Первый признак ума есть просторечие.
Из двух возможных слов всегда выбирайте самое простое.
Если мысль нельзя выразить простыми словами, она ничтожна и её надо отбросить.
Правдивая речь проста.
Вырази ложную мысль ясно, и она сама себя опровергнет.
Ясность – главное достоинство речи.
Ясность – лучшее украшение истинно глубокой мысли.
Ясность – это высшее проявление вежливости для тех, кто пользуется пером.
Мне очень нравился метод Пушкина по отношению к его сочинениям. Он подвергал их самой строгой собственной критике, пользуясь охотно замечаниями других литераторов. Затем он беспощадно вымарывал в своих сочинениях излишние слова и выражения, а также слова и выражения сколько-нибудь натянутые, тяжеловесные. От такой вычистки и выработки его сочинения получали необыкновенную чистоту слога и ясность мысли.
Кто ясно думает, тот ясно пишет.
Главное достоинство языка – в ясности.
Язык – это дисциплина ума.
Слова должны иметь смысл.
Выражаться кое-как, значит, и мыслить кое-как.
Если говоришь, говори с толком, если зовешь, зови по делу.
Если долго повторять одно и тоже слово, то исчезает его смысл, утрачивается его значение, тогда только слышатся звуки, за которыми уже ничего нет.
Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена.
Берегитесь изысканного языка. Язык должен быть прост и иящен.
Существуют также неловкости речи, употребление слов и выражений, которых самым тщательным образом следовало бы избегать, коверканье языка, дурное произношение, всем надоевшие и иэбитые пословицы, свидетельства того, что человек привык бывать в низком и дурном обществе. В самом деле, если вместо того, чтобы сказать, что у людей бывают разные вкусы и у каждого человека свой, ты разрешаешься пословицей и скажешь: «Всяк молодец на свой образец» или «У всякого скота своя пестрота», люди вообразят, что ты всю жизнь провёл в обществе одних только горничных и лакеев.
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.
Где тёмен стиль, там царствует заблуждение.
Ясный стиль – вежливость литератора.
Талант автора заключается в умении передавать сложные чувства в простых выражениях.
Обычно думают, что стиль – сложный способ выражения простых вещей. На самом деле это простой способ выражения вещей сложных.
Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребёнку, вы сами этого не понимаете.
Учитель – это человек, который может сделать трудные вещи лёгкими.
Искусство слушать почти равносильно искусству говорить.
Из всех искусств, которым стоит научиться, – умение слушать. Слушайте очень внимательно. Не будьте безразличны, не слушайте других так, будто хотите, чтобы они замолчали.
Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать.
Внимательный слушатель вдохновляет оратора.
Только умея слушать и отвечать, можно быть хорошим собеседником.
Кто даёт ответ, не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
Прежде, нежели исследуешь, не порицай; узнай прежде, и тогда упрекай. Прежде, нежели выслушаешь, не отвечай, и среди речи не перебивай.
Итак, напротив, сначала нужно помочь страждущим изложить свои жалобы и ласково выслушать их и выразить им своё сочувствие и полное понимание. При помощи этой уловки вы завоюете их доверие и сможете пойти дальше и посредством легкого и неприметного отклонения в сторону перейти к речам и более твердым и более пригодным для исцеления тех, кто удручен своим горем.
Когда Мартин Бубер был еще подростком, с ним произошел случай, определивший его философское мировоззрение на всю жизнь. Однажды в дом Буберов забрел человек, который выглядел удрученным и явно хотел кому-то излить свою душу. Родителей на месте не оказалось. Юный Мартин был вежлив с посетителем, но в тот момент его более занимало школьное сочинение, работу над которым пришлось прервать. Гость, почувствовав себя лишним, откланялся и ушел. Спустя несколько дней Мартин узнал, что этот человек покончил жизнь самоубийством.
Впоследствии, став одним из самых знаменитых религиозных мыслителей ХХ века, Бубер корил себя за то, что не поговорил со случайным гостем и, по его словам, «не ответил на вопросы, которые остались незаданными», – быть может, это предотвратило бы трагедию.
Слух – главный инструмент врача. Умение слушать – его главный навык.
А знаменитый американский кардиолог Бернард Лаун (Bernard Lown), подводя итоги своей шестидесятилетней практической работы, сказал: С течением лет моё врачевание улучшилось. Главным элементом этого было выслушивание пациента с сочувствием. Чем больше сочувствия, тем больше пациент раскрывается, и тем больше мы понимаем, чем больше мы понимаем, тем больше пациент раскрывается.
Учитесь слушать. Умение слышать другого человека – не просто вежливость – это ум.
Для этого ведь надо душу,
Не только выдержку иметь:
Не каждого попросишь слушать,
Ведь слушать надобно уметь.
Не всякий умеет слушать человека. Иной слушает слова, понимает их связь и связно на них отвечает. Но он не уловил «подголосков», «теней звука» «под голосом», – а в них-то, и при том в них одних, говорила душа.
«Человек о многом говорит с интересом, но с аппетитом – только о себе» (Тургенев). Сперва мы смеемся этому выражению, как очень удачному… Но потом (через год) становится как-то грустно: бедный человек, у него даже хотят отнять право говорить о себе…
Я, напротив, замечал, что добрых от злых ни по чему так нельзя различить, как по выслушиванию ими этих рассказов чужого человека. Охотно слушают, не скучают – верный признак, что этот слушающий есть добрый человек. С ним можно водить дружбу. Можно ему довериться. Но не надейтесь на дружбу с человеком, который скучает, вас выслушивая: он думает только о себе и занят только собою. Столь же хороший признак о себе рассказывать: значит, человек чувствует в окружающих братьев себе. Рассказ другому есть расположение к другому.
Очередь на диспансеризацию. В кабинет врача вошел мой приятель и долго не выходит Наконец вышел. Я к нему:
– Ты чего там застрял?
– Понимаешь, это тот редкий случай, когда я могу хоть что-то рассказать о себе.
Ужасно любит человек пожаловаться и погоревать на свои несчастья человеку влиятельному и солидному, а пуще всего генералу.
Красна речь слушаньем, а беседа смиреньем.
Послушает мудрый, и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы.
Добро того учить, кто слушает.
Говорят, что хорошие собеседники – хорошие слушатели.
Будь первым, когда надо слушать, и последним, когда надо говорить.
Не старайтесь прервать, когда вас расхваливают. Будьте вежливыми, скромными и терпеливыми. Позвольте людям высказаться.
Мало говори: больше услышишь.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.
Ибо сказано в Писании: «Слыша, мудрец будет мудрее, и разумный будет обладать кормилами».
Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает рот, тому беда.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен.
Многословие – знак невежества.
Страшись безудержно болтать языком,
Скажи лучше слово одно, но с умом.
Если одно слово не образумило, не образумят и десять тысяч.
Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую думать хорошо.
Много говорить и много сказать – не одно и тоже.
А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны.
Во время словесной молитвы мы говорим с Богом, во время умственной – Он говорит с нами.
Где мало слов, там вес они имеют.
Будьте кратки: верное средство заставить слушать себя – это сказать многое в немногих словах.
Говори главное, многое в немногих словах.
Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно.
Умею коротко говорить о длинных предметах.
Тот истинный мудрец, кто многое может сказать коротко и ясно
Острый язык – дарование, длинный язык – наказание.
Часто ораторы наверстывают длиною то, чего не хватает у них в глубину.
Величайшее из достоинств оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.
Истинное красноречие – это умение сказать всё, что нужно, и не больше, чем нужно.
Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай, что говоришь
Дипломат – это такой человек, который два раза подумает, прежде чем ничего не скажет.
Беда тому, кто говорит все, что может сказать.
Лишняя соль портит пищу, лишнее слово – речь.
Не все сказывай, что помнится.
Тогда слово – слово, когда вовремя сказано.
Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для неё неподходящий момент.
Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня.
Прочее все отложить и сказать в подходящее время.
Добрый человек говорит мало.
Об одном следует глворить, о другом молчать.
Воздержанность и распущенность проявляются не только в поступках, но и словах.
Много слов – много ошибок.
Лучше не договорить, чем переговорить.
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
На Востоке для спокойного обдумывания иногда скрывают знания, чтобы иметь возможность прослушать одну и ту же речь – сперва на чужом языке, потом на своём.
Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чем-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчания, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
Некто сказал:
– Я часто раскаивался в том, что говорил, но редко сожалел о том, что молчал.
Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается, что говорил слишком много.
Никогда не давай лишней информации о себе, если этого можно избежать. Ибо невозможно проконтролировать, кто и как это использует.
Один раз не сумеешь сдержать язык – целый год не сможешь уладить последствия.
Пока слово не произнесено, оно – узник того, кто собирался его сказать. Когда же слово сказано, его пленником становится тот, кто произнёс его.
Слово, удержанное тобою, – раб твой, слово, вырвавшееся у тебя, – господин твой.
Выпущенное слово не поймаешь.
Человеку нужно два года, чтобы научиться говорить и шестьдесят лет, чтобы научиться держать язык за зубами.
Не стыдно молчать, когда нечего сказать.
Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт.
Как не пожелать, чтобы негодяй был ленивцем, а глупец – молчальником.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
Молчание – наряд умного и маска глупца.