Стратегической целью развития страны, отраженной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., является переход к инновационной социально ориентированной модели развития. Это подразумевает особое внимание не только к технологическим, но в первую очередь – к социальным инновациям, определяет приоритетность вопросов развития человеческого капитала, институтов гражданского общества и социального партнёрства.
В настоящее время для выстраивания отношений с местным сообществом и практической реализации социально значимых идей в практике учреждений успешно внедряется и применяется инновационная технология «социальное партнёрство», которая представляет собой уникальный механизм регулирования согласования интересов образовательных организаций, семьи, бизнеса, общества, власти и эффективный метод социальной коммуникации в оказании социальной помощи незащищенным категориям граждан.
Достижение высоких качественных результатов в успешном построении механизма социального партнёрства требует серьёзного методического сопровождения и решения вопросов повышения профессионального мастерства сотрудников образовательных организаций. Поэтому вполне обоснованным является включение в систему профессионального образования курса «Социального партнёрства в образовании» и необходимость создания по данному курсу учебно-методического комплекта. Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» учебно-методический комплект «социального партнёрства в образовании» (далее – пособие) направлен на выработку у специалистов общекультурных и профессиональных компетенций.
Специфика данного пособия в системе подготовки специалиста к построению социального партнёрства заключается в том, что данный курс выступает как базовый, предлагает универсальную методику проектирования социального взаимодействия и решения практических задач в области социального партнёрства.
Социальное партнёрство предполагает взаимодействие в различных сферах деятельности человека для решения социальных задач, как в интересах социальных институтов, коллективов, так и отдельного члена общества. Знание их проблем, проблем взаимодействия для достижения различных целей позволит выработать оптимальные решения для их достижения, следовательно, сберечь определённые ресурсы, что является немаловажным фактором развития общества в целом, создания устойчивой социальной системы.
В различных источниках при определении понятия социальное партнёрство акцент делается на социально-трудовые отношения, рассматривая отношения между работодателями и работниками. Однако существуют сферы, где не всегда однозначно трактуются такие явления, например, добровольческие движения, ориентированы на решение социальных задач во взаимодействии с различными социальными элементами, что по своей сути является партнёрством. Хотя следует отметить, что законодательно понятие «социальное партнёрство» впервые нашло отражение в Трудовом кодексе.
Социальное партнёрство должно выступать в качестве инструмента согласования интересов различных групп населения, для разрешения социальных проблем, развития социальных отношений, улучшения благосостояния народа. Основной целью социального партнёрства должно быть достижение согласия между членами общества, создание социально ориентированной инфраструктуры во всех сферах жизнедеятельности человека вне зависимости от их социального статуса.
В последнее время большое значение придают реализации потенциала молодёжи в интересах развития общества. Значительная доля заслуги в этом принадлежит самой молодёжи. Её деятельность, инициатива, разумное творчество, социальная мобильность, приносящие положительные результаты, позволили молодёжи завоевать для себя статус социального элемента общества, определяющего будущее страны. Сегодня молодёжь эффективно трудиться в различных сферах общества: в политике, в системе управления муниципальных органов, на предприятиях промышленности, в коммерческих и некоммерческих организациях, в науке и образовании.
Учитывая стремление молодёжи к самореализации и самоактуализации, успехи в делах, следует принимать меры для поддержки её начинаний, помощи в развитии социальных инициатив. Следует акцентировать внимание молодёжи на подготовке для себя смены, а делать это можно работая с детьми, воспитывая у них культуру современного члена общества. При этом хороших результата можно добиться на основе установления деловых партнёрских отношений между социальными институтами и молодёжью, молодёжи и детского сообществ, реализуя социально значимые проекты (см. Приложение 1, Приложение 17).
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012‒2017 годы (Указ Президента РФ от 1.07.2012 г. № 761) акцентирует внимание на том, что в России политика в области детства должна опираться на технологии социального партнёрства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества, посредством привлечения общественных организаций и международных партнёров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Целью данной работы является обобщение результатов исследования в системе социальных отношений, в частности, исследования социального партнёрства в сфере деятельности различных групп населения. В современных условиях возрастает значение уровня образования как одного из важнейших ресурсов общественного развития. Образовательная культура общества предполагает наличие возможностей освоения знаний, повышения квалификации и формирование соответствующих компетенций в течение всей жизни.
Предлагаемое читателям данное учебно-методическое пособие также посвящена проблемам деятельности разных категорий населения и в различных социальных сферах жизнедеятельности в условиях городского социума, значение которой неуклонно возрастает в реальной научно-исследовательской практике, призванной гибко и своевременно реагировать на вызовы современного социума, постоянно меняющихся условий и факторов социальной среды.
В пособии рассматриваются возможности проектирования и исследования социальной системы, связь динамики социальных процессов в различных социальных сферах деятельности людей с их с жизненной перспективой. Не менее важными в являются технологические и отдельные частные аспекты; работы с лицами, имеющими психофизиологические отклонения в развитии; влияние образования на информационную и коммуникативную культуру личности; научное, информационное, методическое, психолого-педагогическое сопровождение различных процессов жизнедеятельности различных групп населения; другие проблемы, обусловленные непосредственно с деятельностью различных групп населения, включая молодёжь, в современном социуме.
Таким образом, задачи и проблемы, представленные в пособии, включают в себя широкий спектр задач, которые могут представлять интерес для специалистов образовательной и социальной сферы, всех представителей педагогической теории и практики, исследователей, для представителей органов управления различными социальными институтами, для обучающихся различных типов и видов образовательных организаций.