Ludwig von Mises, Die Gemeinwirtschaft: Untersuchungen über den Sozialismus, Jena, Verbag von Gustav Fischer, 1922.
Ludwig von Mises, Socialism: An Economic and Sociological Analysis, London, Jonathan Cape, 1936.
Ludwig von Mises, Socialism: An Economic and Sociological Analysis, Indianapolis. Liberty Classics, 1981.
Ludwig von Mises, Theorie des Geldes und der Umlaufsmittel, München und Leipzig: Duncker & Humblot, 1912 [Мизес Л. фон. Теория денег и фидуциарных средств обращения // Мизес Л. фон. Теория денег и кредита. М.; Челябинск: Социум, 2012. С. 373 сл.].
Ludwig von Mises, Nation, Staat und Wirtschaft: Beitrage zur Politik und Geschichte der Zeit, Wien: Manz’sche Verlags und Universitats-Buchhandlung, 1919 [Мизес Л. фон. Нация, государство и экономика: о политике и истории нашего времени. М.; Челябинск: Социум, 2016].
Ludwig von Mises, Die Gemeinwirtschaft: Untersuchungen uber den Socialismus, Jena: Gustav Fisher, 1922.
Ludwig von Mises, Die Entwicklung des gutsherrlichbauerlichen Verhaltnisses in Galizien, 1772–1848, Wien und Leipzig: Franz Deuticke, 1902.
Ludwig von Mises, Notes and Recollections, Foreword by Margit von Mises, trans. and postscript by Hans F. Sennholz, South Holland, III, Libertarian Press, 1978, p. 33 [Мизес Л. фон. Заметки и воспоминания // Мизес Л. фон. Воспоминания и история австрийской школы. Рецензии. М.; Челябинск: Социум, 2016].
Menger, Grundsätze der Volkswirtschaftslehre, Wien, 1871 [Менгер К. Основания политической экономии. М.: Территория будущего, 2005. С. 57–284].
На немецком языке она вышла в Швейцарии, в Женеве, под названием «Nationalökonomie: Theorie des Handelns und Wirtschaftens» («Экономическая теория: теория действий и хозяйствования»). С первого американского издания (1949) она носит название «Human Action». [Подзаголовок английского названия: «A Treatise on Economics». На русском впервые опубликована в 2001 г. в издательстве «Экономика» под названием «Человеческая деятельность: трактат по экономической теории»].
Herkner, Sozialpolitische Wandlungen in der wissenschaftlichen Nationalökonomie // Der Arbeitgeber, 13. Jahrgang, S. 35.
Cassau, Die Sozialistische Ideenwdt vor und nach dem Kriege // Die Wirtschaftswissenschaft nach dem Kriege. Festgabe fur Lujo Brentano zum 80. Geburtstag. München, 1925, I. Bd., S. 149 ff.
«Сейчас можно фактически утверждать, что современная социалистическая философия является сознательным и явным выражением принципов организации общества, которые большей частью бессознательно уже приняты. Экономическая история этого века есть почти непрерывная летопись успехов социализма» (Sidney Webb, Fabian Essays, 1889, p. 30).
Ферстер[420] в особенности отмечает, что рабочее движение достигло настоящей победы «в сердцах собственнических классов»; благодаря этому «нравственные силы сопротивления этих классов были подорваны» (Foerster, Christentum und Klassenkampf, Zürich, 1908, S. 111 ff.). В 1869 г. Принц-Смит[421] отметил, что социалистические идеи находят сторонников среди предпринимателей. Он указывает, что среди деловых людей, «как бы странно это ни звучало, есть такие, кто понимает свою собственную роль в национальной экономике со столь малой ясностью, что для них социалистические идеи выглядят как более или менее основательные. Отсюда у них ощущение нечистой совести, как если бы они признавали, что источником их прибыли служит доход наемных рабочих. Это делает их робкими и лишает проницательности. Это очень плохо. Нашей экономической цивилизации будет грозить серьезная беда, если ее активные деятели не смогут почерпнуть в чувстве полной своей правоты отвагу для решительной защиты ее основ» (Prince-Smith, Gesammelte Schriften, Berlin, 1877, I. Bd., S. 362). Принц-Смит, однако, не смог бы вести критическую дискуссию по вопросам социалистической теории.
Это отчетливо видно из программы современных английских либералов (Britain’s Industrial Future, being the Report of the Liberal Industrial Inquiry, London, 1928).
«Дело в том, что всякий ученый невольно поддается способу мышления того класса, среди которого он живет, и всякий вносит кое-что из этого способа мышления в свои научные воззрения» (Kautsky, Die soziale Revolution, 3. Aufl., Berlin, 1911, II, S. 39) [Каутский К. Социальная революция. Женева, 1904. С. 13].
Dietzgen, Briefe fiber Logik, speziell demokratisch-proletarische Logik, Internationale Bibliotek, 22. Bd., 2. Aufl., Stuttgart, 1903, S. 112: «Наконец, пролетарская логика уже по одному тому заслуживает такого названия, что ее понимание требует преодоления всех предрассудков, в которых погряз буржуазный мир» [Дицген И. Аквизит философии и письма о логике. 3-е изд. М., 1913. С. 114].
Ibid., S. 112 [Там же. С. 114].
Ирония истории в том, что и сам Маркс стал жертвой такого подхода. Унтерман[422] полагает, что «умственная жизнь даже типичных пролетарских мыслителей марксистской школы» содержит «остатки прошлых эпох мышления, хотя и в рудиментарной форме. Эти рудименты сказываются тем сильнее, чем большая часть жизни мыслителя прошла в буржуазном или феодальном кругу до момента, когда он присоединился к марксизму. Таковы печальные факты в случае с Марксом, Энгельсом, Плехановым, Каутским, Мерингом[423] и другими видными марксистами» (Untermann, Die Logischen Mangel des engeren Marxismus. München, 1910, S. 125). Так же и Де Ман[424] считает, что для понимания «особенностей и различия теорий» нужно принимать во внимание не только общественное происхождение мыслителя, но также и стиль его экономической и социальной жизни – «буржуазной жизни… в случае окончившего университет Маркса» (De Man, Zur Psychologie des Sozialismus, Neue Aufl., Jena, 1927, S. 17).
Cohen, Einleitung mit kritischem Nachtag zur neunten Auflage der Geschichte des Materialismmus von Friedrich Albert Lange, 3. Aufl., Leipzig, 1914, S. 115; см. также: Natorp, Sozialpädagogik, 4 Aufl., Leipzig, 1920, S. 201 f. [Наторп П. Социальная педагогика: теория воспитания воли на основе общности. СПб., 1911. С. 169 сл.]
Anton Menger, Neue Sittenlehre, Jena, 1905, S. 45, 62.
В 20-х годах Мизес все еще обозначал науку о деятельности человека как «социологию». Позднее он решил использовать термин «праксеология» (производное от греческого praxis, что значит действие, привычка или обычай). В «Предисловии» к «Epistemological Problems of Economics» (Princeton, Van Nostrand, 1960; N. Y.: NYU Press, 1981) он следующим образом комментирует использование термина «социология» в статье 1929 г., включенной в эту книгу: «…в 1929 году я еще верил, что нет нужды в новом термине для обозначения общей теоретической науки о деятельности человека в отличие от исторических исследований, изучающих прошлые действия. Я думал, что для этой цели можно использовать термин социология, который, по мнению некоторых авторов, и был создан для обозначения такой общей теоретической науки. Только позднее я осознал, что это не целесообразно, и принял термин праксеология». – Прим. амер. изд.
Мукле[425] даже ожидает от социализма, что он принесет с собой одновременно «высочайшую рационализацию хозяйственной жизни» и «освобождение от самого чудовищного варварства – капиталистического рационализма» (Muckle, Das Kulturideal des Sozialismus, München, 1918).
Böhm-Bawerk, Rechte und Verhaltnisse vom Standpunkte der volkswirtschaftlichen Guterlehre, Innsbruck, 1881, S. 37.
Fetter, The Principles of Economics, 3 ed., N. Y., 1913, p. 408.
См. стихи Горация[426]:
Если же собственность – то, что купил ты на ферме за деньги,
То ведь дает тебе то же (юристов спроси!) потребленье.
Поле, что кормит тебя, ведь твое; ибо Орбий-крестьянин,
Нивы свои бороня, чтобы хлеб тебе вскоре доставить,
Чует, что ты господин. Получаешь за деньги ты гроздья.
Яйца, цыплят и хмельного кувшин…
Этатистская социальная философия[427], возводящая все эти установления к «государству», возвращается к старому теологическому объяснению. При этом государству приписывается тот же статус, который теологи приписывали Богу.
J. S. Mill, Principles of Political Economy, People’s ed. London, 1867, p. 124 [Милль Дж. С. Основания политической экономии. СПб., 1909. С. 167–168].
Dernburg, Pandekten, 6. Aufl., Berlin, 1900, 1. Bd., 11. Abt., S. 12.
Fichte, Der geschlossene Handelstaat, Hgb. Medicus, Leipzig, 1910, S. 12 [Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство. М., 1923. С. 35].
Либерализм пытался расширить охрану приобретенных прав через развитие концепции прав человека и обеспечение правовой защиты их в суде. Этатизм и социализм, напротив, пытаются все основательнее ограничить сферу частного права в пользу публичного права.
Tacitus, Germania, 14 [Тацит К. О происхождении германцев и местоположении Германии / / Тацит К. Соч. Т. 1. Л., 1969. С. 360].
Тонкой поэтической насмешкой над романтически-ностальгической сентенцией: «Там хорошо, где нас уж нет» – является опыт советника Кнапа из сказки Андерсена «Калоши счастья»[428].
Wiese, Der Liberalismus in Vergangenheit und Zukunft, Berlin, 1917, S. 58 ff.
Poehlmann, Geschichte der sozialen Frage und des Sozialismus in der antiken Welt, 2. Aufl., München, 1912, II. Bd., S. 577 ff.
Ipsaque tellus omnia liberius nullo poscente ferebat[429] (Virgil, Georgica, I, 127 ff.).
Laveleye, Das Ureigentum, Deutsch von Bücher, Leipzig, 1879, S. 514 ff. [Лавеле Э. де. Первобытная собственность. СПб., 1875. С. 364 сл.]
Below, Probleme der Wirtschaftsgeschichte, Tübingen, 1920, S. 13 ff.
Germania, 26 [Тацит. О происхождении германцев и местоположении Германии. С. 364].
Термин «коммунизм» означает то же, что и «социализм». Использование этих двух слов в последние десятилетия неоднократно менялось, но всегда границей между социалистами и коммунистами оставались вопросы политической тактики. И те и другие стремятся к обобществлению средств производства.
Anton Menger, Das Recht auf den vollen Arbeitsertag in geschichtlicher Darstellung, 4. Aufl., Stuttgart und Berlin, 1910, S. 6 [Менгер А. Завоевание рабочим его прав. Право на полный продукт труда в историческом изложении. СПб., 1906. С. 9].
Ibid., S. 9 [Там же. С. 10].
Malthus, An Essay on the Principle of Population, 5th. ed., London, 1817, vol. 3, p. 154 ff. [Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении. М., 1895. С. 10 сл.]
Marx, Zur Kritik des Sozialdemokratischen Parteiprogramm von Gotha, heig. Kreibich, Peichenberg, 1920, S. 17 [Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 19. С. 20].
Anton Menger, Op. cit., S. 10 [Менгер А. Указ. соч. С. 11].
Ibid., S. 10 f. [Там же. С. 11–12]; см. также: Singer-Sieghart, Das Recht auf arbeit in geschichtlicher Darstdlung, Jena, 1895. S. 1 f; Mutasoff, Zur Geschichte des Rechts auf Arbeit mit besonderer Rucksicht auf Charles Fourier, Bern, 1897. S. 4 f.
См. мои работы: Kritik des Interventionismus, Jena, 1929, S. 12 ff. [Мизес Л. фон. Критика интервенционизма // Мизес Л. фон. Интервенционизм и бюрократия. М.; Челябинск: Социум, 2016. С. 15 сл.].; Die Ursachen der Wirtschaltskrise, Tübingen, 1931, S. 15 ff. [Мизес Л. фон. Экономический кризис и его причины // Мизес Л. фон. Теория экономического цикла. Челябинск: Социум, 2012. С. 126 сл.]
Pribram, Die Entstehung der individualistischen Sozialphilosophie, Leipzig, 1912, S. 3 ff.
Так формулирует противоположность индивидуального и социального принципов Дитцель (см. его статью: «Individualismus» / / Handwörterbuch der Staatwissenschaften, 3. Aufl., Bd. 5., S. 590). Похожий подход у Шпенглера[430]: Spengler, Preussentun und Sozialismus, München, 1920, S. 14 [см.: Шпенглер О. Пруссачество и социализм. М.: Праксис, 2002].
Nietzche, Also Sprach Zarathustra / / Werke, Kronersche Klassikerausgabe, VI. Bd., S. 69 [Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1980. С. 35].
«Государство, превознесенное как идеальное бытие, наделяют всеми совершенствами нашей мечты и освобождают от всего, что нам ненавистно» (P. Leroy-Beaulieu, L’Etat moderne et ses fonctions, 3d ed., Paris, 1900, p. 11); см. также: Bamberger, Deutschland und der Sozialismus, Leipzig, 1878, S. 86 f.
Kant, Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltburgerlicher Absicht / / Samtliche Werke, Inselausgabe, Bd. I., Leipzig, 1912, S. 235 [Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Собр. соч. Т. 6. М., 1966. С. 18–19].
Herder, Ideen zu etner Philosophie der Geschichte der Menschheit / / Samtliche Werke, herg. Suphan, Bd. XIII., Berlin, 1887, S. 345 f. [Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. С. 229 сл.]
Kant, Rezension zum zweiten Teil von Herders Ideen zur Fhilosophic der Geschiche der Menschheit / / Werke, I. Bd., S. 267; см. также: Cassirer, Freiheit und Form, Berlin, 1916, S. 504 ff.
Kant, Idee zu einer allgemeinen Geschichte…, S. 228 [Кант И. Идея всеобщей истории… С. 9].
Gierke, Des Wesen der menschlichen Verbande, Leipzig, 1902, S. 34 f.
Lessing, «Ernst und Folk». Gesprache für Freimaurer // Werke, Bd. Stuttgart, 1873, S. 80.
Huth, Soziale und Individualistische Auffassung im 18. Jahrhundert, vornehmlich bei Adam Smith und Adam Ferguson, Leipzig, 1907, S. 6.
Как, например, утверждает Лассон[431]: Lasson, Prinzip und Zukunftl des Volkerrechts, Berlin, 1871, S. 35.
Стремясь записать все зло на счет капитализма, социалисты попытались даже определить современный империализм и, следовательно, мировую войну как продукт капитализма. Возможно, нет нужды ближе заниматься этой теорией, выдвинутой на потребу не рассуждающих масс. Но нелишним будет припомнить, что Кант был прав, когда ожидал от растущего влияния «силы денег» постепенного уменьшения воинственности. «Дух торговли… – говорит он, – вот что несовместимо с войной» (Kant, Zum ewigen Frieden // Samtliche Werke., Bd. V., S. 688) [Кант И. К вечному миру // Собр. соч. Т. 6. М., 1966. С. 287]; см. также: Sulzbach, Natlonales Gemeinschaftsgefuhl und wirtschaftliches Interesse, Leipzig, 1929, S. 80 ff.
Может быть, не вполне случайно в известном смысле, что писатель, который на пороге Ренессанса первым выдвинул демократическое требование о передаче законодательства народу, – Марсилий из Падуи[432] – назвал свою работу «Defensor Pads»[433] (Atger, Essai sur l’histoire des Doctrines du Contrat Social, Paris, 1906, p. 75; Scholz, Marsilius von Padua und die Idee der Demokratie / / Zeitschrift für Politik, 1908, I. Bd., S. 66 ff.).
См., с одной стороны, сочинения защитников прусского авторитарного государства, а с другой – прежде всего работы синдикалистов (Michels, Zur Soziologie des Parteiwesens in der modernen Demokratie, 2. Aufl., Leipzig, 1925, S. 463 ff.).
Max Weber, Politik als Beruf, München und Leipzig, 1920, S. 17 ff. [Вебер М. Политика как профессия / / Вебер М. Избр. произв. М., 1990. С. 651 сл.]
Естественно-правовые теории демократии, не способные оценить преимущества разделения труда, сохраняют верность идее «представительства» избирающих избранными. Нетрудно показать всю искусственность этой концепции. Член парламента, который для меня изготовляет законы и для меня контролирует администрацию, «представляет» меня не в большей степени, чем врач, который меня лечит, или сапожник, который шьет мне обувь. Существенное отличие его от врача и сапожника не в том, что он выполняет для меня услуги другого рода, а в том, что я, будучи недоволен им, не могу избавиться от его услуг с той же простотой, с какой я меняю врача или сапожника. Я и хочу быть избирателем, чтобы влиять на правительство так же, как я влияю на врача и сапожника.
Большинство комментариев подготовлены для издания 1994 года Б. Пинскером и Р. Левитой. Для настоящего издания заново составлены комм. 12, 15, 16, 19, 111, 183, 270, 352, 380, 425 (А. Куряевым и Гр. Саповым).
Вильгельм Рёпке (1899–1966) – швейцарский экономист, учившийся и вначале работавший в Германии. В 20-е годы примыкал к сторонникам «регулируемого капитализма» (интервенционизма), но затем решительно встал на позиции экономического либерализма. Один из создателей теории социального рыночного хозяйства. Лайонел Роббинс (1898–1984) – английский экономист, также переживший в 30-е годы эволюцию в направлении экономического либерализма. Активно выступал против кейнсианской программы государственного регулирования экономики.
В конце XIX в. в Австрии сложилось экономическое направление, получившее название школы предельной полезности. Ее представители считали, что ценность конкретного блага определяется его предельной полезностью, т. е. субъективно оцениваемой полезностью той единицы этого блага, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность в нем. Если, например, из трех килограммов зерна первый удовлетворяет потребность в пище, второй – в посевном материале, а третий – в корме для певчих птиц, то предельная полезность – это полезность третьего килограмма. При сокращении производства зерна на килограмм придется отказаться от кормления птиц, и тогда ценность зерна будет определяться полезностью второго килограмма, предназначенного для посева.
Макс Вебер (1864–1920) – немецкий социолог, историк и экономист, сыгравший выдающуюся роль в формировании современного обществоведения.
Sozialpolitik – социальная политика (нем.). Хайек имеет в виду идеи так называемой «молодой исторической школы», сформировавшейся в Германии в конце 60-х годов XIX в. Представители этой школы считали, что государство, активно вмешиваясь в общественную жизнь, обеспечит постепенное утверждение социализма. Поскольку у истоков школы стояли университетские профессора Г. Шмоллер, Л. Брентано и др., она получила ироническое название катедер-социализма, т. е. «социализма кафедры». В 1872 г. катедер-социалисты создали объединение «Союз социальной политики».
Фабианский социализм – концепция постепенного преобразования капиталистического общества в социалистическое с помощью государства, развивавшаяся группой английских интеллектуалов, основавших в 1884 г. «Фабианское общество». Впоследствии «фабианцы» стали мозговым центром лейбористской партии.
Книга Л. фон Мизеса посвящена экономической истории Галиции, а именно развитию отношений помещичьих и крестьянских хозяйств под влиянием государственно-правовых установлении.
Карл Менгер (1840–1921) – австрийский экономист, один из создателей теории предельной полезности, основатель «австрийской (венской) школы» в политической экономии.
Ойген Бём-Баверк (1851–1914) – австрийский экономист, внесший существенный вклад в развитие теории предельной полезности.
Йозеф Шумпетер (1883–1950) – австрийский экономист и социолог, с 1932 г. – профессор Гарвардского университета. Будучи консерватором, Шумпетер тем не менее признавал научные заслуги Маркса и был близок с некоторыми социалистами. Отто Бауэр (1882–1938) – идеолог так называемого австро-марксизма, один из лидеров австрийской социал-демократии и Второго Интернационала. По его рекомендации в 1919 г. Шумпетер был приглашен на пост министра финансов в коалиционном правительстве католиков и социал-демократов.
Отто Нейрат (1882–1945) – австрийский философ, экономист и социолог. Стоял на марксистских позициях. Хайек имеет в виду вышедшую в 1919 г. в Мюнхене книгу Нейрата «Через военное хозяйство к натуральному хозяйству», в которой Нейрат обосновывает идею господства расчетов в натуральных показателях в социалистической экономике.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) – межправительственная международная организация, занимающаяся изучением продовольственной конъюнктуры в странах мира, разработкой рекомендаций по производству и сбыту сельхозпродукции, оказанием технической и продовольственной помощи развивающимся странам. Штаб-квартира ФАО находится в Риме. Всемирный банк – международная финансовая организация, созданная с целью организации финансовой и технической помощи развивающимся странам. Местонахождение банка – Вашингтон.
Точная цитата Шумпетера выглядит так: «…в качестве высшего, пусть и непреднамеренного комплимента системе частного предпринимательства ее враги сочли разумным присвоить его название» (под «его» имеет в виду либерализм; Шумпетер Й. История экономического анализа. СПб.: Экономическая школа, 2001. С. 518).
Концепция «государства (всеобщего) благосостояния» получила широкое распространение в середине XX в. Ее активными сторонниками и пропагандистами выступали К. Боулдинг, А. Хансен (США), Дж. Коул, Дж. Стрейчи (Великобритания) и др. Они утверждали, что современное государство в развитых странах мира располагает возможностями ликвидации социальных противоречий и обеспечения всеобщего благосостояния населения. Тремя конституирующими моментами государства благосостояния, согласно этой концепции, являются регулирование частного предпринимательства, наличие развитой государственной собственности и законодательные социальные гарантии трудящихся.
Хуан Доминго Перон (1895–1974) – генерал, президент Аргентины с 1946 по 1955 г. и с 1973 по 1974 г.; выдвинул доктрину «справедливого» надклассового государства; в практической политике следовал курсу на государственное регулирование заработной платы, внешнеэкономических отношений и некоторых других сфер хозяйственной жизни.
Новый курс (New Deal, более точный перевод – «Новая сделка», в советской историографии утвердился вариант «курс» как часть устойчивого выражения «политический курс») – совокупность мероприятий администрации президента Ф. Рузвельта в 1933–1938 гг., имевшая целью смягчить и преодолеть последствия кризиса 1929–1932 гг. посредством усиления государственного вмешательства в экономику. Сочетая меры по усилению государственного регулирования экономики (см. комм. 425 о NIRA, NRA и AAA) с реформами социального страхования и рынка труда (создание федеральной обязательной системы социального страхования, выведение профсоюзов из-под действия антимонопольного законодательства, законодательное установление минимальной оплаты труда и др.). На практике меры Нового курса оказали психологический эффект, но не решили задач, решение которых возлагалось на соответствующую политику. Некоторые законы были признаны антиконституционными и были отменены Верховным судом США. Справедливый курс (или, точнее, Справедливая сделка (Fair Deal)) – в широком смысле название политической линии Демократической партии США, состоявшей в продолжении политики Нового курса после окончания Второй мировой войны. В узком смысле – совокупность мероприятий, которые демократическая администрация собиралась проводить с конца 1940-х годов и о которых президент Трумэн сообщил 5 января 1949 г. в речи перед Конгрессом США. В состав предлагаемых мер входили: реформа здравоохранения (задуманная еще при Рузвельте, она была частично осуществлена президентом Линдоном Джонсоном и окончательно реализована президентом Обамой), принятие специального жилищного законодательства, увеличение масштабов и каналов государственного финансирования сельского хозяйства, создание федерального министерства социального обеспечения, реализация целой серии проектов общественных работ. «Справедливая сделка» как единая программа не получила поддержки ни у Конгресса, ни в обществе, что вынудило Демократическую партию, формально отказавшись от линии и единого лозунга «Справедливой сделки», на протяжении практически всей послевоенной истории и вплоть до нынешних дней разбивать ее на отдельные блоки и постоянно модифицировать элементы «Справедливой сделки» (в том числе смену названий), превращая их в меры, соответствующие новым обстоятельствам.
Фритредеры – в широком смысле так называют сторонников свободы международной торговли. Как исторический термин обозначает участников движения за свободу торговли в Англии в 1830–1840-х годах. Главным достижением этого движения стала отмена «хлебных законов» (пошлин на импорт зерна) в Великобритании в 1846 г., после чего в этой стране постепенно были отменены все протекционистские пошлины (остались только фискальные пошлины на пять колониальных товаров). Агитацию и координацию политических действий против ограничения импорта зерна в Великобританию вела созданная в 1838 г. «Лига против хлебных законов» во главе с Ричардом Кобденом и Джоном Брайтом. Режим свободной торговли подержался в Великобритании до начала XX в. (См. также комм. 379.)
Edelsozialisten – «благородные социалисты» (нем.); благородными, или салонными, социалистами иронически называли исповедовавших социалистические взгляды представителей рафинированной интеллигенции.
Упомянутая статья Мизеса была переведена С. Адлером на английский язык. Уже после выхода второго немецкого издания книги Мизеса статья как самостоятельное произведение была включена в подготовленную Ф. Хайеком антологию «Collectivist Economic Planning», изданную в Лондоне в 1935 г.
Генрих Херкнер (1863–1932) – немецкий экономист; возглавил немецкую «молодую историческую школу» после смерти Густава Шмоллера, сменив его на его должности в Берлинском университете и на посту президента Союза социальной политики. Густав Шмоллер (1838–1917) – немецкий экономист, историк и политический деятель, лидер новой (молодой) исторической школы, сторонник катедер-социализма; один из основателей Союза социальной политики, а с 1890 г. – его президент. выступал за усиление государственного регулирования экономики.
В январе 1923 г. Франция и Бельгия ввели войска в Рурскую область Германии, чтобы принудить германское правительство вносить обусловленные Версальским договором репарационные платежи. В ответ германское правительство призвало население Рура к прекращению работы на шахтах и заводах, продукция которых подлежала вывозу во Францию и Бельгию, а также к гражданскому неповиновению. К середине того же года промышленность Рурской области была фактически парализована забастовками рабочих, уровень жизни которых значительно упал вследствие гиперинфляции. В августе 1923 г. всеобщая забастовка охватила всю Германию.
Подавляющее большинство названных Мизесом экономистов – Эрнст Бенн, Адольф Вебер, Фридрих Визер, Вальтер Зульцбах, Людвиг Поле, Вильгельм Рёпке – работали в начале века в Германии и Австрии, Лайонел Роббинс и Уильям Хатт – английские экономисты, Джордж Хальм – американский, а Борис Бруцкус – русский экономист.
Термин «этатизм» (от фр. état – государство) введен в научный и политический оборот либеральным швейцарским государственным деятелем Н. Дро (1844–1899) для обозначения таких черт социализма, как всеобъемлющая роль государства, централизованное руководство экономикой, примат интересов государства перед интересами личности. Впоследствии, в первой половине XX в., этот термин стал употребляться не только в связи с социализмом, но и для обозначения любой политики активного участия государства в экономической жизни. Этатизм, например, был зафиксирован в Конституции Турции, принятой в 1937 г., как один из устоев республики. Однако у либералов, в том числе у Мизеса, термин «этатизм» всегда несет негативную окраску.
Лидеры катедер-социализма организовали в 1872 г. в г. Эйзенахе съезд своих сторонников, на котором был основан Союз социальной политики. Для катедер-социалистов была характерна выспренняя националистическая риторика.
Субъективная школа в политической экономии – собирательное название ряда учений, возникших в 70-е годы XIX в. Общим для них является тезис, что ценность благ определяется в конечном счете субъективной оценкой их полезности. Мизес, по всей вероятности, под субъективной школой подразумевает австрийскую школу, приверженцем которой он являлся. Эта школа рассматривает заработную плату как долю в произведенной ценности, которая может быть «вменена» труду – одному из факторов производства.
Превыше всего (др. – греч.).
Лорд Пассфилд – Сидней Вэбб (1859–1947), английский экономист и историк рабочего движения. Идеолог фабианского социализма, предполагающего постепенное преобразование капиталистического общества в социалистическое путем длительного ряда реформ. Беатриса Вэбб (1858–1943) – жена и соавтор Сиднея Вебба.
Немецкая (прусская) историческая школа – направление в экономической науке, сложившееся в Пруссии в середине XIX в. Его основоположники В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс отрицали наличие общих для всех стран экономических законов. Задачей экономической науки они считали не анализ взаимосвязи экономических явлений, а описание норм хозяйствования, исторически сложившихся в той или иной стране под воздействием социально-политических структур и прежде всего, государства. Немецкая историческая школа оказала большое влияние на формирование институционализма – направления американской экономической мысли конца XIX в. Т. Веблен, У. Гамильтон и другие институционалисты считали задачей науки описание и классификацию социальных явлений (институций), определяющих экономическую жизнь. К числу институций они относили наряду с формами собственности государственные установления, налоговую систему, семью, обычаи и т. п.
Интервенционизм (от лат. interventio – вмешательство) – термин, используемый Мизесом во многих работах для обозначения государственного регулирования экономической жизни.
У Мизеса термин «либерализм» выступает «в том смысле, как он использовался повсеместно в XIX в. и как он до сих пор используется в странах континентальной Европы. <Он обозначает> великое политическое и интеллектуальное движение, которое заменило докапиталистические методы производства свободным предпринимательством и рыночной экономикой; заменило абсолютизм монархов или олигархий конституционным представительным правительством; утвердило свободу индивидуума вместо рабства, крепостничества и других форм несвободы» (Mises, Human Action: A Treatise on Economics, 3rd ed., Chicago: Regnery, 1966, P. V).
Третий Интернационал (Коммунистический Интернационал) – международное жестко централизованное объединение коммунистических партий. Учрежден в Москве в марте 1919 г., распущен из тактических соображений в период Второй мировой войны – в мае 1943 г.
Иосиф Дицген (1828–1888) – немецкий философ, общественный и политический деятель Германии и США; познакомившись с идеями марксизма, подпал под их влияние.
Коген Герман (1842–1918) – немецкий философ, глава марбургской школы неокантианства. Коген был одним из создателей теории «этического социализма», обосновывавшей социализм кантовской этикой.
Здесь и далее, где это особо не оговорено, под мировой войной Л. фон Мизес подразумевает Первую мировую войну 1914–1918 гг.
Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии.
Сервитут – ограниченное право использовать чужую собственность, преимущественно земельную, например право крестьян собирать хворост в помещичьем лесу. Узуфрукт – право пользоваться чужим имуществом и доходами от него, не подвергая его при этом изменениям.
Выражение «война всех против всех» принадлежит английскому философу Томасу Гоббсу (1588–1679). Оно характеризует отношения людей на догосударственной стадии. Государство и вместе с ним «естественное право» возникло, по Гоббсу, на основе общественного договора.
В древнегреческой мифологии сова как символ мудрости была посвящена богине Афине – покровительнице Афин. Изображения сов чеканились на афинских монетах, именовавшихся в просторечии «совами». Отсюда, видимо, пошла поговорка «носить сов в Афины», т. е. совершать нечто излишнее, ненужное (русский аналог – «ездить в Тулу со своим самоваром»).
Рационализм – философское учение, согласно которому разум является основой бытия, познания и морали; к рационалистам принадлежали Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц.
Отсутствие титула собственности – неподтвержденность прав собственника соответствующими документами.
Тацит Публий Корнелий (ок. 56 – ок. 117) – римский историк; его перу принадлежит «Germania» – описание общественного устройства, верований и быта германских племен.
«Потом добывать то, что может быть приобретено кровью, – леность и малодушие» (лат).
По верованиям римлян, жизнь человечества проходит через ряд кругов, каждый из которых находится под покровительством определенного божества. Золотой век соотносился с кругом Сатурна – доброго и справедливого бога урожая и земледельцев. Публий Вергилий Марон (70–19 до н. э.) – римский поэт. О Золотом веке он писал в «Буколиках», Эколога IV (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971). Публий Овидий Назон (43 до н. э. – ок. 18 н. э.) – римский поэт. Описание золотого века содержится в его «Метаморфозах» (Овидий. Метаморфозы. М., 1977). Тибулл Альбий (ок. 50–19 до н. э.) – римский поэт. Упоминания о Золотом веке встречаются в его «Элегиях» (Катулл. Альбий Тибулл. Пропорций. М., 1977). Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. – 65 н. э.) – римский философ. О Золотом веке см. в его «Нравственных письмах к Луцилию» (М., 1977).
В середине XIX в. сформировалась так называемая общинная теория, согласно которой исходным моментом аграрной истории было общинное землевладение с коллективной крестьянской собственностью на землю. Ее создателями и последователями были Г. Маурер, Г. Мэн, М. Ковалевский и другие историки и правоведы. Общинная теория нашла своих горячих сторонников и продолжателей в К. Марксе и Ф. Энгельсе (см., например, работы Ф. Энгельса «Марка», «К истории древних германцев», «Происхождение семьи, частной собственности и государства»). В конце XIX – начале XX в. общинная теория подверглась суровой критике со стороны Н. Д. Фюстель де Куланжа, Ф. Сибома, Р. Гильдебранда, А. Допша и других историков, отстаивавших извечность частной собственности.
Как установили историки, русская сельская община с периодическими уравнительными переделами земли между входящими в общину семьями сформировалась лишь в XVII–XVIII вв. Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин и другие представители «государственной школы» историков доказывали, что община в таком виде сложилась под давлением государства, преследовавшего сугубо фискальные цели. Хаубергские товарищества – ассоциации лесорубов, возникшие в прирейнском Вестервальде (Германия). Gehofeischaft (нем.) – подворная земельная община, существовавшая в районе Трира (Рейнская область Германии). Каждая семья (двор), входившая в общину, имела строго определенную долю во всех видах земельных угодий, но так как участки отличались по плодородию и другим природным условиям, практиковался периодический обмен их между членами общины. Задруга – существовавшая вплоть до конца XIX в. на землях Сербии и Хорватии семейная община. В ее сохранении из фискальных соображений были заинтересованы как правители Османской империи, которая господствовала на землях южных славян, так и правительство независимой Сербии.
Гай Юлий Цезарь (162–44 до н. э.) – римский полководец, политический деятель и писатель. О быте германских племен он писал в «Записках о Галльской войне» (Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне. В 2 т. М., 1991). Согласно описанию Цезаря, у германцев была кровнородственная община. По Тациту (полтора века спустя), германские племена жили в условиях соседской (сельской) земледельческой общины.
Антон Менгер (1841–1906) – австрийский юрист, социолог и историк социалистических идей. Социалист-эволюционист А. Менгер был известен в конце XIX – начале XX в. как противник марксистского социализма и социал-демократии.
Субъективная школа в политической экономии – собирательное название ряда учений, возникших в 70-е годы XIX в. Общим для них является тезис, что ценность благ определяется в конечном счете субъективной оценкой их полезности. Мизес, по всей вероятности, под субъективной школой подразумевает австрийскую школу, приверженцем которой он являлся. Эта школа рассматривает заработную плату как долю в произведенной ценности, которая может быть «вменена» труду – одному из факторов производства.
Английский экономист Томас Мальтус (1766–1834) сформулировал в 1798 г. «естественный закон народонаселения», согласно которому население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, тогда как средства существования могут расти лишь в арифметической прогрессии, что порождает нищету масс.
Реализм и номинализм – два противоборствующих течения в европейской средневековой философии. Номиналисты утверждали, что существуют лишь единичные вещи, а общие понятия (универсалии) – это лишь nomina (имена, обозначения), выступающие в сознании людей. Реалисты считали, что общие понятия существуют реально, а не только в мышлении. Спор о реальном существовании универсалий восходит к Древней Греции: Платон (427–347 до н. э.) считал, что идеи существуют вне конкретных вещей и образуют особый идеальный мир; Аристотель (384–322 до н. э.) утверждал, что общее существует только в единичных вещах, будучи его формой.
Универсализм здесь – синоним реализма как признания реального бытия универсалий. Проблема универсалий была сформулирована древнегреческим философом Порфирием (234–301?) как проблема «вида»: существуют ли виды и роды вещей наряду с единичными вещами? По Мизесу, признание особых целей и интересов коллективов, отличных от целей и интересов индивидуумов, равносильно признанию реального бытия вида наряду с единичными вещами.
Collectiva – совокупности людей, объединенных общим делом, интересом и т. п. (лат.)
Телеология – учение о том, что развитие каких-либо явлений обусловлено не объективными причинами, а заранее предустановленной целью.
Иоганн Гердер (1744–1803) – немецкий философ, идеолог Просвещения; в молодости был учеником И. Канта, а в последний период жизни вел резкую полемику с кантианством.
Аверроэс – латинизированное имя Ибн Рушда (1126–1189), арабского философа, комментатора Аристотеля. В учении Аверроэса нашло отражение гипостазирование – представление о том, что общие понятия, идеи, свойства обладают самостоятельным бытием наряду с конкретным вещественным миром.
В математике асимптотическим называется неограниченное приближение точек некоторой кривой к прямой линии по мере того, как эти точки удаляются в бесконечность.
Отто Гирке (1841–1921) – германский юрист, историк права. В истории он видел смену различных форм общности людей. Государство, по его мнению, не институт, а общность, объединяющая и господствующих, и подвластных им.
Готхольд Лессинг (1729–1781) – немецкий писатель-просветитель, классик национальной литературы.
Георг Гегель (1770–1831) – классик немецкой философии, объективный идеалист, диалектик.
Иоганн Тюнен (1783–1850) и Герман Генрих Госсен (1810–1858) – немецкие экономисты, заложившие основы теории предельной полезности и производительности, отрицающей классическую трудовую теорию ценности, на которой базировались социалистические требования ликвидации доходов капиталиста как нетрудовых. Карл Менгер (1840–1921) – австрийский экономист, один из создателей теории предельной полезности, основатель австрийской школы в экономической теории. Ойген Бём-Баверк (1851–1914) – австрийский экономист, один из разработчиков теории предельной полезности благ и на ее основе – теории капитала и процента. Фридрих Визер (1851–1926) – австрийский экономист, внесший существенный вклад в развитие теории предельной полезности. Людвиг фон Мизес развивал взгляды этих основоположников австрийской школы.
Фридрих Вильгельм IV (1795–1861) – прусский король, установивший режим жестокой реакции. Вильгельм II (1859–1941) – германский император, один из политических лидеров, развязавших Первую мировую войну.
Ценностные суждения – суждения, выражающие субъективные оценки. С позиций формальной логики они не обладают необходимым признаком суждения, ибо не могут характеризоваться как истинные или ложные. Потому, как считает Мизес (вслед за М. Вебером), ценностные суждения лежат вне сферы науки.
Берта Зутнер (1843–1914) – австрийская писательница, видная деятельница пацифистского движения. Возглавляла Венский Союз друзей мира, издавала журнал «Долой оружие» – орган Интернационального Бюро мира. Лауреат Нобелевской премии мира 1905 г.
Иоганн Шиллер (1759–1805) – немецкий драматург, поэт, историк.
Имеется в виду драма Фридриха Шиллера (1783–1787) «Дон Карлос», а именно сцена встречи «гражданина Вселенной» маркиза Позы с королем Испании Филиппом II (Шиллер Ф. Избр. соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1959).
В ночь 4 августа 1789 г. в Учредительном собрании виконт Де Ноай, герцог Д’Эй гийон и другие представители дворянства потребовали ликвидации феодальных прав (помещичьего суда, права охоты на крестьянских землях и т. п.) и феодальных повинностей (барщины, оброчных платежей и т. д.). Учредительное собрание поддержало отказывающихся от своих привилегий дворян. В марте-июне 1832 г. в Великобритании господствовавшая в парламенте аристократия пошла на уступки промышленной буржуазии, проведя парламентскую реформу. Согласно Биллю о реформе было ликвидировано представительство от мелких или вообще фиктивных избирательных округов, что лишило помещиков примерно пятой части мест в парламенте.
Фридрих Вильгельм Ферстер (1869–1966) – немецкий теоретик политической этики, пацифист по убеждениям.
Джон Принц-Смит – правильнее Смит, Джон Принц, младший (1809–1874) – английский политэконом.
Эрнст Унтерман – немецкий, а затем американский философ, последователь Дицгена; критиковал ряд положений марксизма с социалистических позиций.
Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918) – русский философ-марксист, деятель международного и российского социалистического движения. Карл Каутский (1854–1938) – немецкий экономист и философ, пропагандист марксизма, деятель германского социалистического движения и II Интернационала. Франц Меринг (1846–1919) – немецкий философ и историк, последователь марксизма, деятель германского рабочего движения. Маркс, Энгельс, Каутский и Меринг происходили из зажиточных буржуазных семей; Плеханов по происхождению дворянин.
Гендрик Де Ман (1885–1953) – бельгийский социолог и политический деятель, один из лидеров бельгийских социалистов; в конце 20-х годов порвал с марксизмом.
Фридрих Мукле (1883–1945) – немецкий экономист; в 1918 г. был сотрудником и консультантом Курта Эйснера – премьер-министра временного правительства, сформированного в ходе ноябрьской революции в Баварии.
Гораций (65–8 до н. э.) – римский поэт, автор исполненных философским духом стихотворных «Посланий».
Этатистская социальная философия – философия, объясняющая развитие общества деятельностью государства и его институтов.
В этой сказке Ганса Христиана Андерсена (1805–1875) герой, идеализирующий Средневековье, очутившись чудесным образом в том времени, испытывает глубокое разочарование (Андерсен Г. Х. Сказки и истории. Т. 1. Л., 1977. С. 205–235).
«Земля же плодоносила сама, добровольно, без понуждения» (лат.) (Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. С. 68).
Генрих Дитцель (1857–1935) – немецкий экономист. Освальд Шпенглер (1880–1936) – немецкий философ, культуролог и историк.
Адольф Лассон (1832–1917) – немецкий философ и правовед, автор ряда работ по философии права.
Марсилий Падуанский (между 1275 и 1280 – ок. 1343) – итальянский политический мыслитель, один из основоположников концепции возникновения государства в результате общественного договора.
«Защитник мира» (лат.)