Краткий словарь раскрывает понятия и термины, которые получили развитие в сфере социальной педагогики. При его подготовке использованы многочисленные источники (см.: Литература). Они позволили систематизировать накопленный материал в области социальной педагогики в одном справочном издании.
В процессе подготовки словаря использованы данные автора, полученные им в конце XX – начале XXI века при разработке теории «Социальная педагогика»; применительно к ней уточнены некоторые термины и понятия, что позволяет выделить в них специфический аспект отрасли социально-педагогических знаний.
Терминологический словарь включает в себя как специфические термины, так и те из них, которые заимствованы социальной педагогикой из других отраслей знаний (социологии, психологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы). При его подготовке проведена определенная систематизация терминов, объединенных общей направленностью, по группам. Это позволяет сравнивать их, видеть специфику и в то же время создает дополнительные возможности для практического использования значения каждого понятия и термина в учебном процессе. После некоторых стоит фамилия автора, который впервые ввел их в литературу.
Словарь включает в себя отечественные и зарубежные имена, внесшие определенный вклад в развитие идей социальной педагогики. Представлены краткие биографические сведения и информация о наиболее существенном вкладе в развитие идей социальной педагогики.
Предлагаемый словарь ориентирован на практическое использование студентами и аспирантами при изучении ими курсов общепрофессиональной и специальной подготовки, социальными педагогами, социальными работниками и другими специалистами социальной сферы, а также профессорско-преподавательским составом, занимающимися проблемами социальной педагогики.
Он позволит ученым и практикам, преподавателям и студентам подходить с единых позиций при рассмотрении различных проблем социальной педагогики.
Словарь может быть также полезен для исследователей теории и практики социальной педагогики в целях определения подходов, единой концепции ведения научного диалога в общем терминологическом пространстве.