Современный период реформ в нашей стране требует поиска новой модели общественного воспитания подрастающего поколения. Сложившаяся ситуация выдвигает задачи воспитания личности ребенка в открытой социальной среде и тесного взаимодействия всех воспитательных структур общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественности. В процессе такого коллективного сотрудничества родилось новое перспективное направление педагогической науки – социальная педагогика. Педагогика отношений в социуме составляет базовую интегративную основу в системе служб помощи населению, в том числе несовершеннолетним.
В рамках учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации социально-педагогическая деятельность осуществляется штатными социальными педагогами образовательных учреждений, учреждений интернатного типа, пенитенциарных специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. К числу новых учреждений системы Министерства образования и науки Российской Федерации, формирующихся в последние годы, можно отнести центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (оказывают методическую помощь специалистам, работающим с несовершеннолетними, – социальным педагогам, психологам, учителям общеобразовательных школ, а также родителям), приюты-убежища для детей и подростков и др. Социально-педагогическую функцию в своей работе выполняют также учреждения защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, школыинтернаты и др.), учреждения дополнительного образования, детские клубы по месту жительства и др.
В настоящее время школа является одним из традиционных мест работы социального педагога. Введение ставки социального педагога в школе определяется статьей 55 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании». Среди целей социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении М. В. Шакурова выделяет следующие:
– способствовать устранению и преодолению специфических трудностей в процессе социализации школьников из социально неблагополучных семей и слоев общества;
– развивать процесс опережающей социализации, то есть знакомить всех учащихся, независимо от их происхождения, с их ролевыми перспективами и шансами в обществе, с общественными запросами, готовить их к критическому восприятию этих перспектив;
– способствовать развитию личности и ее ориентации в социальных процессах на стадии обучения и выбора профессии;
– участвовать в разрешении потенциальных и готовых вспыхнуть конфликтов [4].
Рассматривая роль социального педагога в работе с детьми, Л. Д. Баранова справедливо отмечает, что «решение задачи развития социально-педагогической работы с детьми впрямую зависит от кадрового обеспечения. Ориентация только на учителя, способного полностью учить и интенсивно работать во внеурочное время, неперспективна. Учитель, социальный педагог, воспитатель, педагог дополнительного образования могут и должны работать в тесном контакте взаимодействия во благо ребенка со всеми заинтересованными учреждениями и организациями» [2, 5].
В свою очередь, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина полагают, что «социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повышение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузиастов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, различных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность самого клиента как субъекта этого процесса» [5, 19-20].
В процессе своей работы социальный педагог в школе решает следующие задачи:
– осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающихся;
– изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни;
– выявляет интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку;
– выступает посредником между обучающимся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;
– определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, принимает меры по социальной защите и помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся;
– организует различные виды социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении;
– способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;
– содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья;
– осуществляет работу по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
– взаимодействует с учителями, родителями, специалистами служб занятости, благотворительными организациями и другие в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации [3].
Социальный педагог, оказывая разностороннюю помощь детям и подросткам в школе, выполняет ряд функций. Рассмотрим их содержание.
• Образовательно-воспитательная функция – обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона (семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума); стремление полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.
• Диагностическая функция – постановка «социального диагноза» посредством изучения личностных особенностей и социальнобытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявления позитивных и негативных влияний, проблем.
• Организаторская функция – организация общественно-ценной деятельности детей, педагогов и волонтеров (общественных деятелей) в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.
• Прогностическая и экспертная функция – разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребенка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов.
• Организационно-коммуникативная функция – включение добровольных помощников, населения микрорайона в социальнопедагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредоточивание информации и налаживание взаимодействия между различными социальными институтами в их работе с детьми, семьями.
• Охранно-защитная функция – использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействия применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые и опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
• Социально-компенсаторная функция – разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств.
• Посредническая функция – осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением.
К примеру, П. А. Шептенко и Г. А. Воронина выделяют следующие функции в работе социального педагога:
– аналитико-диагностическую функцию (изучение, реальная оценка особенностей социальной микросреды, степень и направленность ее влияния на личность, социальный статус ребенка в различных сферах деятельности и общения, определение и анализ социальных факторов, их направленность и влияние на личность; выявление достоинств личности ребенка, его «проблемного поля», индивидуально-психологических и личностных особенностей; постановка «социального диагноза», изучение, реальная оценка особенностей деятельности и обучения ребенка; установление причин отклоняющегося поведения; выявление причин неблагополучия семьи; содействие выявлению особо одаренных детей; выявление детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития);
– прогностическую функцию (на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирование и прогноз процесса воспитания и развития личности, деятельности всех субъектов социального воспитания; оказание помощи в саморазвитии и самовоспитании личности; определение перспектив развития личности в процессе социализации; планирование собственной социально-педагогической деятельности на основе глубокого анализа результатов предыдущей деятельности);
– организационно-коммуникативную функцию (включение субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личные контакты; сбор информации о негативном и позитивном воздействии на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций; формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде; построение взаимоотношений с воспитанниками на основе диалога и сотрудничества);
– коррекционную функцию (коррекция всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной; усиление позитивного влияния и нейтрализация негативного влияния окружающих и социальной среды на личность ребенка; коррекция самооценки школьников, статуса в коллективе, группе сверстников; помощь в избавлении от привычек, наносящих ущерб здоровью);
– координационно-организационную функцию (организация социально значимой деятельности детей и подростков в открытой микросреде, влияние на разумную организацию досуга; включение в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психологопедагогических требований; организация коллективной творческой деятельности детей со взрослыми; координация деятельности всех субъектов социального воспитания; взаимодействие с органами социальной защиты и помощи);
– функцию социальной поддержки и помощи воспитанникам (квалифицированная социально-психолого-педагогическая помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореализации; доверительные отношения с ребенком);
– охранно-защитную функцию (использование комплекса правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений; применение мер государственного принуждения, реализация юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей; взаимодействие с органами социальной защиты и помощи);
– психотерапевтическую функцию (забота о душевном равновесии ребенка, его чувствах и переживаниях; доверительные отношения с ребенком; вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка; разрешение межличностных конфликтов; организация ситуации успеха);
– социально-профилактическую функцию (организация профилактических мер по предупреждению отклоняющегося и преступного поведения детей и подростков; влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости; организация системы мер социального оздоровления семьи);
– реабилитационную функцию (система мер по социальнопедагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц по различным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.), испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных и других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации) [5].
Среди выше названных функций социального педагога Р. В. Овчарова выделяет предупредительно-профилактическую и социальнотерапевтическую функции, которые заключаются в учете и приведении в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний; организации оказания социотерапевтической помощи нуждающимся, обеспечении защиты их прав [1].
В свою очередь, Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова выделяют следующие функции, которые выполняет социальный педагог в своей профессиональной деятельности:
– диагностическую;
– воспитательную или образовательно-воспитательную;
– организационную;
– прогностическую;
– профилактическую или предупредительно-профилактическую;
– социально-терапевтическую или коррекционно-реабилитационную;
– организационно-коммуникативную или посредническую;
– охранно-защитную или правозащитную;
– исследовательскую или организационно-методическую (проведение аналитической работы с нормативными, организационными и другими документами; разработка программ, методик, технологий деятельности; подготовка методических материалов; осуществление обмена опытом специалистов, участие в конференциях, семинарах; организация научно-практических исследований по проблемам профессиональной деятельности) [7].
Как видим, содержание названных функций социального педагога отражает специфические особенности его профессиональной деятельности.
На основе функций социального педагога в школе Т. А. Шишковец формулирует принципы деятельности специалиста:
• Принцип взаимодействия, заключающийся в целенаправленном постоянном сотрудничестве социального педагога с другими работниками учебного учреждения по разрешению различных проблем и конфликтных ситуаций; создании педагогической среды в учебном заведении; налаживании связей и координации деятельности со всеми социальными институтами, занимающимися вопросами социализации учащихся.
• Принцип личностно-ориентированного подхода, основывающийся на гуманном отношении к личности; уважении прав и свобод как учащегося, так и педагога; оказании содействия в саморазвитии и социализации личности; поощрении ее творческой самореализации.
• Принцип позитивного восприятия и принятия личности, означающий принятие ребенка и взрослого такими, каковы они есть; поиск в каждой личности положительных качеств, опираясь на которые можно сформировать другие, более значимые свойства личности, оптимизм и веру в возможности и способности личности; формирование подготовленности детей и подростков к неприятию негативных проявлений действительности.
• Принцип конфиденциальности, предусматривающий установление отношений открытости; уверенности в надежности получаемой информации; сохранение профессиональной тайны в отношениях между социальным педагогом и учащимися, родителями, учителями [6].
Основными направлениями социально-педагогической работы с детьми в образовательном учреждении принято считать следующие:
– помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием ребенка;
– помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его посещаемость и успеваемость;
– привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально значимых мероприятий, акций;
– распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
– консультирование групповое и индивидуальное детей и их родителей по вопросам разрешения проблемных жизненных ситуаций, снятие стресса, воспитания детей в семье;
– выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций;
– помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.
По согласованию с администрацией, ввиду имеющихся проблем в рамках конкретной школы, социальный педагог может развивать свою деятельность в необходимых направлениях, наполняя их конкретным содержанием. Предлагаемая ниже таблица 1 отражает примерный перечень и содержание основных направлений деятельности социального педагога.
Таблица 1
Направления и содержание деятельности социального педагога
Основными критериями эффективности работы социального педагога являются:
– анализ социально-педагогических проблем детей и взрослых конкретного микросоциума и результатов их решения;
– динамика включенности детей и взрослых в различные виды деятельности в социуме, по месту жительства;
– динамика изменений в уровне отношений детей, подростков, молодежи, старшего поколения к базовым социальным ценностям;
– результаты включенности взрослого населения в деятельность по улучшению социально-педагогических условий в микрорайоне;
– оценка социально-психологической обстановки в социуме, микрорайоне, их микроклимата;
– динамика развития в детской, подростковой, молодежной, семейно-соседской среде демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопонимания, товарищества;
– уровень профессионального роста социального педагога.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность в школе – это деятельность, направленная на решение задач социального воспитания и социально-педагогической защиты ребенка, оказание ему необходимой, своевременной квалифицированной помощи в организации его обучения, реабилитации и адаптации в обществе.
1. Каково назначение социального педагога в школе как специалиста?
2. Назовите задачи, которые решает социальный педагог в процессе работы в школе.
3. Какие функции выполняет социальный педагог, оказывая разностороннюю помощь учащимся в школе?
4. Перечислите принципы деятельности социального педагога.
5. Каковы основные направления социально-педагогической работы с детьми в школе?
6. На основе каких критериев определяется эффективность работы социального педагога?
1. Овчарова, Р. В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 480 с.
2. Социальный педагог в школе (из опыта работы) / авт. – сост. Л. Д. Баранова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 187 с.
3. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации. Приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17.08.1995 г. – № 4.
4. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. вузов / М. В. Шакурова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.
5. Шептенко, П. А. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студ. вузов / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
6. Шишковец, Т. А. Справочник социального педагога: 5-11 классы / Т. А. Шишковец. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 336 с.
7. Штинова, Г. Н. Социальная педагогика: учебник для студентов вузов / Г. Н. Штинова, М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова; под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2008. – 447 с.
Система подготовки социально-педагогических кадров в нашей стране развивается в соответствии с концепцией непрерывного образования, характеризующей развитие образования в целом. Согласно Приказу Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная педагогика» (№ 582 от 21.06.1990 г.) и по решению Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию «О введении института социальных педагогов» (№ 14/4 от 13.07.1990 г.) в 1991 г. была утверждена специальность «социальная педагогика», по которой стали готовить высококвалифицированных специалистов в различных типах учебных заведений [1].
В частности, в Приказе Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная педагогика» № 582 от 21.06.1990 г. (за подписью Первого заместителя председателя Ф. И. Перегудова) было отмечено: «В целях подготовки специалистов, способных вести воспитательную работу с детьми и взрослым населением в социально-культурной сфере приказываю:
1. В дополнение приказов Минвуза СССР от 17.11.1987 г. № 790 «Об учреждении перечня специальностей вузов СССР» и Гособразования СССР от 21.07.1988 г. № 224 «О перечне специальностей средних специальных учебных заведений СССР» открыть новые специальности по дневной, вечерней и заочной формам обучения: 03.11 «Социальная педагогика» для высших учебных заведений и 03.11 «Социальная педагогика» для средних специальных учебных заведений.
2. Главному учебно-методическому управлению высшего среднего специального образования (В. Н. Афанасьеву, В. Г. Шипунову), Управлению подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (Л. В. Бориковой) с привлечением соответствующих учебно-методических объединений и научно-методических советов разработать в IV квартале 1990 г. учебно-методическую документацию, необходимую для обеспечения учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях по специальности «Социальная педагогика» [4].
В Решении Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.1990 г. (за подписью Первого заместителя председателя Гособразования СССР В. Д. Шадрикова) говорилось следующее: «Революционные изменения, происходящие в советском обществе, реформа народного образования требуют новых подходов к воспитанию детей и молодежи в социокультурной среде, которая должна быть гуманной, комфортной и безопасной, способствовать позитивной самореализации, удовлетворению творческих интересов и склонностей.
Для решения этих задач необходимы специально подготовленные кадры. Назрела необходимость введения института социальных педагогов-специалистов по воспитательной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями.
Социальный педагог должен уметь обеспечивать социальнопсихологическую поддержку процесса социализации детей, подростков и молодежи, оказывать помощь семье и другим воспитательным институтам, выполнять роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, личностью и коллективом. Он должен помогать подросткам в период их социального и профессионального становления, защищать их права.
Программа подготовки социальных педагогов предполагает сочетание широкого образования, включающего овладение общей педагогикой, теорией воспитания, психологией, историей, литературой, основами экономики, экологии, эстетики, этики, права, физической культуры, режиссуры и драматического искусства, прикладной медицины, со специальным – социологией, социальной психологией, семейной педагогикой, а также изучением молодежной субкультуры и др.
Социальный педагог может работать в различных учебно-воспитательных учреждениях, в общественных организациях.
Коллегия постановляет:
1. Считать целесообразным введение должности социального педагога в список должностей рабочих и служащих. Одобрить проект квалификационной характеристики социального педагога.
2. Главным учебно-методическим управлениям высшего и среднего специального образования (В. Н. Афанасьев, В. Г. Шипунов), Управлению подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (Л. В. Борикова) подготовить предложения о введении специальности «Социальная педагогика» в высших и средних специальных учебных заведениях. В 3-месячный срок разработать соответствующую учебно-методическую документацию.
3. Органам управления народным образованием союзных республик рассмотреть вопрос об открытии с 1990-1991 учебного года подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в высших и средних специальных учебных заведениях по специальности «Социальная педагогика».
4. Главному учебно-методическому управлению высшего образования, Главному планово-экономическому управлению (С. А. Валуев), Отделу перспективного развития и информации (А. Г. Асмолов, А. А. Овсянников) организовать по предложениям заинтересованных ведомств, организаций, учреждений, предприятий и других подготовку специалистов в области социальной педагогики на специальных факультетах по переподготовке кадров по новым перспективным направлениям науки, техники и технологии высших учебных заведений в рамках действующих направлений «Психология» и «Прикладная социология».
5. Управлению подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, Управлению организации внешкольной и внеклассной работы (А. К. Бруднов):
5.1. До 1 января 1991 г. разработать учебные планы и программы переподготовки и повышения квалификации кадров социальных педагогов.
5.2. Совместно с Министерствами народного образования РСФСР (на базе Марийского АССР, Московского областного, Центрального институтов усовершенствования учителей) и УССР (на базе ФППК Донецкого университета и областного Дворца пионеров и школьников) рассмотреть вопрос об открытии с 1 октября 1990 г. курсовой переподготовки и повышения квалификации социальных педагогов.
6. Управлению организации внешкольной и внеклассной работы:
6.1. С целью организации научных исследований, внедрения прогрессивных форм научно-практической деятельности в области социальной педагогики до 1 января 1991 г. подготовить предложения о создании при Гособразовании СССР и Президиуме АПН СССР научно-исследовательского Центра социальной педагогики.
6.2. В целях развития международных связей в сфере социальной педагогики и преодоления разрыва в состоянии науки и практики в данной области до 1 января 1991 г. разработать предложения по международному сотрудничеству.
7. Главному управлению внешних связей (В. И. Зубарев) проработать вопрос о вступлении Гособразования СССР, учебных заведений и организаций в Европейскую и Международную ассоциацию отдыха и развлечений, а также в Международную дирекцию учебных заведений по вопросам отдыха и развлечений.
8. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на заместителя председателя Гособразования СССР Г. Ф. Куцева».
Важное значение для становления и развития системы подготовки социальных педагогов имело решение Коллегии Министерства образования Российской Федерации от 27.10.1993 г. «О практике социально-педагогической работы в России и перспективы ее развития» и Методическое письмо Минобразования Российской Федерации от 27.02.1995 г. «О социально-педагогической работе с детьми» [6].
В области высшего профессионального образования сменилось несколько поколений Государственных образовательных стандартов (ГОС) специальности «социальная педагогика» – это стандарты первого (1995 г.), второго (2000 г.) и третьего (2005 г.) поколения. Приведем выдержки из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «031300 (050711) Социальная педагогика».
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации 31 января 2005 г. Номер государственной регистрации № 677 пед/СП.
1.2. Квалификация выпускника – социальный педагог. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога по специальности «031300 (050711) Социальная педагогика» при очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, должен:
– осуществлять профессиональную деятельность, направленную на личностное и социальное развитие обучающихся;
– способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;
– использовать разнообразные приемы и методы социального воспитания;
– способствовать гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;
– соблюдать права и свободы учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка;
– систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
– участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;
– осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);
– выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
1.3.1. Область профессиональной деятельности – социальнопедагогическая работа в сфере образования.
1.3.2. Объект профессиональной деятельности – обучающийся. 1.3.3. Виды профессиональной деятельности:
– социально-педагогическая, – учебно-воспитательная, – развивающая, – культурно-просветительная, – научно-методическая, – организационно-управленческая.
Выпускник, получивший квалификацию социального педагога, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности социального педагога, решению типовых профессиональной задач в образовательных учреждениях.
1.4. Возможности продолжения образования выпускника. Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.
3.1. Основная образовательная программа подготовки социального педагога разрабатывается на основании настоящего Государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программу практики.
3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки социального педагога, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки социального педагога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
3.4. Основная образовательная программа подготовки социального педагога должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:
– ГСЭ – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
– ЕН – общие математические и естественнонаучные дисциплины;
– ОПД – общепрофессиональные дисциплины;
– ДПП – дисциплины предметной подготовки;
– ФТД – факультативные дисциплины.
3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки социального педагога должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим Государственным образовательным стандартом.
3.6. Основная образовательная программа должна быть направлена на обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств. Это может быть достигнуто как включением в основную образовательную программу соответствующих курсов (разделов дисциплин), так и организацией внеаудиторной работы (научно-исследовательской, кружковой, конференций, семинаров, встреч с ведущими специалистами и т. д.).
<…>
7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.
Выпускник должен знать:
– Конституцию Российской Федерации;
– законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации «Об образовании», решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования;
– Конвенцию о правах ребенка;
– основы общих и специальных теоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности;
– основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
– школьные программы и учебники; средства обучения и их дидактические возможности;
– требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
– санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;
– государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.
Выпускник должен уметь решать типовые задачи профессиональной деятельности, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего Государственного образовательного стандарта.
Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности социального педагога являются:
А) в области социально-педагогической деятельности:
– проектирование и проведение работы по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;
– организация взаимодействия родителей учащихся и педагогов как участников образовательного процесса;
– проведение профориентационной работы;
– оказание помощи в решении задач социализации учащихся;
– обеспечение взаимодействия школы и различных учреждений с целью успешной социализации детей;
Б) в области учебно-воспитательной деятельности:
– психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;
– организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;
– использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;
– формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;
В) в области развивающей деятельности:
– разработка развивающих программ психологического сопровождения детей в образовательном процессе;
– разработка коррекционно-развивающих программ для детей с трудностями в обучении;
– психологическая поддержка творчески одаренных учащихся;
– проведение развивающих занятий для разных категорий детей с учетом индивидуальных особенностей;
– психологическая поддержка учителей в образовательном процессе;
Г) в области культурно-просветительной деятельности:
– формирование общей культуры учащихся;
– организация культурного пространства образовательного учреждения;
Д) в области научно-методической деятельности:
– выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;
– анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;
Е) в области организационно-управленческой деятельности:
– управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;
– организация контроля за результатами социального воспитания;
– ведение школьной документации.
7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.
7.2.1. Общие требования к итоговой государственной аттестации. Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен. Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.
Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения.
7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста. Выпускная квалификационная (дипломная) работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментальнометодической работы. Содержание выпускной работы должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО.
Требования к объему, содержанию и структуре выпускной работы определяются высшим учебным заведением на основании ГОС ВПО по специальности «031300 (050711) Социальная педагогика», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования, разработанных УМО по специальностям педагогического образования.
Дипломная работа должна быть представлена в форме рукописи.
Время, отводимое на подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, составляет не менее восьми недель.
7.2.3. Требования к государственному экзамену специалиста.
Государственный экзамен специалиста является квалификационным и предназначен для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО. Государственный экзамен может проводиться по отдельным дисциплинам, входящим в циклы общепрофессиональных и предметных дисциплин, или в форме итогового междисциплинарного экзамена.
Программа и порядок проведения государственного экзамена определяются вузом на основании ГОС ВПО по специальности «031300 (050711) Социальная педагогика», Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования Российской Федерации, Методических рекомендаций по проведению итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений по специальностям педагогического образования и примерной программы, разработанных УМО по специальностям педагогического образования [2].