Справедливости ради следует заметить, что С. Л. Рубинштейн далеко не всегда строго придерживался указанной смысловой парадигмы. Так, например, написав в другом месте той же монографии «…когда подчеркнута или повышена активность нашей познавательной деятельности…», он использовал понятие «активность» для обозначения энергетической стороны деятельности [127, с. 417].
Чаще всего деятельность определяется как категория, характеризуемая «осознанностью и целенаправленностью». На самом деле целенаправленность всегда подразумевает осознанность, а случаи, когда преследуемые человеком цели им не осознаются, являются лишь временными смещениями фокуса сознания с данных целей. Иногда, помимо осознанности и целенаправленности, определяющей характеристикой деятельности предлагается считать ее функцию преобразования действительности (см., напр., [34]). Подобный подход также не вызывает возражений, если понимать преобразование действительности достаточно широко, включая сюда и переструктурирование ситуации, при котором, например, целенаправленное, а не импульсивно-паническое бегство (деликатно называемое в этом случае «отступлением») рассматривается как преобразование действительности. Однако и это добавление также представляется излишним, поскольку любые осознанные и целенаправленные действия, включая мыслительные, так или иначе переструктурируют, т. е. преобразовывают ситуацию.
При этом за рамками обсуждения остается вопрос, что вообще является главным критерием субъектности – целенаправленная деятельность или наличие сознания; вопрос, не поднимаемый вследствие невозможности разрешения проблемы первичности курицы или яйца.
Вообще, трактовка «активности» исключительно как основного признака, задающего понятие «субъект», фактически уничтожает данное слово, полностью выводя его за пределы употребления в живом общении людей. Нетрудно представить себе, например, реакцию футбольного болельщика, поделившегося с соседом мыслью о том, что «эта команда играет намного активнее» и услышавшего в ответ: «Да, она в большей степени реализует себя как субъект».
К слову сказать, указанное разделение энергетики и смысла того, что делает человек, вряд ли может считаться приемлемым, какое бы понятие («деятельность» или «активность») здесь ни употреблялось. Уровни – это все-таки этажи или ярусы иерархизированной системы, предполагающие наличие более низких и более высоких значений элементов, ее составляющих, а энергетика и смысл являются в плане построения деятельности хоть и очевидно разными, но при этом все-таки рядоположенными, а не соподчиненными характеристиками любого целостного, осознанного и целенаправленного человеческого акта.
Хотя и здесь встречались высказывания, которые гораздо более однозначно определяли содержание социальной активности, провозглашая, например, необходимость наличия марксистско-ленинского мировоззрения для достижения высшего уровня социальной активности личности [81, с. 112].
Здесь представляется уместным процитировать X. Хекхаузена, писавшего, что «живые существа активны, а не обречены на постоянную пассивность, пока внешние или внутренние стимулы не будят их» [162, с. 55].
В. М. Русалов справедливо отмечал, что в психологической литературе под темпераментом часто понимаются исключительно психомоторные характеристики поведения. Поэтому для описания данной сферы правильнее было бы использовать термин «формально-динамические свойства индивидуального поведения», который охватывает все богатство «не-содержательных», стилевых характеристик поведения человека, включая также интеллектуальные и коммуникативные его аспекты [130, с. 5–6].
Интересна в этой связи эволюция взглядов Б. М. Теплова на данное явление. Если в 1946 году Б. М. Теплов понимал под темпераментом только быстроту возникновения чувств и их силу [149, с. 213], то в дальнейшем он стал включать в данное понятие динамичность моторики [148, с. 231]. Однако ни интеллектуальная, ни коммуникативная активность не рассматривались Б. М. Тепловым в качестве сторон проявления темперамента. Видимо, это было связано с тем, что Б. М. Теплов, давая определение темпераменту человека, рассматривал его все же как характеристику любых живых существ, обладающих нервной системой.
В словосочетании «динамическая характеристика» одинаково важны оба слова. Специфика данного подхода заключалась как в том, что на передний план в нем выходила энергетическая составляющая понятия, так и в том, что благодаря представлению об активности не только как о состоянии, но и как о свойстве активность могла изучаться как общеиндивидная характеристика или черта.
Следует отметить, что, хотя большинство исследователей активности в дальнейшем и сходились на том, что внешними проявлениями активности следует считать скоростные характеристики деятельности, стремление продолжать начатую деятельность, а также разнообразие действий, составляющих деятельность, точки зрения разных авторов относительно конкретных показателей, репрезентирующих перечисленные параметры, совпадали не так уж часто [70, с. 36].
Следует подчеркнуть, что развитие энергетического подхода к исследованию активности, как правило, опиралось на необходимость изучения природной активности как свойства индивида, т. е. на изучение уровня активности, характерного для конкретного человека и отличающего его, в целом, от других людей. В свою очередь, рассмотрение активности как состояния, т. е. как актуального уровня активности, характеризующую конкретные реакции, приводит к появлению вопросов, чем вызваны эти реакции и на какую цель они направлены. В этом случае внимание сосредотачивается на информационной составляющей, уводящей рассмотрение вопроса об активности как таковой к содержанию производимой деятельности, и, соответственно, на первый план выходят не индивидуальные характеристики человека, а информационные характеристики ситуации, в которой человек действует.
Собственно говоря, об этом писали еще Г. Хейманс и Е. Вирсма, воспринимавшие активность как поведенческую характеристику, описываемую временем, в течение которого индивид проявляет активность любого рода. Аналогичная точка зрения нашла отражение в работах Я. Стреляу, не смешивавшего активность с выносливостью, но при этом описывавшего активность с точки зрения интенсивности, продолжительности и частоты любых действий [144, с. 58].
При этом нельзя не отметить, что используемое российскими психологами понятие деятельности тоже знакомо Я. Стреляу. Однако употребляет он его исключительно как характеристику двусторонних отношений между человеком и обществом [142, с. 40].