. 2018. URL: https://stackla.com/wp-content/uploads/2018/05/Stackla-UGC-Strategy-Guide.compressed.pdf (дата обращения 12.06.2020).

21

См.: Nielsen Research. Global Trust in Advertising Survey. 2012; 2017 Consumer Content Report: Influence in the Digital Age. Starcla report. 2017. URL: https://stackla.com/wp-content/up-loads/2018/05/Stackla-Data-Report-FINAL.compressed.pdf (дата обращения 12.06.2020).

22

См.: Ravensbergen R. How to Make the Consumer Decision Journey Better than Ever. URL: https://www.automat.ai/resources/make-consumer-decision-journey-better/ (дата обращения 10.06.2020).

23

Так, современный потребитель в ответ на «сжатие социального времени» требует от организаций возможности совмещения множества функций в одном акте потребления, что приводит к созданию конвергентных продуктов. Например, в Китае такие продукты стали востребованы, благодаря распространению и доступности технологии QR-кодов. Китайцы, присутствуя в клубе на концерте музыкальной группы, одновременно ищут по QR-кодам друзей по выпивке и общаются с другими постоянными посетителями обо всем – от выступления музыканта до текущих событий в мире, дарят понравившимся людям виртуальные подарки, прежде чем вступить с ними в личное общение в баре, могут зарабатывать украшения и «плюшки» для своих аватаров и т. д. Аналогично благодаря QR-кодам, совмещенным с платежным сервисом крупнейшей китайской социальной сети WeChat Pay, молодые китайские потребители покупают предметы одежды во время просмотра любимого сериала, выбирая те вещи, которые носят полюбившиеся им герои. Такое распространение снэк-культуры (snack culture) хорошо сочетается с противоположным трендом «медленного потребления», когда те же самые потребительские сегменты просматривают 40-минутные ролики распаковки на YouTube или часовые ролики от Christian Dior в формате нормкор рекламы.

24

См.: Pine J., Gilmore J. The Experience Economy. Boston: Harvard Business School Press, 1999; Poulsson S., Kale H.G., Sudhir H. The Experience Economy and Commercial Experiences // The Marketing Review, 2004. Vol.4(3). P. 267–277; Гилмор Дж. Х., Пайн II Дж. Б. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2020 и др.

25

Гилмор Дж. Х., Пайн II Дж. Б. Экономика впечатлений. Как превратить покупку в захватывающее действие. 2-е изд. М.: Альпина Паблишер, 2020. С. 46.

26

См.: Маркеева А. В. Современные подходы к определению потребительского опыта // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук), 2011. № 7. С. 378–384.

27

PricewaterhouseCoopers (PwC) – международная сеть компаний, предлагающих услуги консалтинга и аудита.

28

См.: Experience is Everything: Here’s How to Get It Right. PwC. Report. 2018. P.5. URL: https://www.pwc.com/us/en/advisory-services/publications/consumer-intelligence-series/pwc-consumer-intelligence-series-customer-experience.pdf (дата обращения 12.06.2020).

29

Норкин P. Customer experience management – что это? URL: https://vc.ru/marketing/83294-customer-experience-management-chto-eto-cx-cem (дата обращения 05.06.2020).

30

В основу модели был положен опыт консультирования более 50 компаний, исследование более 200 примеров передового опыта в области создания цифрового потенциала, а также результаты экспертных интервью с руководителями подразделений цифрового маркетинга в 100 компаниях – цифровых лидеров мирового бизнеса.

31

Настало время сделать потребителя центром компании // Отчет PwC «Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год». 2019. С. 22. URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/gcis-2019-ru.pdf (дата обращения 13.06.2020).

32

Настало время сделать потребителя центром компании // Отчет PwC «Глобальное исследование потребительского поведения за 2019 год». 2019. С. 58. URL: https://www.pwc.ru/ru/retail-consumer/publications/gcis-2019-ru.pdf (дата обращения 13.06.2020).

33

Ильин В.И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 12.

34

Составлено на основе интервью д.э.н., профессора Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ А.Овсянникова.

35

Составлено по материалам сайта Банки.ру. URL: https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10115431/

36

Различия между понятиями «страта» и «класс» могут составить предмет отдельного исследования. Здесь эти понятия употребляются как синонимы.

37

См.: Бард А., Зодерквист Я. Netoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа в Санкт-Петербурге, 2004.

38

Нужно отметить, что потребление таких безумно дорогих и «пафосных» продуктов часто обставляется как благотворительная акция, деньги от которой идут на помощь бедным. Но самим фактом такого потребления представители высшего класса формируют свой социальный статус, принципиально отличный от статуса обычных людей. А благотворительная направленность акции служит для снижения возникающей при этом социальной напряженности.

39

В частности, в России в 1990-е и начале 2000-х нуворишей называли «новыми русскими».

40

Истории и анекдоты про нуворишей появились в большом количестве с самого начала развития капитализма. Когда границы классов стали более прозрачными, в высший класс стали проникать «чужаки», не имеющие репутации и знания о стереотипах поведения элиты, но обладающие богатством. Последние в истории России сюжеты такого рода нашли свое отражение в целой серии анекдотов о «новых русских», уже упоминавшихся в предыдущей сноске.

41

См. Шкаратан О.И., Инясевский C.A. Новый средний класс на Западе // Общественные науки и современность, 2007. № 4. С. 49–66; Кузнецова Е.С. Средний класс: западные концепции // Мировая экономика и международные отношения, 2009. № 2. С. 19–28.

42

Об особенностях потребительского поведения пролетариата см.: Барков С.А. Метаморфозы потребления как социально-экономического феномена // Социодинамика, 2017. № 7. С. 811–828.

43

См.: Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: АСТ, 2019.

44

См.: Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Ленанд, 2019.

45

Виртуальные русские и их экономические реалии / Под ред. С.А. Баркова, В.И.Зубкова, А.В. Маркеевой. М.: Издательство «У Никитских ворот», 2019. С. 20–52.

46

Классовый подход находил свое отражение даже в документах – анкетах, листах по учету кадров и др. Там была специальная графа для обозначения классовой принадлежности – социальное происхождение. В ней нужно было обозначить себя как рабочего или крестьянина, а для интеллигенции была придумана загадочная формулировка «из семьи служащих».

47

Дюма А. Граф Монте-Кристо. М., 1977. Т. 2. С. 50.

48

Дюма А. Граф Монте-Кристо. М., 1977. Т. 2. С. 51.

49

Восточная экзотика сегодня стала тоже глобальной. Лавочки с индийскими сувенирами, суши-бары и рестораны китайской кухни можно встретить буквально в каждом крупном городе планеты.

50

См.: Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. С. 188–189.

51

Кейс составлен по повести: Крестовская М.В. Вопль // Только час: Проза русских писательниц конца XIX – начала XX в. / Сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.Ученова. М.: Современник, 1988.

52

Кейс составлен по роману: Гришем Дж. Фирма. М.: Белфакс, 1993.

53

Кейс составлен по книге: Фокс К. Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения. М.: Рипол-Классик, 2013.

54

Этими индикаторами является употребление слов, которые элита называет «семь смертных грехов»: pardon (извините, простите), toilet (туалет), serviette (салфетка), dinner (обед, ужин), settee (канапе, небольшой диван), lounge (гостиная), sweet (десерт), smart (изящный, элегантный, светский) и common (простой, обыкновенный).

55

В данном случае, яппи – преуспевающий молодой бизнесмен.

56

«Воксхолл» – марка легковых и грузовых автомобилей, выпускаемых английской компанией «Воксхолл моторс», которая является филиалом американской компании «Дженерал моторс корпорейшн».

57

См.: Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999; Он же. К критике политической экономии знака. М.: Библион, 2003; Lash S., Urri J. Economies of Signs and Space. L: Sage, 1994 и др.

58

См.: Барков С.А., Зубков В.И. Монологи и диалоги о постмодерне и постмодернизме. М.: ИПО «У Никитских ворот», 2019. С. 299.

59

Подробнее см.: Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология, 2002. Т. 3. № 5. С. 60–74; Он же. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология, 2005. Т. 6. № 3. С. 25–48; Он же. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. № 2. С. 44–60.

60

Ильин В.И. Социология потребления: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. С. 25.

61

Ильин В.И. Цит. соч. С. 148.

62

См.: Ибрагимова Д.Х. Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст // Экономическая социология, 2014. Т. 15. № 3. С. 34.

63

Инглехарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Политические исследования, 1997. № 4. С. 10.

64

См.: Грааф Д. Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: «Алгоритм», 2016. С. 66–67.

65

См.: Ибрагимова Д.Х. Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст // Экономическая социология, 2014. Т.15. № 3. С.35. (Giuliano P., Spilimbergo A. Growing up in a Recession // The Review of Economic Studies, 2013. December 25. URL: http://restud.oxfordjournals.org/content/early/2013/12/25/restud.rdt040.full.pdf (дата обращения 25.05.2020)).

66

См.: Brim O. Socialization through the Life-Cycle. Socialization after Childhood: Two Essays / Eds. O.G. Brim, S.Wheeler Jr. N.Y.: Wiley, 1966. P. 1–49.

67

См.: Baltes P. Theoretical Propositions of Life-Span Developmental Psychology: On the Dynamics between Growth and Decline // Developmental Psychology, 1987. Vol.23. № 5. Р.613.

68

См.: Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.

69

См.: Ибрагимова Д.Х. Потребительские ожидания населения России (1996-2009): как взаимосвязаны когорты, поколения и возраст // Экономическая социология, 2014. Т.15. № 3. С. 24–62.

70

См.: Мультяшки на миллиард: кто зарабатывает на героях российских мультфильмов // Портал РБК. 25.09.2015. URL: https://www.rbc.ru/business/25/09/2015/560156719a7947f4eb602c3f (дата обращения 15.06.2020); «Яндекс» профинансирует перезапуск мультсериала «Смешарики» // Ведомости. 22.11.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/business/ news/2019/11/22/816928-yandeks-profinansiruet-smeshariki (дата обращения 15.06.2020); Данные портала Riki Group. URL: http://www.riki-group.ru/work/licensing/ (дата обращения 15.06.2020).

71

См.: Ward S. Consumer Socialization // Journal of Consumer Research, 1974. № 1. Р. 2.

72

См.: Шайдакова Н.В. Потребительская социализация в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Социально-экономические явления и процессы, 2011. № 11(033). С. 345–348; Солодовников В., Солодовникова Н. Обзор зарубежных исследований о потребительской социализации // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2018. № 2 (12). С. 43–64.

73

См.: Roedder J.D. Consumer Socialization of Children: A Retrospective Look at 25 Years of Research // Journal of Consumer Research, 1999. Vol. 26(3). P.183.

74

Грааф Д. Д. Потреблятство. Болезнь, угрожающая миру. М.: «Алгоритм», 2016. С. 63.

75

См.: Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с фр. М.: Просвещение, 1969.

76

См.: Roedder J.D. Consumer Socialization of Children: A Retrospective Look at 25 Years of Research // Journal of Consumer Research, 1999. Vol.26. P.187.

77

См.: Cody K. Consuming in the Thresholds: Stepping outside Socialization Theory to Understand the Contemporary Child Consumer // Research in Consumer Behavior, 2013. Vol.15. P. 73–96.

78

См.: Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей. Калуга: Изд-во КГУ, 2012. С. 177–186.

79

См.: Шайдакова Н.В. Потребительская социализация в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Социально-экономические явления и процессы, 2011. № 11(33). С. 345.

80

См.: Радина Н.К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации // Психологическая наука и образование, 2005. № 1. С. 45–50; Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 5. С. 32–49; Шайдакова Н.В. Потребительская социализация в отечественных и зарубежных психологических исследованиях // Социально-экономические явления и процессы, 2011. № 11(33). С. 345–348.

81

См.: Задорожнюк И.Е. Экономические психологи о проблемах социализации // Вопросы психологии, 2003. № 1. С. 147–149.

82

См.: Hota M., Bartsch F. Consumer Socialization in Childhood and Adolescence: Impact of Psychological Development and Family Structure // Journal of Business Research, 2019. Vol. 10. Р. 11–20.

83

Твенге Дж. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым – и абсолютно не готовым ко взрослой жизни, и что это значит для всех остальных / Пер. с англ. А.Толмачева. М.: Группа компаний «РИПОЛ классик», 2019.

84

См.: Ребзуев Б.Г., Савельева А.А. Потребительское поведение подростков // Вопросы психологии, 2006. № 2. С. 138–147.

85

См.: Солодовников В., Солодовникова Н. Обзор зарубежных исследований о потребительской социализации // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2018. № 2(12). С. 43–64.

86

См.: Ali A., Batra D.K., Ravichandran N., Mustafa Z., Rehman S.U. Consumer Socialization of Children: Conceptual Framework // International Journal of Scientific and Research Publications, 2012. Vol.2. P. 1–5.

87

См.: Lassare D., Roland-Lévy C. Understanding Children’s Economic Socialization // Understanding Economic Behavior / K.G. Gruenert, F. Olander (eds.). Dordecht: Kluwer Academic, 1989. P. 347–368.

88

См.: Аянян АН. Особенности потребительской социализации детей старшего дошкольного возраста (сравнительный анализ данных 2009 и 2014 гг.) // Мир психологии, 2015. № 1. С. 122–132.

89

См.: Алешина И.В. Поведение потребителя. М.: Экономист, 2006. С. 146.

90

См.: Beatty S., Talpade R. Adolescent Influence in Family Decision Making: a Replication with Extension // Journal of Consumer Research, 1994. Vol.21. P. 332–341.

91

См.: Шадрина С.В. Потребительское поведение подростков: основные факторы влияния // Вестник СПбУ. Серия 8. Менеджмент, 2009. Вып.2. С. 53–90; Колосова Е.А. Потребительская социализация детей и подростков // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение», 2017. № 2(8). С. 74–79.

92

См.: Valkenburga Р., Cantor J. The Development of a Child into a Consumer // Applied Developmental Psychology, 2001. Vol.22. P. 61–72.

93

См.: Пятин А. «Кумир подростков»: лицом бренда Celine стал 18-летний блогер из TikTok // Forbes. 17.12.2019. URL: https://www.forbes.ru/newsroom/tehnologii/389607-kumir-podrostkov-licom-brenda-celine-stal-18-letniy-bloger-iz-tiktok (дата обращения 15.06.2020).

94

См.: Самые популярные блогеры. URL: https://woman.forumdaily.com/10-yunyx-blogerov-kotorye-zarabatyvayut-bolshe-svoix-roditelej/ (дата обращения 15.06.2020).

95

См.: Самые популярные блогеры. URL: https://woman.forumdaily.com/10-yunyx-blogerov-kotorye-zarabatyvayut-bolshe-svoix-roditelej/ (дата обращения 15.06.2020).

96

См.: Мачнев Е.В. Развлекупки. Креатив в розничной торговле. СПб: Питер, 2005.

97

См.: Детский рунет 2019. Отраслевой доклад Института исследований интернета. Март 2020. URL: https://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2020/03/ChildRunet-2019-26032020.pdf (дата обращения 12.04.2020).

98

См. подробнее: Wang Xia, Chunling Yu, Yujie Wei. Social Media Peer Communication and Impacts on Purchase Intentions: A Consumer Socialization Framework // Journal of Interactive Marketing, 2012. № 26(4). Р. 198–208; Chu Shu-Chuan, Yongjun Sung. Using a Consumer Socialization Framework to Understand Electronic Word-of-Mouth (eWOM) Group Membership among Brand Followers on Twitter // Electronic Commerce Research and Applications, 2015. № 14(4). Р. 251–260; Gillian M., Muzellec L. eWOM Credibility on Social Networking Sites: A Framework // Journal of Marketing Communications, 2017. № 23(2). Р. 149–161 и др.

99

См.: Chu Shu-Chuan, Yongjun Sung. Using a Consumer Socialization Framework to Understand Electronic Word-of-Mouth (eWOM) Group Membership among Brand Followers on Twitter // Electronic Commerce Research and Applications, 2015. № 14(4). Р. 251–260.

100

См.: Jennifer Johnson Jorgensen, Young Ha. The Infl uence of Electronic Word of Mouth via Social Networking Sites on the Socialization of College-Aged Consumers // Journal of Interactive Advertising, 2019. Vol.19. № 1. Р. 29–42.

101

См.: Детский рунет 2019. Отраслевой доклад Института исследований интернета. Март 2020. URL: https://internetinstitute.ru/wp-content/uploads/2020/03/ChildRunet-2019-26032020.pdf (дата обращения 12.04.2020).

102

См.: Ильин В.И. Креативный консьюмеризм как тренд современного общества потребления // Журнал социологии и социальной антропологии, 2011. №XIV(5). С. 41–54. URL: http://www.jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2011_5/Ilyin_2011_5.pdf (дата обращения 20.06.2020).

103

Ильин В.И. Указ. соч.

104

Составлено по книге: Кассер Т. Быть или иметь. Психология культуры потребления. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015.

Загрузка...