Кризисное состояние национальной экономики явилось причиной появления в отечественной экономической теории такого термина, как «антикризисное управление». Институт антикризисного управления в экономике России находится на начальной стадии своего развития. Это обстоятельство объясняет многие трудности, споры, конфликтные ситуации вокруг того, какой менеджмент, какие технологии должны применяться в отношении кризисных предприятий. Большинство ученых и специалистов считают, что в условиях становления рыночной экономики антикризисное управление в России, в отличие от западной экономики, должно иметь свою специфику, свой механизм. Слепое копирование законодательства, форм и методов работы высокоразвитых стран с несостоятельными предприятиями, предприятиями-банкротами может нанести непоправимый вред российской экономике, ее имущественному комплексу и как следствие социальной политике в целом.
Продолжающееся реформирование экономики как на макро-, так и на микро- уровне сталкивается с сопротивлением государственному регулированию деятельности несостоятельных субъектов. Об этом свидетельствуют абсолютное преобладание ликвидационных процедур по отношению к реабилитационным предприятиям, наличие большого количества заказных банкротств и банкротств отсутствующего должника.
Функционирование предприятий в условиях несовершенного механизма антикризисного управления затрудняет их адаптацию к жестким условиям рынка – большинство из них находится в критическом положении, балансируя на грани банкротства. Тяжелое положение предприятий усугубляется неэффективно проводимыми институциональными преобразованиями, непоследовательностью реформирования российской экономики, ослаблением инновационного потенциала и усилением международной конкуренции.
Социальная стабильность общества является результатом отрегулированности отношений между элементами социально-экономической системы общества. Нарушение сбалансированности во взаимодействии элементов этой системы приводит к угрозе целостности и устойчивостью ее функционирования. Социальная система постоянно подвергается воздействию элементов экономически активной среды, влияющих на ее изменение. До тех пор, пока социально-экономическая система дееспособна, она обеспечивает определенный уровень стабильности и противодействует процессам, направленным на ее изменение. Нарушение устойчивых взаимоотношений в социально-экономической системе определяет снижение общественной напряженности и возможность возникновения кризисного уровня. Как правило, кризис приводит к установлению нового равновесия в социальной системе и другому качеству организации ее связей.
Среди процессов, определяющих уровень и степень социальной развития общества, только некоторая часть связана с природными явлениями, протекающими вне сферы организованной деятельности людей. Основное же значение имеют управляемые процессы, в которых источником активных воздействий выступают определенные органы государственного управления и исполнительной власти. Объектом этих управленческих воздействий выступает комплекс условий и факторов, в той или иной степени влияющих на уровень социальной стабильности общества, в том числе и в сфере занятости населения. Занятость населения является направлением экономической политики, включающей в себя не только борьбу с безработицей, но и многообразные способы воздействия на соотношение спроса на труд и его предложения. В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную заработную плату, достаточную для жизни и развития работника и членов его семьи, заключается суть политики занятости.
Таким образом, постановка проблемы актуальна и вызывает необходимость проведения исследований, ориентированных на углубление основ теории кризисов, а также поиска путей совершенствования сложившегося механизма антикризисного управления.
На практике реализуются различные подходы к концепции антикризисного управления. Они рассматриваются либо как проблемы исключительно макроэкономического масштаба и при этом упускается из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки, либо рассматриваются только экономические аспекты кризиса и оставляются в стороне социальные, политические, психологические, природные и т.д.
В учебном пособии рассматривается сущность объективного явления, которое характеризуется понятием «кризис», представлены описание и анализ экономических кризисов, научные точки зрения на их структуру и причины возникновения. Здесь также делается определенный акцент на доказательство возможности и необходимости управления кризисами на различных фазах его появления, проявления и разрешения. Дается типология кризисов, необходимая для понимания их признаков и характеристик. Обозначена роль государства в регулировании кризисов и проявлению кризисов в государственном управлении экономикой. Кризисы протекают по-разному в зависимости от того, как построено и функционирует государственное управление, в какой мере оно ориентировано на антикризисное управление. Сфера кризиса – не только объект, но и субъект управления. Последний может быть источником кризиса, его состояние и развитие могут быть неадекватными состоянию и тенденциям развития объекта управления, что и рождает кризисные ситуации. Очень важно видеть это в системе государственного управления. Внимание уделяется человеческому фактору в антикризисном управлении – работе с персоналом, требованиям к менеджеру.
Антикризисное управление в широком смысле – это система управленческих мер по диагностике, предупреждению, нейтрализации и преодолению кризисных явлений и их причин на всех уровнях экономики (микро-, мезо-, макро-, мировой уровни). Другими словами, это системное управление тем или иным объектом хозяйствования на том или ином уровне экономики, под углом зрения противодействия кризису.
В узком смысле антикризисное управление – это система организационно-управленческих мер в отношении отдельного предприятия, попавшего в состояние кризиса, что обычно выражается в неплатежеспособности, которая в случае ее затяжного непреодолимого характера нейтрализуется через процедуру банкротства. Для антикризисного управления в узком смысле большое значение имеет установление факта финансовой несостоятельности предприятия. Официальное установление такого факта регулируется законодательно. Вопрос о финансовой несостоятельности рассматривается с активным участием Федеральной службы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, причем обычно в судебном порядке при рассмотрении дела о банкротстве в арбитраже.
Механизмом антикризисного управления является вся совокупность и целостность категорий и элементов, входящих в теорию и практику антикризисного управления. В содержании механизма антикризисного управления следует выделять субстанциональные и функциональные элементы.
К субстанциональным элементам следует отнести: субъекты антикризисного управления; отношения и связи участников антикризисного процесса, изменение которых подчинено действию рыночных законов, циклическому характеру развития экономики; законодательную базу антикризисного регулирования.
Функциональными элементами в содержании механизма антикризисного управления являются: принципы антикризисного регулирования, антикризисная стратегия предприятия, антикризисная политика предприятия, антикризисное прогнозирование, антикризисные процедуры, программы по финансовому оздоровлению предприятия, мониторинг состояния предприятий, маркетинг антикризисного управления, принятие управленческих решений, координирование и организация их выполнения, введение системы стимулов, учет и контроль результатов функционирования.