Отнесение психологии труда к социально ориентированным отраслям психологического знания не требует доказательств. То, что любой труд, и особенно труд профессиональный, невозможен вне социума и обусловлен конкретными социально-экономическими условиями, представляется самоочевидным. Однако на констатации этой очевидности в конкретных психологических исследованиях психологи обычно и останавливаются, когда занимаются проблемами профессионального отбора и пригодности, формированием трудовых навыков и операций, обеспечением мотивационно-личностной базы деятельности. До недавнего времени конкретные аспекты реализации человека как профессионала практически не связывались с макросоциальными отношениями, и такая позиция была обоснована, поскольку эти отношения десятилетиями оставались неизменными.
Это и давало исследователям моральное право ими пренебрегать.
Главной областью исследований оставалась психология становления профессионала. К тому же профессиональные операции и навыки, формируемые в условиях преобладания индустриальных технологий, действительно заслуживали повышенного внимания в силу своей специфичности для каждой профессии, сложности обучения и требуемого высокого мастерства исполнения. При этом предполагалось, что если операции и навыки хорошо сформированы, то они будет успешно и реализованы. Социальные условия если и учитывались, то как факторы одностороннего влияния на качество выполнения сугубо профессиональных функций.
Ситуацию кардинально изменила перестройка профессиональной сферы, вызванная современными социально-экономическими преобразованиями в России, которая привела к психологической девальвации многих профессий, бывших ранее престижными и массовыми, и к размыванию ранее сформированных профессиональных слоев населения. Поэтому стало невозможно рассматривать традиционные проблемы психологии труда и профессионала в отрыве от активно напоминающего о себе и непрерывно меняющегося макросоциального контекста.
Эти изменения в социально-психологическом пространстве профессионала по времени совпали с изменением информационно-технологического пространства труда – широким внедрением в профессиональную сферу информационных и организационных технологий. В совокупности эти изменения сдвинули приоритеты в проблематике исследования профессионалов, что позволило вплотную подойти к концептуальному оформлению социальной психологии труда как новой научной дисциплины.
Проблемные области, соотносимые с традиционными для психологии труда направлениями, в контексте социальной психологии труда приобретают иное научное содержание. Во-первых, мотивы выбора профессии и этапы формирования профессионала рассматривается не только с позиции возможностей актуализации имеющихся индивидуально-личностных предпочтений и способностей, но, прежде всего, с позиции последующей социальной реализации в будущей профессии; а индикатором уровня профессионализма выступает сформированность и степень гармоничного сочетания индивидуально-адекватной и социально целесообразной реализационных стратегий. Во-вторых, приоритеты при становлении профессионала переходят от формирования высшего уровня профессионального мастерства в одной профессии к созданию основы для гибкого и психологически безболезненного перехода из одной сферы труда в другую, что делает актуальной задачу более эффективной реализации уже имеющегося профессионального потенциала, без утраты качества в быстро меняющихся условиях.
При такой расстановке приоритетов возрастает роль обратной зависимости качества выполнения профессиональных обязанностей от состояния общества и его отношения к профессионалу. В условиях социально-экономических перемен, сдвигающих критериальные ориентиры оценки профессионализма, появился массовый слой профессионалов, не отвечающих социальному назначению своей профессии. Поэтому проблема реализации профессионала в настоящее время, по сути, стала проблемой его социальной реализации, для адекватного рассмотрения которой традиционной исследовательской диады «человек – профессия» становится недостаточно, реализация профессионала (в отличие от его формирования и функционирования) должна рассматриваться не только как самореализация, степень которой оценивается с позиции того, насколько ему подходит эта профессия, но и как реализация, обращенная вовне, осуществляемая в форме социальных профессиональных поступков, через которые уже социум оценивает, насколько ему подходит этот профессионал, в какой степени он соответствует его интересам и запросам.
Привлечение внимания к проблеме внешне-внутренней обусловленности социальной реализации профессионала и необходимость определения ее места в ряду других направлений исследований потребовало создания исследовательской модели, в которой все три ипостаси профессионала: как человека, представителя профессии и члена общества, системно связаны между собой в форме идентификационных проекций реальных многокачественных отношений. Такой подход согласуется с современными представлениями о психологической системе, понимаемой как «упорядоченная и логическая конструкция, служащая для целостного и согласованного рассмотрения данных и теорий, касающихся предмета изучения» [10]. Это позволило приблизиться к формулировке новых аспектов исследования, адекватных изменениям приоритетов в реальной системе профессиональных отношений и разработке новых методических приемов в русле все более заметных в мировой и российской психологии тенденций, выходящих за рамки традиционных эмпирико-экспериментальных канонов и предполагающих использование проективно-реконструктивных моделей исследования.
Ориентация исследования на практику антикризисной психологической поддержки профессионалов разных типов в ходе реформ и глобализации предполагает также разработку методических принципов и конкретных методов исследования реальных поступков в условиях затрудненной реализации профессионала, вызванных современными социально-экономическими проблемами.