Из трех классических типов правопонимания – юридического позитивизма, юснатурализма и социологии права – последний гораздо адекватнее отвечает на вызовы постсовременности. К таковым нельзя не отнести глобализацию, фрагментаризацию социума, ценностный плюрализм, перманентную изменчивость, рост сложности в онтологическом (или даже в онтическом) и гносеологическом смыслах, взаимообусловливающих друг друга, проблематизацию, казалось бы, очевидных явлений и понятий, таких, как человек, власть, государство, право и т. п. В то же время многими авторами констатируется, что право и юридическая наука в эпоху постсовременности теряют свою легитимность. Именно социология права способна адекватно описать эти негативные изменения и, смеем надеяться, предложить перспективы их преодоления.
Следует заметить, что сегодня (вероятно, с 80-х гг. XX в.) наметилась тенденция к интеграции классических типов правопонимания, что выразилось в формировании соответствующего подхода, например, активно пропагандируемого В. Д. Зорькиным, В. В. Лазаревым и др. Да, сегодня никто не будет спорить с тем несомненным фактом, что право существует в формах его внешнего выражения (хотя по поводу того, как их – формы – трактовать и каково их количество, разногласия, несомненно, есть и будут); что право оценивается с позиций неких (прежде всего, моральных или религиозных) ценностей и легитимируется ими; а также, что право обусловлено социальными факторами и оказывает на них обратное влияние, что оно существует в поведении (интеракциях). Однако механическое соединение позитивизма, юснатурализма и социологии права мало что дает, а с теоретической точки зрения такое сочетание без некоего основания в принципе невозможно. Поэтому не случайно Р. Алекси, один из наиболее авторитетных и интересных представителей теории естественного права второй половины XX в., утверждал, что именно социальный аспект (социальная действительность) является приоритетным не только перед формально-юридическим (позитивистским), но и перед моральным.
В чем преимущества социологии права перед другими типами правопонимания? На наш взгляд, прежде всего, в отказе от формальной догматичности «юридической картины мира», которая стала доминировать (как в теории, так и в практике) благодаря господству неопозитивизма (нормативизма). Отказ от изучения и адекватной (позитивной) критики существующей правовой политики превращает догму и доктрину права в служанку власти и не позволяет ответить на принципиально важные вопросы – как изменяется право и как оценить его постоянные трансформации. Именно социологический подход призван дать ответ (по крайней мере предложить свой вариант ответа) на эти вопросы.
В то же время сегодня социология права не может не изменяться вместе с трансформациями исторического и социокультурного контекста. Очевидно, что адекватной новым реалиям является не позитивистская социология права, а диалектическая или диалогическая. Одновременно она – социология права – должна быть практикоориентированной, реалистической программой осмысления правовой реальности. При этом, как справедливо утверждают авторитетнейшие социологи, наука, хотя и косвенно, участвует в конструировании социальной (и правовой) реальности. Отсюда вытекают новые функции и ответственность социологии права.
Можно предположить, что концепции юспозитивизма и юснатурализма находят консолидирующие направления в социологическом подходе к праву. Юссоциологизм позволяет объединить методы познания различных научных направлений, в том числе, через культуральную парадигму. Правовая культура как результат и способ жизнедеятельности людей, являясь интерсубъективным источником права, опосредует социальные явления и воздействует на правопорядок.
Отчуждение населения от законодательной деятельности компенсируется развитием корпоративного права, усилением цеховых и стратовых практик. Обычное право отражает качества совместной деятельности людей, ускользающие от понимания исследователей, недооценивающих социологические методы познания. Общие правовые закономерности проявляются в поведенческих актах индивидов, которые одобряются вначале близкими референтными группами, а затем и широкими слоями населения.
Аксиологичность нормативных систем позволяет правоприменителям реализовывать личные интересы, утаивая политические и субъективистские пристрастия. Действующее материальное и процессуальное законодательство содержит большое количество оценочных категорий, позволяющих, в зависимости от их толкования, оказывать авторитарное воздействие на правопорядок. Широкие пределы усмотрения и отсутствие стандартов доказывания превращают юридические механизмы в удобный инструмент манипулирования. Латентный произвол, избирательность правоприменения при наложении санкций в административных и уголовных процессах, социально-психологические, политические, экономические зависимости юридических акторов исследуются современной социологией права.
Социологические концепции позволяют учитывать достижения практической юриспруденции, к успехам в которой стремится большинство студентов юридических учебных заведений. Социологические школы права становятся основой правопонимания в эпоху, когда стираются резкие грани между юспозитивизмом и юснатурализмом, а в общем правовом теоретизировании исчезают разделения академических школ, утрачиваются научные традиции. Социологические подходы, в том числе правовой реализм, позволяют обобщить эмпирические измерения правопорядка, интегририруя теоретические и практические феномены, без этого направления юриспруденции современные исследования уже не могут претендовать на всестороннее рассмотрение права.
Следует заметить, что социология права – это не просто относительно самостоятельная научная дисциплина, акцентирующая внимание на «динамическом» аспекте права, на его связи с другими социальными явлениями, но дополняющая догматический подход описанием и осмыслением как права в целом, так и всех его институтов. Поэтому перспективным направлением в рамках социологии права является социологический подход в отраслевых юридических дисциплинах. Так, Л. И. Спиридонов в 70–80 гг. XX в. разработал программу социологии уголовного права и основал кафедру с одноименным названием в Академии МВД СССР. Этот же подход с успехом развивается таким авторитетнейшим криминологом (как и многими другими представителями этой дисциплины), одним из авторов настоящей коллективной монографии, Я. И. Гилинским. В принципе, работы в области коммерческого и предпринимательского права Б. И. Пугинского и С. Ю. Филипповой – это современная социология цивилистики.
Сегодня, в эпоху постиндустриального, постсовременного мира, социология права в ее постклассической версии, представляется наиболее востребованной научно-исследовательской программой описания и объяснения правовой реальности. Ее перспективными вариантами становятся диалектико-антропологическая и неореалистическая программы. Первая акцентирует внимание на том, как именно социальные процессы интериоризируются в мире права и диалогически с ним взаимодействуют. Социологический неореализм основывается на широком подходе к источникам права и эмпирических исследованиях функционирования правопорядка. Особое внимание уделяется выявлению закономерностей правоприменительной практики, в том числе, экстралегальным воздействиям на принятие решений, которые остаются без должного внимания в позитивистких концептах и не верифицируются в юснатурализме.
Эти и другие аспекты социологии права стали предметом осмысления участников международной научной конференции XX-е Спиридоновские чтения на тему «Социология права Л. И. Спиридонова в контексте современных проблем юриспруденции», которая прошла 09 апреля 2021 года в Санкт-Петербургском юридическом институте (филиале) Университета прокуратуры Российской Федерации. Материалы участников конференции представлены на суд Читателя в настоящей монографии.