Перед тем как начать обсуждение отношения суфиев к собакам, позвольте мне предварить этот текст цитатой из Али ибн Аби Талиба, одного из наиболее влиятельных суфийских наставников:
Счастлив тот, кто ведет жизнь собаки!
Ибо у собаки есть десять качеств, которыми надлежит обладать каждому верующему.
Первое: положение собаки низко среди других существ.
Второе: собака является нищей, не имея никаких материальных благ.
Третье: вся земля – место ее отдохновения.
Четвертое: большую часть времени собака проводит голодной.
Пятое: собака не покинет своего хозяина даже после того, как получит сотню ударов плетью.
Шестое: она оберегает своего хозяина и его друга, врага отгоняет, а друга пропускает.
Седьмое: ночью она никогда не спит, а охраняет своего хозяина.
Восьмое: она исполняет большую часть своих обязанностей молча.
Девятое: она довольствуется тем, что дает ей хозяин.
И десятое: когда она умирает, не оставляет наследства.
В другом месте Али сказал: «Среди собак благое обнаруживается только в охотничьих и пастушьих собаках».
Из второй цитаты следует два вывода.
В исламе и суфизме знание и обучение столь важны, что даже обученная собака рассматривается как ценный пример, достойный подражания – в противоположность необученной и тем самым не представляющей ценности собаке.
Суфийский мастер, наставляя людей, использует аналогию с собакой, чтобы пояснить свою мысль о том, что в ответ на поддержку, исходящую от общества, люди должны служить данному обществу и способствовать его процветанию. Бездельник похож на бесполезного бездомного пса, в то время как деятельный человек, подобно псу, который приносит пользу, ценен для общества и заслуживает уважения.