Глава 1 Подходы к изучению региона. Социокультурный портрет как отражение жизнедеятельности региона

Регион – понятие многомерное, поэтому при его изучении могут быть использованы различные подходы: системный, цивилизационный, социально-экономический, социокультурный, структурно-функциональный, субъектно-деятельностный и другие. Но наиболее предпочтительным является антропосоциетальный (Н.И. Лапин), поскольку сочетает в себе несколько подходов. Он несет в себе компоненты цивилизационного (этнические, культурные) и формационного (социальные и личностные) подходов. Соответствует структурно-функциональному подходу, изучая структуры и функции объекта, и базируется на социокультурном подходе. Антропосоциетальному подходу близки подходы, ориентированные как на отдельные субъекты и системы, так и на всеобъемлющие структуры.

Данный подход понимается как взаимосвязь трех компонентов: действующих индивидов, культуры и социальности, в которых человек как реальный актор равнозначен социуму.

Рассматриваемый подход основывается на следующих принципах. Прежде всего, каждый человек как биосоциокультурное существо имеет собственные функции, которые порой идут вразрез с функциями других представителей общества, что заключено в принципе противодействия функциям социального действия. Наравне с противодействием существует взаимопроникновение общества и культуры. В то же время несоответствие личности обществу и культуре порождает противостояние акторов этим системам. Неустойчивое развитие общественно-культурной системы создает риск ее трансформации. Распределение интересов акторов также неравномерно, и протекающие социальные процессы имеют разную направленность.

Таким образом, происходит саморазвитие сообщества, проживающего на совместной территории. Очень важно выявить эти функции и процессы, поскольку они регулируют развитие региона, определяют его целостность, структуру.

Взаимосвязь культуры и социальности образует социокультурную систему, в русле которой проводится исследование. Стоит отметить, что как социокультурное явление общество в целом в свете его структуры и динамики изучено мало. Поэтому в первую очередь необходимо выявить базовые проблемы и сформулировать исходные предположения. То есть на данном этапе исследование будет носить описательный характер по ряду базовых, в основном социологических, параметров, характеризующих регион как социокультурную общность (согласно типовой методике). Таким образом, главная цель в описании региона – выявление социокультурных аспектов его развития.

С точки зрения социокультурной основы антропосоциетального подхода «регион рассматривается как территориальное сообщество, мезоуровень и мезоячейка социокультурного пространства страны, которое образуется в результате деятельности социальных акторов – жителей, социальных групп, организаций региона, выполняет по отношению к ним и к обществу определенные функции и служит средой, которая мотивирует социальных акторов» [20]. Иначе говоря, развитие региона определяется наличием определенных типов личностей. В то же время статус региона, его положение среди других регионов обусловливает позиции и действия жителей этой территории. Именно в такой связи предполагается рассмотреть в исследовании все аспекты жизнедеятельности региона: демографическую ситуацию, уровень жизни населения, его социальную стратификацию, социальное самочувствие, ценностные предпочтения, культурный капитал, мотивацию трудовой деятельности, наконец, вопросы управления регионом.

Создание портрета носит комплексный, проблемно-аналитический и наглядный характер. Оно будет способствовать развитию социокультурной идентичности жителей региона, рациональному осмыслению базовых проблем региона его населением и органами управления.

Комплекс субъективных социальных и культурных характеристик, а также ряд статистических данных позволяют отобразить ключевые черты региона. Основные параметры для построения его социокультурного портрета представлены в виде блок-схемы (рис. 1.1).

Население является главным действующим лицом региона. От его культурного капитала, социального положения и самочувствия зависит трудовая и общественная деятельность в рамках региона, в том числе и государственное регулирование, которое оказывает непосредственное влияние на все виды деятельности и положение жителей. Одни проявления и функции населения проистекают из других, находясь в тесной взаимосвязи; следовательно, вырисовывается социокультурное изображение региона.

Согласно антропосоциетальному подходу действия индивида укладываются в точку пересечения двух осей – рефлексивной и коммуникативной, на концах которых находятся функции, соответствующие потребностям человека. Благодаря мышлению человек через функцию жизнеобеспечения, сопряженную с витальными потребностями, соотносясь с личными ценностями, ставит перед собой цели, реализуя функцию целеполагания, сопряженную со смысложизненными потребностями. Таким образом, формируется ось рефлексии. Ось коммуникаций, с одной стороны, обращена к культуре (функция идентификации), с другой – к социальным связям (функция взаимодействия). Через общие нормы, образцы культуры, язык, которые определяются потребностями социализации, складывается взаимное общение (удовлетворяя потребности в интеракциях), благодаря чему человек занимает свое место в социальной структуре. Все функции взаимосвязаны, а в результате деятельности всех членов общества каждая функция представлена в масштабе всего общества.


Рис. 1.1. Схема построения социокультурного портрета региона


Региону, как и обществу в целом, также свойственны четыре основные функции: жизнеобеспечивающая, духовно-интегрирующая, статусно-дифференцирующая, властно-регулирующая. Они взаимосвязаны между собой и вместе представляют социокультурную среду жизнедеятельности человека. Функция жизнеобеспечения включает использование ресурсов данной территории и человеческого потенциала ее жителей для поддержания безопасности и целостности региона. Функция интеграции обеспечивает взаимосвязь – межличностную, транспортную, телефонную, Интернет и пр. Функция дифференциации конкретизируется в статусности населения, которая мотивирует его активность. Властно-регулятивная функция сочетает в себе координацию и контроль со стороны органов управления и самоуправления для обеспечения социального порядка в регионе [20]. Каждая функция обращена, во-первых, к обществу, во-вторых, через сообщество к индивидам и, в-третьих, к социокультурной среде.

Функция жизнеобеспечения населения региона представлена в главах о населении и его социальном самочувствии. Характеристика функции интеграции дана в главе о культурном капитале населения и отчасти в главе о социальной стратификации. Дифференциацию населения региона в полной мере отражают главы о социальной стратификации и трудовой мотивации. Параметры функции властного регулирования выявлены в главе о государственном регулировании. Это основные аспекты социокультурного функционирования региона.

Таким образом, антропосоциетальный подход применен к изучению региона как целостной системы, существующей благодаря социальным действиям и взаимодействиям людей и способной к изменениям в ответ на угрозу рисков [8].

Объектом портрета является регион как территориальное сообщество и важнейшие стороны его социокультурной жизни. Предмет изучения представлен в виде совокупности параметров региона. Структура портрета отражает ряд актуальных сфер жизнедеятельности региона как социокультурной общности.

Цель исследования – дать развернутую характеристику региона как социокультурного феномена, которая была бы полезна его администрации, руководителям учреждений и предприятий, политическим деятелям, научным работникам, преподавателям. В итоге данный портрет мог бы стать началом социальной биографии региона. Это означает, что после создания первого портрета желательно продолжить работу в мониторинговом режиме, отслеживая социокультурную эволюцию региона с интервалом в четыре года.

Загрузка...