Секрет первый. Книга как конструктор

Наша машина времени не тронется в путь, если ее неправильно собрать. Куча деталей, гаек и винтов – еще не летательный аппарат, это ясно. Как и гора бревен – еще не мост через реку. А из горы слов получится сочинение? Ну-ка попробуем.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА

У Пушкина была няня. Он памятник себе воздвиг нерукотворный. Любил гречневую кашу и моченые яблоки. А роман «Дубровский» и вовсе не закончил.



Нет, что-то не то. Вместо сочинения выходит какая-то лапша, которую Пушкин, к слову, тоже любил. Давай все-таки вспомним основные правила «сборки» сочинения:


ВО-ПЕРВЫХ,

все «детали» должны подходить заданной теме.

Если мы говорим о лирике, то и вспоминаем лирику поэта… А при чем тут неоконченный роман и яблоки? Не пытайся прикрутить ручку от швабры к пылесосу.


ВО-ВТОРЫХ,

детали собираем в правильном порядке. Можешь вообразить, что ты инженер и строишь тот самый мост через реку:



ВОТ ПЕРВЫЕ СТУПЕНЬКИ НА ПОДЪЕМ (ВСТУПЛЕНИЕ)

Здесь можно сказать о том, что, несмотря на недолгую жизнь, А. С. Пушкин оставил грандиозное наследие: заложил основу русского литературного языка и попробовал себя в самых разных жанрах прозы и поэзии, где высказался на многие важные темы. Попробуем выделить основные из них.


ВОТ ПРОЛЕТЫ МОСТА ИЗ ДВУХ-ТРЕХ ТЕЗИСОВ И АРГУМЕНТОВ К НИМ (ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ)

Здесь мы выберем темы: Родина, любовь или природа. И поочередно с примерами докажем, что для Пушкина они имели особое значение.



Сказал, что Пушкин много писал о любви, – приводи примеры. Без аргументов мост у нас выйдет «дырявый». Не обосновал – провалился!



Например, я утверждаю: «В поэзии Пушкина очень важна тема природы». Как это доказать? Легко, ведь у Пушкина и правда много стихотворений о природе: «Осень», «Зимнее утро», «Весна, весна, пора любви…». Отбывая ссылки, поэт больше времени проводил в сельской местности, чем в столице, вот и находил утешение в природе. Лето и весну недолюбливал, предпочитал зиму, о чем подробно написал в стихах. А особенно была мила Александру Сергеевичу осень, что очевидно из строк: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и в золото одетые леса…» Осень в Болдине и вовсе станет самым плодотворным временем в его жизни! Моченые яблоки в это время года тоже хороши, но тут они по-прежнему лишние, потому что им Пушкин стихотворений не посвятил. Зато посвятил красотам Кавказа, величием которого был поражен. Кто теперь скажет, что Пушкин в творчестве обошел вниманием природу?



Тут можно снова подчеркнуть неисчерпаемость творчества Пушкина, ведь остались и другие темы: дружбы, поэта и поэзии, философская лирика – и сегодня в его стихотворениях мы можем найти ответы на многие вопросы, напитаться мудростью и любовью к жизни.

Все, мост готов, мы перешли на другой берег и закончили сочинение. Можно гулять в свое удовольствие.



Так выглядит классическая схема сочинения, которая кажется мне более устойчивой. Но встречается и упрощенный вариант, где тезис один, он сразу помещается во вступление, а основная часть состоит только из аргументов:



В таком случае мы бы сразу перечислили основные темы лирики Александра Сергеевича, а уже потом по порядку приводили бы примеры. На первый взгляд, просто. Но словарь Пушкина, между прочим, насчитывал больше 21 000 слов. Немало, согласись? И это еще не все подсчитали! А нам с вами слов часто не хватает. Мы как та лисица из басни – уже Ивана Андреевича Крылова: «Видит око, да зуб неймет!» Вроде и понимаем, что хотим сказать, а до нужного слова не дотянуться, потому что, в отличие от Пушкина и его друзей, которые ежедневно писали друг другу длинные письма, пишем очень мало – и теряем навык.

В таком случае можно иногда использовать готовые формулировки. Давай пока дадим Пушкину передохнуть и возьмем выдуманного писателя. Некоего Крокодила Тюльпановича Майского. Обрати внимание на выделенные фразы:


ОБРАЗ ЛЕТАЮЩЕЙ КОРОВЫ В ПОЭМЕ КРОКОДИЛА ТЮЛЬПАНОВИЧА МАЙСКОГО «КАКАЯ ЧЕПУХА!»

Проблема одиночества сегодня особенно актуальна. Очевидно, многие писатели не обошли ее стороной. На мой взгляд, нельзя не отметить в этом ряду книгу Крокодила Тюльпановича Майского «Какая чепуха!». История писателя, в окно к которому залетела веселая корова, не оставит читателя равнодушным. Наверное, каждый хоть раз в жизни задумывался, как бы он поступил в подобной ситуации. На этот вопрос большинство отвечает однозначно: «Корова в квартире мне ни к чему!» А может, зря? Давайте рассмотрим подробнее эту удивительную корову.

ВО-ПЕРВЫХ, автор наделяет свою героиню шкурой удивительной расцветки: корова от рогов до копыт покрыта разноцветными пятнами: желтыми, розовыми, сиреневыми! Таким образом он выражает в поэме мысль о необходимости ярких красок и эмоций в жизни одинокого человека. Писатель также заостряет наше внимание на красной шапочке с бубенчиком, которую носит корова на правом ухе.

ВО-ВТОРЫХ, эта корова умеет по-настоящему веселиться. Автор описывает, как виртуозно она играет на трубе и танцует румбу. Он подчеркивает, что корова дает необычное молоко со вкусом ананаса. И решительно осуждает героя за то, что сначала тот гоняет чудесную корову по кухне мухобойкой, не ведая своего счастья.

И, наконец, В-ТРЕТЬИХ, у коровы настолько дружелюбный нрав, что устоять перед ним невозможно. Писатель изображает трогательную сцену, в которой корова с размаху плюхается на колени главного героя и лижет его в нос. Автор дает понять, что теперь герой совершенно счастлив! Он подводит нас к мысли, что в чудо надо верить всегда!

Загрузка...