Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.
Ошибки, которые никогда не исправляются, вот настоящие ошибки.
Эти изречения принадлежат великим мыслителям, давно умершим. Однако большинство их афоризмов по-прежнему актуальны, поскольку человеческая природа почти не изменилась за всю свою историю. Как гласит народная мудрость, умные люди учатся на чужих ошибках, среднего ума – на своих, а остальные не извлекают никакого опыта даже из собственных промахов и неудач. Не стоит предаваться иллюзии, что опыт автоматически приходит с годами – все мы знаем людей, которые прожили долгую жизнь, но не нажили при этом ни опыта, ни мудрости. Однако это вовсе не значит, что им недостает интеллекта. Ученые теперь все чаще говорят, что интеллект человека не является какой-либо одной-единственной способностью – помимо теоретического и практического, обращают внимание и на эмоциональный ум. Именно последний в наибольшей мере влияет на то, как мы адаптируемся в обществе. И очень часто люди, обладающие даже выдающимися способностями, оказываются совершенно неприспособленными к реальной жизни.
Проблема адаптации личности в обществе в целом и конкретной микросреде во все времена для многих была острой, и ее удавалось решить далеко не всем вследствие сложности процесса. В последние годы в связи с изменением социального строя в нашей стране и трансформацией ведущих ценностных ориентаций в обществе проблемы социокультурной и психологической адаптации человека стали еще более острыми. Потеря привычных ориентиров поведения, необходимость пересмотра личных ценностей и норм, а также выбора новых целей, основанных на других мировоззренческих установках, порождает дезадаптацию и напряжение большинства членов российского общества, особенно представителей среднего и старшего поколения. Этому способствуют не только объективные трудности, но и недостаточная степень контроля многих людей над собственными психическими состояниями и поведением.
Такого рода трудности проявляются в самых различных сферах жизни: в профессиональной, трудовой и производственно-экономической деятельности, в учебном процессе, в межличностных отношениях, в любви и выборе спутника жизни, в семейных отношениях, в создании значимого и удовлетворяющего круга общения, социальной микросреды. При этом относительная успешность в одном направлении не означает такую же успешность и в другом. Кроме того, приемлемая адаптированность на определенном этапе жизненного цикла не гарантирует того же на всех остальных, особенно в условиях резких социальных изменений. Люди часто становятся в тупик при взаимодействии через новые социальные роли, при изменении собственного социального статуса в связи с возрастом. Проблемы адаптации индивида к социокультурной среде не заканчиваются вместе с периодом первичной социализации в юности, а трансформируясь, возникают в том или ином виде на протяжении всего жизненного цикла. Поэтому определенная степень дезадаптированности присуща почти всем людям.
На практике процесс первичной социализации, являющийся основой адаптированности, далеко не всегда протекает успешно. В условиях смены парадигм общественного развития, при изменении приоритета в социальных ценностях, предпочтениях и нормах формирующаяся личность испытывает дезориентацию в жизненно важных выборах. Отрицание старых ценностей и отсутствие новых порождает ценностный вакуум в социуме, который по-разному проявляется в различных слоях и социальных группах. Преувеличенное значение материальных благ, стремление к ним не способно заменить индивидуальные личностные смыслы, особенно если собственные побуждения и способности подрастающего человека плохо коррелируют с моделью поведения предпринимателя или стремящегося разбогатеть авантюриста. Однако социальные ориентации, уважение и зависть окружающих по отношению к новым «героям» побуждает многих молодых людей выбирать цели и направления деятельности, не соответствующие их внутренней сущности.
Выбор значимых жизненных целей обычно также определяется в процессе социализации. Они могут и должны претерпевать изменения в процессе адаптации индивида к новым социальным условиям и движении по стадиям жизненного цикла. Однако при всей их вариативности они должны сохранять преемственность и соответствовать осознанным интересам и способностям индивида. При недостаточно успешной социализации цели могут быть плохо осознаваемыми или нереальными, не отвечающими образу жизни человека. Если его цели противоречат образу жизни, то даже при наличии эффективных технологий их достижения результаты могут оказаться неожиданными и разочаровывающими. Цели должны соответствовать индивидуальным возможностям личности, ее сегодняшнему месту в жизни и более кардинальному изменению направления ее социокультурного развития.
В настоящее время не существует достаточно обоснованной желаемой адаптационной модели на различных этапах жизненного цикла. Понятие адаптации рассматривается преимущественно с позиций приспособления индивида к условиям социальной среды, без учета его возможностей создания и преобразования этой среды, с одной стороны, из границ его возможностей, с другой. Кроме того, адаптация не изучается в контексте личностных смыслов индивида, умения их выбрать и трансформировать в зависимости от внешних условий и внутренних психологических изменений, в том числе связанных с прохождением различных этапов жизненного цикла. Личностная активность в процессе адаптации рассматривается редко, а если и рассматривается, то только как активность во внешнем пространстве социокультурной среды, а не как активность во внутреннем пространстве определения личностных возможностей, целей и задач. Однако без согласования обоих этих аспектов, без сознательно выбранных смыслов и направлений деятельности внешняя активность вырождается в суету и не приносит индивиду удовлетворенности от его жизнедеятельности.