1 . Объект и предмет социологии
2. Структура социологического знания
3. Функции социологии
Основные понятия: объект и предмет социологии, макросоциология, микросоциология, фундаментальная и прикладная социология.
Термин «социология» происходит от двух древних слов и буквально переводится как наука об обществе (лат. societas – общество, греч. logos – наука, учение). Однако история, психология, демография, экономика, этика тоже изучают общество и отношения людей, их деятельность, производство и потребление, труд и досуг, структуру и организацию человеческой жизни, судьбы людей. Как всякая наука, социология формировалась исторически, вырабатывая свой собственный подход к анализу общества. Социология существует уже более полутора столетий. За это время в ней оформились различные течения, направления и школы. Каждая их них определила свою предметную область и сумела достичь в ее рамках определенных успехов. Однако в настоящее время, да и на всем протяжении становления социологии, идет сложный процесс углубления и определения ее предмета.
Предметом социологии непременно должно стать теоретическое осмысление противоречивой целостности современного мира. «Драматичность» этой науки состоит в том, что она должна исследовать и объяснить природу состояния человечества, именно с этой целью она возникла и существует сегодня.
На протяжении столетия в определении предмета социологии противоборствуют два основных, трудно согласующихся течения: макросоциология и микросоциология. «Макротеоретики» оперируют глобальными, предельно широкими понятиями общества, культуры, социальных институтов, социальных систем и структур, масштабных социальных процессов. «Микросоциологи» работают с понятиями социального поведения, «акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т. д». В европейских странах социология почти повсеместно истолковывается с «макропозиций», как наука об обществе в его системной целостности. В США и Англии утверждается традиция микроистолкования социологии как поведенческой науки, основанной на строгой эмпирической базе и естественнонаучных методах.
Вместе с тем макро- и микросоциологию нельзя отрывать друг от друга, поскольку вместе они отражают сложный и противоречивый социальный мир, существующий на двух разных уровнях.
Итак, социология – наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи между социальными общностями, между индивидом и общностью, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения. Социология – это способ познания совместных форм человеческой жизнедеятельности, а именно, взаимосвязей между индивидами, коллективного поведения, законов, регулирующих эти взаимодействия, социальных институтов и структур.
Итак, социология в силу масштабности и глубины своего предмета стала развиваться сразу по многим направлениям, которые быстро переросли в новое качество и превратились либо в самостоятельные научные дисциплины, либо в довольно замкнутые школы со своими методологическими установками. В результате социологическое знание обрело достаточно разветвленную структуру, в которой одни направления часто пересекаются с другими.
Во всех развитых науках знание принято дифференцировать по трем основаниям: по содержанию, т. е. по специфике изучаемого объекта, по форме (по методам и источникам получения), и по функциям (целевому назначению). В этом смысле в социологии можно выделить три основных аспекта: 1) содержательный; 2) формальный; 3) функциональный.
С точки зрения того, что изучается, выделяют предметную социологию, объектом исследования которой выступает общество (во всем его богатстве и разнообразии), и метасоциологию, акцентирующую внимание на изучении самой социологической науки (определении ее специфики, места в системе социальных и гуманитарных наук, разработке исследовательских методов, выявлении закономерностей процесса исторической эволюции и т. д.).
Предметная социология, в свою очередь, имеет три основных уровня.
1. Общесоциологическая теория (общая социология), занимающаяся изучением общества как целостной системы, выявлением наиболее общих законов его функционирования и развития. Ее методологической базой является социальная философия.
2. Частные социологические теории («теории среднего ранга»), представленные в социологии целой серией специальных (отраслевых) дисциплин, изучающих относительно большие и самостоятельные фрагменты социальной реальности: экономику, труд, политику, культуру, религию, семью и т. д. Их теоретикометодологический базис – общесоциологическая теория.
3. Конкретные социологические исследования различных социальных явлений и процессов («социография»). Их непосредственным теоретическим фундаментом выступают частные социологические теории в соответствующих исследовательских областях.
По уровню научного обобщения, то есть по методам и источникам получения знания принято выделять теоретическую и эмпирическую социологию. Теоретическая социология направлена на познание внутренних сущностей социальной реальности, т.е. законов, управляющих ею. Эмпирическая – на познание внешних проявлений этой реальности. Кроме того, теоретики в качестве основы для построения своих концептуальных моделей используют теории и умозрительные заключения. Концепции, выдвигаемые теоретической социологией, отличаются высокой степенью абстракции. Социологи-эмпирики основывают свои выводы на фактах, на результатах проведенных исследований. Эмпирический уровень – это уровень фактов, мнений, личностных данных, их обобщения и формирования первичных теорий. Различается и характер получаемого ими знания. Теоретическая социология дает причинное объяснение фактов на базе установленных законов, занимается прогнозированием возможного хода событий. Эмпирическая – стремится дать как можно более точное описание собранных данных.
С точки зрения целевого назначения получаемого знания различают фундаментальную и прикладную социологию.
Фундаментальная социология направлена на приращение научного знания, прикладная социология – на получение практического результата, решение конкретной социальной задачи. Фундаментальная наука занимается построением глобальных концепций, которые объясняют, почему мир устроен так, а не иначе, а прикладная – призвана решать конкретные проблемы, например, объяснить, почему в данном регионе избиратели отдали предпочтение именно данному кандидату.
Все перечисленные уровни социологического знания тесно переплетаются между собой и составляют единую науку – социологию.
Социология тысячами нитей связана с обществом. Это обусловливает множество выполняемых ею социальных функций.
Теоретико-познавательная – функция, которую выполняет любая наука. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает приращение нового знания о различных сферах социальной жизни, а также раскрывает закономерности и перспективы дальнейшего развития общества. Социология стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире.
Прикладная функция проявляется в том, что значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем, на выполнение социального заказа. В рамках данной функции выделяют:
а) функцию социального контроля, исполнение которой предполагает, что социологические исследования дают информацию для осуществления контроля, снятия социальной напряженности и предотвращения кризисных ситуаций;
б) прогностическую функцию. Речь идет о выработке научно обоснованных прогнозов развития социальных процессов в будущем. Когда социолог изучает реальную проблему и стремится выявить пути ее решения, он, естественно, движим желанием или необходимостью показать перспективу и конечный результат, который за ней стоит. Следовательно, социолог прогнозирует ход развития социального процесса;
в) функцию социального планирования. Результаты социологических исследований используют для создания проектов в различных сферах общественной жизни. Это касается разработки целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни, отраслей, регионов и т. д.
Идеологическая функция. Результаты исследований могут использоваться в интересах каких-либо групп для достижения ими собственных целей. Они могут служить средством манипулирования поведением людей, а также инструментом формирования определенных стереотипов поведения, создания системы ценностей и социальных предпочтений. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций и реформ именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.
Просветительская (образовательная) функция. Социология – это мощный инструмент самопознания общества, средство просвещения и образования масс. Социологические идеи, результаты исследований, преданные гласности, способны заставить людей и общество по-новому взглянуть на самих себя, увидеть себя со стороны в зеркале социологии и задуматься над своим собственным бытием.
Итак, социология сформировалась совсем недавно. Именно поэтому предмет ее изучения до сих пор не определен четко и ясно и вызывает многочисленные споры в профессиональных кругах. Тем не менее, потребность в новой науке оправдана, так как социальные структуры и социальные отношения все более усложняются и требуют научного описания и анализа для прогнозирования тенденций развития как общества в целом, так и отдельных его элементов.
1. Что такое «социология»?
2. Как можно определить предмет социологии?
3. В чем суть основных подходов к определению предмета социологии?
4. Определите место социологии в системе социальных и гуманитарных наук.
5. Каково соотношение социологии с другими науками?
6. Какова структура социологического знания?
7. Какие методы используются в социологии?
8. Каковы основные функции социологии?
9. В чем значение социологии и почему возрастает ее роль в современных условиях?
10. С какими социальными явлениями в обществе связано возникновение социологии как науки?
1. Предмет социологии – это…
а) совокупность общественных отношений, строение общества и поведение людей как представителей определенных социальных общностей;
б) экономические, политические и правовые основы государства и нормы поведения людей в этих рамках;
в) законы функционирования человеческого сознания и формирование на их основе межличностных отношений.
2. Макросоциология изучает…
а) механизмы функционирования социальных систем;
б) наиболее существенные явления в человеческой жизни;
в) человеческое поведение:
г) роль политики в обществе.
3. Микросоциология – это…
а) малая социальная группа;
б) то, что невидимо человеческому глазу;
в) наука, изучающая взаимодействия между людьми и их отношения.
4. Кого можно считать основателем социологии?
а) М. Вебера;
б) Платона;
в) Э. Дюркгейма;
г) О. Конта;
д) Аристотеля;
5. Какое определение социологии более точное?
а) «Социология – наука об обществе»;
б) «Социология изучает поведение людей»;
в) «Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью»;
г) «Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами»;
д) «Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных».
6. Определите, какой из указанных элементов социологического знания относится к общетеоретической социологии.
а) социальные аспекты подсистем общества;
б) существующие противоречия и тенденции в развитии определенных социальных явлений и процессов;
в) сущностные моменты развития общества, общественных отношений между социальными субъектами;
г) различные области общественной жизни, деятельности людей и функционирования социальных институтов.
7. Что является предметом социологии?
а) общество и его структуры;
б) социальная обусловленность явлений;
в) совместная жизнь людей.
8. Что является объектом социологии?
а) социальные механизмы, закономерности общественной жизни;
б) современное общество, рассматриваемое как единый социальный организм;
в) общественные отношения.
9. В какой исторический период социология оформилась как самостоятельная научная дисциплина?
а) в первой половине XIX века;
б) в первой половине XX века;
в) во второй половине XIX века.
10. Выберите правильный ответ.
а) социология – это совокупность эмпирических исследований социальных процессов;
б) социология – это многоуровневая, многоотраслевая наука;
в) социология – это совокупность теорий макро- и микроуровня.
11. Какой подход позволяет делить социологию на фундаментальную и прикладную науки?
а) масштабный;
б) содержательный;
в) целевой.
12. В чем состоит прикладная функция социологии?
а) в обогащении социологической теории;
б) в предоставлении конкретной социологической информации для решения практических научных и социальных задач;
в) в создании методологической базы для других наук.
13. Как расшифровывается понятие «социальное»?
а) как относящееся к жизни людей в процессе их взаимоотношений;
б) как деятельность людей вне производства;
в) как отношения людей с природой.
14. Что такое эмпирия в социологии? Это – …
а) комплекс социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики;
б) комплекс концепций о социальном развитии.
15. Как называется социология, ориентированная на практическую пользу?
а) прикладная;
б) теоретическая;
в) макросоциология.
16. Как называется рациональный подход в исследовании общества, основанный на наблюдении, сравнении, эксперименте?
а) методология;
б) позитивизм;
в) феноменология.
17. Последователи какого направления признают только две формы познания – эмпирическую и логическую?
а) Позитивизма;
б) Феноменологии.
18. Гуманитаризм подходит к обществу…
а) через эксперимент;
б) понимание;
в) логический анализ.
19. Идеография – это…
а) исследование индивидуальных явлений и событий;
б) познание общих законов развития общества.
20. Какая парадигма рассматривает общество как относительно стабильную систему взаимосвязанных частей?
а) структурно-функциональная;
б) конфликтно-радикальная;
в) символического интеракционизма.
21. Какая парадигма рассматривает общество на микроуровне?
а) символический интеракционизм;
б) структурный функционализм.
1. С. 50-71.
3. С. 6-21.
5. С. 11-54.
8. С. 9-39.
1. Балацкий, Е. Кризис социальных наук в свете эволюции рынков / Е. Балацкий // Общество и экономика. – 2010. – № 5. – С. 14-35.
2. Добреньков, В.И. О возможности и необходимости национальной русской социологии / В.И. Добреньков // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2012. – № 1. – С. 3-32.
3. Дугин, А.Г. К структуралистской топике социологической науки: классическая социология и ее лимиты / А.Г. Дугин // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2009. – № 3. – С. 82-89.
4. Кудрявцев, В.А. Историческая традиция и перспективы создания аксиологической социологии / В.А. Кудрявцев // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2010. – № 2. – С. 21-41.
5. Попов, Е.А. Учиться социологии и социально мыслить / Е.А. Попов // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 3. – С. 79-87.
6. Сперанский, В.И. Социоглобалистика как новое научное направление / В.И. Сперанский // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 6. – С. 366-370.