1.1 Объект и предмет социологии.
1.2 Структура социологического знания. Функции социологии.
1.3 Место социологии в системе общественных наук.
Основные понятия: социология; объект социологии; гражданское общество; предмет социологии; фундаментальная социология; социальное; теории среднего уровня; макросоциология; прикладная социология; микросоциология; общество.
1.1 Социология – наука, которая изучает структуры общества, их элементы, условия существования и социальные процессы, протекающие в этих структурах. Конституирование социологии как науки предполагает четкое выделение объекта и предмета социологии. В качестве объекта социологии рассматривается общество. Так как социология возникает одновременно с формированием гражданского общества, то прежде всего в качестве объекта социологии рассматривается гражданское общество в широком смысле этого понятия.
Гражданское общество – это совокупность соответствующим образом организованных, исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности, определенных общечеловеческих ценностей, которыми руководствуются люди и каждый человек во всех сферах общества: экономической, социальной, политической и духовной.
Задача социологии – нахождение и выявление таких показателей жизнедеятельности людей, которые их объединяют, и только затем на базе этого исследование специфических особенностей каждого общества.
Долгое время не делалось больших различий между объектом и предметом социологии. Однако вопросы о предмете науки – это вопросы о том, что и как изучать в данной области знания. Предметом социологии является система социальных взаимодействий, широкий комплекс человеческих отношений, универсальный способ организации социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей.
Специфика социальности определяется следующими признаками:
– наличием взаимного положения индивидов и групп, которое зависит от экономических и политических отношений в обществе, снимаемого ими места и выполняемой ролью в различных структурах общества;
– наличием общих черт, присущих различным группам индивидов, являющихся результатом усвоения ими определенных норм;
– рефлекторным отношением различных индивидов друг к другу, к своему положению в обществе;
– наличием результата совместной деятельности индивидов и групп.
Что касается строгого определения понятия «социальное», то трудно добавить что-либо к формулировке немецкого социолога Макса Вебера, который квалифицировал как «социальную» такую ситуацию, при которой люди в своих действиях ориентируются на других. Переплетение смыслов, ожиданий и поведения, основанного на взаимной ориентации, составляет предмет социологического анализа. Таким образом, социология – это наука о закономерностях становления, развития и функционирования социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов. Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностью социального субъекта; наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения.
1.2 Социологическая наука представляет собой сложно структурированную область научного знания и включает в себя:
– фундаментальные, общесоциологические теории;
– специальные социологические теории (теории среднего уровня);
– конкретные (эмпирические) социологические исследования.
Первый уровень – теории наиболее высокого уровня общности и структуре социологии. В социологии, как и в других науках существует множество конкурирующих между собой общих теорий. Это, например, теория социального действия М. Вебера, теория общественных формаций К. Маркса, структурно-функциональная теория Т. Парсонса, теория обмена П. Блау и др. Предметом исследования здесь выступает общество в целом со всеми его законами развития и функционирования.
Второй уровень – специальные социологические теории (теории среднего уровня) занимают промежуточное положение между фундаментальными теориями и конкретными социологическими исследованиями. Термин «теории среднего уровня» введен в науку американским социологом Р. Мертоном. Такие теории обобщают и структурируют эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания: экономики, образования, армии, политики, культуры, религии и т. д.
Третий уровень – конкретные социологические исследования устанавливают и обобщают социальные факты с помощью прямой или косвенной регистрации каких-то свершившихся событий. Полученные в ходе эмпирических исследований системы фактов и зависимостей составляют эмпирический базис социологического знания.
Наряду с указанными уровнями выделят макро- и микросоциологию. Исследователи, работающие в области макросоциологии, акцентируют внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Главный интерес для них представляет изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношений между основными элементами общественных отношений и изменениями этих отношений.
Микросоциологические концепции фокусируют внимание на индивидах, поведенческих актах, мотивах и тех смыслах, которые люди вкладывают во взаимодействия и которые, в свою очередь, влияют на процесс возникновения и развития общества.
По цели исследования социологию можно также разделить еще на два уровня – на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная теоретическая социология отвечает на вопросы: «что познается» (определение объекта, предмета науки) и «как познается» (основные методы социологии). К ней относят теории общесоциологического уровня, в ее рамках существуют различные социальные и частные социологические теории. Теоретическая социология предполагает получение нового знания, описание, объяснение, понимание процессов социального развития; разработку концептуальной социологической модели исследования.
Прикладная социология изучает и предлагает способы воздействия на социальную реальность, на социальные общности. Она дает представление о реальных процессах общественного развития, занимается прогнозированием, проектированием, формированием социальной политики, разработкой рекомендаций для практики социального управления. Доминирующую роль в прикладном исследовании играют конкретные рекомендации, а не теоретические знания.
Социология выполняет в обществе ряд функций, среди которых выделяют следующие.
Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества с учетом многообразия конкретно-исторических и социально-культурных условий его развития.
Управленческая функция социологии связана с проблемами управления социальной системой. Результаты социологических исследований, прогнозы, методики, тесты служат исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях.
Прогностическая функция вырабатывает научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. Прогнозы могут затрагивать глобальные проблемы (например, перспективы развития цивилизации) и более обыденные проблемы (например, поведение избирателей). В кризисные, переходные периоды развития общества социология может:
• представить альтернативные сценарии будущих процессов;
• определить диапазон возможностей, открывающихся перед людьми на данном историческом этапе;
• рассчитать вероятные потери и долгосрочные последствия.
При помощи организационно-технологической функции создаются социальные технологии и внедряются в практику. Создание и внедрение социальных технологий – составной элемент прикладной социологии.
Гуманистическая функция заключается в том, что социология способствует улучшению взаимопонимания между людьми, совершенствованию социальных отношений. Социологи стремятся использовать накопленные знания в целях улучшения условий человеческого существования, пытаясь снизить уровень предрассудков, уменьшить взаимное неуважение, нетерпимость, агрессию и повысить уровень сотрудничества между людьми.
1.3 Место социологии в системе общественных наук определяется прежде всего путем сопоставления объекта и предмета социологии с объектом и предметом социальной философии. Социальная философия при этом ориентирована на установление закономерностей развития человеческого общества вообще, тогда как социология на основании знания этих закономерностей осуществляет анализ роли и места человека в жизни общества.
По некоторым срезам своей предметной области социология пересекается с экономическими науками, в функциональной структуре социологии выделяется экономическая социология. При этом социология рассматривает не экономику, не товарное производство, процессы потребления и обмена, а экономическую сферу жизнедеятельности общества. Также существуют точки соприкосновения объекта и предметной области социологии, с одной стороны, и права, истории, этики, эстетики, экологии, медицины – с другой. Сложились прочные взаимосвязи социологии с естественными и точными науками, прежде всего, математикой и статистикой. Математические методы в социологии обеспечивают объективность и достоверность получаемой эмпирической информации.
Тесно переплетена социология с социальной психологией, которая тоже изучает закономерности поведения и деятельности людей. Для наблюдения и объяснения групп фактов социология также использует психологический подход.
Социологи интересуются результатами исследований антропологов, этнологов, этнографов, историков, историков культуры.
Как показывает история наук, именно в точках их пересечения и соприкосновения возникают наиболее интересные теории. Понятия, перенесенные в иную сферу, обогащаются новым содержанием. Из философии в социологию пришли такие понятия, как: «человек», «общество», «прогресс» и др. Из психологии – «ценностные ориентации», «интерес», «мотив», из права – «статус», «институт». Сегодня интенсивно развиваются междисциплинарные связи гуманитарных наук.
1. Значение социологии в современной жизни общества.
2. Социальные законы и категории.
3. Методология и методы социологических исследований.
4. Роль компьютерных технологий в социологии.
1. Дайте определение социологии.
2. Что понимается под объектом и предметом социологии как науки?
3. Какими признаками определяется специфика социальности?
4. Раскройте структуру социологического знания.
5. Перечислите и раскройте функции социологии.
6. Как можно определить место социологии в системе общественных наук?
1. Социология – это наука…
а) о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации;
б) о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между социальными общностями;
в) изучающая закономерности механизма психики.
2. Социология является продуктом развития…
а) психологии;
б) социальной философии;
в) педагогики;
г) этики.
3. Предметом социологии являются…
а) социальные отношения;
б) социальное поведение;
в) человек;
г) природа.
4. В структуру социологии входят следующие уровни:
а) теоретическая социология;
б) конкретные социологические исследования;
в) специальные социологические теории;
г) социальная философия.
5. К категориям социологии относятся…
а) социализация;
б) удовлетворенность трудом;
в) респондент;
г) индивид;
д) чувства.
1. Бабосов, Е.М. Общая социология: учебное пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: Тетра-Системс, 2004. – 345 с.
2. Добреньков, В.И. Социология: в 3 т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2000.
3. Елсуков, А.Н. Социология: учебное пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: Тетра-Системс, 2001.
4. Илле, М.Е. К вопросу о предмете социологии / М.Е. Илле // Социально-политический журнал. – 1994. – № 11-12.
5. Кирдина, С.Г. Современные социологические теории: актуальное противостояние? / С.Г. Кирдина // Социологические исследования. – 2008. – № 8. – С. 18-29.
6. Левашов, В.К. Интеллектуальный потенциал общества: социологическое измерение и прогнозирование / В.К. Левашов // Социологические исследования. – 2008. – № 12. – С. 26-36.
7. Осипов, Г.В. Отечественная социология: история и современность / Г.В. Осипов // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 15-27.
8. Прямикова, Е.В. Социальные науки в современном образовании: обоснование нового подхода / Е.В. Прямикова // Социологические исследования. – 2009. – № 6. – С. 196-209.
9. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для вузов / Ж.Т. Тощенко. – М.: Мысль, 2005.
2.1 Социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения социологии.
2.2 Западноевропейская социология XIX века.
2.3 Классическая западная социология.
2.4 Современная зарубежная социология.
2.5 Российская и советская социология.
Основные понятия: социальная статика; структурация; социальная динамика; антипозитивизм; позитивизм; феноменология; символический интеракционизм; этнометодология; марксизм; структурный функционализм.
2.1 Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества. В определенной мере можно утверждать, что точкой отсчета для социологии как самостоятельной науки стало введение в научный оборот термина «общество» и его теоретическое обоснование. Учение об общественной жизни встречается еще в работах Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения проблемы человеческих отношений поднимали Т. Мор, Н. Макиавелли, М. Монтень.
Стремительное развитие капитализма, нарастающая волна социальных конфликтов, противоречия в функционировании буржуазной демократии требовали не абстрактного, а позитивного объяснения этих социальных процессов. Так, в работах Жан Жака Руссо (1712-1778), Анри Сен-Симона (1760-1825) был проведен глубокий анализ реальной социально-экономической ситуации, изложены основы функционирования общественных отношений и, главное, было отмечено изменение роли человека как активного субъекта исторического и социально-политического процессов.
Таким образом, социология является продуктом определенного времени и общества, однако впоследствии социология стала сама воздействовать на социальную действительность.
2.2 Термин «социология» в буквальном смысле слова означает «наука об обществе», или «учение об обществе». Впервые его ввел в употребление в 1839 г. французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Его главные сочинения: «Курс позитивной философии» и «Система позитивной политики». Конт заменил термин «социальная физика» на термин «социология».
Социологическая теория Конта состоит из «социальной статики» и «социальной динамики». Основным фактором социальной динамики он считал духовное развитие. Конт пытался уподобить науку об обществе «социальной физике», чтобы ее исследователь мог так же оперировать конкретными данными, фактами, как это делают естествоиспытатели. Конт сформулировал закон интеллектуальной эволюции человечества. В своей работе «Курс позитивной философии» он сформулировал три стадии истории познания, которые последовательно должно пройти человечество.
1. Теологическая, или фиктивная.
2. Метафизическая, или абстрактная.
3. Научная, или позитивная.
Конт считал, что после того, как человечество пройдет первые две стадии, оно перейдет к концепции позитивной науки. Критерии позитивности: познание законов, предвидение, практическое применение. Таким образом, «позитивность» у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а с другой – к социальному устройству.
Вместе с тем наряду с позитивной концепцией социологии в XIX в. стали появляться и другие концепции, стремящиеся объяснить процессы, происходящие в обществе.
Одна из таких концепций – биологическая. Ее автор, английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривал общество по аналогии с биологическим организмом, а отдельные его части (государство, церковь, образование и т. д.) – с частями организма (сердцем, нервной системой и т. д.). Экономическая жизнь в обществе подобна обмену веществ в организме: правительство аналогично головному мозгу, торговля выполняет функции, подобные кровообращению, и т. д.
Географическое направление в социологии XIX в. представлено Э. Реклю (1830-1905) и Ф. Ратцелем (1844-1904). Это направление связано с попытками доказать, что ведущим фактором социальных изменений служит географическая среда. Так, Ратцель преувеличивал влияние природно-географической среды на политическую жизнь общества. Вместе с тем ему удалось проследить некоторые закономерности влияния природных условий на развитие народов и их культур в различных географических условиях, что затем было использовано геополитиками (Ю. Челленом, О. Мауллем, Э. Обетом).
В XIX в. возникла и марксистская ветвь социологии, которая существует уже более 150 лет. К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) сформулировали ряд идей на основе разработанного ими материалистического понимания истории. Они ввели понимание формационного (стадийного) развития общества, структурного построения каждого общества, состоящего из базиса (производственных отношений) и надстройки (политических, юридических, религиозных и философских взглядов). Кроме того, Марксом и Энгельсом была разработана концепция социального конфликта в виде грядущих социалистических революций, изучены основные классы современного им общества – пролетариат, буржуазия – и проанализированы все формы классовой борьбы. Особой заслугой Маркса стало то, что он отказался от абстрактных рассуждений об обществе вообще и дал научно обоснованную картину общества и прогресса – капиталистического.
2.3 Одним из наиболее ярких представителей классической западной социологии стал французский исследователь Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он считал, что предметом социологии должны быть социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Под социальными фактами он понимал коллективные привычки, традиции, обычаи, правила поведения, обряды. И так как социальные факты не зависят от человека, то социальная реальность существует объективно. В 1895 г. Дюркгейм издал книгу «Метод социологии», где объявил, что социальные факты следует рассматривать как вещи, которые подобны вещам в природе. Его методологии присущи две особенности: 1) натурализм – понимание законов общества по аналогии с законами природы и 2) социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности, ее превосходства над индивидами.
Дюркгейм исследовал социальные группы, высоко оценивая роль коллективного сознания. Только благодаря этому сознанию, по его мнению, существует социальная интеграция – главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое.
Классиком немецкой социологии также считается Макс Вебер (1864-1920). Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. Он считал, что такие понятия, как «капитализм», «религия» и «государство», могут быть осмыслены только на основании анализа поведения индивидов. Поэтому социолог должен исследовать мотивы поступков людей и то значение, которое они придают собственным действиям и действиям других. Вебер признавал огромную роль ценностей, считая их катализатором социальных процессов. Он обосновал такие понятия, как «понимание», «идеальный тип», «религия», что легло в основу его «понимающей социологии». Вебер также посвятил ряд работ проблемам государства, власти, типам господства (традиционное, легальное, харизматическое), что позволяет считать его одним из создателей политической социологии; он же ввел в оборот понятие «легитимность власти».
Основа социологической теории Вебера – это концепция «понимания», согласно которой социальное действие есть действие, сознательно осуществленное индивидом и при осуществлении которого принимается во внимание возможное ответное поведение других людей. Действие, о котором человек не задумывается, не является социальным действием (например, крик от боли).
Для Вебера социология является наукой, задача которой заключается в том, чтобы понять социальное поведение, объяснив его, и тем самым вскрыть его причины и следствия. Категории такого понимания Вебер изложил в своей книге «Объективность социальнонаучного и социально-политического познания» (1904).
2.4 Современная зарубежная социология – это многообразие концепций и теорий. Они делятся на две большие группы: первую образуют макросоциологические парадигмы, которые рассматривают функционирование общества как единого целого, вторые – это микросоциологические парадигмы, в которых основное внимание направлено на изучение человеческого поведения как социального действия. К основным макросоцологическим парадигмам относятся функционализм и конфликтная социология. Наиболее известные современные микросоциологические парадигмы – символический интеракционизм, теория обмена, феноменология, этнометодология. Мы рассмотрим только некоторые из них, наиболее известные и теоретически оформленные.
Структурный функционализм. Наиболее полно основы этой концепции изложили американские ученые Толкотт Парсонс (1902-1971) и Р. Мертон (р. 1910). Они предложили рассматривать общество как целостную систему, элементы которой (индивиды, группы, коллективы и т. д.) находятся в функциональных связях и отношениях друг с другом. Базовой идеей Парсонса является идея «социального порядка», которая олицетворяет стремление поддержать равновесие системы, согласовать между собой ее различные элементы, добиться согласия между ними. По мнению Парсонса, есть два пути достижения равновесия в обществе: 1) социализация, с помощью которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому; 2) создание разнообразных механизмов социального контроля.
Теории социального конфликта возникли как критика структурного функционализма. В основе развития, как утверждал Ч.Р. Миллс (1916-1962), лежит конфликт, а не конформность, согласие, интеграция. Общество всегда находится в состоянии нестабильности, потому что в нем идет борьба между различными социальными группами. Миллс утверждал, что высшим проявлением этого конфликта является борьба за власть.
Символический интеракционизм. Понятие «символический интеракционизм» ввел Г. Блумер (1900-1987), который развил теорию, созданную Дж. Г. Мидом (1863-1931), и продолжил традиции Чикагской школы социологов.
Согласно Блумеру, символический интеракционизм основывается на трех предпосылках:
1. Человеческая деятельность осуществляется на основании значений, которые люди придают предметам и событиям;
2. Эти значения есть продукт взаимодействия (интеракции) между индивидами;