Возможны 2 принципиально различных способа жизни:
– жить естеством;
– жить мечтой.
Жить естеством вот что подразумевает:
– самодовольство (я хороший человек, я многого достиг);
– принятие и одобрение окружающих;
– удовольствие (кайф и расслабуха).
Так живёт большинство. У З. Фрейда есть 2 понятия: «принцип удовольствия» и «принцип нирваны». Это как раз про жизнь естеством. Главное при этом – удовлетворение потребностей и комфорт.
Но жизнь не сводится к потребностям.
Есть еще объектные ценности, которые дороги, независимо от доставляемого ими удовольствия или страдания. Это может быть человек, дело, идея.
Жить мечтой – это значит служить объектным ценностям, реализуя их в мире:
– обрести объектные ценности (они для тебя ценности, и только для тебя, а не «для всех»);
– сохранять деятельную приверженность этим ценностям (несмотря на возможный дискомфорт и страдание);
– идти к ним как к путеводной звезде, которой никогда не достигнешь.
Эти 2 способа жизни не совместимы. Человек живёт либо естеством, либо мечтой.
Те, кто живут мечтой, у них есть страсть в душе, огонь, которые окрыляет, вдохновляет, и даёт энергию для движения к их объектным ценностям. Для характеристики таких людей отлично подходит слово «пассионарий» (от passion – страсть).
Те, кто так живёт, отклоняются от социального стандарта. Поведение, которое отклоняется от общепринятых шаблонов, называют «девиантным». Это совсем не обязательно что-то вопиющее, типа преступления или правонарушения. Просто отклонение от стандарта.
Итак, жизнь мечтой – это страсть в душе + отклонение от стандартной социально-заданной траектории.
Поэтому я называю таких людей словом «девиант-пассионарий».
Ярчайший пример такового – Илон Маск. Может быть даже – наиярчайший! Ему, кстати, эта книга посвящена.
Девиант вполне может быть не пассионарием, а просто девиантом. Если у него нет объектных ценностей, а есть только потребности и нет сдерживающих тормозов. Такие «просто девианты» вполне могут оказаться в тюрьме.
Те, кто живут не мечтой, а естеством – в их душе имеет место «мир» вместо страсти к объектным ценностям. Чего они хотят – то они имеют, а чего не могут иметь – того и не хотят. Ведь страсть – она к тому, что недоступно, а доступное страсти не вызывает. У них в душе отсутствует напряжение, вызванное неудовлетворенностью. Они больше всего на свете любят находиться в «нирване».
И они живут так, как предписывает социум. Ведь социум заточен под то, чтобы удовлетворять потребности большинства. Они хорошо адаптированы к социуму.
Поэтому я называю таких людей словом «адаптант-нирванщик».