За последние тридцать лет архитектурный облик Сочи сильно изменился. Во второй половине XX века это был все еще компактный город протяженностью от Мацесты до Мамайки с большими проспектами и узкими улочками, с площадями и аллеями, с обширным частным сектором.
Облик Сочи менялся не всегда в лучшую сторону. В середине восьмидесятых на окраинах, среди гаражей и садовых участков появились трущобы; хаотично возведенные домики, похожие на детские кубики, в летнее время за небольшие деньги сдавали отдыхающим. Эти импровизированные строения пользовались большим спросом из-за низкой цены. Скорее ради смеха такие скопления странных сооружений сочинцы стали называть на бразильский манер «фавелами». Кое-где на табличках маршруток от руки дописывали, что микроавтобус идет, например, не на городское кладбище, а в «фавелы». Примерно в это же время, в середине восьмидесятых, в Сочи из Саранска переехала семья Александра Туровского.
В Мордовской республике отец Александра, Валерий Яковлевич Туровский, был министром легкой промышленности. Оставив солидный пост, в курортном городе он занялся производством и торговлей: организовал цех по сборке холодильников, привозил из-за границы бытовую технику. В начале девяностых, в эпоху дикого капитализма, ходовым товаром было все, что можно было продать. Александр отцу активно помогал, гнал по дорогам фуры, обустраивал точки продаж, сам грузил, сам возил. И для сочинцев, и для предпринимателей Туровских бизнес по продаже бытовой техники был выгодным. Но мысли о расширении бизнеса, о новых, более масштабных направлениях предпринимательской деятельности покоя не давали. Особенно манил строительный бизнес.
Правду сказать, в первой половине девяностых годов в стране, да и в Сочи, редко кто вообще что-либо строил (если речь о масштабном строительстве). Но именно в это время зафиксировано появление за Альпийской улицей в Сочи двухэтажных гаражей и скопление мизерных дощатых дачек – будущих «фавел». Вот они-то появлялись как грибы после дождя и бурно разрастались, изображая из себя гаражные кооперативы и садовые товарищества, а по факту являясь дешевым местом ночлега для отдыхающих дикарей.
И все-таки не эти поросшие бурьяном, застроенные гаражами и дачами пустыри с грунтовыми дорогами тогда определяли облик города. Да, многие здания Большого Сочи были ветхими, неухоженными, но вот советские санатории и гостиницы, которые и по сей день формируют исторический облик Центрального района Сочи, всегда гордо красовались, выделяясь своими размерами, белоснежными рядами длинных балконов, неповторимым курортным стилем. «Тогда зайти в любой из пансионатов или многоэтажных отелей было просто, нужно только иметь деньги, ну, может, знакомых, которые в этих организациях работали, – рассказывает Александр Туровский. – Посещение бара, бассейна, ресторана в бывшей советской гостинице или в санатории, конечно, выливалось в круглую сумму, но оно того стоило. Ведь именно там можно было насладиться премиальным обслуживанием, почувствовать себя почти за границей и отдохнуть по первому классу».
Гостиница «Приморская», мотель «Меридиан» с коттеджами и кемпингом, Международный туристский центр (МТЦ «Спутник»), «Чайка» с запоминающимися «галочками» по полупериметру и, конечно, роскошная «Жемчужина», устремленная к морю… Они работают и сейчас, но попасть туда из праздного любопытства прямо с улицы теперь вряд ли получится – бдительная охрана дорогих отелей заботится об отдыхе только своих гостей.
В конце девяностых город постепенно начал меняться. Это в Центральном районе незыблемо стояли многоквартирные жилые дома и гостиницы-монолиты, а в Лазаревском, Мацесте, Хосте, Адлере, где много частного сектора, стали во множестве строить небольшие отельчики и гостевые дома. И если поначалу некоторые из этих строений напоминали дачи, то уже в начале двухтысячных все чаще появлялись трех- и четырехэтажные здания в греческом или скорее турецком стиле с протяженными опоясывающими балконами.
Сочи медленно, но уверенно рос и вскоре действительно стал «большим», как его торжественно именуют, в том числе и в официальных документах, ведь уже более шестидесяти лет в городской округ входит около ста административных центров, городов, поселков городского типа, сел и аулов. В результате Сочи – эклектичный, разновысотный, растянутый вдоль побережья и поэтому довольно живописный – стал испытывать потребность в строительстве новых домов.
Кроме сезонно приезжающих туристов, в город охотно переселялись жители из других регионов России. И бизнес Валерия Яковлевича и Александра Валерьевича Туровских живо откликнулся на запрос. Они организовали фирму по строительству и вводу в эксплуатацию жилых и офисных зданий. Предпринимательская чуйка не подвела – дело быстро выросло и стало прибыльным. А в Сочи один за другим появлялись новые бизнес-центры, современные дома, новые ресторанные комплексы.
Но опять же, застройка городских кварталов была хаотичной и разностилевой. Возможность строительства нового городского сооружения часто оказывалась на территории вчерашнего поселка или колхозного поля, и поэтому внешний вид всех окраинных районов Сочи приблизительно одинаков – среди двух- и трехэтажных частных домиков обязательно высится пара-тройка башен из стекла и бетона. Яблони, мушмула, а то и виноградники с рядами грядок часто соседствуют со столиками открытых веранд кафе, загруженными парковками и только что вырытым котлованом еще одного будущего многоэтажного здания. И так практически везде в Большом Сочи, исключая, пожалуй, самое сердце Центрального района.
В 2007 году громом прогремела новость: россиянам стало известно, что международная зимняя Олимпиада 2014-го будет проходить в Сочи. Сказать, что сочинцы отнеслись к этому с безразличием или сдержанностью – значит слукавить. Все отлично понимали, что грядут грандиозные перемены. Правда, масштабы изменений мало кто представлял…
Впрочем, Александр Туровский уже тогда понял, что это редкая удача. Мероприятия международного масштаба, и спортивные в том числе, «подтягивают» за собой колоссальные стройки. Аэропорты, новые вокзалы, дороги – это только часть объектов, которые должны были построить в Сочи в самом ближайшем будущем, и люди бизнеса замерли в предвкушении большой ответственной работы с серьезными заработками.
Тогда во многих районах города люди открывали шампанское и запускали в небо фейерверки, на площадях гремели салюты. Олимпиада в Сочи открыла широчайшие возможности. Сезонные заработки ушли в прошлое, теперь курорт принимает гостей круглый год.
«Мы должны были сделать все, чтобы спортсмены и десятки тысяч болельщиков со всего мира, которые приедут в Сочи, восхитились нашим городом, – рассказывает Александр Туровский. – Город стал активно готовиться к неординарному событию. В Сочи грянуло масштабное строительство, и на этот раз заказчиком выступил не частный предприниматель, а государство».
План реконструкции Сочи, который создали архитекторы, оказался грандиозным. К Олимпиаде требовалось возвести более сорока новых объектов. И это не только спортивные сооружения, такие как ледовый дворец для фигурного катания и соревнований по шорт-треку вместимостью двенадцать тысяч зрителей или большая ледовая арена для хоккея с шайбой аналогичного размера. Согласно утвержденным сметам, также необходимо было построить новое пожарное депо с внутриплощадочными инженерными сетями, пять пешеходных мостов, здание автостанции «Запад», очистные сооружения канализации, инженерную инфраструктуру и улично-дорожную сеть культурно-исторического центра «Село Некрасовское», канатную дорогу от слияния рек Мзымта и Пслух до финишной зоны горнолыжного курорта «Роза Хутор» и от финишной его зоны до Горной олимпийской деревни, многоквартирные жилые дома для размещения временного персонала и волонтеров, пассажирскую подвесную канатную дорогу от хаба «Эсто-Садок» до комплекса трамплинов и многое другое.