Примечания к третьему тому

В этом томе рассматриваются десять областей теоретических и практических вопросов.

О социалистической рыночной экономике

В октябре 1992 года в докладе XIV съезда партии было официально предложено создать систему социалистической рыночной экономики. в декабре 1992 года, прочитав лекцию в университете города Осака в Японии, он опубликовал статью «Каковы надежды на реформу рыночной экономики в Китае – диалог между китайским ученым Чэн Эньфу и японским экономистом», в которой утверждал, что недавняя история Китая После неудачного открытия внешнему миру и вестернизации, а затем выбора традиционной советской экономической модели, Китай теперь стоит перед третьим важным выбором – выбором нового типа социалистической плановой рыночной экономики (который был выдвинут раньше своего времени в работе, опубликованной в 1988 году); сама рыночная экономика не является ни капиталистической, ни социалистической, но рыночная экономика с рыночной экономикой – это новая форма социализма. Сама по себе рыночная экономика не является ни «капиталистической», ни «социалистической», но когда она сочетается с различными отношениями собственности, распределения и регулирования, формируются различные типы рыночной экономики.

Ключом к реализации рыночной системы экономики является создание рыночной системы. ранее я организовал молодых и средних ученых для написания монографии о рыночной системе и опубликовал работу «Характеристика и внутренняя структура социалистической рыночной системы», в которой впервые в полном объеме были изложены четыре положения рынка: рынок – это учреждение и место, где осуществляется движение товаров; рынок – это совокупность всех отношений обмена между производителями и операторами товаров; рынок – это Рынок – это элемент обмена в товарной экономике; рынок – это регулирующий механизм и способ распределения или эксплуатации ресурсов. Во-вторых, уточняется, что под социалистической рыночной системой следует понимать целое или систему органического сочетания различных социалистических рынков, взаимосвязанных и взаимоограничивающих друг друга, которые должны обладать следующими характеристиками: целостная структура, разумный уровень, внутренняя и внешняя открытость, целостный механизм, плановое проникновение и уклон в сторону покупателя. В-третьих, необходимо проанализировать внутреннюю структуру системы социалистического рынка: наличие объекта обмена, т. е. объекта рынка; наличие обладателя объекта обмена и стороны, участвующей в обменной деятельности, т. е. субъекта рынка; наличие места и сферы деятельности субъекта рынка и объекта рынка, т. е. рыночного пространства; наличие процесса развития начальной и конечной точек обмена, т. е. рыночного времени.

Для исправления недопонимания и искажения основных идей Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике была написана небольшая статья "Диалектическое понимание основ экономической мысли Дэн Сяопина", в которой подчеркивается, во-первых, диалектическая идея о рынке и плане – "и план, и рынок должны быть" "Сочетать плановую экономику с рыночной"; во-вторых, диалектическая мысль о принципах и задачах – "Главная задача в социалистический период – развитие производительных сил "Мы всегда придерживались двух основополагающих принципов, один из которых – взять за основу социалистическую экономику государственного сектора, а другой – всеобщее процветание"; в-третьих, диалектическая мысль о скорости и эффективности – "Развитие В-третьих, о диалектической взаимосвязи скорости и эффективности – "развитие – это суровая правда" и "мы должны в первую очередь обращать внимание на хорошее управление и качество, а также уделять внимание экономической эффективности и общей социальной эффективности, так что скорость – это тяжело". Статья выступает против некоторых ошибочных взглядов и практик, таких как "рост – это все" за счет разрушения природной и социальной среды, или простая оценка политической эффективности по объему привлеченных иностранных инвестиций, или одностороннее следование грубому режиму роста, характеризующемуся количественным расширением, и, таким образом, выступает за создание новой концепции устойчивого развития и всестороннего экономического и социального развития на ранней стадии, а также за постоянное повышение уровня и эффективности открытости для внешнего мира. Таким образом, он выступает за создание на ранней стадии новой концепции устойчивого развития и всестороннего экономического и социального развития, за постоянное повышение уровня и эффективности открытости внешнему миру, за скорейшую реализацию интенсивного режима роста на основе высоких технологий и управления, за поддержание высоких темпов роста на основе высокой эффективности и структуры.

Разумные взгляды на критическое использование западных экономических теорий

«Опираясь на полезные элементы западной экономической теории», указывает на то, что современные западные экономические теории и методы анализа не следует ни слепо отвергать, ни слепо поклоняться им, а нужно основываться на глубоких и тщательных исследованиях, отвергая их вульгарные элементы и опираясь на их научные факторы. В «интервью» содержатся здравые советы: в ней предлагается облегчить переход Китая к рыночной экономике, чтобы избежать нежелательного конца бывших советских республик; в ней говорится о том, что Китай должен не подражать американской модели, а учиться у успешных соседних стран; подчеркивается, что у рынка нет сердца и мозга и что инфляция для стимулирования роста – крайне опасная стратегия; указывается, что нет неизбежной связи между коррупцией и государственной собственностью или рыночной экономикой, и что Китай должен возродить чувство коллективной преданности народа. В статье также высказывается мысль о том, что только при сочетании «невидимой руки» морального регулирования с «видимой рукой» правового регулирования рыночная экономика социалистического типа и состояния может функционировать благотворно.

«Краткий анализ теории «рыночного социализма» западной сравнительной школы» – это основной доклад, представленный мной на семинаре по западной сравнительной экономике, в котором я сделал характерный и краткий комментарий, отметив, что в 1930-1990-е годы среди западных ученых, выступавших за социализм, довольно много сторонников реализации системы рыночной экономики с сильным государственным регулированием на основе общинной собственности на факторы производства. Многие из западных ученых, выступавших за социализм в 1930-1990-е годы, выступали за более регулируемую государством рыночную экономику, основанную на общественной собственности на факторы производства, или частично признавали «рыночный социализм» в качестве жизнеспособной экономической модели, что было шагом вперед в развитии гуманитарного научного мышления. В статье утверждается, что китайская социалистическая рыночная экономическая система, включающая развитие крупной частной экономики, является лишь одной из моделей рыночного социализма, которую необходимо постоянно совершенствовать и улучшать на практике. Рыночный социализм, реализуемый в Китае, по сути, должен представлять собой разновидность «корпоративного социализма» и «трудового социализма». Это научный вывод, который объединяет в себе суть мышления некоторых западных ученых.

Статья «Западная институциональная экономика: традиционные и современные теории» предполагает, что цели новой институциональной экономики гораздо шире и амбициознее уже достигнутых, а достигнутое – лишь прелюдия к построению системы экономического анализа, охватывающей ресурсы, технологии, предпочтения и институты и устраняющей крайнюю неадекватность анализа институциональной структуры, функционирования и изменений, проводимого традиционными экономическими теориями; она также фокусируется на проблемах реального мира (например, на "рациональном стремлении человека к максимизации полезности"). Новая институциональная экономика также фокусируется на проблемах, возникающих в реальном мире, подчеркивая, что она не ограничивается ортодоксальным экономическим предположением о том, что "человек рационально стремится максимизировать свою полезность", а скорее фокусируется на практических эффектах с точки зрения наблюдения за реальными организациями и реальными людьми, что также еще предстоит сделать в полной мере и последовательно.

В статье "Система прав собственности: сравнение некоторых теорий К. Маркса и западных ученых" говорится о том, что система прав собственности является экономической категорией, общей как для Марксистской экономики, так и для западной новой институциональной экономики. С точки зрения одного только «Капитала», его можно рассматривать как первую более полную систему экономики прав собственности в истории интеллектуального развития человечества. В данной статье проводится новое аналитическое сравнение теорий прав собственности К. Маркса и современных западных ученых.

Объективная модель реформы системы управления государственными активами

Данный том содержит четыре статьи, в том числе «Концептуализация модели реформирования системы управления государственными активами», «Модели реформирования системы управления активами промышленного государства», «Государственные холдинговые компании: причины возникновения, отношения собственности и структуры управления – анализ форм реализации государственной собственности и способов управления государственным капиталом», которые формируют одну из основных идей китайской реформы в этой области. На основе разработки различных институциональных режимов управления государственными активами в зарубежных странах в статье отстаивается идея создания в Китае трехуровневого института классифицированного управления и трехуровневого института правительственного надзора, выдвигаются предложения по исследованию института управления государственными активами и его функций, подчеркивается, что правительство обладает функциями общего социально-экономического управления и управления владельцами государственных активов, и что разумная реализация этих двойных функций должна быть воплощена в принципе «одно правительство, две системы, классифицированное управление, всесторонняя координация». Рациональная реализация этих двойных функций должна быть отражена в системе и модели «одно правительство, две системы, классифицированное управление и всесторонняя координация». Правительство, начиная с центрального правительства, провинций, автономных районов и муниципалитетов, непосредственно подчиняющихся центральному правительству, и заканчивая городскими и уездными органами власти, имеет две системы: одна – система управления государственными активами, связанная в основном с правом собственности; вторая – система социально-экономического регулирования и контроля, связанная в основном с административной властью. Эти две системы составляют национальную систему макроэкономического управления и контроля в широком смысле. Департамент управления государственными активами должен в основном работать с другими департаментами экономического управления правительства, чтобы улучшить взаимосвязь между классифицированным управлением и общей координацией.

О доминирующей функции государственной экономики и контролируемых государством компаний

«Ключевые моменты для обеспечения базового завершения реформы государственных предприятий», «Основные положения для обеспечения основного завершения реформы государственных предприятий» являются результатом непрерывного углубления исследования, которое, критикуя ряд популярных ошибочных точек зрения и политики, подчеркивает следующее: во-первых, с высоты создания социалистической Во-первых, с высоты становления социалистической рыночной экономики и укрепления социалистической системы мы полностью осознаем значение реформирования государственных предприятий. Во-вторых, с точки зрения того, что основной чертой современной системы предприятий является ее единство и целостность, реформа прав собственности и внутреннего управления должна проводиться одновременно. В-третьих, с точки зрения сочетания реформы с реорганизацией, преобразованием и укреплением управления, государственная экономика должна быть всесторонне улучшена и оживлена. В-четвертых, с точки зрения осуществления масштабной реструктуризации государственных предприятий и стратегии формирования «четырех транснациональных» предпринимательских групп, мы будем активно развивать государственные холдинговые компании. В-пятых, с точки зрения диверсификации реформ предприятий мы ускорим темпы возрождения малых государственных предприятий и реорганизации государственных активов. В-шестых, с точки зрения устранения реальности «инсайдерского контроля» мы должны постепенно сформировать эффективный механизм внутренних стимулов и ограничений на предприятиях. В-седьмых, исходя из того, что реформа государственных предприятий – это сложный системный проект, необходимо одновременно проводить различные вспомогательные реформы.

«Доминирующая функция государственной экономики и институциональные инновации» всесторонне разъясняет шесть основных функций социалистической государственной экономики: во-первых, сервисные функции инфраструктуры, базовой промышленности и базовой охраны окружающей среды. Вторая – функция создания базовых отраслей национальной экономики. Третья – функция регулирования обращения товаров, денег и услуг. Четвертая – функция демонстрации научно-технических инноваций и лидерства. В-пятых, функция генерирования прибыли для всех членов общества. В-шестых, функция обеспечения руководства правами собственности для развития негосударственных предприятий.

"Как капитализм и социализм используют акционерную систему? об основных функциях государственной экономики", "Китайские государственные холдинговые компании и реорганизация активов", "Природа государственных холдинговых компаний и их собственнических операций в западных капиталистических странах" – три статьи, в которых исследуются западные государственные холдинговые компании, индивидуальная модель основного типа прямого владения акциями, характерная для США, и модель основного типа взаимного владения акциями юридических лиц, характерная для Японии, и утверждается, что социализм с китайскими особенностями позволяет умеренное развитие других экономических компонентов, таких как индивидуальный, частный и иностранный капитал, как дополнение к экономике с государственной собственностью, но активы с государственной собственностью должны составлять большинство или дополнение к общим активам общества. Утверждается, что социализм с китайской спецификой допускает умеренное развитие других экономических компонентов, таких как индивидуальные, частные и иностранные инвестиции, в качестве дополнения к государственной экономике, но государственные активы должны составлять большинство или преобладать в общем объеме активов общества, а государственная экономика должна контролировать экономическую линию жизни страны и проявлять свою доминирующую роль в развитии национальной экономики в целом. Очевидно, что термин «доминирующая» здесь относится к функции, роли и статусу государственной экономики на основе определенного количества пропорций; термин «основная часть» относится к количеству пропорций на основе определенного количества функций, ролей и статуса экономики, находящейся в государственной собственности.

О природе социализма и этапах развития

Как определить социализм в экономических терминах – сложный вопрос, который давно обсуждается в Китае и за рубежом. В статье «Сущность и задачи социализма – определение социализма» утверждается, что обзор товарища Дэн Сяопина о природе социализма состоит, по сути, из трех взаимосвязанных уровней, от самого мелкого до самого глубокого. Первый уровень, «освобождение производительных сил и их развитие», является основой, поскольку развитие социализма создает материальные условия для конечного достижения всеобщего процветания. Без этого фундамента производительных сил «всеобщее процветание» может стать лишь «воздушным замком». Второй уровень – «ликвидация эксплуатации и устранение поляризации» – это путь, неизбежный путь к «всеобщему процветанию». Если мы отклонимся от этого пути, даже если производительные силы будут расти, конечным пунктом будет поляризация капитализма. Третий уровень, «всеобщее процветание», является высшей целью социалистической стадии и конечным пунктом двух вышеуказанных уровней. Эти три уровня взаимозависимы и взаимодействуют друг с другом, отражая тот факт, что социализм представляет собой единство противоречивых движений производительных сил и производственных отношений.

В статье «О марксистской концепции будущих этапов общественного развития» указывалось, в частности, что в одном из своих писем К. Маркс предложил три стадии развития будущего общества: первая – стадия социальной республики. Парижская коммуна – это определенная форма такой республики, а этап социальной республики – это, по сути, переходный период, в котором осуществляется диктатура пролетариата. Второй – этап социалистической республики. В связи с упомянутым сразу после этого термином «чистая коммунистическая республика» и с последовательными идеями К. Маркса эта стадия означает первую или низшую ступень коммунистического общества. В-третьих, это стадия чистой коммунистической республики. Очевидно, что она соответствует второй или высшей стадии коммунистического общества. Упоминаемая здесь «республика» не имеет традиционного значения «государство», поскольку на этой стадии государство полностью исчезло.

О создании экономики культуры

К экономическим проблемам сферы культуры в западных капиталистических странах всегда относились несерьезно. Союз ССР и страны Восточной Европы начали уделять внимание изучению теории и практики социалистической экономики культуры в конце 1970-х годов, а в 1980 году в СССР вышел учебник «Экономика непроизводственной сферы» под редакцией М. В. Солодкова1, в котором систематически анализировались экономические проблемы нематериального производства в области литературы, искусства, образования, научных исследований, спорта, здравоохранения и сферы услуг. В Китае весенний ветер реформ и открытости породил социалистическую экономику «большой культуры» – зарождающуюся дисциплину, которая появилась в 1985 году. Отдел пропаганды Шанхайского городского комитета КПК взял на себя инициативу по проведению масштабного семинара по стратегии развития культуры в стране в координации с разработкой стратегии экономического развития. Помимо статьи «Рынок исполнительского искусства и рыночная реформа организаций исполнительского искусства». «О создании экономики «большой культуры» и «О симбиотическом и взаимодействующем влиянии культуры и рыночной экономики» и «Культурная продуктивность и освоение культурных ресурсов» были переписаны из частей первой монографии по экономике культуры (опубликована в 1993 году), которая была организована и подготовлена в 1987 году. Эти три статьи были переписаны из частей первой монографии по экономике культуры (опубликованной в 1993 году), которая была организована и подготовлена в 1987 году, и в них были разработаны основные вопросы и общие идеи дисциплины, а также выдвинуты вопросы «культурной производительности» и «культурных производственных отношений» и их противоречивые движения на ранней стадии.

Одна из статей посвящена симбиозу и взаимодействию культуры и рыночной экономики: культурное строительство оказывает положительное влияние на развитие социалистической рыночной экономики, что проявляется прежде всего в его способности энергично содействовать социалистическому экономическому росту, активно способствовать рационализации и интенсификации социалистической производственной структуры, изменению структуры общественного потребления и повышению качества рабочей силы; влияние развития рыночной экономики на строительство социалистической культуры проявляется в следующем Требования развития рыночной экономики общественной собственности коренным образом регулируют характер и направление культурного производства, а также уровень развития рыночной экономики в целом сдерживает состояние культурного строительства; явление несбалансированности эволюции культурного производства и развития рыночной экономики, на которое указывал К. Маркс, не отрицает того факта, что они движутся вперед во взаимодействии.

О справедливости, эффективности и распределении

«Справедливость и эффективность: «гипотеза Гольдбаха» в экономике», «Некоторые размышления о справедливости и эффективности», возглавляет исследование, в котором предлагается считать, что справедливость и эффективность представляют собой пару основных противоречий в экономической жизни человечества: эффективность распределения социально-экономических ресурсов является целью, преследуемой человеческой экономической деятельностью, а отправная точка, возможность, процесс и результат экономического субъекта в общественном производстве также являются целями, преследуемыми человеческой экономической деятельностью. Справедливость исходной точки, возможностей, процесса и результата экономического субъекта в общественном производстве также является целью экономической деятельности человека. Внутренняя взаимосвязь и институциональное устройство между этими двумя основными целями стали дилеммой, на которую не могут ответить различные экономические школы. В международных научных кругах, в том числе у Артура Окуня и Лернера, популярна тенденция рассматривать справедливость и равенство как выравнивание или усреднение доходов, а затем рассматривать их связь с эффективностью как некую альтернативную связь, «рыба и медвежья лапа не могут иметь обе стороны». В связи с этим возникает вопрос о том, дополняют ли друг друга высокая эффективность и справедливое распределение, или же высокую эффективность можно отделить от справедливого распределения. Суждение статьи: если теоретически жителей мира по экономической дифференциации ситуации в соответствии с тяжестью ее разделить на 4–5 уровней различий, то можно судить, что Китай достиг состояния «низкой степени поляризации», но еще не появился в западных странах в средней и высокой степени «поляризации «Первичная социалистическая экономическая система с китайской спецификой». Первичная социалистическая экономическая система с китайской спецификой по своей природе устойчива и может выдержать легкую поляризацию, но сосредоточение внимания на справедливом распределении и снижении поляризации по-прежнему является проблемой, которую нельзя игнорировать.

«Рынок и государственное регулирование в сфере распределения» утверждает, что сфера распределения состоит из двух уровней: распределения национального дохода и распределения личного дохода. Распределительная деятельность на обоих уровнях осуществляется в чередующихся комбинациях. Основополагающая роль рыночного регулирования заключается в стимулировании внутренней мотивации и эффективности социально-экономического развития через механизм интересов на основе справедливости на рынке; государственное регулирование распределительной деятельности заключается в воплощении принципа социально-экономической справедливости на основе поддержания эффективности. Таким образом, сочетание рыночного и государственного регулирования распределения, по сути, является органичным сочетанием принципа эффективности и принципа справедливости в функционировании экономики. В статье критикуются соответствующие распространенные заблуждения.

На сайте стратегия создания «Кольца Китая» и национальный макроэкономический контроль

«Стратегии создания «Экономического кольца Китая» выдвигает цель Китая по открытию внешнего мира и региональному экономическому развитию на ранней стадии, утверждая, что, во-первых, сам Китай должен развивать отношения экономического сотрудничества непосредственно с первым кругом (Китай и соседние с ним страны и регионы АТР), вторым кругом (Северная Америка и передовые капиталистические страны Европы) и третьим кругом (страны Южной Америки и Африки); во-вторых, косвенное региональное экономическое сотрудничество, то есть через участие в региональных экономических блоках, сформированных странами первого круга, и принятие полномочий региональных экономических блоков для осуществления своей работы со странами второго и третьего круга соответственно.); второй – косвенное региональное экономическое сотрудничество, т. е. проникновение Китая в страны второго и третьего круга соответственно через участие в региональных экономических блоках, состоящих из стран первого круга, и при принятии на себя полномочий региональных экономических блоков. Среди них китайский Синьцзян граничит с Афганистаном, Пакистаном и Индией на западе, а с Монголией, Россией, Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном на северо-западе и севере, что делает необходимым для экономического круга Китая установление стабильных и прочных отношений сотрудничества с Центральной Азией в будущем. В статье говорится о необходимости в будущем разделить экономику Китая на семь экономических регионов: Северо-Восточный экономический район, экономический район Пекин-Тяньцзинь-Хэбэй-Ру, экономический район дельты реки Янцзы, прибрежный экономический район Южного Китая, экономический район средней реки Янцзы, экономический район средней Желтой реки и Юго-Западный экономический район.

«Стратегическая концепция региональной экономики Китая и Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества» утверждает, что экономические регионы Китая не должны пассивно принимать «модель летящих гусей» восточноазиатского сотрудничества, а должны иметь «одного дракона и одного феникса» внешнего развития, причем «дракон» означает сухопутный мост Азия-Европа как длинного дракона, соединяющего Тихий океан и Европу, а «феникс» – открытые прибрежные и пограничные районы Китая с севера на юг. Под «драконом» подразумевается континентальный мост Азия-Европа, который подобно длинному дракону соединяет Тихий океан с Европой, а под «фениксом» – открытые прибрежные и пограничные районы Китая с севера на юг, причем экономический регион Северо-Восточной Азии и экономический регион Южного Китая – это два крыла феникса. Ляньюньган и Шанхай-Пудун похожи на «дракона и феникса». Этот «дракон и феникс» может связывать по горизонтали Азию и Европу, а по вертикали – Сибирь на севере и АСЕАН, Австралию и Новую Зеландию на юге, охватывая половину земного шара.

В статье «Шесть особенностей макрорегулирования в отдельных странах Восточной Азии – другие точки зрения на текущую реформу механизмов макрорегулирования в Китае» на примере Японии, Южной Кореи и Сингапура анализируются особенности вмешательства государства в экономику на основе рыночного регулирования в странах Восточной Азии и его значение, выдвигается принципиальная и общая идея реформирования системы макрорегулирования для Китая. Выдвигается принципиальная общая идея реформирования системы макрорегулирования Китая.

В связи с серьезной ситуацией, когда большое количество известных брендов в Китае были легко захвачены и выведены иностранными предприятиями во время реформ и открытости, в статье «Китайские знаменитые бренды должны быть поддержаны – о роли городского управления в защите и развитии знаменитых брендов» содержится своевременный призыв: только если правительство, предприятия и граждане будут единодушны и будут работать вместе для создания, защиты и развития китайских известных брендов, то китайские известные бренды будут в состоянии Китайский известный бренд сможет постепенно доминировать на внутреннем и внешнем рынках.

О власти потребления в экономической власти и взаимосвязи с потреблением

В статье «О диалектическом движении потребительской власти в экономической власти и по отношению к потреблению» утверждается, что в традиционной теории политической экономии существует только понятие производительных сил, но не понятия обмена, распределения и потребления, а согласно методологии Марксистской экономики, понятия производительных сил, обмена, распределения и потребления должны быть установлены отдельно, как и новая категория «В статье углубленно исследуются эти понятия. В статье глубоко исследуется основной смысл этих понятий и диалектическая взаимосвязь между властью потребления и отношениями потребления.

Подвергая сомнению неолиберальные взгляды профессора Чжан Вучана

В четырех эссе, собранных в этом томе, которые обсуждались с профессором Гонконгского университета Чжан Вучаном, представителем западной школы прав собственности, систематически критикуются его неолиберальные заблуждения с четырех основных аспектов: права собственности, экономическое развитие и социализм; справедливость, эффективность и анализ экономического человека; экономические изменения и тенденции нового Китая; Марксистская экономика и метод мышления об экономике, а также выдвигается ряд новых идей, таких как «новая теория экономического человека», «экономическая цивилизация», «экономическая красота» и «красота экономики». Экономический гуманизм», «Экономическая цивилизация», «Экономическая красота», «Красота экономики» и другие новые идеи. В статье «Создание научной теории рыночных «экономических агентов» утверждается, что «новая теория экономического человека» одновременно и разрушена, и создана.

Редакционно-издательский комитет произведений Чэн Эньфу

31 декабря 2023 г.

Загрузка...