/13/ В данном разделе дается характеристика социологии ФКС как особой науки: ее объектной области, предмета, структуры, места в системе наук, истории становления и развития, а также теоретического и практического значения.
При характеристике любой науки прежде всего нужно учитывать ее объектную область – те объекты, которые она изучает.
Как известно из логики и методологии науки, объектами науки могут быть:
• фрагменты (области) реальной действительности, выделенные исследователем для изучения;
• идеальные конструкты (например, «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и т. п.) – объекты, «сконструированные» исследователем на основе идеализации реальных явлений, когда им приписываются некоторые принципиально неосуществимые свойства.
Для того, чтобы выделить объекты своего исследования, отграничить их от других, наука формулирует соответствующие понятия, которые являются основными категориями данной науки. Выделение какого-либо объекта научного исследования на основе используемых понятий всегда предполагает использование абстракций различного уровня, правомерность которых должна быть обоснована. Разные науки могут изучать один и тот же объект (например, человек является объектом научного исследования ряда наук – физиологии, биологии, анатомии, педагогики, психологии и др.).
/14/ На первый взгляд, довольно просто указать объекты научного познания и основные категории той науки – социологии ФКС – , характеристике которой посвящен данный учебник. Уже из названия этой науки казалось бы следует, что объектами ее исследования являются физическая культура и спорт, а основными категориями – «физическая культура» и «спорт». Чаще всего именно таким образом и подходят к обсуждаемому вопросу.
Вместе с тем иногда всю объектную область социологии ФКС сводят лишь к одному объекту. Считают, что эта наука изучает, например, только спорт или только физическую культуру, или одну лишь двигательную (физическую) активность. Иногда к числу объектов исследования социологии ФКС помимо этих объектов причисляют и другие – например, физическое воспитание, физические упражнения, физическую рекреацию, тело человека и т. д. В соответствии с этим трактуется и система основных категорий данной науки.
Эти различные подходы к пониманию объектной области и основных категорий социологии ФКС проявляются и в названии данной науки. В отечественной литературе ее чаще всего называют социологией спорта и/или физической культуры. Такое название встречается и в некоторых зарубежных публикациях. Но обычно в них речь идет о «социологии спорта», хотя встречаются и другие названия – «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания и спорта». В качестве отдельных разделов обсуждаемой науки указывается «социология тела», «социология Олимпийских игр», «социология физического воспитания», «социология спортивных организаций», «социология преподавателей физического воспитания и тренеров» и др.
В последующих главах учебника подробно будет обосновано положение о том, что социология ФКС изучает не два, а три относительно самостоятельных, а вместе с тем связанных друг с другом объекта:
• определенные формы двигательной активности человека; для их обозначения чаще всего – по крайней мере в отечественной литературе – используют термины «физкультурная деятельность», «занятия физкультурой»;
• особую разновидность соревнований ("спортивные соревнования"), подготовку к ним и некоторые другие связанные с ними явления (в целом все это обычно обозначают термином «спорт»); /15/
• тело человека, которое включено в процесс социализации и «окультуривания» и тем самым выступает как социальное явление и феномен культуры (для обозначения телесности человека, рассматриваемой в таком аспекте, чаще всего используют термин «физическая культура», а также термины «соматическая культура» и «телесная культура»).
При осмыслении этого положения важно учитывать следующее:
1. Самое главное – четко различать, не смешивать друг с другом указанные объекты научного познания социологии ФКС, а термины, которые используются для их обозначения, могут быть самыми разными?
2. Понятия «физкультурная деятельность», «спорт» и «физическая (соматическая, телесная) культура» выделяют в качестве объектов научного познания социологии ФКС и соответствующие реальные явления, и построенные социологом их идеальные конструкты.
3. Социология ФКС изучает и другие объекты, которые являются:
а) элементами указанных выше объектов (например: спортивное соревнование по отношению к спорту; физическое воспитание и культура телосложения по отношению к соматической куль туре);
б) их разновидностями, формами проявления (например:
спорт для всех и спорт высших достижений, спортивное и олимпийское движение по отношению к спорту; физическая рекреация и лечебная физкультура по отношению к физкультурной деятельности и т. д.).
Итак, основными категориями социологии ФКС, с помощью которых выделяются главные объекты ее исследования, являются три категории:
• «физкультурная деятельность» («занятия физкультурой»),
• «спорт»,
• «физическая (соматическая, телесная) культура».
Понятия, используемые для характеристики более частных объектов познания социологии ФКС, также входят в систему ее основных категорий.
/16/ Подробная характеристика указанных выше социальных явлений, которые в целом составляют объектную область исследования социологии ФКС, будет дана ниже – в последующих разделах учебника.
Физическая культура, спорт и другие указанные выше социальные явления, составляющие объект научного познания социологии ФКС, изучаются и другими науками – например, общей теорией ФКС, психологией ФКС, эстетикой ФКС и др. Но каждая из этих наук, в том числе социология ФКС, рассматривает их под определенным углом зрения, ставит и решает особые задачи, т. е. имеет свой особый предмет исследования.
Вопрос о предмете социологии ФКС – об особенностях, основных направлениях, проблематике и уровнях анализа различных объектов сферы ФКС – обсуждается в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов и является предметом острых дискуссий.
Для решения данной дискуссионной проблемы прежде всего важно учитывать, что в рамках социологии ФКС речь идет о социологическом (а не каком-то ином – например, педагогическом, психологическом или экономическом) научном исследовании.
Основная цель такого исследования – раскрыть "механизм" функционирования и развития целостной социальной системы, определить место в ней различных общественных явлений, их социальный статус и социальные функции, связи между собой?
Для достижения этой цели в ходе социологического анализа используется специальный понятийный аппарат, в том числе такие понятия, как: «социальное действие», «социальные связи, отношения и функции», «социальный контроль», «ценности и ценностные ориентации», «культура, субкультура, панкультура», «социализация», «образ и стиль жизни», «социальный статус и социальная роль», «социальная общность», «социальная группа», «социальный институт и социальная организация», «социальная система и социальные процессы» и др. Использование этого понятийного /17/ аппарата позволяет конкретизировать указанную цель, определить связанные с ней задачи, дает возможность выделить специфически «социологический» предмет исследования при анализе любых социальных объектов, в том числе ФКС.
Опираясь на сформулированные выше положения, можно сделать следующий предварительный вывод, который более детально будет обоснован ниже: главная познавательная цель социологического анализа ФКС состоит в том, чтобы определить их место в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы, их социальный статус и социальные функции, связи с другими социальными явлениями.
Эта главная цель определяет основные направления и проблематику социологического исследования ФКС.
Социологическое исследование объектов сферы ФКС предусматривает ряд основных направлений их анализа.
I. Определение и обоснование социальной природы объектов сферы ФКС. Исходный пункт социологического анализа любого объекта сферы ФКС – обоснование правомерности отнесения его к миру социальных явлений. Необходимо выяснить, какова «природа» изучаемого объекта: социальная, биологическая или социобиологическая (биосоциальная). В случае последнего варианта возникает вопрос о соотношении социального и биологического компонентов данного объекта.
Иллюстрацией тех проблем, которые возникают в ходе решения данной задачи, может служить комплекс вопросов о социальном характере телесности человека: о соотношении социального и биологического в физическом и психофизическом развитии человека, а также стихийных и сознательных социальных воздействий на это развитие; о зависимости здоровья человека от биологических и социальных факторов; о социальной или биологической природе ориентации человека на соперничество и др.
После того, как выявлен социальный характер анализируемого явления сферы ФКС, важно выяснить, что он представляет собой как социальное явление. Решение данной задачи предусматривает /18/ использование указанных выше социологических понятий: «социальная система (подсистема)», «социальная структура», «социальная деятельность», «социальное действие», «культура», «социальный институт», «социальная организация», «социальные отношения», «социальный процесс» и др. Система этих понятий как раз и позволяет всесторонне, полно, глубоко охарактеризовать социальную природу изучаемого объекта сферы ФКС.
С этой задачей социологического исследования ФКС связан широкий круг разнообразных проблем.
Так, например, при анализе различных явлений сферы ФКС речь идет о том, чтобы выяснить, насколько правомерно приписывать им статус социальной деятельности. Этот вопрос является одним из основных при социологическом анализе не только спорта и занятий физическими упражнениями, а также физической культуры, но и отдельных их элементов, форм, разновидностей, моделей – спорта высших достижений, «спорта для всех», физической рекреации и т. д. Важное значение при социологическом исследовании сферы ФКС имеет оценка различных явлений этой сферы – «спорта для всех», Олимпийских игр и др. – как особых форм и видов социального движения, а также уточнение целей и задач этого движения, его идеалов и ценностей.
Еще одна группа проблем касается правомерности отнесения телесности человека и физкультурно-спортивной деятельности к сфере культуры. Для решения этих проблем необходим ценностный анализ сферы ФКС, изучение функционирования и развития системы ценностей, связанных с телом человека, с занятиями физическими упражнениями и спортом, со спортивным и олимпийским движением, с отдельными видами спорта (например, игровыми) и т. д.
При уточнении социальной природы физического воспитания, спорта, спортивных организаций, спортивного зрелища, олимпийского движения и других объектов сферы ФКС возникает также проблема их оценки и анализа как социальных институтов и организаций. Важное значение имеет выяснение и связанных с ними социальных отношений и процессов. Речь идет, например, о взаимоотношениях между спортсменами, тренера со спортсменами, между спортивными командами, между спортсменами и неспортсменами, между различными спортивными организациями и т. д.
/19/ Определение социальной природы изучаемого объекта в процессе социологического исследования сферы ФКС предполагает и такой интегративный подход, при котором он оценивается и анализируется как целостная социальная система (подсистема).
II. Анализ взаимоотношения и взаимосвязей явлений сферы ФКС с другими элементами социальной системы. Данное направление социологического исследования сферы ФКС предусматривает постановку и анализ следующих важных проблем:
• сходства и различия изучаемого явления с другими;
• взаимосвязей данного явления с другими социальными явлениями;
• отношения социального субъекта к явлениям сферы ФКС;
• влияния этих явлений на социального субъекта;
• места различных явлений сферы ФКС в социуме.
Охарактеризуем эти проблемы.
Проблемы сходства и различия изучаемых явлений. Важное место среди этих проблем занимают проблемы сходства и различия ФКС (или какого-то их элемента, определенной разновидности и т. д.) как определенных форм социальной деятельности по отношению к другим ее видам: например, об отношении спорта с игровой деятельностью, а также о взаимоотношении физкультурно-спортивной деятельности с трудовой.
Еще один ряд проблем такого рода – проблемы сходства и различия ФКС как определенных форм культуры по отношению к другим ее формам: например, вопрос об отношении спорта с искусством, физической культуры с другими элементами и формами культуры.
Проблемы взаимосвязей изучаемого явления сферы ФКС с другими социальными явлениями. Важным предметом социологического исследования являются взаимосвязи ФКС с институтами и организациями экономической, правовой, военной, политической и других социальных сфер. Особенно актуальными являются вопросы о том, существует ли спорт независимо от политики, идеологии, социально-классовой структуры, системы экономических отношений общества, или же он неразрывно связан с ними, о зависимости функций физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, спортивного и олимпийского движения от той /20/ социальной системы, в рамках которой они функционируют и развиваются, о влиянии спортивных и олимпийских соревнований на систему международных отношений.
К числу важных относятся также проблемы взаимосвязи ФКС с различными социальными процессами: например, вопросы о влиянии научно-технической революции на ФКС и относительно обратного влияния спорта на различные социальные процессы – его воздействие на процессы социальной стратификации, мобильности, социокультурные процессы и т. д. Широкий круг проблем возникает при изучении взаимосвязей и взаимодействия ФКС с искусством, наукой, религией, средствами массовой информации, а также с институтами социализации – семьей, школой и др.
Анализ взаимосвязей объектов сферы ФКС с другими социальными явлениями предполагает постановку и решение ряда задач.
Одна из них – уточнение социальных функций физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности, а также их форм и видов (например, занятий физкультурой, "спорта для всех", спорта высших достижений, олимпийского движения и т. д.). Речь идет об их социальных функциях в образе жизни людей, в структуре свободного времени, в различных сферах общественной жизни – в производственной сфере, в быту, в системе воспитания, образования и организации досуга населения, в области культуры, экономики, политики и т. д.
Данное направление социологического исследования явлений сферы ФКС подразумевает также выяснение их роли и значения в решении разнообразных социальных задач (воспитательных, культурных, экономических и др.), применительно к разным группам населения (к детям, женщинам, инвалидам и др.), социальным институтам (семье, школе, армии и др.) и т. д. На основе этого должен быть решен вопрос о социокультурной ценности того или иного социального явления этой сферы.
Проблемы отношения социального субъекта к явлениям сферы ФКС. Эти проблемы связаны с решением двух основных исследовательских задач.
Первая задача – выяснение субъективного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к ФКС: уровня знаний о ФКС, мнения о значимости, полезности, /21/ ценности этих социальных явлений, интереса к ним и в чем он конкретно проявляется, целей, задач, планов, связанных с ФКС и т. п.
Вторая задача – определение реального отношения социального субъекта к ФКС, его «вовлечение» (включение) в эти виды деятельности.
Под «вовлечением, в деятельность» (например, в спортивную) в социологии понимают акты поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющие отношение к этой деятельности (в данном случае к спорту).
Социологический анализ «вовлечения» социального субъекта в различные виды социокультурной деятельности, связанные со сферой ФКС, предусматривает решение широкого круга проблем:
1) состав популяции, вовлеченной в эту сферу, т. е. какие группы населения имеют то или иное отношение к ней;
2) формы проявления вовлечения в эту сферу;
3) какие социальные факторы (в том числе интересы, потребности, ценностные ориентации социального субъекта) влияют на процесс вовлечения населения в сферу ФКС, содействуют этому процессу или тормозят его;
4) динамика вовлечения (например, физкультурно-спортивной активности) личности, социальных групп и т. д.
К числу разнообразных форм вовлечения в ту или иную деятельность сферы ФКС прежде всего относятся разные типы вовлечения: «поведенческое», «познавательное» и «эмоциональное». Поведенческое вовлечение характеризует активность социального субъекта, связанную с той или другой деятельностью (например, физкультурную активность, спортивную активность, активность, связанную с заботой о своем теле и т. д.).
В рамках каждого типа вовлечения можно выделить разные виды вовлечения. Например, поведенческое вовлечение в спорт подразделяется на первичное и вторичное. Первичное вовлечение означает активное участие в спорте в качестве спортсмена. Вторичное вовлечение относится к другим формам участия, которых очень много, но которые грубо можно подразделить на две большие группы: участие в «производстве» спорта и участие в «потреблении» спорта.
Еще один параметр процесса вовлечения – «степень вовлечения». Для характеристики этого параметра используют понятия /22/ «частота», «продолжительность» и «интенсивность» актов поведения, познания, эмоциональных реакций, имеющих отношение к тем или иным видам деятельности.
С учетом того, что разные индивиды и социальные группы населения имеют разную частоту, продолжительность и интенсивность вовлечения в обсуждаемые формы социальной активности, могут быть выделены разные модели такого вовлечения. Одна из таких моделей связана с длительным и активным участием человека в той или иной деятельности сферы ФКС, когда это участие приобретает статус «карьеры». Особый интерес социологов вызывает, например, проблема спортивной карьеры.
Конкретно-социологические исследования по указанной проблематике занимают существенное место в рамках социологического анализа ФКС. Особенно широко распространены конкретно-социологические исследованию с целью выяснения отношения населения к физкультурно-спортивной деятельности. В ходе этих исследований ставится задача выяснить субъективное и реальное отношение к занятиям физкультурой и спортом не "абстрактного" социального субъекта, а конкретных социально-демографических групп населения – лиц определенного пола, возраста, определенных профессий, проживающих в определенном регионе, в определенный период времени и т. д. Речь идет, например, об анализе физкультурно-спортивной активности школьников, студентов, работников сферы производства, образования, науки и т. д.: занимаются ли они физкультурой (спортом), какова мотивация этих занятий, какими физическими упражнениями (видами спорта) они занимаются, насколько активно и регулярно, в организованных формах или самостоятельно, каков уровень их физкультурной грамотности, ценностного отношения к занятиям, каковы причин физкультурно-спортивной пассивности и т. д.
Важной задачей социологического исследования является такие анализ субъективного и реального отношения разных групп населения к олимпийскому движению, идеалам и ценностям олимпизма: изучение мотивов их участия в этом движении, уровня олимпийской грамотности, состояния олимпийского образования, готовности специалистов к его проведению и т. д.
К разряду важной проблематики следует отнести также изучение субъективного и реального отношения разных социальных /23/ групп к культурным ценностям тела, а значит, и к физической культуре: о каких параметрах физического состояния (о здоровье, телосложении, физических качествах и двигательных способностях и т. п.) они заботятся; в чем конкретно проявляется эта забота; какие средства воздействия на физическое состояние используются; каким образом и т. д.
Предметом анализа в рамках рассматриваемого направления социологических исследований сферы ФКС являются не только физкультурники и спортсмены, но также зрители, болельщики, спортивные журналисты, другие лица, так или иначе вовлеченные в данную социальную сферу. Особенно важное значение имеет анализ специалистов этой сферы – педагогов, тренеров, организаторов и т. д.
Заслуживает внимания анализ воздействия средств массовой информации на формирование активного отношения населения к занятиям физкультурой и спортом, к физической культуре, к здоровому образу жизни, к идеалам и ценностям олимпизма. Задача этих исследований – определить социально-демографический состав потребителей спортивной информации, дать анализ содержания и направленности физкультурно-спортивных материалов и т. д.
Проблемы влияния явлений сферы ФКС на социального субъекта. Деятельность отдельных лиц и социальных групп, вовлеченных в сферу ФКС, протекает в условиях специфической социальной среды – в рамках физкультурно-спортивной деятельности, физического воспитания, физической рекреации и т. д. В связи с этим возникает вопрос о том, какое воздействие на них оказывает эта социальная среда. В теории физического воспитания, физиологии и других естественнонаучных дисциплин, изучающих физкультурно-спортивную деятельность, основное внимание уделяется анализу воздействия этой деятельности на функционирование организма человека, на его физическое состояние. Социологический анализ предусматривает изучение ее влияния на социальные параметры личности и социальных групп, включенных в эту деятельность: на их поведение, стиль и образ жизни, социальную карьеру, социальный облик, нравственные, эстетические и т. п. качества, культуру, мировоззрение, ценностные ориентации, идеалы, социальные роли и социальный статус и т. д.
/24/ Главный вопрос, ответ на который должен дать данный социологический анализ: в какой мере социальная среда, в которой протекает деятельность лиц, вовлеченных в сферу ФКС, содействует социализации личности, т. е. ее приобщению к социальным ролям, функциям, нормам, ценностям, формированию соответствующих способностей, знаний, умений, интересов, потребностей, ценностных ориентации и т. д. – всех тех качеств, которые необходимы личности для включения в систему общественной жизни, для активной, творческой социальной деятельности в обществе. Эти проблемы возникают не только в отношении ФКС, но и их различных форм – спорта высших достижений, «спорта для всех», различных видов спорта, физического воспитания, физической рекреации, туризма и т. д.
Особо важное значение в этом плане имеет анализ воздействия спорта высших достижений и олимпийского движения на тех, кто включен в их сферу: изучение особенностей личности, «социального портрета», спортивной карьеры спортсменов высокого класса, олимпийцев, их социального статуса, социальных ролей и т. д.
Предметом социологического исследования является также воздействие активных занятий спортом на интеллектуальные и творческие способности, на эстетическую и экологическую культуру личности и т. д. Актуальным является и вопрос о возможности формирования асоциального поведения под воздействием социальной сферы ФКС, пути предотвращения этой возможности и т. д.
Важное значение имеет анализ влияния социальной сферы спорта не только на спортсменов, но и на всех, кто так или иначе связан со спортом, причастен к спортивным соревнованиям (на тренеров, зрителей, болельщиков), а также на социальные отношения людей, на формирование групп, групповую динамику, на взаимоотношение различных стран, народов, наций и т. д.
Проблемы места различных явлений сферы ФКС в социуме. Решение отмеченных выше задач социологического исследования сферы ФКС (уточнение социального статуса явлений этой сферы, определение того, относятся ли они к миру социума, что они представляют собой как социальные явления, их сходства, различия, взаимосвязей с другими социальными явлениями, а на основе этого выяснение их социальных функций, социальной роли, системы /25/ связанных с ними социальных ценностей и т. д.) позволяет поставить и решить вопрос о месте этих явлений в той или иной социальной системе – в политической, экономической и других сферах жизни общества, в системе явлений культуры, в образе жизни различных групп населения, а также в социальной системе и обществе в целом.
Обратим внимание читателя на то, что при решении всех отмеченных выше задач возможен эмпирический и теоретический анализ социальных явлений сферы ФКС, и они могут быть рассмотрены в двух аспектах – синхроническом и диахроническом (подробнее см. ниже гл 6 и 7).
Проделанный выше анализ позволяет охарактеризовать предмет и структуру социологии ФКС.
Предмету социологии ФКС можно дать краткую и развернутую (детализированную) характеристику.
Краткая характеристика.
Социология ФКС при исследовании объектов сферы ФКС выясняет их место в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы: обосновывает их социальную природу (правомерность отнесения к социальным явлениям, оценки как социальной деятельности, феномена культуры, социального института, социальной системы и т. д.), а также взаимоотношение с другими социальными явлениями (функции в социальной системе, взаимосвязи и взаимодействия с другими ее элементами, сходство и отличие от них, субъективное и реальное отношение к ним социального субъекта, а также их воздействие на данного субъекта). Данное исследование проводится на эмпирическом и теоретическом уровне, в синхроническом и диахроническом аспектах.
Трудность краткого определения предмета социологии ФКС обусловлена многообразием изучаемых ею объектов и многоаспектностью их анализа.
Развернутая характеристика.
1. Социология ФКС как одна из специальных (частных, прикладных) социологических теорий и наук о ФКС изучает относительно самостоятельную социальную сферу общественной жизни. /26/ Эта сфера включает в себя три "крупных" социальных явления – физическую (соматическую) культуру, физкультурную деятельность и спорт, а также другие, более "мелкие", социальные явления данной сферы, которые являются: а) элементами указанных выше явлений (например, спортивное соревнование по отношению к спорту, физическое воспитание по отношению к соматической культуре и т. д.); б) их разновидностями, формами проявления (например, спорт для всех и спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и спорт ветеранов, спорт инвалидов и т. д. – по отношению к спорту, физическая рекреация и лечебная физкультура – по отношению к физкультурной деятельности и т. д.).
2. При исследовании любого из этих социальных явлений главная цель социологии ФКС состоит в том, чтобы выяснить его место в общем "механизме" функционирования и развития социальной системы.
3. Достижение этой познавательной цели включает в себя ряд направлений исследования:
• определение социальной природы изучаемого явления сферы ФКС: обоснование его социального характера, выяснение, что оно представляет собой как социальное явление (социальную деятельность, феномен культуры, социальный институт или процесс, социальную систему или подсистему и т. д.);
• анализ взаимоотношения и взаимосвязей данного явления с другими элементами социальной системы: их сходства и различия, а также взаимосвязей, отношения социального субъекта (индивида, социальной группы) к различным явлениям сферы ФКС, влияния этих явлений на социального субъекта, их места, роли, значения и социальных функций в социуме.
4. Анализ сферы ФКС, всех составляющих ее социальных явлений в рамках социологии ФКС предусматривает эмпирический и теоретический, а также синхронический и диахронический уровни и аспекты их анализа.
Указанный выше предмет исследования отличает социологию ФКС от других социологических дисциплин (общей социологии, социологии труда, образования и т. д.) и других наук, изучающих ФКС (физиологии спорта, психологии спорта и др.).
/27/ Как было обосновано выше, социология ФКС имеет сложную структуру.
В структуре социологии ФКС можно выделить три тесно связанных между собой, но все же относительно самостоятельных раздела данной науки: социология физкультурной активности (занятий физкультурой, физическими упражнениями), социология спорта и социология физической (телесной, соматической) культуры.
В рамках этих дисциплин могут быть выделены и другие, "более мелкие" структурные единицы. Их выделение может производиться по разным критериям, с учетом разных аспектов объектов сферы ФКС, например: разновидностей спорта (социология «спорта для всех», социология спорта высших достижений, социология олимпийского спорта, социология футбола и др.) или физкультурной деятельности (социология физической рекреации, социология производственной физкультуры и др.); разных групп населения, вовлекаемых и вовлеченных в сферу ФКС (социология физкультурно-спортивной активности женщин, социология физкультурно-спортивной активности детей, социология физкультурно-спортивной активности лиц с ограниченными возможностями – инвалидов и др.) и т. д.
1. В чем состоит дискуссия относительно объектов исследования социологии ФКС и каковы пути решения данной дискуссии?
2. Дайте краткую характеристику основных объектов исследования социологии ФКС.
3. Какие основные точки зрения высказываются относительно предмета социологии ФКС?
4. Какие методологические ошибки допускаются при обсуждении вопроса о предмете социологии ФКС?
5. Каковы цели, задачи специфика социологического исследования?
6. Какие основные понятия позволяют выделить специфически социологический предмет научного исследования?
7. Основные направления и проблематика социологического анализа сферы ФКС.
8. Дайте краткую и развернутую характеристику предмета социологии ФКС.
/28/ Социология ФКС как относительно самостоятельная научная дисциплина тесно связана, находится в сложных взаимоотношениях со многими науками. Однако она формировалась и функционирует, с одной стороны, как элемент системы «спортивных наук» (наук, изучающих ФКС), а, с другой стороны, в рамках социологии. Поэтому особенно важно уточнить ее взаимоотношение именно с этими научными дисциплинами. Сначала охарактеризуем социологию ФКС как элемент структуры «спортивных наук».
Для правильного понимания места социологии ФКС в системе «спортивных наук» важно учитывать, что в историческом процессе развития любой науки, как правило, имеют место две диалектически противоположные тенденции – дифференциация и интеграция научных знаний. Науки, изучающие ФКС, в этом плане не являются исключением.
Известно, что в познании любого объекта, как правило, сначала существует этап, когда его изучает одна наука, охватывающая всю совокупность связанных с ним фактов и проблем. Но по мере все более глубокого и полного познания объекта, накопления эмпирического материала о нем на определенном этапе начинается процесс дифференциации единой науки. От нее отделяются более частные научные дисциплины, которые изучают лишь некоторые присущие объекту стороны и связанные с ним проблемы. Эти различные научные теории имеют один и тот же объект, но различные предметы исследования.
/29/ Данный исторический процесс происходит и в сфере познания ФКС. И здесь первоначально существовала лишь одна наука, которая охватывала всю область явлений и проблем, связанных с данными объектами. Такой наукой в течение длительного времени была теория[1] физического воспитания (иногда ее называли «теорией физической культуры»).
По мере все более широкого и глубокого познания сферы явлений ФКС от нее начинают «отпочковываться» более частные научные дисциплины. Прежде всего речь идет о таких дисциплинах, которые рассматривают не всю область явлений, составляющих данную сферу, а лишь какую-то ее «часть». Именно таковы, например: теория спорта; теория физической культуры; теории, каждая из которых изучает определенный вид спорта (например, теория гимнастики, теория плавания и др.) или разновидность спорта (например, теория «спорта для всех», теория спорта высших достижений, теория олимпийского спорта); теория физического воспитания; теория физкультурной деятельности; теории, изучающие отдельные формы занятий физкультурой (например, оздоровительную, лечебную или производственную физкультуру, физическую рекреацию и т. д.).
Вместе с тем формируются частные научные дисциплины, которые рассматривают всю указанную область явлений или некоторые из них, по под определенным углом зрения, на основе применения специфических (физиологических, педагогических, психологических или других) методов. В связи с этим также возникает и все более расширяется круг специализированных научных дисциплин, изучающих ФКС: медико-биологические дисциплины (физиология спорта, биохимия спорта, анатомия спорта, спортивная медицина и др.); социальные науки (спортивная педагогика, психология спорта, философия спорта, экономика спорта, спортивный менеджмент, история физической культуры и спорта и др.) и др.
Процесс формирования такого рода специализированных теорий не завершен. Он происходит и в настоящее время. На повестке дня стоит вопрос о выделении в относительно самостоятельные таких научных дисциплин, как «адаптивная физическая культура» /30/ («адаптивная физическая активность»), «антропотехника», «спортивная конфликтология», «семиотика спорта», «олимпийская педагогика», «теория олимпийской культуры», «теория спартианской модели соревнования» и др.
К числу указанных выше специализированных дисциплин как раз и относится социология ФКС. В системе «спортивных наук» ее выделение в самостоятельную науку происходило и осуществляется в настоящее время за счет уточнения того специфического – социологического – аспекта, под которым могут и должны изучаться ФКС (в отличие от других возможных аспектов их исследования – педагогического, психологического и т. д.) и комплекса связанных с этим социологических проблем ФКС.
Наряду с процессом дифференциации в сфере научного познания обычно наблюдается и тенденция к интеграции научных дисциплин.
В процессе научного познания ФКС эта тенденция также имеет место и проявляется по-разному. Формируются теории, при разработке которых стремятся охватить как можно более полно и широко изучаемую объектную область, например: не какие-то отдельные формы физкультурной деятельности, а все эти формы во всем их многообразии (теория физкультурной деятельности); не только сферу занятий физкультурой, но и спорт (теория физкультурно-спортивной деятельности); не только спортивную модель соревнования, но и другие его гуманистически ориентированные игровые модели (гуманистика соревнования как теория гуманизации соперничества и т. д.
Наблюдается стремление к созданию комплексных научных дисциплин, которые пытаются объединить узкие, специализированные подходы к изучению всей объектной области или каких-то отдельных составляющих ее явлений – физической культуры, спорта, спортивно-двигательной деятельности и т. д. Иллюстрацией этого процесса являются попытки разработать: «спортивную медицину», которая объединяет ряд медико биологических дисциплин, изучающих спорт; «интегративную антропологию»; «комплексную ("общую") теорию спорта (спортивных соревнований)», «спортологию», «спортоведение», объединяющие все науки, изучающие спорт, и аналогичную «комплексную ("общую") теорию физической культуры»; «общую теорию олимпийского спорта»; /31/ «кинатропологию», кинатропометрию», «кинезиологию» и «онтокинезиологию человека», «физкультурологию», как интегративные области научного знания, изучающие фундаментальные закономерности двигательной деятельности человека; гуманистическую теорию спорта, предметом которой является гуманистическая проблематика наук, изучающих спорт; попытки найти пути интеграции естественно-научных и гуманитарных дисциплин в сфере ФКС и т. д.
В связи с отмеченными тенденциями дифференциации и интеграции в сфере научного познания ФКС возникает вопрос о взаимоотношении социологии ФКС с другими науками, изучающими эти объекты. Особенно актуален вопрос о ее взаимоотношении с другими общественными науками, изучающими ФКС.
К их числу относятся и уже сложившиеся, и только становящиеся науки: «аксиология тела», «культурология человеческой телесности», «культурология ФКС», «антропология спорта и физического воспитания»; «интегративная педагогическая антропология»; «история ФКС»; «педагогика спорта»; «политология спорта»; «психология (социальная психология) спорта»; «философия спорта» и «философия физического воспитания»; «эстетика и этика спорта»; «экономика ФКС» и «менеджмент спорта».
В рамках вопроса о взаимоотношении социологии ФКС с другими науками, изучающими эти объекты, возникают две основные проблемы:
1) собственной идентификации, т. е. ориентации именно на социологический подход, на социологические методы в анализе ФКС, и тем самым демаркации, отграничения от других наук;
2) взаимодействия, координации, объединения усилий с представителями других наук в исследовании ФКС.
Сотрудничество социологии ФКС с другими «спортивными науками» является одним из проявлений общей тенденции к интеграции научного знания, к использованию комплексного научного метода исследования, который предусматривает объединение и координацию усилий представителей различных научных дисциплин, укрепление связей между ними.
/32/ Один из вариантов решения данной проблемы состоит в разработке на базе социологии ФКС и других, взаимосвязанных с ней, наук комплексных, интегративных научных дисциплин. Примером такого рода дисциплин является, например, философско-социологическая теория ФКС.
Большинство ученых, работающих в области социологии ФКС, указывают на то, что эта научная дисциплина должна развиваться в рамках социологии и постоянно контактировать с ней.
Современный человек сталкивается с необычайно трудными социальными задачами, для решения которых необходимо иметь правильное представление о том социальном мире, в котором он живет, разбираться в характере человеческих отношений, знать ценности и нормы социального поведения, пути преодоления сложных конфликтных ситуаций, которыми наполнена социальная жизнь, учитывать особенности и закономерности различных сфер жизнедеятельности общества. Получение и обоснование таких знаний, необходимых для правильной ориентации человека в социуме, – задача социологии.
Социология имеет весьма сложную структуру. Помимо общесоциологической теории (предмет ее изучения наиболее общие вопросы функционирования и развития общества, место в нем человеческой личности), а также эмпирического уровня социологических исследований, она включает в себя комплекс частных (специальных, прикладных) социологических теорий или, как их еще иногда называют, «теорий среднего уровня».
Каждая из такого рода теорий ставит и решает социологические проблемы применительно к определенному элементу структуры общества, отдельному, относительно самостоятельному общественному явлению (это может быть социальный процесс, социальный институт, социальная общность, социальная сфера жизни – например, труд, воспитание, культура, религия, семья, процесс урбанизации и т. д.). Учитывая особенности этого явления, /33/ она изучает его с точки зрения места в общем "механизме" функционирования и развития общества. При этом, с одной стороны, социологический анализ конкретного социального объекта в рамках частной социологической теории основан на использовании категориального аппарата социологии. С другой стороны, каждая частная социологическая теория разрабатывает свой особый понятийный аппарат, проводит эмпирические исследования по своей тематике, обобщает полученные данные, на основе чего строит теорию изучаемого объекта.
Название специальных (прикладных) социологических теорий образуется с учетом тех специфических объектов (социальных явлений), которые эти теории делают предметом социологического анализа – например, социология труда, социология образования, социология преступности и т. д. К числу таких социологических дисциплин относится и социология ФКС.
У социологии ФКС в ее взаимоотношениях с другими социологическими дисциплинами также две проблемы:
1) проблема собственной идентификации (т. е. проблема, связанная с ориентацией на исследование именно тех специфических объектов – ФКС, на основе выделения которых из социальной системы только и произошло ее формирование как относительно самостоятельной социологической дисциплины) и тем самым проблема демаркации, отграничения от других социологических наук;
2) проблема взаимодействия, координации, объединения усилий с представителями других социологических наук.
При осмыслении особенностей социологии ФКС как относительно самостоятельной социологической науки и ее взаимоотношения с другими социологическими дисциплинами следует учитывать, что и последние (а не только социология ФКС) могут затрагивать, ставить и обсуждать определенные социологические проблемы, касающиеся ФКС. Но если для социологии ФКС эти проблемы составляют главный и непосредственный предмет анализа, в других социологических дисциплинах к ним обращаются лишь в силу их связи с теми проблемами, которые составляют основной предмет изучения последних.
/34/ Хотя социология ФКС отделилась от других частных социологических дисциплин, а также от общесоциологической теории (по крайней мере этот процесс подходит к стадии завершения), с повестки дня не снят вопрос об их взаимодействии и координации.
Особо важное значение имеет вопрос о взаимосвязи социологии ФКС с общесоциологической теорией. Эта теория выполняет важную методологическую функцию по отношению ко всем специальным (частным) социологическим наукам. Она предоставляет в их распоряжение понятийный аппарат, язык и методы, которые специфичны для социологического исследования и во многом определяют проблематику такого исследования.
Эта функция общесоциологической теории особенно важна для социологии ФКС – относительно молодой социологической науки. Лишь совсем недавно она обрела право на самостоятельное существование наряду с другими социологическими дисциплинами. Поэтому огромный опыт, накопленный ранее социологией в ходе длительного развития, ее понятийный аппарат, формулируемые в рамках общесоциологической теории выводы и положения могут оказать неоценимую помощь социологам, изучающим ФКС, в решении стоящих перед ними проблем. Социальные процессы в сфере ФКС в полной мере можно объяснить лишь с помощью общих принципов, касающихся культуры, социальной структуры, групповых процессов, социального контроля и т. д.
Но нельзя упрощенно подходить к использованию положений общесоциологической теории для решения социологических проблем ФКС. Не следует думать, будто из общесоциологических положений можно прямо и непосредственно вывести, дедуцировать ответы на конкретные вопросы, касающиеся спорта. Общесоциологическая теория указывает лишь общее направление, дает правильный методологический подход к решению этих вопросов, а не готовые ответы на них. Например, в современной социологической теории культуры социолог спорта может найти ответы на вопросы о том, что такое культура, как правильно подходить к исследованию различных форм культуры и т. д. Но здесь не содержатся в готовом виде ответы на вопрос о том, является ли спорт элементом человеческой культуры, в чем его отличие /35/ от других явлений культуры, что такое физическая культура как феномен культуры и др. Ответ на все эти вопросы может быть получен лишь путем изучения конкретных фактов, относящихся к ФКС.
При обращении к общесоциологической теории при решении различных проблем ФКС важно также иметь в виду, что эта теория, как и другие, находится в непрерывном процессе развития и совершенствования. Поэтому важно ориентироваться именно на новые, прогрессивные, а не устаревшие или устаревающие точки зрения и положения. В этом плане актуальны попытки применить в области социологии ФКС новые подходы к культуре, к личности, процессу социализации, которые развиты в современной социологической теории.
Однако социология ФКС не только удобная сфера приложения идей общесоциологической теории и других теоретических концепций. Обращение к эмпирическому материалу, выводам и результатам данной частной социологической дисциплины позволяет внести определенный вклад в решение важных общесоциологических и других теоретических социальных проблем, найти новые, нетрадиционные подходы к их решению. Например, анализ такого важного социально-культурного явления, как физическая культура, выяснение ее места в системе культуры, изучение тех специфических культурных ценностей, которые формируются в области спорта, и их соотношения с другими социальными ценностями, заставляет по-новому взглянуть на общую структуру человеческой культуры. Итоги социологических исследований в области физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности позволяют также уточнить общую структуру форм жизнедеятельности человека, понять важные стороны становления и развития личности и т. д.
Не менее важное значение имеет и проблема тесной связи социологии ФКС с другими частными, специальными социологическими дисциплинами, так как сфера ФКС тесно переплетается и взаимодействует с самыми разнообразными сферами и процессами жизнедеятельности общества.
Нельзя не учитывать, к примеру, что физкультурно-спортивная деятельность чаще всего (за исключением спорта высших достижений) осуществляется в свободное время. В этом плане социология ФКС тесно соприкасается с социологией свободного времени и досуга. /36/ ФКС – важные элементы культуры. Этим определяется необходимость тесной связи и координации социологии ФКС с социологией культуры. Спорт (особенно спорт высших достижений) тесно связан с различными сферами социальной жизни – политикой, образованием и т. д. На этом основана теснейшая связь социологии спорта с социологией политики, образования и т. п. Занятия физическими упражнениями и спортом, физическое воспитание, физическая рекреация и другие, связанные с ними, виды деятельности, как правило, осуществляются в организованном виде, организуются социальными институтами – школой, предприятием, спортивными организациями и т. д. Отсюда связь социологии ФКС с социологией институтов и организаций. Эта социологическая дисциплина связана также с социологией семьи, социологией молодежи, социологией города и села и т. д.
Результаты социологического исследования ФКС представляют значительный интерес для представителей не только "спортивных наук" и социологических дисциплин, но и других наук – истории, культурологии, психологии, педагогики, экономики и др. – и могут быть широко использованы ими при решении самых различных проблем. Вместе с тем, сами данные науки могут оказать существенную помощь социологии ФКС. Так, она может и должна опираться на фактический материал, полученный историей, на теоретические положения культурологии, психологии, педагогики и других наук. Логика и методология науки имеет важное значение для решения широкого круга методологических проблем, возникающих в ходе социологического исследования ФКС и связанных с разработкой понятийного аппарата, использованием тех или иных методов – системно-структурного, исторического и др.
1. Процессы дифференциации и интеграции в научном познании и в сфере научного познания ФКС.
2. Особенности социологии ФКС как одной из “спортивных наук”.
3. Взаимоотношение социологии ФКС с другими “спортивными науками”.
4. Что представляет собой социология ФКС как частная социологическая теория?
5. Взаимоотношение социологии ФКС с другими социологическими дисциплинами.
/37/ Важное значение социологии ФКС определяет комплекс факторов.
Как минимум три группы факторов определяют важное значение социологии ФКС.
1. Повышение роли и значения физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в современном мире. Потребности современной научно-технической революции, значительное увеличение свободного времени, рост благосостояния людей привели к тому, что за сравнительно короткий исторический период ФКС стали существенным компонентом общественной жизни и культуры. В настоящее время миллионы людей нашей планеты приобщаются к активным занятиям физическими упражнениями и спортом, вовлекаются в процесс физического воспитания, участвуют в различных спортивных соревнованиях. Все более возрастает роль спорта в жизни общества, его воздействие на все стороны жизни людей – их трудовую деятельность, общественные отношения, сферу потребления, досуга, образования и т. д. Вот почему о спорте пишут статьи, книги, ему посвящаются спектакли, кинокартины. Важное значение ему придают политические деятели. Все это не просто дань моде, а отражение того факта, что в современную эпоху спорт занимает такое место, которое он не занимал, пожалуй, никогда в истории человечества.
Повышение роли и значения физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности в современном мире определяют значимость связанных с ними социальных проблем и их социологического анализа.
2. Противоречивый характер социальных функций спорта. Развитие спорта показало возможность его использования /38/ не только в гуманных, но и антигуманных целях. С одной стороны, за последние десятилетия достигнуты существенные успехи не только в широком развитии спорта, вовлечении в него различных слоев и групп населения, но и в применении его для решения многих важных социально-культурных гуманистических задач. Спорт эффективно используется для физического совершенствования, а также для сохранения и укрепления здоровья людей. Неоднократно спорт выступал в качестве "посла мира", помогал перебросить мост взаимопонимания, сотрудничества и доброй воли, установить дружественные отношения между различными странами и народами. Весьма значительное – и все увеличивающееся влияние – спорт и его разновидности (особенно такие, как фигурное катание, спортивные танцы, художественная гимнастика, синхронное плавание и др.) оказывают на эстетическую культуру людей. Но вместе с тем оказалось, что спорт может вредить здоровью, использоваться как средство одурманивания масс, отвлечения их от насущных социально-экономических проблем, манипуляции общественным мнением, повод для межнациональных конфликтов и т. д. (подробнее см. гл. 20 учебника).
В связи с этим возникают важные и сложные вопросы: каково действительное значение спорта для человека и человечества? Заключены ли его социальные функции и связанные с ним негативные явления в самой природе спорта или же они обусловлены какими-то определенными условиями и обстоятельствами? Какие факторы определяют позитивную или негативную ценность спорта? Можно ли и каким образом избежать негативных аспектов его воздействия на личность и отношения между людьми? и т. д.
Тем самым, проблемы социальной сущности спорта, его места, роли и функций в обществе, на которые социология ФКС пытается дать научно обоснованный ответ, приобретают действительно важное, актуальное, притом не только теоретическое, но и практическое, значение.
3. Необходимость научно обоснованного управления социальными процессами в сфере ФКС. В настоящее время социологические проблемы ФКС приобретают все более важное значение в связи с возрастающей потребностью в управлении социальными процессами сферы ФКС и необходимостью принятия не любых, /39/ а научно обоснованных управленческих решений.
Для принятия таких решений недостаточно одной интуиции, практического опыта, обыденных представлений о ФКС. Важно иметь широкий круг теоретических знаний об этих социальных явлениях, о их социокультурном потенциале, факторах, которые влияют на его реализацию и т. д.
Только на основе таких знаний можно решать, к примеру, следующие важные практические вопросы: какое место следует отводить физкультурно-спортивной деятельности в общей системе форм жизнедеятельности, характеризующих образ и стиль жизни применительно к разным группам населения? Надо ли к физической культуре относиться как к важной области человеческой культуры? Какие социально-культурные задачи должны решаться в ходе занятий ФКС? Каким видам занятий физическими упражнениями, формам организации спортивных соревнований следует отдавать предпочтение с точки зрения их культурно-воспитательной ценности? Существуют ли пути и какие именно гуманизации современного спорта? и т. д.
По мере того, как открываются новые социальные ценности ФКС, создаются благоприятные условия для занятий физическими упражнениями и спортом, разрабатываются совершенные педагогические и медико-биологические технологии коррекции физического развития человека, на передний план выступает субъективное отношение разных групп населения к ФКС. От этого отношения в первую очередь зависит, включатся ли эти группы населения в активные занятия физкультурой и спортом, будут ли заботиться о своем здоровье и других параметрах физического состояния, посещать спортивные соревнования и т. д.
В связи с этим возникает острая потребность в достоверной информации о системе связанных с ФКС интересов, потребностей, ценностных ориентации и т. д. разных групп населения. Эта информация также крайне необходима для решения широкого круга задач управления социальными процессами, связанными со сферой ФКС: определения эффективных форм организации занятий физкультурой и спортом, выбора оптимальных моделей организации и проведения спортивных соревнований, путей повышения эффективности пропаганды ФКС средствами массовой информации и т. д.
Для принятия эффективных управленческих решений в сфере ФКС важно учитывать и реальное отношение населения к ФКС. /40/ Это требует проведения конкретно-социологических исследований с целью получения социологической информации о месте физкультурно-спортивной деятельности в структуре свободного времени разных групп населения, об их отношении к культурно-воспитательным ценностям различных форм двигательной деятельности, видов спорта и т. д.
Комплекс указанных выше факторов определяет важное теоретико-познавательное и практическое значение социологии ФКС.
Теоретико-познавательное значение. Социологическое исследование ФКС позволяет получить важные и значимые знания:
а) о законах функционирования и развития ФКС в обществе;
б) о влиянии различных социальных процессов и институтов на эти явления;
в) об обратном воздействии последних на различные стороны общественной жизни;
г) о потребностях и интересах разных групп населения в данной сфере; о их реальном отношении к физкультурно-спортивной деятельности;
д) об оценке ими разнообразных форм этой деятельности, а также работы средств массовой информации по пропаганде физической культуры, здорового образа жизни, спорта и др.
Можно выделить следующие основные аспекты теоретико-познавательного значения этих знаний.
1. Они позволяют дать систематическое описание социальной реальности в сфере ФКС. Имеющуюся вначале несистематизированную и имеющую пробелы информацию об этой реальности, т. е. обыденные знания о ней, она преобразует «в систематическую и полную информацию». Если указанную реальность пытаются оценивать, не обращаясь к научным знаниям, полученным в социологии ФКС, то нередко допускаются ошибки. Так, даже опытные учителя, как правило, исходят из того, что существует отрицательная зависимость между школьными успехами и спортивными достижениями. Эмпирические исследования в социологии спорта опровергают это представление. Таким образом, /41/ социологическое исследование спортивной реальности позволяет индивиду, практически действующему в данной реальности, «получить необходимые знания и иметь правильное представление о социальных зависимостях».
2. Социология ФКС помогает осознать относительность наших знаний о социальном феномене ФКС и тем самым «развивает способность видеть альтернативу существующим возможностям». В частности, раскрывая зависимость спорта от общества и культуры, она показывает, что в других социокультурных условиях могут возникать совершенно иные формы игры и спорта, нежели те, которые мы знаем в нашем обществе.
3. Спортивно-социологическое исследование – как и вообще любая наука – содействует регулированию социальных конфликтов. При наличии противоположных взглядов и интересов (а в современном обществе они практически всегда возникают) социология ФКС способна занять объективную позицию, быть беспристрастным арбитром и предложить научно-обоснованное разрешение возникших разногласий и конфликтов.
4. Социология ФКС изучает такие явления, которые в повседневной жизни обычно представляются очень простыми и самоочевидными, хотя на самом деле являются крайне сложными. Она подвергает критике и показывает ошибочность многих обыденных представлений об этих явлениях.
Практическая значимость. Социология ФКС (как и другие общественные науки) имеет важное мировоззренческое и общекультурное значение. Вместе с тем результаты социологических исследований различных явлений сферы ФКС позволяют правильно определить общее направление ее дальнейшего совершенствования и принимать действенные конкретные управленческие решения в этой области. Она выполняет важные гуманистические функции на основе введения гуманистического сознания в спортивное движение и определения путей гуманизации современного спорта.
Социология ФКС уже показала свою значимость в решении и других важных практических задач сферы ФКС:
– определения путей повышения физкультурно-спортивной активности различных групп населения (детей, подростков, молодежи, лиц с ограниченными возможностями и т. д.) и социокультурного эффекта этой активности; /42/
– разработки планов социально-экономического развития городов, районов, предприятий;
– прогнозирования и планирования дальнейшего развития ФКС;
– уточнения основных направлений и средств интеграции спорта с искусством, создания и совершенствования системы олимпийского образования детей и молодежи;
– повышения роли средств массовой информации в решении указанных задач;
– совершенствования подготовки специалистов в области ФКС и т. д.
Особенно важное значение результаты социологических исследований ФКС имеют для спортивной педагогики.
С осознанием значения социологии ФКС связан тот факт, что она занимает все более важное место в системе подготовки специалистов в области ФКС. Об этом свидетельствует введение социологии ФКС в учебные планы институтов физической культуры и других учебных заведений, разработка программ соответствующих учебных курсов и спецкурсов.
В нашей стране уже в конце 20-х – начале 30-х годов в Центральном институте физической культуре в Москве и в Ленинградском институте физической культуры начал читаться курс «Социологические основы физической культуры», а в Белорусском институте физической культуры в 1971 г. – «Социология физической культуры и спорта». Проблемы социологии ФКС включаются в более широкие (например, «Философско-социологические проблемы физической культуры и спорта», «Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта» и др.) и в более узкие учебные курсы (например, «Международное спортивное и олимпийское движение», «Теория, программы и технологии гуманизации современного спорта»). Для организации этой учебной работы создаются специальные кафедры. Еще в 1927 г. в Ленинградском институте физической культуры им. П.Ф. Лесгафта была открыта кафедра социологических основ физической культуры, которую возглавлял профессор Е.Ю. Зеликсон. В 1982 г. в ГЦОЛИФК по инициативе автора данного учебника была создана кафедра истории и социологии спорта.
/43/ Главная цель социологии ФКС как учебной дисциплины – сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности ФКС, их возникновении, развитии, роли, значении и функциях в современном обществе, взаимосвязях с культурой, политикой, экономикой и другими социальными явлениями. Она призвана также дать такую социологическую информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к ФКС, которая поможет будущим специалистам лучше понимать и объяснять поведение людей в этой сфере социальной жизни. Задача курса состоит и в том, чтобы сформировать навыки проведения конкретно-социологических исследований, ориентированных на ФКС, умения использовать результаты этих исследований в своей профессиональной деятельности.
Большинство ученых полагает, что в перспективе социология спорта (равно как и другие общественные науки) не только сохранит, но и усилит свою познавательную и прогностическую роль.
Важно учитывать, однако, что практическая значимость социологических исследований ФКС не реализуется автоматически, а во многом зависит от целенаправленного и постоянного сотрудничества исследователей, заказчика, а также руководства, тренеров и функционеров в области ФКС.
Социология ФКС как частная (прикладная) социологическая дисциплина ориентирована на выполнение тех социальных функций, которые призвана выполнять социология вообще. К числу ее основных функций, как правило, относят теоретико – познавательную и управленческую функции, с которыми связывают ряд производных функций – мировоззренческую, просветительскую, прогностическую, профилактическую, практическую и т. п.
Эти важные социальные функции должна выполнять и выполняет также и социология ФКС, увязывая их, естественно, с проблемами сферы ФКС.
Следует подчеркнуть две важных вещи, которые имеют отношение к вопросу о социальных функциях и значении социологии ФКС. /44/
1. Среди исследователей имеются разногласия по данному вопросу. Но они не затрагивают сути дела и в основном носят терминологический характер.
2. В оценке роли и значения социологии ФКС и соответственно в характеристике присущих ей социальных функций допускается ряд погрешностей. К числу основных ошибок такого рода можно отнести следующие.
A. Социологической науке в единственном числе присваиваются те методологические и мировоззренческие функции, которые выполняют (по крайней мере не в меньшей степени) философия, логика и методология науки, культурология и другие общественные науки, в том числе непосредственно связанные с областью ФКС.
Б. Социологии ФКС приписываются те интегративные функции, которые выполняют складывающиеся в настоящее время комплексные, интегративные науки в области ФКС – «общая» теория ФКС, философско-социологическая теория ФКС, интегративная педагогическая антропология и др.
B. Характеризуя значение и социальные функции социологии ФКС, ее неправомерно отождествляют с теорией, предметом которой являются науки о ФКС, т. е. с метатеорией этих наук, ошибочно приписывают социологии ФКС функции, роль и значение данной теории.
1. Какие факторы определяют значимость социологии ФКС?
2. Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.
3. Практическое значение этой науки.
4. Каково педагогическое значение социологии ФКС?
5. Проблемы использования социологии ФКС в практике спорта.
6. Основные социальные функции социологии ФКС.
7. Что ожидать в перспективе: повышение или понижение социальной значимости социологии ФКС?
/45/ Появлению социологии ФКС предшествовал длительный период, когда проводилось социологическое исследование этих социальных явлений без его оформления в самостоятельную науку (научную дисциплину).
Генетические корни такого подхода к изучению ФКС уходят в глубокую древность. Имеется в виду не использование термина «социологические исследования ФКС», а характер исследовательской проблематики. Еще древнегреческие философы, социалисты-утописты и философы эпохи Возрождения касались в своих трудах вопросов о социальной природе и социальном значении физических упражнений, спорта, Олимпийских игр. Отдельные аспекты социальных проблем спорта затрагивали в своих работах такие классики социологии, как Г.Спенсер, Г. Зиммель, М. Вебер, М. Шелер, Ф. Знанецкий и др.
И все же в течение длительного времени игра и спорт рассматривались в социологии как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет самостоятельной социологической науки, а изучались в рамках других социологических дисциплин – таких, например, как социология культуры, социология свободного времени, социология юношества, теория социального конфликта и др. Отдельные социальные проблемы спорта затрагивали в своих работах и представители других общественных наук, например, культурной и социальной антропологии. В первую очередь речь шла об изучении игры и так называемого «примитивного спорта», их религиозных функций в примитивных культурах и обществах, о вкладе игры в культуру и т. п.
По мере все более глубокого научного исследования физкультурно-спортивной деятельности помимо педагогических, психологических, физиологических и других проблем обнаруживался /46/ широкий круг проблем, для постановки и решения которых требовался социологический анализ. Поэтому к отдельным аспектам и проблемам этой деятельности стали обращаться представители таких общественных наук, как философия, педагогика, история. С появлением «спортивной науки» и ее отдельных научных дисциплин – теории физического воспитания, истории ФКС и др. – социальные проблемы ФКС все чаще стали затрагиваться в этих науках.
Выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления, с одной стороны, от других социологических дисциплин, а, с другой стороны, – от других "спортивных наук".
Первый шаг на пути формирования частной, специальной, прикладной социологической теории в рамках социологии – уточнение специфического объекта социологического исследования. Таковым должно быть важное и сложное для познания социальное явление, которое является относительно самостоятельным элементом социальной системы, имеет особые законы функционирования и развития, отличается от тех объектов, которые уже изучаются в рамках существующих социологических дисциплин, и потому может стать объектом специального социологического анализа. Для этого должен быть выработан понятийный аппарат, позволяющий четко выделить и отличить данное социальное явление от других. Следующий шаг – обоснование необходимости и целесообразности их социологического анализа, а также уточнение методологии этого анализа.
Поводом для постановки вопроса о формировании социологии ФКС как самостоятельной науки прежде всего стал тот факт, что объектом исследования ряда научных дисциплин, в том числе социологических, стали такие важные и сложные социальные явления, как физическое воспитание, занятия физическими упражнениями, спорт. Причем круг этих тесно связанных между собой явлений, изучаемых в данных науках, постоянно расширялся. В частности, в него стали включаться такие явления, как физическая рекреация, телесность человека, физическая культура и т. д. Однако только в 60-е годы создаются предпосылки для формирования социологии ФКС как относительно самостоятельной социологической дисциплины.
/47/ Существенную роль в становлении социологии ФКС сыграло усиление интереса к социологическим проблемам спорта, связанное с тем его бурным развитием (всех его форм и разновидностей), которое началось в конце XIX – начале XX века и было обусловлено социальным и научно-техническим прогрессом общества. Это развитие привело к проникновению спорта во все основные сферы человеческой деятельности (труд, образование, досуг) и к выделению его в относительно самостоятельную подсистему социума, в отдельный социальный институт.
Но выделение социологии ФКС в самостоятельную науку шло по линии ее обособления не только от других социологических дисциплин, но и от других «спортивных наук».
В течение длительного времени в научном анализе физического воспитания и спорта на первом плане находились биологические, физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а также логикой их познания. Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными рассуждениями о социальных функциях спорта.
Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития спорта. Развитие спортивного движения, его универсальность, возрастающая роль в современном мире, тесная связь с многочисленными проблемами нашей эпохи создавали потребность перехода в области социальной проблематики спорта от чисто практических знаний и разрозненных иллюстраций к систематическому анализу, основанному на проверенных исследовательских методах и признанных социальных теориях. Новые образцы поведения и градации ценностей, возникшие под влиянием спорта высших достижений, все более разрастающиеся в рамках спортивного движения разнообразные групповые связи – формальные и неформальные, имеющие юридический статус и не имеющие его и т. п. – стали требовать все более широкой, полной, точной и дифференцированной информации. Появилась необходимость в информации не только /48/ о поведении отдельных групп, участвующих в спортивном движении, о поведении зрителей и болельщиков, но также о тех социальных силах, которые определяют темпы развития спорта, о социальных факторов, способствующих этому развитию или тормозящих его в отдельных социальных средах. Возникла также потребность в изучении влияния экономики, политики, культуры, средств массовой информации на спорт, с одной стороны, а, с другой – обратного воздействия спортивного движения на различные сферы социальной жизни, на образ жизни людей.
Отсутствие социологической информации по всем этим вопросам, на которую могла бы опереться организаторская деятельность в спорте, снижало эффективность этой деятельности, тормозило развитие спортивного движения, не позволяло увидеть его перспективы, снижало его престиж в рамках явлений современной культуры. Усиливалась и потребность ответить на вопросы о том, каковы те социальные процессы, в которые включена спортивная деятельность, влияет ли она и каким образом, под воздействием каких факторов на формирование общественных связей, образцы поведения и т. д. Формировалось и крепло убеждение в необходимости специального, полного и глубокого анализа социальных функций физического воспитания и спорта, их места в обществе, в человеческой культуре и других связанных с ними социальных проблем. Эта социальная потребность привела к появлению научных работ, в которых предпринимались попытки такого анализа.
Становлению социологии ФКС в немалой степени содействовал созданный в 1964 г. Международный комитет социологии спорта при СИЕПС/ЮНЕСКО. Он стал одним из комитетов Международного совета по спорту и физическому воспитанию (СИЕПС), а позднее и официальным исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации. Членами комитета в настоящее время являются ученые более чем 40 стран. В Австрии, Болгарии, СССР, Чехословакии, Японии и других странах были созданы национальные комитеты (секции) социологии спорта. Международный комитет социологии спорта начал издавать журнал по проблемам социологии спорта – "International Review of Sport Sociology", который в настоящее время называется "International Review for the Sociology of Sport". /49/ В 1972 г. начал выпускаться информационный бюллетень социологов Северной Америки – "Спорт социолоджи бюллетин" ("Sport Sociology Bulletin"). В 1976 г. он был заменен на "Ревью оф спорт энд леже" ("Review of sport and leisure"). В 1978 г. журнал стало издавать Северо-Американское общество по социологии спорта.
С 1966 г. Комитет регулярно проводит международные семинары, конференции и симпозиумы по социологии спорта, а с 1970 г. организует работу секций по социологии спорта в рамках всемирных социологических конгрессов и Олимпийских научных конгрессов. При содействии Комитета разработан и реализован ряд международных социологических исследовательских проектов.
Таков в общих чертах путь становления социологии ФКС.