Особенностью социальной психологии является ее широкое включение в жизнь общества. Исследователи отмечают такие социально-психологические явления, как переоценка ценностей, ломка стереотипов, смена ролевого поведения, кризис идентичности, отсутствие информационного иммунитета, этнополитические конфликты, рост преступного поведения, распространение массовых забастовок и протестов населения и т. д.
Казалось бы, что новые социально-психологические проблемы, связанные с изменениями, происходящими в мире, не оставляют никого равнодушными и должны привлекать внимание нового поколения психологов. Однако преподаватели сталкиваются с тем, что студенты испытывают трудности, связанные с пониманием традиционных проблем социальной психологии, не могут их использовать для интерпретации событий, происходящих в мире, проявляют социальную и профессиональную незрелость в выборе и формулировках собственных социально-психологических исследований, не способны использовать полученные знания в реальных социальных ситуациях.
Обсуждение проблем уровня подготовки и знаний студентов коллективом кафедры натолкнуло нас на идею создания учебного пособия, помогающего восполнить дефицит знаний в области теоретических и прикладных проблем классической и современной социальной психологии. В основе написания данного пособия лежит несколько принципов:
1. Новые перспективы социальной психологии сегодня связаны с интеграцией ее классической части, тяготеющей к экспериментальным исследованиям, а также гуманитарного знания, без которого немыслимо понимание сложнейших процессов современной действительности, невозможен интегральный подход к изучению человека во всех сферах его жизни.
2. В условиях разработки новых образовательных стандартов по профилю «Социальная психология» предъявляются особые требования к содержанию программ учебных дисциплин, формирующих следующие профессиональные компетенции: способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий; способность к проведению стандартного прикладного исследования в области социальной психологии, а также дополнительную профессиональную компетенцию: способность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению контакта и диалога, убеждению и поддержке людей. Все эти компетенции обеспечивают один из основных результатов обучения: способность применять знания о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики в различных видах профессиональной деятельности. Подбор материала, логика его изложения, вопросы для самопроверки разрабатывались таким образом, чтобы обеспечить освоение данных профессиональных компетенций и результата обучения студентами соответствующего профиля.
3. Кроме того, коллектив авторов руководствовался принципом максимальной простоты изложения, который позволяет сохранить интерес к этой сложной науке у начинающих психологов, сделать более осмысленным выбор тематики научно-исследовательской работы.
Авторы данного пособия занимаются исследовательской, практической и преподавательской деятельностью в области социальной психологии. Это позволило, на наш взгляд, более емко осветить наиболее важные вопросы современной социальной психологии, связанные с ее положением сегодня: провести корректный анализ истории зарубежной и отечественной социальной психологии, тенденции развития российской и зарубежной социальной психологии в современном мире, возможности и трудности экспериментального исследования социально-психологических явлений, а также результаты исследований некоторых классических объектов социальной психологии: общения между людьми, психологию малой группы и межгрупповых отношений, психологию толпы как разновидности большой социальной группы. Все эти вопросы рассмотрены в первой главе данного учебного пособия.
Особый интерес представляет вторая глава пособия, в которой рассматриваются прикладные аспекты социальной психологии. В ней представлены некоторые современные направления, становящиеся наиболее перспективными и расширяющие классические исследования социальной психологии, которыми занимается творческий коллектив кафедры: психология массовых коммуникаций, политическая психология, психология власти.