Вступление.
Формулировка проблемы
Проблема милосердия актуальна во все времена. Говоря о его утрате, Даниил Александрович Гранин подчёркивает, что даже само слово стало устаревшим, малоупотребительным.
Позиция автора
Он считает, что «изъять милосердие – значит лишить человека одного из важнейших действенных проявлений нравственности. Это древнее необходимое чувство свойственно всему животному сообществу». Однако оно не возникает само по себе. Авторская позиция заключается в том, что для проявления милосердия нужна практика. Недаром он вспоминает, как отец принуждал его давать милостыню нищим. Таким образом ему приходилось преодолевать свою жадность и воспитывать в себе способность делиться с ближними.
Комментарий
Автор уверен, что человек рождается со способностью быть милосердным. Однако в течение десятилетий милосердие намеренно изничтожалось в людях: «Во времена раскулачивания, в тяжкие годы массовых репрессий никому не позволяли оказывать помощь семьям пострадавших». Так это понятие постепенно исчезло не только из лексикона, но и почти перестало проявляться в людях.
Отношение к позиции автора
Я согласен (согласна) с позицией автора, милосердие надо культивировать в себе. Если мы не заставляем свою душу работать, сопереживать, делясь с другими и помогая им, то становимся чёрствыми и нравственно глухими. В этом смысле очень важно воспитание, когда взрослые своим примером показывают детям, как можно проявить милосердие. Именно так поступал отец Даниила Александровича Гранина.
Вспоминается Лидия Михайловна – учительница из рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Нарушая все педагогические нормы, она играла на деньги со своим учеником, чтобы помочь ему материально. Это ли не проявление милосердия?
Заключение
Практика милосердия действительно очень важна: нельзя упускать ни одной возможности проявить сострадание к ближнему. Вокруг нас очень много страждущих, просто надо их замечать и быть внимательным ко всему, что происходит рядом с нами.