Акт Комедия в двух действиях

Действующие лица


Адель

Бобо

Факельщик


…и вовсе не обязательно ссориться. Они, например, никогда не ссорятся. Они спят в разных комнатах. И утро встречают – каждый в своей комнате. Прежде они встречались за завтраком на кухне, но теперь, когда Бобо болен, Адель приносит завтрак ему в постель. Не на столик около постели, как поступают многие, что, на самом деле есть только видимость завтрака в постели, а именно в постель. Так что крошки, образующиеся на простыне, ей приходится убирать с большим трудом, нежели если бы они образовывались на столике. На столике – вытер тряпкой и все, здесь же следует взять пальцами каждую крошку в отдельности и сложить на опустошенную тарелку. Она делает это тщательно, подробно. Еще не было случая, чтобы он пожаловался на то, что засохшая крошка причинила ему неудобство. Это – любовь.

Адель лишена внешних признаков глубокомыслия и, вдобавок, чувственна. У нее чувственные, с блестками, глаза, чувственные «лисичкины» завитки на висках, чувственные, слегка припухшие губы, так что при встрече с ней вам будет казаться, будто бы она только что была на свидании, чувственные тонкие пальцы, созданные для долгого мундштука и всплеска рук. А сколько чувственности в каждом ее жесте?! Взять хотя бы этот – Адель берет своими чувственными пальцами очередную крошку и не отправляет ее, как прочие, в тарелку, а кладет себе в рот. При этом чувственные, слегка припухшие губы ее тянутся к крошке, будто она хочет не съесть крошку, а поцеловать. К вышеупомянутому стоит добавить, что одежда не скрывает ее наготы. Все это, учитывая разницу в возрасте, могло бы быть чрезвычайно опасным для Бобо в дни продолжительной болезни. Да, именно так… когда бы супруг Адели не был столь серьезным человеком. Серьезным и невозмутимым человеком. Серьезным, невозмутимым и «повидавшим все на своем веку человеком». Последнее качество имеет колоссальное значение для семейной жизни. «Человеку, повидавшему все на своем веку, трудно показать что-нибудь новенькое». Бобо нравится повторять эту мысль. Присутствие такой мысли в семье есть залог ее несокрушимости. Во всяком случае Бобо так думает, а это что-нибудь да значит.

Действие первое

Комната Бобо. Комната просторная, под стать основательному Бобо. Человек, повидавший все на своем веку, должен быть основательным. Он сам, и его усы, безусловно. Седые усы. Роскошные седые усы. Роскошный толстый халат до пят. Адель в роскошном вечернем платье. Под одеждой, разумеется, ничего нет. Ужин с крошками. Длительная пантомима, иллюстрирующая все, о чем говорилось во вступлении.

Наконец, трапеза окончена. Бобо откидывается на подушку.

Адель держит Бобо за руку.


АДЕЛЬ Только что я еще раз убедилась в том, как я люблю тебя.

Пауза.

АДЕЛЬ Ты ел, а я тебя любила.

Пауза.

АДЕЛЬ Это неправда, что только мужчины любят глазами. Женщины тоже любят глазами… хотя и ушами, конечно, но и глазами… как мужчины. Совсем как мужчины.

Пауза.

АДЕЛЬ Ты думаешь, я фантазирую?

Пауза.

АДЕЛЬ Нет. Это на самом деле так. Я только что испытала это. Я еще и сейчас полна этим.

Пауза.

АДЕЛЬ Мурашки по коже.

Пауза.

АДЕЛЬ (Игриво.) Знаешь, что мне напоминает это состояние? Не знаешь? Не знаешь? Не помнишь? Неужели не помнишь?

Пауза.

АДЕЛЬ Вот до чего ты меня довел. Можно ли так любить человека? Я просто схожу с ума. Если так пойдет и дальше, мне будет достаточно только увидеть тебя и все. И больше ничего не нужно.

Пауза.

АДЕЛЬ (Игриво.) Ты понимаешь, о чем я?

БОБО Кто же будет меня кормить?

АДЕЛЬ (Встает.) Шутник, Бобо! Ты великий шутник, Бобо.

Пауза.

АДЕЛЬ Я не знаю никого, кто бы умел так вот пошутить как ты.

Пауза.

АДЕЛЬ Вот, все говорят о молодых, никто из них не сможет так пошутить, как ты.

Пауза.

АДЕЛЬ И вполовину твоего никто не может пошутить.

Пауза.

АДЕЛЬ Ты же не знаешь, что происходит по ночам? Хочешь я расскажу тебе, что происходит со мной по ночам?

Пауза.

АДЕЛЬ Случается, что ты вот так пошутишь, а я потом не могу уснуть. Только усну, а потом вспомню твою шутку и снова закатываюсь от смеха.

Пауза.

АДЕЛЬ Бывает, что уже и светает, а я смеюсь.

Пауза.

АДЕЛЬ Ты, великий шутник, Бобо.

Пауза.

АДЕЛЬ Величайший.

БОБО Кто?..

АДЕЛЬ Ты.

БОБО Кто?..

АДЕЛЬ Ты, кто же еще?

БОБО Кто?..

Пауза.

БОБО Кто все время говорит о молодых?

АДЕЛЬ Все время говорит о молодых?

БОБО Да, о молодых.

АДЕЛЬ Никто о них не говорит. Во всяком случае, я о них не говорю. Во всяком случае, не говорю о них все время.

Пауза.

АДЕЛЬ А кто о них говорит?

БОБО Ты говоришь: – «вот все говорят о молодых». А я спрашиваю, точнее переспрашиваю, кто эти все?

Пауза.

АДЕЛЬ О молодых?

БОБО Да, о молодых.

Пауза.

АДЕЛЬ А я так сказала?

БОБО Ну да, со слухом у меня все в порядке.

Пауза.

АДЕЛЬ Ах да, я сказала… я сказала, вот, дескать, все говорят о молодых, но это к тому, что они-то говорят, но я-то и не говорю и желания никакого не испытываю говорить о них… О чем тут говорить? О молодых?.. О молодых?! И говорить-то не о чем… Было бы о чем?.. Вот я к чему. А не к тому что они говорят, и это здорово, что они говорят… Когда и говорят то они так, от нечего делать. Надо о чем-нибудь поговорить, вот и говорят… Но, они – это они, а я – это я. Они…

БОБО Кто?

Пауза.

АДЕЛЬ Что, «кто»?

БОБО Кто все время говорит-то?

Пауза.

БОБО Да ты не тушуйся.

АДЕЛЬ Я и не тушуюсь, с чего бы я стала тушеваться. Тушуются – это когда…

БОБО Вот и не нужно.

АДЕЛЬ Я не тушуюсь, я знаю…

БОБО Тебе не идет.

АДЕЛЬ Тебе показалось. Я вовсе…

БОБО Знаешь, что я скажу тебе, Адочка?

АДЕЛЬ Нет.

БОБО Ты присядь. Что ты вскочила, как будто торопишься куда-то?


Адель присаживается на край кровати.


БОБО Ты ведь никуда не торопишься?

АДЕЛЬ Нет, куда мне торопиться?

БОБО Ты ведь уже сходила в театр?

Пауза.

АДЕЛЬ (Испуг.) В театр?!

БОБО Ну да, в театр.

АДЕЛЬ Ты помнишь, что я ходила в театр?

БОБО А почему я должен был забыть?

АДЕЛЬ Не знаю.

БОБО И все же?

АДЕЛЬ Ну, не знаю, не знаю. Мне казалось…

БОБО Что тебе казалось?

АДЕЛЬ Ну, не знаю, мне казалось…

БОБО Что тебе казалось?

АДЕЛЬ Мне казалось, что ты слишком занят собой, своей болезнью.

БОБО Разве можно меня в этом упрекнуть?

АДЕЛЬ Я и не думала тебя упрекать. Удивилась, вот и все.

Пауза.

АДЕЛЬ А ты, случаем, не только что вспомнил о театре? Знаешь, так бывает, как будто осенило. Приходит какая-нибудь мысль, как будто тебе ее кто-то на ухо шепнул?

БОБО (С раздражением.) Ты находишь, что у меня стали возникать странности?

АДЕЛЬ Что ты, что ты?! Странности? У кого? У тебя? Это просто смешно. У тебя и странности?!

БОБО (Серьезно.) Да, у меня. Странности.

АДЕЛЬ Нет.

БОБО Ты уверена?

АДЕЛЬ Да, конечно, я уверена в этом также как и в том, что люблю тебя и буду любить… всякого… даже…

БОБО Что?

АДЕЛЬ Даже такого больного… но не странного, только не странного, все что угодно, но странностей никаких!

Пауза.

БОБО А как же быть людям со странностями?

АДЕЛЬ А как им быть?

БОБО Ну как, как быть людям со странностями, если их никто не любит?

АДЕЛЬ Почему же, их любят. Их очень даже любят. Быть может, их любят даже больше, чем людей без странностей.

БОБО А ты?

АДЕЛЬ А что я?

БОБО Ты никак не согласишься любить меня, если однажды это все-таки случится?

АДЕЛЬ Что ты хочешь этим сказать?

БОБО Если это случится со мной?

АДЕЛЬ Типун тебе на язык.

БОБО Если мне однажды привидится что-нибудь этакое?

АДЕЛЬ Какое, этакое?

БОБО Ну не такое, что видится другим.

АДЕЛЬ Кому это другим?

БОБО Другим людям.

АДЕЛЬ Каким другим людям? Кого ты имеешь в виду?

БОБО Тебя, например.

АДЕЛЬ Мне ничего не видится. Мне не может привидеться.

БОБО Всем может.

АДЕЛЬ Мне не может.

БОБО Но почему?

АДЕЛЬ Потому что все, что может привидеться, уже есть на самом деле. Вопрос выбора замечать это или не замечать. Если ты хочешь расслабиться, пофантазировать, замечай. Если у тебя есть дела поважнее – проходи мимо. Но если уж ты расслабился, и взялся фантазировать, будь готов к тому, что это может тебя не отпустить.

БОБО Как это понять?

АДЕЛЬ Очень просто. Поймать и не отпустить.

БОБО Что, там так хорошо?

АДЕЛЬ Нет, может быть и нехорошо, но без этого уже не можешь. Это – как наркотик.

БОБО Как наркотик?

АДЕЛЬ Как наркотик.

БОБО Ты что, пробовала наркотики?

АДЕЛЬ С чего это ты взял?

БОБО Ты сравниваешь с наркотиками, вот я и подумал.

АДЕЛЬ Вот видишь?

БОБО Что?

АДЕЛЬ Видишь какая у тебя логика?

БОБО Какая?

АДЕЛЬ Железная. Мощная. Колоссальная. Пуленепробиваемая. Странности тебе не грозят.

БОБО А тебе?

Пауза.

БОБО А тебе?

Пауза.

АДЕЛЬ (Слезы на глазах.) Даже удивительно, у всех есть странности, хоть чуть- чуть, да есть, а у тебя – ну просто ни одной!

Пауза.

АДЕЛЬ Вот, что удивительно.

Пауза.

БОБО Ничего удивительного. Простаки на простаки, я знаю как бороться с так называемыми чудесами. Странности ведь от чего берутся? От неумения достойно встретить так называемое чудо. Так называемое чудо рассчитано на внезапность, на испуг, а если его не бояться, оно перестает быть, собственно, чудом. Перестает оказывать влияние, пожирает самое себя, а ты остаешься цел и невредим. Сколькие так называемые чудеса я повидал на своем веку, большие и маленькие, и каждый раз я говорил чуду: – Стоп, я ждал тебя, я все про тебя знаю, уходи. Вот и вся наука. Или: – Ты хочешь, чтобы я поиграл с тобой, изволь, я поиграю с тобой, хоть в подкидного дурака, хоть в прятки, я и то умею, и это. И все. Или так: – Ты от лукавого, а я предпочитаю целомудренность. И почитаю целомудренность. И все. И вот ему уже со мной не интересно. И мы расстаемся, каждый при своем интересе.

Моя прежняя жена, Царствие ей небесное, никак, например, не могла рассчитывать на то, что я отправлюсь на охоту, о чем, между прочим, была уведомлена заранее, после того, как сообщит мне через третьих лиц диковинную, по ее мнению, новость о том, что она залетела под машину. Она рассчитывала, что я тут же сойду с ума от неожиданности, то есть что?.. то есть сделаюсь странным человеком. Но не тут то было. И что ты думаешь? Свет не перевернулся вверх дном, через некоторое время она поправилась, так же точно, как поправилась бы, если бы у нее был обыкновенный насморк или, что будет точнее, если бы она ударилась головой о косяк, или же, как если бы я не пошел ни на какую охоту, а остался дома. Поправилась… и вскоре умерла совсем по другому поводу. (Смеется.) Чем, кстати, тоже не смогла удивить меня, ибо все мы смертны.

Пауза.

БОБО Вот и вся недолга… Так что, театр?

АДЕЛЬ Не нужно было мне ходить туда.

БОБО Не нужно было ходить?

АДЕЛЬ Нет, не нужно.

БОБО И у тебя что-нибудь случилось?

Пауза

АДЕЛЬ А у кого еще случилось?

БОБО Ну, я тут про другую жену вспоминал, у нее вечно что-нибудь случалось, то под машину залетит, то еще что-нибудь, так к слову пришлось. А что у тебя?

Пауза

БОБО Почему ты не расскажешь мне?

АДЕЛЬ Не хочу.

БОБО Почему?

АДЕЛЬ Не хочу.

Пауза

БОБО Но ты уже начала разговор об этом.

АДЕЛЬ Жалею, что начала его.

БОБО Но теперь нужно идти до конца.

АДЕЛЬ Не нужно идти до конца.

БОБО Всегда нужно идти до конца.

АДЕЛЬ Всегда?

БОБО Всегда.

АДЕЛЬ Тогда я беру свои слова обратно.

БОБО Какие слова?

АДЕЛЬ Про театр.

БОБО Ничего не пойму.

АДЕЛЬ Это потому, что ты нестранный человек.

Пауза

БОБО Выходит, это плохо?

АДЕЛЬ Что?

БОБО …быть таким нестранным человеком?

АДЕЛЬ Наверное. Зато я тебя люблю.

Пауза

АДЕЛЬ Если я еще раз попрошусь у тебя в театр, не пускай меня. Хорошо?

БОБО Хорошо.

Пауза

АДЕЛЬ Даже если я очень буду проситься.

БОБО Хорошо.

Пауза

АДЕЛЬ Даже если очень-очень буду проситься.

БОБО Хорошо.

Пауза

БОБО Ты же первый раз была в театре?

АДЕЛЬ Да. Первый.

БОБО И что?

АДЕЛЬ Не спрашивай меня.

Пауза

БОБО Что случилось?

АДЕЛЬ Не спрашивай, прошу тебя. Я стараюсь не думать об этом.

БОБО О чем думать?

АДЕЛЬ Я не смогу объяснить тебе.

БОБО Попытайся.

АДЕЛЬ Это – к тому же разговору.

БОБО К какому разговору?

АДЕЛЬ О наркотиках.

БОБО О странностях?

АДЕЛЬ Ну да, о странностях, но там было и про наркотики.

БОБО Не пугай меня, Адочка. Если ты начнешь употреблять наркотики, у меня не будет выбора.

АДЕЛЬ Что?

БОБО Ты не оставишь мне выбора.

АДЕЛЬ Что ты сделаешь?

БОБО Мне ничего не останется как… как тоже начать колоться.

АДЕЛЬ Я не шучу.

БОБО Я тоже не шучу.

АДЕЛЬ Так вот, о театре.

БОБО Может быть, не надо?

АДЕЛЬ Но раз уж я начала?

БОБО Я не хочу, чтобы у тебя было плохое настроение. Когда у тебя плохое настроение, ты не заходишь ко мне, и мне скучно.

АДЕЛЬ Ну, например, я не знала, что в театр покупают билет только один раз.

БОБО Может быть нам завести какое-нибудь животное, как ты думаешь?

АДЕЛЬ Покупают билет только один раз…

Пауза

АДЕЛЬ Билет в один конец, как на поезд…

БОБО Это могла бы быть собака или кошка. Лучше, конечно, кошка. Они ложатся на аномальные места. Думаю, она от меня не отходила бы.

Пауза

АДЕЛЬ В один конец, когда назад дороги нет.

Пауза

АДЕЛЬ Из театра нет выхода. Если ты пытаешься уйти от него, он преследует тебя. Он с тобой, как запах ресторана на одежде. Нет, хуже – как твоя тень. Или нет, не так… в общем я не знаю как объяснить, и давай сменим тему.

БОБО «Как запах ресторана». Это поэтично. Я рад за тебя.

АДЕЛЬ Прошу тебя, давай сменим тему.

Пауза

БОБО (Задумчиво.) О, я знаю театр, я очень хорошо знаю театр! И снаружи и изнутри. Теперь не тот театр, вот прежде был театр. Я и тот театр хорошо знал. А теперь…

АДЕЛЬ Не надо! Не надо!

Пауза

БОБО (Мечтательно.) Актеры!

АДЕЛЬ Они как тень. Не надо!

Пауза

БОБО (Еще более мечтательно.) Актрисы!!!

АДЕЛЬ Они ревнивы! Они способны убить. Прошу, не надо!

Пауза

БОБО Ты очень впечатлительна, Адочка.

Пауза

АДЕЛЬ Они включают тебя в спектакль! «После спектакля» не может быть. После того, как ты пришел в театр, ты в спектакле навсегда. Ты начинаешь думать уже по-другому, ходить совсем по-другому, хотя ты этого не хочешь… Ты – на улицу и они – на улицу, ты – домой и они – домой.

Пауза

АДЕЛЬ А если ты ослушаешься, они придут и накажут тебя. Думаю, что накажут.

Пауза

АДЕЛЬ А может быть что-нибудь и похуже.

Пауза

АДЕЛЬ Например, будут влюблять в себя. А если любишь другого, своего мужа? Тогда что же остается? Разорваться напополам?

Пауза

АДЕЛЬ А может человек любить двоих одновременно?

БОБО Что?

Пауза

АДЕЛЬ Может человек любить двоих одновременно?

БОБО Двоих? Да, конечно. И троих может, и пятерых.

АДЕЛЬ Не смейся.

БОБО Разве я смеюсь? Еще не настало время смеяться. По-моему ты готовишь мне какой-то сюрприз? Вот, когда я увижу его…

АДЕЛЬ (Испуг.) Кого?

БОБО (Многозначительно.) Сюрприз. Вот тогда и посмеемся. Все вместе. От меня другой реакции не жди, мне все смешно. Даже когда, вроде бы не смешно. Я таким образом борюсь со странностями.

Пауза

АДЕЛЬ Ой!

БОБО Что «ой»?

АДЕЛЬ Я, кажется, задремала с открытыми глазами. У меня так бывает. Когда устаю. А у тебя так не бывает?

Пауза

АДЕЛЬ Я что-нибудь наговорила, что-нибудь не то наговорила? У меня так бывает. А у тебя не бывает… так?

Пауза

БОБО Два обстоятельства особенно радуют меня в тебе, радует и другое, но два обстоятельства особенно. Это то, что ты такая впечатлительная, и что у тебя, прости, нет родителей.

АДЕЛЬ Одно могу сказать тебе на это, жаль, что ты обездвижен.

БОБО?

АДЕЛЬ Мы бы могли пойти с тобой, и тогда все было бы…

БОБО А ты больше никуда не пойдешь?

АДЕЛЬ Нет. Я буду здесь, рядом. Буду лежать в своей комнате и думать о тебе.

БОБО Вот и хорошо. Я так люблю, когда ты рядом. Люблю тишину, полную тишину, но чтобы ты была рядом, чтобы я знал, что ты рядом.

АДЕЛЬ И я люблю, и я люблю.

Пауза

БОБО Хорошо, что мы совсем отказались от гостей, правда? Никто не мешает нам быть вдвоем. Мы ведь никого не ждем?

Пауза

БОБО Так хорошо быть вдвоем.

АДЕЛЬ Да, мы и в разных комнатах всегда вдвоем. Ты слышишь мое дыхание там за стеной?

ОБО Слышу.

АДЕЛЬ И я слышу твое. А, может быть, нам только кажется?

БОБО Нет-нет, я слышу. А ты?

АДЕЛЬ И я слышу.

Пауза

АДЕЛЬ Хотя этого не может быть. Ведь стены такие толстые.

БОБО Да, старые стены. Старый дом.

АДЕЛЬ От этого мне немного грустно.

БОБО Грустно?

АДЕЛЬ Да, я хотела бы по-настоящему слышать твое дыхание. Но этого не может быть.

БОБО Мы чувствуем друг друга. Это – главное.

АДЕЛЬ Да, это – главное, это – главное.

Пауза

БОБО Тебе правда грустно?

АДЕЛЬ Да, немного. Нужно идти, а расставаться не хочется.

Пауза

БОБО Мне кажется, ты все же спешишь?

АДЕЛЬ Нет, просто голова побаливает.

Пауза

БОБО Немного встревожена?

АДЕЛЬ Нет, только голова, только голова.

Пауза

БОБО И грусть?

АДЕЛЬ И грусть. Немного.

Пауза.

БОБО Знаешь, что я скажу тебе?

АДЕЛЬ Нет.

Пауза.

БОБО Человеку…


Адель, закрыв лицо руками, принимается смеяться. В смехе наигрыш, однако неискушенный человек заметил бы, что смех вполне натурален.


АДЕЛЬ (Смеется.) Нет, нет. Только не это.

БОБО (Улыбается.) Человеку…

АДЕЛЬ (Смеется.) Перестань. Ну, нельзя же так.

БОБО Человеку, повидавшему…

АДЕЛЬ (Смеется.) Я же только что рассказывала тебе о том, что не могу уснуть, когда ты…

БОБО Человеку, повидавшему все…

АДЕЛЬ (Сквозь смех.) На своем веку.

БОБО Не перебивай.

АДЕЛЬ (Смеется.) Не буду.

БОБО Человеку, повидавшему все на своем веку…

АДЕЛЬ (Смеется из последних сил.) Ой, я сейчас умру.

БОБО Человеку, повидавшему все на своем веку трудно показать что-нибудь новенькое.


Адель без сил от смеха падает на Бобо.


БОБО Ну, будет.

Пауза.

БОБО Ну, будет тебе.

Пауза.

БОБО Довольно.

АДЕЛЬ (Игриво.) Я умерла.

БОБО Довольно.

АДЕЛЬ Я умерла от смеха.

БОБО Будет. Вставай.

АДЕЛЬ Я умерла.

БОБО (Сердито.) Такими вещами не шутят.


Адель встает.


БОБО Не нужно шутить такими вещами.

АДЕЛЬ Прости, но ты так насмешил меня. Ночь пропала. (Встает.)

Пауза.

АДЕЛЬ Ну что, как ни грустно расставаться, я, пожалуй, пойду?

БОБО Никогда не шути такими вещами.

АДЕЛЬ Прости, прости.

БОБО Смерть – это такая штука…

Пауза.

БОБО Это – очень серьезная штука, Адочка.


Адель складывает посуду, берет поднос, намеревается идти.


АДЕЛЬ Не буду, больше не буду.

БОБО Поставь поднос.

Пауза.

БОБО Присядь.


Адель вновь усаживается подле Бобо и старательно улыбается.


БОБО А знаешь, Адочка, что такое смерть?

АДЕЛЬ Нет, я еще так молода.

БОБО Но тебя не обидел мой вопрос?

АДЕЛЬ Нет, что ты.

БОБО Хорошо. Очень хорошо. Тогда я повторюсь: – знаешь ты, что такое смерть?

АДЕЛЬ (С ноткой раздражения.) Нет.

БОБО И что ты добавила при этом?

АДЕЛЬ Я еще молода.

БОБО Цветочек. Наивный мой цветочек. Ты уже не так молода, как тебе кажется. Ты очень хороша собой. У тебя гладкая и вместе с тем упругая кожа. Но вот здесь, на нижнем веке у тебя появилась морщинка. Крохотная морщинка.

АДЕЛЬ Где?!


Адель пытается встать, на этот раз, вероятно, затем, чтобы посмотреться в зеркало. Бобо удерживает ее, взяв за руку, при этом причинив боль. Адель вскрикивает.


БОБО Не спеши. Ты успеешь посмотреться в зеркало. Но даже если ты и посмотришься, ты можешь ее не увидеть. У тебя нет того зрения, что у меня. Но, ты поверь мне, на нижнем веке справа у тебя появилась крохотная новая морщинка. Это смерть поцеловала тебя и оставила след. Не расстраивайся, это не страшно. Это очень даже хорошо. Это значит, что семейная жизнь, в отличие от многих твоих сверстниц, идет тебе на пользу. Это значит, что ты уходишь от того странного возраста, когда все вокруг незнакомо, а потому опасно, от того состояния, когда смерть пугает. Уходишь от того странного возраста, когда все еще хочется пробовать, пробовать, пробовать, в том числе и то, что причиняет нестерпимую боль, по незнанию принимаемую за наслаждение. То, от чего я постарался оградить тебя, отказавшись… отказавшись от всего этого.

Пауза

БОБО И произошло чудо! Теперь мы, два взрослых разнополых, это важно, разнополых человека, живущие под одной крышей, и наблюдающие, как бы это лучше выразиться, наблюдающие так и норовящие сбить с толку анатомические различия, приостановили свое падение и… стали целомудренными! Именно целомудренными! Целомудренность! Какое прекрасное позабытое понятие!

Пауза

БОБО И мы не стали чужими! Ты, шажок за шажком идешь ко мне. Мы становимся все ближе и ближе. И назад пути нет.

Пауза

БОБО Вот ты спрашиваешь меня, помню ли я те ощущения? Да, помню, действительно есть в них толика приятного. Но, Адель, во-первых это – иллюзия, а во- вторых это несравнимо с тем ощущением обновления, чистоты, бесконечной ясности, которое у большинства наступает только после смерти. Увы!

Пауза

БОБО А смерть, она знаешь какая? Она белая как снег и в руках у нее пальмовая веточка.

Пауза

АДЕЛЬ (Точно в трансе.) А почему у нее в руках пальмовая веточка?

БОБО Потому что в душе она африканка. У нее такой же сильный голос. Только она всегда молчит. Представляешь себе, как трудно ей всегда молчать, имея такой голос? Нам всем надо учиться у нее молчанию, а мы говорим, говорим, говорим…

Пауза

БОБО Устал.

Пауза

АДЕЛЬ Я не буду больше говорить о смерти.

БОБО Хорошо.

Пауза

АДЕЛЬ Обещаю.

БОБО Хорошо.

Пауза

АДЕЛЬ Теперь мне стало совсем грустно.

БОБО Не надо грустить. Я люблю, когда ты улыбаешься.

АДЕЛЬ Я буду думать над тем, что ты сказал.

БОБО Хорошо.

Пауза.

АДЕЛЬ Ночь пропала.


За стеной раздается громкий звук, как будто упал тяжелый металлический предмет. Кто-то чихнул.

Адель вздрагивает.

Бобо тоже слышит шум, но никак не реагирует на него.


БОБО Что ты говоришь?

АДЕЛЬ Я?

БОБО Да, ты что-то сказала.

АДЕЛЬ Я?

БОБО Да, что-то про ночь.

Пауза

АДЕЛЬ Ночь пропала.

БОБО Вот как?

АДЕЛЬ Ну да.

БОБО Почему, Адочка?


Адель растерянно смотрит на Бобо.


БОБО Почему, Адочка, у тебя пропала ночь?

АДЕЛЬ (Прислушивается.) Ночь?

БОБО Да, ночь.

АДЕЛЬ Что, ночь?

БОБО Ты сказала, что у тебя пропала ночь.

АДЕЛЬ Ах, пропала ночь?

БОБО Да.

АДЕЛЬ Ну как же, почему?

БОБО Да, почему?

Пауза

АДЕЛЬ Пропала и все тут.

Пауза

БОБО Не можешь вспомнить?

АДЕЛЬ (Прислушивается.) Нет, что-то не могу.

Пауза

БОБО Помочь тебе?

АДЕЛЬ Да, помоги, пожалуйста, если тебе не трудно, если тебе, конечно не трудно, помоги. Пожалуйста. Если не трудно.

БОБО Да какой же здесь труд?

АДЕЛЬ Пожалуйста.

Пауза

БОБО Я теперь сыт и полон сил.

АДЕЛЬ Пожалуйста.

Пауза

БОБО Чего уж тут не помочь. Я люблю помогать. Всю жизнь любил помогать.

АДЕЛЬ Пожалуйста.

Пауза

БОБО Так уж меня приучили с детства.

АДЕЛЬ Пожалуйста.

Пауза

БОБО Меня можно было бы назвать другом людей. Именно так, друг людей.

Пауза

БОБО Что-нибудь не так?

АДЕЛЬ Нет-нет.

Пауза

БОБО Ты слушаешь меня?

АДЕЛЬ Да.

БОБО Так вот. Меня научили двум вещам: никогда никого не обманывать, особенно близких, и всем помогать.

АДЕЛЬ Пожалуйста.

Пауза

БОБО И мне это нравится.

АДЕЛЬ (Отвлекается от тишины за стеной.) Что?

Пауза

БОБО Нравится так жить.

АДЕЛЬ Как, Бобо? Скажи мне, как, Бобо? Скажи, как жить?


Тот же металлический звук. Адель не на шутку испугана.


БОБО Может быть, тебя кто-нибудь насмешил?

АДЕЛЬ (Прислушивается.) Насмешил?

БОБО Ну да, кто-нибудь насмешил?

АДЕЛЬ Насмешил?

БОБО Да, да, именно насмешил?

АДЕЛЬ И что?

БОБО А то, что теперь твоя ночь пропала.

АДЕЛЬ Да, пропала ночь.

Пауза

БОБО Кто-нибудь насмешил?

АДЕЛЬ Кого?

БОБО Тебя, тебя, о тебе речь.

Пауза

АДЕЛЬ (Приходит в себя.) Кто?

БОБО Не знаю, кто-нибудь еще?

АДЕЛЬ (С наигранным негодованием.) Кто-нибудь еще? Кто-нибудь еще? Это что, значит не ты? Это значит другой?! Кого?! Меня?! Меня?!

БОБО Тебя. Речь о тебе.

Пауза

АДЕЛЬ А что «речь обо мне»? Что я такого сделала, что уж я такого особенного сделала?! В чем это я, интересно, провинилась?!

Пауза

БОБО Ты с кем говоришь?

АДЕЛЬ С тобой, с кем же я еще могу говорить?

Пауза

БОБО Со мной?

АДЕЛЬ Ну да, с тобой, а с кем же я еще могу говорить? С кем я могу говорить?

БОБО Не знаю. Самому интересно.

Пауза

АДЕЛЬ Не знаешь?

БОБО Нет.

Пауза

АДЕЛЬ Не знаешь?

БОБО Представления не имею.

Пауза

АДЕЛЬ Ну и вот.

Пауза

БОБО Ты кажешься мне немного растерянной, Адочка.

АДЕЛЬ Ничуть не бывало.

Пауза

БОБО По-моему тебе страшно.

АДЕЛЬ Ничуть не бывало.

БОБО Не бывало?

АДЕЛЬ Нет.

Тот же звук.

АДЕЛЬ (Отчаянно громко.) Люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя!

Пауза

АДЕЛЬ (Громко, точно желая быть услышанной за стенами комнаты.) Люблю тебя!

БОБО Хорошо.

Пауза

АДЕЛЬ Люблю!

БОБО Хорошо.

Пауза

БОБО Ты вся дрожишь.

АДЕЛЬ Ничуть не бывало.

БОБО Ты замерзла?

АДЕЛЬ Ничуть не бывало.

БОБО Может быть, ты тоже заболела?

АДЕЛЬ Ничуть не бывало.

БОБО Тебе страшно?

Пауза.

БОБО Тебе страшно?


Бобо пытается встать.


АДЕЛЬ (В ужасе.) Что ты делаешь?!

БОБО Мне нужно встать.

АДЕЛЬ Но ты же парализован.

БОБО Я не парализован.

АДЕЛЬ Но это может случиться в любую минуту.

БОБО С каждым человеком это может случиться в любую минуту.

АДЕЛЬ Я не знаю про других. Я знаю про тебя. Про тебя врач сказал. И ты знаешь это лучше моего.

БОБО О, я очень хорошо знаю врачей!

АДЕЛЬ Вот видишь.

БОБО Очень хорошо знаю. Так что сказал врач?

АДЕЛЬ Сказал. Такое сказал, что у меня, когда я вспоминаю, до сих пор жилы стынут.

БОБО Если врач делает так, что у человека стынут жилы, это – плохой врач.

АДЕЛЬ Плохой врач, это когда он делает так, что и не знаешь, делает он что-нибудь или ничего не делает. А когда жилы стынут, значит, врач оказывает действие. И если он оказывает такое действие на здорового человека, что уж говорить о больном, который совершенно расположен к тому, чтобы на него оказали действие.

Пауза

БОБО И вот что интересно – у тебя на все есть свое мнение. Это интересно. Над этим нужно думать и думать.

Пауза

АДЕЛЬ Ты не согласен со мной?

БОБО Не знаю, не знаю, я ничего не почувствовал.

АДЕЛЬ Так ты не захотел пускать его в свою комнату.

БОБО Ты же знаешь, что мне не нужны чужаки. Я не признаю чужаков. От

них вред. Вред и опасность.

АДЕЛЬ Какой же он чужак? Он же – врач.

БОБО Повтори.

АДЕЛЬ Какой же он чужак, когда он врач?

БОБО По-твоему выходит, что врач – не чужак?!

Пауза

АДЕЛЬ Не так категорично, но…

БОБО Повторяю вопрос, по-твоему, врач не чужак?

Пауза

АДЕЛЬ Скорее…

БОБО Скорее что?

АДЕЛЬ Скорее все же чужак.

Пауза

АДЕЛЬ Ты убедил меня.

Длительная пауза

БОБО Он что, осмотрел тебя?

АДЕЛЬ Да нет, что ты, что ты, упаси Бог!

Пауза

БОБО А что же ты так защищаешь его?

АДЕЛЬ Вовсе я его и не защищаю.

Пауза

БОБО Может быть, по-твоему, он все же не чужак?

АДЕЛЬ Да конечно, чужак. Чужак, а кто же еще?

Пауза

БОБО Если осмотрел, не бойся признаться. Это должно быть мне известно.

АДЕЛЬ Да нет же, говорю.

Пауза

БОБО Я себе не позволяю осматривать тебя.

АДЕЛЬ Да нет, успокойся. Этого не может случиться ни при каких обстоятельствах.

Пауза

БОБО А я, между прочим, не меньше твоего врача понимаю в человеческом организме. С моим то опытом?!

АДЕЛЬ Почти как врач?

БОБО Лучше. Думаю, что лучше.

Пауза

АДЕЛЬ Между прочим, по-моему он обиделся.

БОБО Да и черт с ним.

АДЕЛЬ Ну, не знаю. Он мог бы…

БОБО Ну что он мог бы?

АДЕЛЬ Ну, не знаю, он мог бы…

БОБО Ну что, что он мог бы?

АДЕЛЬ Как-нибудь подействовать.

БОБО Чтобы я окоченел?

АДЕЛЬ Почему это окоченел?

БОБО Если у тебя жилы застыли, что могло бы статься со мной, когда у меня итак ноги постоянно холодные.

АДЕЛЬ У тебя холодные ноги?

БОБО Да, представь себе. А с чего бы это я лежал все время? Ты знаешь, Адочка, вообще-то это мучительно деятельному человеку все время лежать.

АДЕЛЬ У тебя холодные ноги?

БОБО Потрогай.


Приподнимает край одеяла. Обнаруживаются ноги в туфлях.


АДЕЛЬ Да на тебе туфли?

БОБО Без сомнения.

АДЕЛЬ Зачем?

БОБО Мерзнут ноги.

АДЕЛЬ Почему же ты никогда не попросишь тазик с горячей водой?

БОБО Что?! Тазик с горячей водой?! Чтобы я как старенький старичок сидел и парил ноги в горячей воде?!

АДЕЛЬ Но почему как старичок?

БОБО Да потому, что так поступают только отжившие свой век старенькие старички. Сидят и греются в тазиках с горячей водой. Нет ничего отвратительнее такого вот старенького старичка, сидящего в тазике с горячей водой.

АДЕЛЬ Но речь идет только о ногах.

БОБО Да уж конечно о ногах.

Пауза

БОБО А ты как поняла меня?

Пауза

БОБО Ты что себе нафантазировала? Ты что, представила себе целого старичка в тазике? Голенького старичка в тазике?

АДЕЛЬ (Смеется.) Да нет, что ты. Мне бы такое и в голову не пришло.

Пауза

БОБО Что, голый старик отвратителен?

АДЕЛЬ Фу.

Пауза

БОБО Да, наверное. Хотя старики – тоже мужчины. Тебе что, неприятно, что старик голый, или что он все равно мужчина и голый и тебе неприятно от того, что он мужчина, и вдруг голый?

Пауза

АДЕЛЬ Все вместе.

БОБО Вместе не бывает. Это разные понятия. Голый мужчина и голый старик.

АДЕЛЬ Ты же только что сказал, что это одно и то же.

БОБО А ты раздели, раздели.

АДЕЛЬ Да как же мне разделить?

БОБО Посади в тазик кого-нибудь одного, а другого оставь так.

АДЕЛЬ Но ведь они все равно рядом. Я буду видеть обоих.

БОБО Выгони одного из комнаты.

АДЕЛЬ Кого?

БОБО А вот в этом и вопрос. Кого ты выгонишь?

АДЕЛЬ Не знаю.

БОБО Но кого-то нужно прогнать.

АДЕЛЬ Не знаю.

БОБО Думай!

Пауза

АДЕЛЬ Старичка жалко.

БОБО Вот оно что?

АДЕЛЬ Разве он виноват, что он – старичок?

БОБО Вот оно что?

Пауза

БОБО Признаться, я ожидал от тебя другого ответа.

АДЕЛЬ Другого? Какого же?

БОБО Ну что теперь об этом говорить. Другого ответа ведь все равно не будет.

АДЕЛЬ А какого ответа ты ждал от меня, Бобо?

БОБО Я думал, что ты скажешь мне, что и старичок, и тот, другой мужчина – чужаки, и тебе не пристало находиться с ними в одной комнате.

АДЕЛЬ Правда! Я как-то не подумала.

Пауза

БОБО Ну, да ладно. Однако весь фокус в том, что мужчина не сядет в тазик. В тазики садятся только старички.

АДЕЛЬ А внезапно заболевшие деятельные люди разве не поступают так?

БОБО Не знаю, не знаю. Не припоминаю таких случаев. Хотя, может быть, мне известны такие случаи, но я забыл. Всего ведь не упомнишь. Мне столько пришлось повидать на своем веку. Твоему врачу и не снилось.

АДЕЛЬ Все же, прислушаться следует.

БОБО К чему?

АДЕЛЬ К его словам.

БОБО А что за слова?

АДЕЛЬ Да уж слова.

БОБО Так что же он сказал?

АДЕЛЬ Сказал, что уж если он, то есть ты, всю жизнь вот так пролежал, имеется ввиду моя жизнь, то есть, сколько я тебя помню, а при мне ты все время лежишь, то теперь, если он, то есть ты, встанешь, тебя точно парализует, во всяком случае исключить подобную возможность нельзя.

Пауза

БОБО «Точно парализует» и «исключить такую возможность нельзя» – разные понятия.

АДЕЛЬ Сказал: – нельзя исключить такую возможность, что его, то есть тебя парализует. И добавил, – точно, если уж так вот лежит и лежит, то есть лежишь и лежишь, как камень…

БОБО Что, так и сказал – «как камень»?

АДЕЛЬ Сказать – не сказал, но имел в виду.

Пауза

БОБО А о моей жизни до тебя ты ему рассказала?

АДЕЛЬ А что я могла рассказать ему о твоей жизни до меня? Я ничего не знаю. Ты не больно-то разговорчив.

Пауза

БОБО Ты могла рассказать ему главное. Главное ты знаешь.

АДЕЛЬ Что я знаю?

БОБО Главное.

АДЕЛЬ Что?

БОБО То, что я все повидал на своем веку.

АДЕЛЬ Но об этом не нужно и говорить.

БОБО Что это значит?

АДЕЛЬ У тебя это на лице написано.


За стеной невнятный шум.


БОБО (Решительно.) Я ничего не знаю, и знать не желаю. Настала пора.

АДЕЛЬ Что значит настала пора?

БОБО Настала пора мне встать.


Адель извлекает из-под кровати фаянсовую ночную вазу.


БОБО Я не за этим должен встать.

АДЕЛЬ Не за этим?

БОБО Нет, не за этим.

АДЕЛЬ Не за этим?!

БОБО Нет, совсем за другим.

АДЕЛЬ За другим?!

БОБО Да, за другим.

АДЕЛЬ (В ужасе.) А зачем еще?! Зачем ты хочешь встать?! Скажи мне, зачем ты хочешь встать, я должна знать!


За стеной звук падающей посуды.


БОБО Я непременно должен встать.


Адель тычет в Бобо ночной вазой.

Бобо выбивает ее из рук Адели.

Ваза разбивается.

Адель плачет.


БОБО На счастье.

Пауза.

АДЕЛЬ За что?

БОБО Ты не знаешь?!

АДЕЛЬ Нет.

Пауза.

БОБО Прости, я не хотел.

АДЕЛЬ (Всхлипывая.) За что?

БОБО Прости, я не хотел.


Адель плачет.


БОБО Прости, я не хотел.


За стеной чихают.

Бобо вновь делает попытку подняться.

Адель, не переставая плакать, останавливает его.


АДЕЛЬ Я не дам тебе подняться.

БОБО (Повинуясь.) Не плачь. Довольно.

Пауза.

БОБО Не так уж я и обидел тебя…

Пауза

БОБО Разве я причинил тебе боль? Разве это боль? А знаешь ли ты, что такое боль?!

АДЕЛЬ Нет. Не в этом дело.

БОБО Не в этом?

АДЕЛЬ Нет, не в этом.

БОБО Тогда в чем?

Пауза

АДЕЛЬ Я не готова сказать тебе.

Пауза

БОБО Не готова сказать мне?

АДЕЛЬ Пока не готова.

Пауза

БОБО Это связано с театром?

АДЕЛЬ Не могу.

БОБО Я слушаю тебя. Я должен знать.

АДЕЛЬ Не могу.

Пауза

БОБО Итак?

АДЕЛЬ Не могу.


Бобо пытается встать.


АДЕЛЬ (Удерживая его.) Просто я не могу сообразить, зачем человеку нужно вставать с постели, кроме как по нужде.

БОБО Не то.

АДЕЛЬ Я имею в виду, зачем такому человеку как ты нужно вставать с постели, кроме как по нужде?

БОБО Не то.

АДЕЛЬ Я имею в виду, зачем такому повидавшему все на своем веку человеку нужно вставать с постели, кроме как по нужде?

БОБО Не то.

АДЕЛЬ Тем более, что и нужды-то никакой нет.


За стеной грохот.


БОБО Я должен встать!

АДЕЛЬ Я не дам тебе встать!

БОБО (Сердито.) Не дашь?

АДЕЛЬ Ни за что!

БОБО Не дашь?!

АДЕЛЬ Ни при каких обстоятельствах!

БОБО Интересно, как ты собираешься это сделать?

АДЕЛЬ Не дам, и все тут!

БОБО Может быть, ты удержишь меня силой?

АДЕЛЬ Не дам, и все тут.

БОБО Меня – силой?!


Эта мысль приводит Бобо в восторг и веселье. Бобо смеется долго и приступообразно. По-видимому, периодами обнаруживая в своей памяти те или иные неопровержимые доказательства своей силы, он, было, уже остановившись, вновь принимается смеяться. Смех Бобо заразителен. Вместе с ним, через некоторое время начинает смеяться и Адель.


БОБО (Внезапно остановившись, сердито.) Может быть, ты знаешь другой способ? Может быть, ты знаешь какой-нибудь другой способ? Способ, о котором я и не подозреваю?

Пауза

БОБО Очевидно, что силой меня не взять. Но, может быть, есть другой способ?

Пауза

БОБО Мне даже любопытно, что моя дорогая женушка знает такого, о чем я и не подозреваю?

Пауза.

БОБО И существует ли такой способ в природе вообще?


Адель расстегивает молнию на платье.


БОБО Что это ты делаешь?


Адель стягивает один рукав.


БОБО Но что ты делаешь?


Адель стягивает другой рукав.


БОБО Не верю своим глазам!


Адель спускает платье до пояса.


БОБО Не верю своим глазам!


Адель спускает платье ниже колен.


БОБО Не желаю видеть!


Адель освобождает от платья одну ногу.


БОБО Хочу ослепнуть!


Адель освобождает от платья другую ногу. Платье летит в сторону.


БОБО Я ослеп. Ничего не вижу. Скажи мне, ты что же, голая?!

Пауза.

БОБО Ты голая, скажи? Зачем ты это сделала?

Пауза

БОБО В комнате достаточно холодно. Не топят. Ни летом не топят, ни зимой не топят.

Пауза

БОБО Ты и на самом деле хочешь, чтобы меня парализовало?

АДЕЛЬ Ты пустишь меня к себе?

БОБО (Пытается подняться.) Я встану.

АДЕЛЬ (Удерживает его.) Я не хочу, чтобы ты вставал. Я хочу прижаться к тебе. Ты угадал, мне действительно холодно и страшно.

БОБО Я совсем ничего не вижу.

АДЕЛЬ Спаси меня. Мне нужно согреться.

БОБО Тебе нужно что-то другое.

АДЕЛЬ Нет, только согреться. Ничего больше. Согреться и спрятаться.

БОБО Спрятаться?

АДЕЛЬ Да, спрятаться.

БОБО У меня под одеялом?

АДЕЛЬ Если бы у меня была мамочка, я бы спряталась у нее под одеялом.

БОБО Выходит, что я тебе – как мамочка?

АДЕЛЬ Да пусти же!


Адель забирается к Бобо под одеяло, но тут же вскакивает. Сбрасывает одеяло, расстегивает халат. Под халатом Бобо обнаруживается костюм.


АДЕЛЬ Ты в костюме?

БОБО Да.

АДЕЛЬ Но почему?!

БОБО Это мое личное дело. Так надо.

АДЕЛЬ А не мог бы ты снять его?

БОБО Нет. (Пауза.) Теперь особенно.

АДЕЛЬ И все же мне хотелось бы знать.

БОБО Позже ты поймешь.

АДЕЛЬ Выходной костюм. Бабочка. Зачем тебе бабочка?

БОБО Не задавай лишних вопросов.

АДЕЛЬ Но я хочу понять.

БОБО Есть вещи, которые ты не сможешь понять.

АДЕЛЬ Но почему?

БОБО А ты не догадываешься?

АДЕЛЬ Мне кажется, я все смогла бы понять, по крайней мере многое.

БОБО Многое, но не все.

АДЕЛЬ Но почему, Бобо?

БОБО Я не скажу тебе.

АДЕЛЬ Почему?

БОБО Это может тебя обидеть.

АДЕЛЬ Скажи. Все что угодно, я не обижусь. Скажи, мне хочется понять.

БОБО Да именно потому, что ты, Адочка, при первом же… при первой же… опасности готова раздеться во так, догола. Впрочем, так поступает большинство женщин.

АДЕЛЬ Но…

БОБО Раздеться и забраться к первому попавшемуся мужчине в постель, даже если это и муж!

АДЕЛЬ Именно! Именно муж!

БОБО И как же наш договор?

АДЕЛЬ Я не имела в виду ничего такого.

БОБО Что же, выходит это имел ввиду только я?

АДЕЛЬ Не знаю, что имел ввиду ты, но я мерзну. Я мерзну от холода и страха.

Пауза

БОБО Значит, ничего не дошло до тебя? Значит, у тебя прежние представления о браке? И какими, в таком случае, должны быть твои представления обо мне?

АДЕЛЬ (Слезы на глазах.) Мне холодно.

БОБО И что ты думаешь о мужчинах вообще?

АДЕЛЬ Мне холодно.

БОБО Значит, ты не свободна. Значит, ты думаешь об этом! (Кричит.) Отвечай! Отвечай сейчас же!

АДЕЛЬ Я не знаю.

БОБО Учись говорить правду!

АДЕЛЬ Наверное… Не сейчас.

БОБО Правду!

АДЕЛЬ Думаю иногда… Но не сейчас.

БОБО А когда?!

АДЕЛЬ Не знаю.

БОБО Часто?

АДЕЛЬ Часто.

Пауза

БОБО (Вкрадчиво.) В этом причина озноба и страха?

АДЕЛЬ Наверное. Я не знаю. Но разве мужчина, если он, конечно, не святой, разве любой мужчина… разве ты, наконец, не думаешь об этом никогда?

БОБО Я?

АДЕЛЬ Да, ты!

БОБО Не святой?

АДЕЛЬ Не святой.


Бобо задумывается.


БОБО Знаешь, быть другом людей – это почти что святость. Я так думаю.

Пауза.

БОБО Да, к сожалению, мне уже не стать святым.

Пауза

БОБО Но я знаю о них многое. (Светится изнутри.) С некоторыми из них я знаком.

Пауза

АДЕЛЬ Так что? Как насчет мужчин?

Пауза

АДЕЛЬ И насчет тебя?

БОБО Насчет мужчин или насчет меня?

АДЕЛЬ Не уходи от ответа.

БОБО Мужчина, прежде всего, думает о том, как достойно встретить смерть. Особенно в минуты опасности.

АДЕЛЬ Вот оно что? Ты приготовился к смерти? Ты оделся, чтобы встречать смерть?

БОБО Тебе этого не понять.

АДЕЛЬ Ты что, беседуешь со святыми?

БОБО Тебе этого не понять.

АДЕЛЬ Мне холодно.

БОБО Это не многие могут понять.


За стеной оглушительный звук барабана. Кто-то пробует инструмент на звук. Кто- то вполне профессионально выдает на барабане дробь.


АДЕЛЬ (Затыкает уши.) А-а-а-а!


Бобо встает с постели, направляется к двери. В движениях Бобо угадывается здоровье и недюжинная сила. Адель тут же забирается на его место под одеяло. У самой двери Бобо останавливается, поворачивается к Адели.


БОБО Кто это?

АДЕЛЬ Животное.

БОБО Какое еще, к черту, животное?! Кто это, я тебя спрашиваю!

АДЕЛЬ Животное, животное, животное!..

Пауза.

БОБО Какое животное?

АДЕЛЬ Не знаю. Какое-нибудь животное. Непременно животное, кому же еще там быть?

БОБО Животное бьет в мой барабан?


Стук барабана.


АДЕЛЬ А-а-а!

БОБО А-А-А?

АДЕЛЬ А- а- а!

БОБО Ну, так кто же там?

Пауза

АДЕЛЬ (Понимая, что говорит глупость, но не в силах остановиться.) Тебе послышалось.


Стук барабана.


АДЕЛЬ (В такт барабану.) Люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя! Только тебя, только тебя, только тебя!

БОБО (Берется за ручку.) Ну что, впустим чужака?

АДЕЛЬ Чужака?

БОБО Впустим чужака? Или сначала ты представишь мне его?

АДЕЛЬ Не открывай дверь!

БОБО Не открывай дверь?

АДЕЛЬ Умоляю, не открывай, мне страшно!

БОБО Страшно тебе?

АДЕЛЬ Страшно!

Бобо приоткрывает дверь.

АДЕЛЬ А-а-а!

Бобо закрывает дверь.

АДЕЛЬ Люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя!

Бобо приоткрывает дверь.

АДЕЛЬ А-а-а!

Бобо закрывает дверь.

АДЕЛЬ Люблю тебя, люблю тебя, люблю тебя!..


Дверь без участия Бобо настежь открывается, гаснет свет.

Звучат фанфары.

Комнату наполняют люди с факелами в руках.

Действие второе

Комната Бобо. Признаки борьбы и беспорядка.

В постели лежит молодой человек с перебинтованной головой. Хорош собой, этакий античный герой. Тихо стонет.

Подле больного Бобо и Адель. Глаза Адели заплаканы.


АДЕЛЬ Как ты мог? Как ты мог это сделать?

БОБО Я думал, что смерть пожаловала за мной. Разве ты не слышала фанфары, и не видела эти зловещие фигуры с факелами в руках?

АДЕЛЬ Что я могла видеть, когда погас свет?

БОБО Факелы, у них были факелы.

Пауза.

АДЕЛЬ Как ты мог это сделать?

БОБО Таким я и представлял акт смерти. Сначала факельное шествие, а потом уже она сама. Нежная, бледная, красивая. С пальмовой ветвью в руках.

АДЕЛЬ И это ты называешь достойной встречей смерти?

БОБО А как же, для видимости обязательно нужно сопротивляться, нужно продемонстрировать, что тебе очень хочется жить, невыносимо хочется жить. Ей приятно брать человека, которому хочется жить. Это… это – как любовь. Нужно оказать сопротивление. И потом, заметь, смерть я бы ни за что не тронул. Она прекрасна. У меня рука не поднялась бы. А потрепать пару факельщиков – это обязательно.


Факельщик стонет. Адель плачет.


АДЕЛЬ Ты убил его.

БОБО Мертвые не стенают.

АДЕЛЬ Ты убил его.

БОБО Что за паника?

АДЕЛЬ Ты убил его.

БОБО Факельщика не так-то просто убить.

АДЕЛЬ Какого факельщика?! Разве ты не видишь, что это – человек?

БОБО Как я могу знать?

Стон.

АДЕЛЬ Ты что, на самом деле видел факельщиков?

БОБО А разве ты их не видела?!

АДЕЛЬ Я никого не видела. Было темно. Погас свет.

БОБО У них яркие факелы. Интересно, куда делся его факел? Он должен быть где-то здесь. Впрочем, не обязательно. Откуда нам знать, из чего они сделаны. Вероятнее всего их и руками потрогать нельзя. Жаль. Это было бы интересно. Вот оно, исключение из правила, вот он тот уникальный случай, когда мне предоставлялась возможность увидеть нечто новенькое. (Осматривает комнату.)

АДЕЛЬ Нет никакого факела. Нет и быть не может.

БОБО Как ты можешь с уверенностью говорить об этом?

АДЕЛЬ Потому что никакой это не факельщик.

Стон.

БОБО (Возвращается к кровати.) Кто же он в таком случае? Интересно. Грабитель? Нет, он совсем не похож на грабителя. У него благородное лицо. Я бы сказал одухотворенное лицо. Такие лица должны быть у факельщиков. Молоденький, совсем молоденький. Смотри, вот здесь около носа маленький юношеский прыщик. Бедняга. Он, наверное, ничего не успел увидеть в жизни.

АДЕЛЬ Не успел увидеть? Что ты хочешь этим сказать?

БОБО Ничего, ничего.

Пауза

АДЕЛЬ По твоему он умрет?!

БОБО Откуда мне знать?

АДЕЛЬ Но ты же понимаешь в медицине лучше врачей.

БОБО Если он человек, может и умереть. (Всматривается в лицо раненого.) Непременно умрет.

АДЕЛЬ А-а-а-а!

БОБО Не знаю, когда, но умрет непременно. Все мы смертны. (Пауза.) Что-то я проголодался.

АДЕЛЬ Как ты можешь?!

БОБО Тебя больше не веселят мои шутки?

АДЕЛЬ Как ты можешь?!

БОБО (Всматривается в лицо раненого.) Кто ты? Откуда ты? И куда ты шел? И, что немаловажно, к кому ты шел?

Пауза

БОБО И зачем ты шел?

Пауза

БОБО Если он – факельщик, это навсегда останется загадкой.

АДЕЛЬ Он скажет.

БОБО Он уже ничего не скажет.

АДЕЛЬ (В ужасе.) Почему? Почему? Почему?

БОБО Думаю, что не скажет.

АДЕЛЬ Он потерял речь?

Пауза

АДЕЛЬ Он что, потерял речь?

Пауза

АДЕЛЬ Ты думаешь, что он потерял речь?

БОБО Мы не позволим ему сказать.

АДЕЛЬ Что значит, не позволим?

БОБО (Решительно.) От него нужно избавиться!

АДЕЛЬ Что?

БОБО От него нужно избавиться. Мне не нужен труп в доме.

АДЕЛЬ Но он жив.

БОБО Это ты называешь жизнью?

АДЕЛЬ Но он жив!

БОБО Скорее мертв.

АДЕЛЬ Жив!

БОБО Скорее мертв. Нам не нужен еще один паралитик в доме.


У Адели начинается истерика.


БОБО Нам…

АДЕЛЬ (Смеется.) Ты великий шутник, Бобо.

БОБО Нам…

АДЕЛЬ (Смеется.) Я не знаю другого такого, Бобо.

БОБО Нам…

АДЕЛЬ (Серьезно, с угрозой в голосе.) Скажи, что ты шутишь!

БОБО (Серьезно, с угрозой в голосе.) Нам не нужен еще один паралитик в доме. Нас двоих нам не потянуть!

АДЕЛЬ Скажи что ты шутишь, Бобо!

БОБО И потому от него нужно избавиться!

АДЕЛЬ Какой же он паралитик? Посмотри, это же молодой человек! Ты же только что говорил, что он совсем молодой! Вот у него и прыщик…

БОБО Молодой, говоришь?

АДЕЛЬ Молодой. Вот у него и прыщик.

БОБО Молодой в доме мне тем более не нужен. Сейчас мы его вынесем.

АДЕЛЬ Куда вынесем?

БОБО В укромное место, куда же еще. В таких случаях выносят в укромные места, это я знаю.

АДЕЛЬ Откуда ты это знаешь?

БОБО (Улыбается.) Откуда я знаю? Я тебе скажу, если ты подзабыла. Я все повидал на своем веку. Забыла?

АДЕЛЬ Я ничего не забыла.

БОБО Так неужели ты думаешь, что я не знаю, как нужно поступать в подобных случаях?

АДЕЛЬ Да как же так?

БОБО Или ты думаешь, что я никого никогда никуда не выносил в укромные места?

АДЕЛЬ Ты?

БОБО Я.

АДЕЛЬ Ты?!

БОБО Тысячи раз. Десятки тысяч раз, сотни тысяч раз. Иногда мне кажется, что я только и делал в этой жизни, что выносил кого-нибудь куда-нибудь в укромные места. Быть может, от того меня и парализовало.


Бобо берет край простыни и волочит раненого с кровати. Адель цепляется с другого края и пытается противостоять Бобо.


БОБО Ты тянешь не в ту сторону.

АДЕЛЬ Не дам!

БОБО Ты тянешь не в ту сторону! Зайди с моего края.


Раненый валится с кровати.

Адель падает рядом с ним в обморок.


БОБО (Садится на край кровати, вытирает лоб.) Вот она – молодость! Никуда не годятся. Однако, как они прекрасны. Дети! Совсем дети! Как они прекрасны, когда молчат, не проказничают. Глаз не оторвать. Но это – только когда молчат, а как принимаются что-нибудь делать, тяжкий труд следить за ними, направлять их.

Пауза

БОБО Попечительство. Мой крест. Как хочется отказаться от всего этого. Вот так взял бы их теперь, положил в коробочку с ватой, среди елочных игрушек и любовался. Надоело – закрыл, захотел полюбоваться – вот они, на месте. Мои. Принадлежат мне. Не друг дружке, а мне. И всегда моими будут. Поиграл, когда поиграть хочется. Наигрался – убрал. Знаю, лежат себе тихонечко. Красивые. Новенькие. Ничего предосудительного не позволяют себе. Прекрасная, прекрасная жизнь. В моем возрасте тоже игрушки требуются, и, может быть и в большей степени, нежели в детстве. Но так, увы, не бывает.

Пауза

БОБО Попечительство. Святое дело. (Наклоняется над Аделью и бьет ее по щекам, как обыкновенно поступают в случаях обморока.) Поднимайся, Адочка, вставай, поднимайся. У нас совсем нет времени на обмороки. (Бьет Адель по щекам.) Вставай.

АДЕЛЬ (Открывает глаза.) Где я?

БОБО Дома.

АДЕЛЬ Что со мной?

БОБО Ты отдыхала. Ты очень устала, и тебе захотелось отдохнуть. Ты так много работаешь, любовь моя.

АДЕЛЬ Я устала?

БОБО Да, сначала ты кормила меня, потом мы пытались вынести факельщика, потом ты стремительно уснула, и вот, наконец, глазки твои открылись, любовь моя. С добрым утром.

АДЕЛЬ Мы никуда не понесем его! Ты слышишь?

БОБО Я хорошо тебя слышу.

АДЕЛЬ Мы никуда не понесем его.

БОБО Почему?

АДЕЛЬ Он останется здесь. И я позову врача.

БОБО Кого?!

АДЕЛЬ Врача.

БОБО Того чужака, что прописал мне паралич?

АДЕЛЬ Хорошо, позовем другого, если этот тебе не нравится.

БОБО И что мы ему скажем? Скажем, что убили человека?


Адель наклоняется к раненому, слушает его сердце.


АДЕЛЬ Не могу понять.

БОБО Что еще случилось?

АДЕЛЬ Не могу понять.

БОБО Что ты не можешь понять?

АДЕЛЬ Я не слышу сердца.


Бобо склоняется над раненым. Берет его руку, пробует пульс.


БОБО Ну вот, видишь?

АДЕЛЬ Что?!

БОБО Ты противишься мне, а не нужно противиться человеку, все повидавшему на своем веку никогда. НИ-КОГ-ДА.

АДЕЛЬ Что?!

БОБО Exitus Letalis.

АДЕЛЬ Что ты говоришь, я ничего не понимаю?

БОБО Exitus Letalis. Это мы так говорим, когда ничего уже нельзя сделать. Говорим, чтобы было непонятно, и не так страшно.

АДЕЛЬ Кто «вы»?

БОБО Люди знающие толк в медицине.

АДЕЛЬ Да выражайся ты яснее, он что, умер?

БОБО Именно так. Из этого я делаю заключение, что это, вероятнее всего был факельщик. Обыкновенный человек непременно попытался бы побороться за свою жизнь. Так принято. От него немедленно нужно избавиться.

Пауза

АДЕЛЬ Ты уверен?

БОБО Я тебе даже по латыни сказал, раз уж мой русский в последнее время так трудно до тебя доходит. Бедный факельщик! Вот теперь и мне стало его немного жаль. Мог ли он предположить, что нарвется на меня, ко всему готового человека? Бедный факельщик!

Пауза

АДЕЛЬ Человек.

БОБО Факельщик.

АДЕЛЬ Человек.

БОБО Опять двадцать пять, откуда ты знаешь?

АДЕЛЬ Знаю.

БОБО Откуда ты знаешь?

АДЕЛЬ Он из театра.

БОБО Что?

АДЕЛЬ Он из театра.

Пауза

БОБО Вот оно!.. Что?!

АДЕЛЬ Из театра!

БОБО Из театра?

АДЕЛЬ Да, я видела его там.

БОБО Вот оно как? То-то ты говорила про запах театра, еще что-то.

АДЕЛЬ Я говорила…

БОБО Вот-вот, не могла бы ты повторить все, дословно, теперь каждое слово имеет большое значение?

АДЕЛЬ Я не смогу повторить дословно. Я уже не помню, что говорила тебе.

БОБО Это был страстный монолог. Такие вещи не забывают, если, конечно, не придумывают на ходу, чтобы запутать. Ты ведь не хотела меня запутать?

АДЕЛЬ Нет.

БОБО Может быть, ты хотела меня удивить, совсем как прежняя моя женушка, царствие ей небесное?

АДЕЛЬ Нет.

БОБО Царствие им небесное.

АДЕЛЬ Нет.

БОБО Тогда слушаю тебя. Мне в этой истории нужно все понять.

АДЕЛЬ В том, что я говорила тебе трудно разобраться. Это – ощущения.

БОБО Что?

АДЕЛЬ Ощущения.

БОБО Что это такое?

АДЕЛЬ Чувства.

БОБО К кому?

АДЕЛЬ Что, «к кому»?

БОБО К кому, к кому?

АДЕЛЬ Ни к кому.

БОБО А может быть к нему?!

Пауза

БОБО Ты говорила что-то там про любовь к одному, другому, третьему… пятому.

АДЕЛЬ Пятый акт.

БОБО Что?

АДЕЛЬ Пятый акт. Уже был звонок.

БОБО Звонок? Какой звонок?

АДЕЛЬ Спектакль в театре закончен, но действие продолжается.

БОБО Симулируешь безумие?

АДЕЛЬ Пятый акт. Те же действующие лица, те же исполнители.

БОБО Перестань, не то я на самом деле подумаю, что ты сошла с ума.

АДЕЛЬ Я и была сумасшедшей, разве ты не знал?

БОБО Нет, представь себе, не знал.

АДЕЛЬ Только сумасшедшая согласится так жить.

БОБО Тебе плохо живется?

АДЕЛЬ Хорошо.

БОБО В чем же дело?

АДЕЛЬ В том, что я это говорю.

БОБО А, вот теперь пахнуло разумом. Я бы даже сказал, завоняло разумом. Так что ты действительно симулируешь.

АДЕЛЬ Сейчас он придет в себя.

БОБО Кто, он?

АДЕЛЬ Сейчас он придет в себя. Он – действующее лицо.

БОБО Он актер?

АДЕЛЬ Действующее лицо.

БОБО Ты опять за свое? Ты хочешь представить мне чудо? Чудо воскрешения из мертвых?

АДЕЛЬ Он жив.

БОБО Ты отказываешься мне помогать?

Пауза

БОБО Ну что же, в таком случае я сам буду вынужден сделать это. (Взваливает раненого себе на плечи.) Пусть тебе станет стыдно. (Волочит раненого к двери.) Видел бы твой врач, как ты ухаживаешь за мной.

ФАКЕЛЬЩИК (Открывает глаза.) Куда вы влечете меня, отец?


Бобо кричит от неожиданности и выпускает раненого из рук.


АДЕЛЬ (Смеется и хлопает в ладоши.) Пятый акт.

Пауза.

БОБО (Явно не в себе.) Добрый вечер.

ФАКЕЛЬЩИК Смерть, смерть, смерть, кругом смерть.

БОБО Смерть?

ФАКЕЛЬЩИК Смерть кругом, здесь пахнет смертью, вы не находите?

БОБО Я не очень понимаю, о чем вы говорите, молодой человек?

ФАКЕЛЬЩИК О запахе. Вы разве не слышите этого запаха? Да нет, что я говорю, конечно, не слышите. Вы привыкли к нему.

БОБО Какой запах? Обыкновенный запах. По-моему здесь вообще отсутствует какой-либо запах.

ФАКЕЛЬЩИК Это вы верно сказали. Здесь отсутствует какой-либо запах. «Смерть, смерть» – это начало монолога. Потому так много патетики. Кстати, по поводу патетики, что вы сделали с моей головой?

БОБО При чем здесь патетика, и что я сделал с вашей головой?

ФАКЕЛЬЩИК Вот и мне интересно, что? Что вы сделали с моей бедной головой?

Пауза

БОБО Вы ударились.

ФАКЕЛЬЩИК Ударился?

БОБО Да, вы ударились, когда входили. Ударились и потеряли сознание. Мы с женой перебинтовали вас. Адочка, оставь нас.

ФАКЕЛЬЩИК Вы хотите, чтобы она ушла?

БОБО Конечно.

ФАКЕЛЬЩИК Но почему?

БОБО Не нужно ей находиться здесь.

ФАКЕЛЬЩИК Она нисколько не мешает.

БОБО Ей нечего делать здесь. У нас будет мужской разговор.

АДЕЛЬ (Несколько испуганно.) Мужской разговор?

БОБО Адель, ты неприлично взволнована. Я просил тебя выйти.

АДЕЛЬ Прошу тебя…

БОБО Выйти!


Адель выходит. Неловкая пауза.


ФАКЕЛЬЩИК Как же это я умудрился? Как это неловко вышло, доставил вам неудобство.

БОБО (Подчеркнуто вежливо.) Да нет, собственно, какое тут неудобство, обыкновенное дело, помогать людям это мое излюбленное занятие. Я называю это «попечительством», фигурально, конечно, выражаясь, потому что прямое значение попечительства несколько иное, но в силу продолжительной болезни заниматься попечительством в том именно значении не совсем гожусь, а так, иносказательно, в качестве друга, что ли, людей – охотно и с радостью.

Загрузка...