В подражание притчам


Верующий в Сына Божия имеет жизнь вечную (Ии. 3, 16). Если кто верует в Сына Божия, то не будет стеснен ход его (Притч. 4,12) и, хотя бы через огонь перейдет, пламя не опалит его (Ис. 43, 2). У верующего в Сына Божия, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Ии. 7,38).


От множества дров увеличивается пламень, и в сердце человека страх Божий умножает ве́дение, а деятельность усиливает оное.


Будь крайне трезвен, когда сеешь семя Господа своего, чтобы враг не подмешал как плевел, так и чего-либо своего, потому что у него в обычае и посредством добра делать зло.


Будем у Господа просить благодати, чтобы даровал нам ведение и разум трезвиться во всем.


Печь искушает серебро и золото (см.: Притч. 17, 3), а страх Господень – помыслы любящих Господа. Как художник, сидя у наковальни, выделывает благопотребные сосуды, так страх Божий истребляет в сердце всякую лукавую мысль и заменяет ее разумным словом.


Воздадим славу Тому, Кто дает страх Свой в сердца наши, ибо Он есть Тот, Кто учит человека разумению (Пс. 93, 10). Начало мудрости – страх Господень, разум же благ всем творящим его; благочестие же в Бога начало чувства (Притч. 1, 7).


Мудрый соблюдет заповеди Христовы, а кто поступает по ним, тот не постыдится во век. Кто оставляет их, тот безумен, суетна надежда его, а кто поистине соблюдает их, тот переходит от смерти в жизнь (Ин. 5, 24), во веки не узрит тьмы и в день кончины своей обретет благодать. Верные ангелы будут путеводителями души его, на незыблемом камне утвердится основание его, и соделается он наследником вечной жизни. Он всех блаженнее, потому что научился творить волю Сотворившего его. По знаку трубы воинство уготовляется на брань, но во время подвига не все участвуют в сражении. Многие – монахи только по наружности, но немногие – подвижники. Во время же искушения открывается достоинство монаха.


Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаивайся.


Не называй себя праведным и непорочным перед Господом, ибо что утаилось от тебя, то явлено перед Богом. Должно же верить, что если Ему предоставим себя, то будет плод от нашего делания.


Лучше хочу быть деятельным и отличным из братии, нежели преступать заповеди и быть для них мерзким.


Кто знает все Писание и не радеет о заповедях Христовых, тот бит будет много (Лк. 12, 47). А кто исполняет волю Господню, тот будет признан мужем совершенным.


Не место нужно мужу совершенному, но нужна рассудительность, а немощным надобно и место иметь сообразно с правилами.


Кто же муж совершенный? Кто в действительности любит Господа и ближнего своего любит, как себя самого.


Бойся Господа – и обретешь благодать, ибо страх Господень производит такие нравы и обычаи, которыми образуются в нас добродетели, а бесстрашие порождает горькое соперничество, происки и тому подобное. Страх Господень – источник жизни. Страх Господень – твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль. Страх Господень – хранилище души. Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящемуся Господа. Страх Господень – кормчий души. Страх Господень просвещает душу. Страх Господень истребляет лукавство. Страх Господень ослабляет страсти. Страх Господень возвращает любовь. Страх Господень умерщвляет всякое худое пожелание. Страх Господень отсекает сластолюбие. Страх Господень – училище души и возвещает ей благие надежды. Страх Господень вознаграждает миром. Страх Господень наполняет душу святыми мыслями и вручает ей скипетр Небесного Царства. Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе, и перед лицом его трепещут лукавые бесы. Весьма блаженна душа, боящаяся Господа, потому что всегда перед собой видит Праведного Судию. Если боишься Господа, то соблюдай заповеди Его и не постыдишься.

Иной оставляет место ради добродетели, а иной ради праздности и неподчинения, иной же гонится за наследством. Иной исследует многое, чтобы научиться мудрости, а другой исследует многое из тщеславия. Один течет поприщем и подвизается из любви ко Христу, а другой – из тщеславия. Один подчиняется ради заповеди Христовой, а другой – ради высшей степени и гнусного прибытка. Иной хвалит ближнего по человекоугодию, другой хвалит ближнего ради заповеди Христовой, иной же унижает ближнего ради чревоугодия. Один смиряет себя ради заповеди Христовой, другой унижается по безумию. Один неутомимо занимается работой из сребролюбия, другой много работает из любви к благотворению. Иной работает, когда не должно, а иной во время работы ничего не делает. Иной поет псалмы, и громким голосом, когда не должно, а во время псалмопения молчит или празднословит с ближним. Иной бодрствует, когда не нужно, а во время бдения ропщет. Написано: Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (Притч. 15, И).


Начало доброго жития – слезы во время молитвы, а начало правильного образа мыслей – слушание Божественных Писаний.


Тысячи книг в ушах безумных – ни во что. И кто безумен, как не пренебрегающий страхом Божиим?


Написано: Мудрый сердцем принимает заповеди (Притч. 10,8). Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание (Притч. 9, 9). Сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится (Притч. 10, 5).


Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство (Притч. 11,16). Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян. Вспыльчивый может сделать глупость, муж же мудрый многая терпит (Притч. 14, 16–17).


Чти Господа, и благоуспешны будут пути твои. Почитай иерея и старейшего, да низойдет на тебя благословение уст их. Почитай старцев, как много послуживших Христу. Почитай братий своих, как рабов Христовых, чтобы они возлюбили тебя.


Если полюбишь безмолвие, брат, то плавание свое совершишь в тишине. Кто бегает безмолвия кельи своей, тот мечтает о земном, а кто имеет попечение о внутреннем делании, тот вожделеет уготованного святым на небесах.


Господь наперед знает мысль монаха, который желает себе священства, а священство – высокая степень, если проходят его беспорочно.


Христолюбивый царь всех блаженнее: в благословение оставит он память свою, и хвала ему на небе и на земле. Царь неверный не познал мудрости в жизни своей и, скончавшись, на проклятие оставил память свою, и укоризна ему не изгладится во век. Престол же верного преуспевает во веки.


Судия правдивый будет взыскан, и уста праведных благословят его. А неправедный не пожалеет душу свою, потому что не сотворит суда и правды на земле. Написано: Кто обижает бедного… тот обеднеет… Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их (Притч. 22, 16, 22–23).


Написано: Спасай взятых на смерть (Притч. 24, 11) и не выдавай слугу в руки господина, чтобы не проклял он тебя и не погиб ты.


Написано: Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным, и тот, кто милует, помилован будет (Притч. 17, 5).


У верного целый мир – имения, а у неверного нет и обола.


Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч. 19, 17).


Написано: Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое – мерзость пред Господом (Притч. 20,10). Кто роет яму, тот упадет в нее (Притч. 26,27). Но бойся Господа, и в день бедствия избавит тебя (Пс. 40, 1).


Царь благочестивый позаботится о пристанях на море, а опытный и разумный не оставит в небрежении крепостей на пределах своих. Той другое возникает на сердце царя по его многоопытности и человеколюбию.


Верный царь всегда имеет памятование о вечном Суде и, помня Праведного Судию, не забудет об освобождении душ, содержащихся в нуждах и тесноте, в темницах и заточении.


Блажен человек, который временной властью приобрел вечную славу. Кто сегодня царь, тот наутро скончается, а кто творит волю Господню, тот пребывает во век.


Врач делается искусным через действительный опыт.


Большая роскошь порождает страсти и недуги, а трудная работа в самое время труда утомляет, по утомлении же доставляет здравие и благосостояние.


Не имей, монах, пожелания есть мясо и не пей вина до упоения, иначе огрубеет твой ум и житейским попечениям не будет у тебя конца.


Обрежь пальму – и даст побеги вверх; очисти душу от житейских попечений – и возрастет в добродетели.


Кто терпеливо переносит, когда его злословят или обижают, тот подобен заключившему льва в зверинце, а кто отражает злословие и обиду, тот походит на человека, который сам себя губит.


Хорошо прийти к службе Божией прежде всех, но нехорошо без нужды оставить службу прежде отпуста.


Приходи, брат, и слушай Божественное Писание, чтобы получить от этого пользу.


Как путнику в жаркое время дорога чаша холодной воды, так слово Божие орошает душу.


Если хочешь слушать – приходи, и если выслушаешь – будешь мудр. А если и слушать слово тяжело для твоего терпения, то тем более тяжело для тебя исполнение его на деле. Итак, заключай из этого о себе, что ты так же нерадив, как и я.


Войдя в дом Божий, не будем парйть умом, – напротив, внутренний человек наш да займется созерцанием и молитвой. А молясь, будем говорить: «Отче наш, Иже еси на небесех», чтобы никакие другие помыслы не смущали ум наш.


Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. К Нему да будут обращены и вся твоя душа, и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтобы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках?


Если ставший близ тебя брат немощен телом и случится ему кашлять или часто плевать, то не смущайся этим, но вспомни, что многие предали себя на услужение недужным и увечным.


Если здоров ты телом, то не превозносись, а бойся, ибо как многострунные гусли в руке человека, так всякая плоть в руках Иисуса Христа, Спасителя нашего.


Написано: На всяко время очи злых приемлют злая; добрии же безмолвствуют присно (Притч. 15, 15). Путие живота помышления разумного, да уклонився от ада спасется (Притч. 15, 24).


Написано: Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет (Притч. 15,12).


Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен (Притч. 14, 21).


Написано: Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой (Притч. 24,17–18).


Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан (Притч. 21, 13).


Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день (Притч. 27,1).


Не делай зла, и тебя не постигнет зло (Сир. 7, 1).


Не люби клеветати, да не вознесешися (Притч. 20, 13).


Написано: Кто дает ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему (Притч. 18, 13).


Не веселится отец о сыне ненаказаннем (Притч. 17,21).


Сын наказан премудр будет (Притч. 10,5).


Не в основательном изучении Писаний мудрость, но, как пишется, начало мудрости – страх Господень, и познание Святого – разум (Притч. 9,10).


Вера рождает добрую мысль, а добрая мысль – река воды живой. Кто приобрел ее, тот наполнится водами ее. Без елея не будет гореть светильник, и без веры никто не приобретает доброй мысли.


Написано: Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум (Притч. 15,32).


Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя? (Притч. 25, 8).


Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (Притч. 22, 1).


Без терпения не построишь башню и без ведения не преуспеешь в добродетели.


Нет и меры терпению, если оно растворено смиренномудрием.


Дарование терпения – от Господа, и любящим Его дарует Он оное; обладающие им избавятся от многих скорбей.


С безрассудным много не говори (Сир. 22, 12), и сдерживающий уста свои – разумен (Притч. 10, 19).


Если благоразумный монах послан на служение, то видящие его воздадут славу Господу. А безумный и упившийся срамно бесчинствует в селениях, он стыдит настоятеля и братию.


Бесстрашие рождает юношеский помысел, а страх Господень и юных делает старцами.


Чти Господа и не соблазняй мирянина. Подражай пророку Самуилу, потому что он и Богу угождал, и людей назидал. А сыны бесстрашия пали от меча.


Отважному юноше и старцу не придавай смелости делать неприличное. Ибо боящийся Господа попечется о людях своих.


Благоговение при смиренномудрии и любви возносит голову монаха, и во время воздаяния его воссияет он (см.: Прем. 3,7).


Ненависть или зависть под покровом благочестия – горькая вода в золотых сосудах. Вложи в нее древо жизни – и сделается сладкой, потому что древом услаждена была вода (см.: Исх. 15,25), и все наветы коварного врага упразднены Крестом Спасителя нашего Иисуса Христа.


Любовь просвещает мысленные очи, а кто любит вражду и ссору, тот подобен человеку, который часто влагает руку свою в нору к аспидам.


Что червь в дереве, то тщеславие в монахе, и что моль в одежде, то страсть сребролюбия в сердце человеческом.


Не возноси себя, чтобы не упасть и не навлечь бесчестия на душу твою (Сир. 1, 30). Ибо смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли (Пс. 146, 6). Кто сам себя возвышает – тот готовит себе бесчестие, а кто служит ближнему в смиренномудрии – тот прославится.


Кто сердоболен к ближнему в день скорби, к тому и Господь всегда будет милосерд, потому что милостыня человека – как печать при нем.


Иной человек, пока не имеет никакой власти, кажется кротким и милостивым; потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи.


Во всех делах твоих, брат, помни о конце твоем, и во век не согрешишь (Сир. 7, 39). Не кичись и не ширься, но смиряйся: наказание нечестивым – огонь и червь.


Приобрети страх Божий, чтобы и бесы боялись тебя; одно наружное всегда суетно.


Если все захотим приказывать и начальствовать, кто будет подчиненным или повинующимся? Если все будем желать себе чести, кто будет воздавать честь? Мудрый муж отказывается давать, а не получать приказания, исполняя заповедь Сказавшего: Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20,26–29).


Если поставили тебя старшим… не возносись; будь между другими как один из них (Сир. 32, 1). Взвесь прежние свои труды, и знай, что подчиненные несут те же труды, и не будь о них нерадив, но приложи попечение.


Написано: Во множестве народа – величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч. 14, 28–29).


Будем молиться, чтобы сподобиться нам дарования, а сподобившись, невысоко будем думать о себе.


Если кто имеет попечение о братиях своих и преподает им вразумление и учение Господне, то душа его угодна будет Господу.


Кто пренебрегает жизнью своей, тот грешит перед Богом.


Не радуйся невежеству братий своих, потому что нет тебе славы в бесчестии.


Не завидуй успеху братий своих, ибо Писание говорит: Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине (3 Ин. 1, 4).


Написано: При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует (Притч. 11,14).


Если брат сведущ, не печаль духа его, если живет он свято. Как Иаков к сириянину Лавану, так и ты обрати к нему лицо свое.


Ты называешь себя сведущим? Пусть знают это по делам твоим. Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно.


Признаки доброй жизни в молодом монахе – смиренномудренное воздержание от винопития и многословия. Кто любит их, тот не доведет до конца своей доброй жизни.


Не принуждай брата своего пить вино до опьянения, хотя бы издавна он вкушал, ибо корабль строится долгое время, а сокрушается мгновенно от одного удара. Кроткого юношу да возлюбит душа твоя, и не возлагай на него бремени ему не по силам, чтобы спасти тебе душу его о Господе и получить неувядающий венец славы в явление Архипастыря.


Со всех сторон обнеси дом свой стеной и не оставляй скважины в ограде, чтобы враг, войдя через нее, не разграбил дом твой и ты не стал виной твоей погибели.


Снабди нуждающегося, а не говори: «Он не имеет нужды», чтобы доброе вразумление впоследствии не приводило к скудости.


Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтобы не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии.

Послушаем, братия, того, кто говорит: Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 8-10).


Из всех сил своих чти отца своего и не нарушай уставов того, кто родил тебя о Господе, – в этом случае не одолеют тебя лукавые бесы. Особенно смиряй душу свою перед Господом – и обретешь благодать.


Ибо дом надменных разорит Господь (Притч. 15, 25) и посаждает кротких на место их (Сир. 10, 17).


Не укоряй человека, обращающегося от греха… Не пренебрегай человека в старости его, ибо и мы стареем (Сир. 8, 6–7).


Не оставляй в пренебрежении недужного, ибо написано: Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан (Притч. 21, 13).


Ненавистен в соседстве, кто переносит речи из дома в дом, но разумный человек молчит (Притч. 11, 12).


Не входи в келью брата своего, не постучав прежде в дверь, потому что возмущение неприлично безмолвию.


Умный настоятель укрепляет души братии своей вразумлением и учением Господним, а пренебрегающий ими потерпит вред.


Оказывай честь старцам ради Господа и ради наиболее ведущих из братии.


Не приневоливай старцев к делу, потому что они сокрушили подвигами плоть юности своей.


Боящемуся Господа достаточно свидетельства совести.


Человеку, который в силах работать, нехорошо есть хлеб в праздности, когда апостол говорит: Во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость (2 Кор. 11, 9).


Написано: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5,7). Не обижай ближнего под предлогом, что он не на месте стоит; церковь составляют не столпы, а люди, потому написано: Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим, – на долго ли? – и обременяет себя залогами! Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? (Авв. 2,6–7).


Кто строит себе дом неправдой, тот сооружает себе памятник, свидетельствующий о его любостяжательности, ибо святые возненавидели всякий неправедный путь.


Большая опасность – жить детям в монастыре, если нет там надлежащего управления. А кто воспитает детей благоугодно Богу, тот блажен.


Немалый ущерб готовит себе пастырь, который спит вне овчего двора, потому что сон пастырей – радость волкам.


Если брат смиряется под руку твою, то разумей, что не тебя боясь делает это, и потому памятуй о Господе, для Которого и он терпит, и ты не должен озлоблять его.


Не домогайся прибыли, в которой есть вред для души, ибо что дороже души?


Бедный монах, который в смиренномудрии безмолвствует, лучше богатого монаха, который исполнен гордости и надменности.


Союза с братом не подтверждай клятвой, но имей с ним единомыслие в страхе Божием.


Смотри, монах, и, желая угодить рассуждающим по-мирскому, не погуби жизни монашеской, но в страхе Божием пребывай целый день.


Ропотливый монах потерпит большой вред, а если все переносит он мужественно, то наследует радость.


Не будем малодушествовать, возлюбленные, потому что нам не вечно жить в этой жизни.


Что ни сделает кто для Господа, все это – прибыток ему. Ибо пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор. 6, 13).


Если ты, монах, внимателен к самому себе, то, во-первых, тем самым ты сделаешь милость самому себе, а потом доставишь радость и любящим тебя, так как Премудрость говорит: Сыне, аще премудр будеши, себе премудр будеши и искренним твоим; аще же зол будеши, един почерпнеши злая (Притч. 9,12).


Разумей, монах, что говорю: пусть не будет у нас внешне – благоговение, а в келье – роскошь, чтобы не уподобиться окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23,27). Ибо на всяком месте один Бог, Которому слава во веки. Аминь. Смири помысел гордыни прежде, нежели гордыня смирит тебя. Низложи помысел высокоумия прежде, нежели оно низложит тебя. Сокруши похоть прежде, нежели похоть сокрушит тебя.


Не укоряй брата в непостоянстве, чтобы и самому тебе не впасть в ту же немощь.


Если будешь жить с великим старцем, то не только пересказывай его добродетели, но и подражай его жизни, ибо это полезно для тебя.


К новоначальному, монах, оказывай долготерпение, потому что все возможно Господу.


Новоначальный же, который ненавидит смирение, не имеет у себя оружия на сопротивного, и таковой потерпит великое поражение.


Кто желает плотского успокоения, тот готовит себе много болезней, а долготерпеливый спасается.


Умный настоятель не почтет маловажным выслушать недоумение между новоначальным и старшим его, а сведущий исследует дело в точности и примирит их страхом Божиим.


Кто множит словеса в монастыре, тот умножает ссоры и ненависть к себе, а кто блюдет уста свои, тот будет любим.


Хорошо послушание, ради Бога соблюдаемое, возлюбленные, – поэтому узнавай, какое послушание благоугодно Богу.


Послушание, соблюдаемое ради Бога, исполнено святыни даже до смерти.


Прилагай старание о душе своей и не смущайся падением своим, ибо есть стыд, который ведет за собой грех, и есть стыд, в котором слава и благодать.


Если впадешь в недуг, возлюбленный, помни, кто говорит: Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч. 3,11–12).


Кто заключен в темницу и думает воспротивиться царю, тот сделает ли себе какую пользу? А кто припадает к ногам и умоляет, тот скорее возбудит к себе сострадание.


Брат однажды занемог и сказал себе: «Увы мне, грешнику! Состарюсь я в этой немощи». Он выздоровел, и снова постигла его другая немощь, которая была тяжелее прежней, и он опять сказал то же слово. Между тем не рассказывал о своих страданиях человеку, но стал просить милости у Господа, Который подает здравие в болезни и крепость в немощи.


Если придет на тебя дух уныния, не оставляй своего дома, но противостань этому духу с терпением. Да не убедит тебя помысел, внушающий перейти с места на место. Ибо если склонишься на этот помысел, то никогда не будет у тебя терпения. Написано: Как юноше содержать в чистоте путь свой? – Хранением себя по слову Твоему (Пс. 118, 9). Этим наипаче спасется живущий в обществе с братиями.


Должно приобрести страх Господень и в высшей степени целомудрие, от которых рождаются любовь, радость, мир, послушание, великодушие, воздержание, терпение и все, что прилично христианам.


Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией (Иак. 1,19–20). Пусть и, видя, как бы не видит того, что ему неполезно, и, слыша, не слышит того, что непристойно.


Пусть из последних сделает себя последним – и обретет себе упование. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).


Если начнет кто приказывать, но не будет помогать в труде по мере сил, то будет иметь труд при конце.


Не всегда дует одинаковый ветер, но в ветрах бывают перемены, поэтому надобно приучать себя к делу, ибо не знаем, что родит тот день (Притч. 27, 1).


Имей всегда перед очами Сказавшего: Не судите, да не судами будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?


Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7,1–5), – и, без сомнения, приобретешь благодать перед Господом и перед людьми.


Не дозволяй глазам своим кружиться туда и сюда и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя противник твой.


Соревнуйся не с теми, которые нерадивее тебя, но с теми, которые украшены всякой добродетелью.


Не будь, брат, легкомыслен: что делается без страха Божия, то не имеет иного последствия, кроме осуждения и раскаяния.


Блаженна душа, работающая Господу во истине, потому что напоследок обретет себе упокоение от Господа.


Малое нерадение рождает грех, и малая трезвенность отвращает великий вред.


Лучше есть о Господе и благодарить Господа, нежели не есть и осуждать едящих и благодарящих Господа.


Сел ты за трапезу? Ешь хлеб, а не клевещи на ближнего, чтобы через клевету не сделаться тебе пожирающим брата своего. Ибо написано: Съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа (Пс. 13, 4). Будь здрав в вере и ешь все предлагаемое тебе о Господе. Если же предложено вам что снедное, чего не хочешь ты есть, не отсылай его с трапезы, когда многие хотят есть и благодарить Господа.


Сел ты за трапезу? Ешь, как человек, и не озирайся, как невежда.


Один брат сказал: «Не по разборчивости какой-нибудь отказываюсь вкушать мясо, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4,4–5). Но поскольку написано: Не пользует безумному сладость (Притч. 19, 10), то неразумно монаху есть мясо животных».


Когда предложены куски, не гнушайся и кусками, ибо Господь повелел ученикам Своим собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало (Ии. 6,12).


Если брат, уступив искушению, отлучится с места своего и потом, раскаявшись, захочет возвратиться, то не препятствуй этому, возлюбленный, но скорее присоветуй сделать это, потому что не знаешь, что родит завтрашний день (Притч. 27,1). Таких людей не должно презирать, как вдавшихся в обман, но скорее надобно опять принять их, как освободившихся от немощи.


Если живешь с братией, не подавай никому повода отлучаться от братства, чтобы не быть тебе осужденным в том мире.


Всего более остерегайся соблазнить кого-нибудь, чтобы не быть тебе исключенным из Небесного Царства вместе с творящими соблазны.


Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в тот день услышать от Господа: «Что сделал ты одному из сих братьев Моих меньших, то для Меня сделал» (Мф. 25, 40).


Кто не радит о немощных, тот прогневляет Учителя, и кто радуется падению брата своего, тот подвергается гибельному падению.


Не говори: «Сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.


Согрешили мы, возлюбленные? Покаемся, потому что Господь приемлет покаяние истинно кающихся.


Монах, не говори: «Здесь брань и теснота, а там упокоение и беззаботная жизнь». Ибо знаешь ли, кто ведет с нами брань? Не враг ли наш диавол? Итак, выслушай, что говорится у Иова: И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее (Иов. 2, 2). Поэтому знай, что куда бы ни пошел ты, везде выше тебя небо. Поэтому оставайся на том месте, куда ты призван, и противостой врагу, и он убежит от тебя. И приблизься к Богу, и Он приблизится к тебе.


Кто любит золото, тот не будет оправдан, а кто любит Господа, тот будет благословен. Кто возложил упование на золото, тот падет, а кто возложил упование на Господа, тот спасется. Горе тому, в кого вошли неверие, бесстрашие, неведение, неразумие и бесстыдство, потому что достанутся они в добычу лисицам (Пс. 62, 11), но блаженна душа, в которой обитает страх Божий.


Кому не нравится служить одному господину, тот поработает многим, и кто не хочет подчиниться одному настоятелю, тот подчинится многим в разных местах. Кто не остается при одном рукоделии, тот будет завален разными делами.


Кто украшает одежды свои, тот вредит душе своей, потому что дорогие одежды срамят душу монаха, приличны же монаху бедные одежды.


Злая укоризна монаху – гордыня, дерзость, бесчувственность, бесстыдство, безрассудность, вспыльчивость, безумие.


Укоризна монаху – блуждающее око, ибо блуждающее око причиняет много скорбей тому, кто следует за ним. Если не воздержишься от блуждания очей, то не проложишь прямых стезей целомудрия.


Укоризна человеку – упиваться вином; видев многих, никого не нашел я подобных упивающемуся.


Монах, который хвалится своей крепостью, – первый безумец; стыд и укоризна монаху – хвалиться собственной своей силой: Хвалящийся хвались Господом

Загрузка...