В христианском понимании старец – это опытный духоносный наставник, обладающий духовной мудростью и благодатной силой помогать приходящим к нему молитвой и советом, бережно раскрывая в каждом образ Божий теми средствами, которые созвучны именно его духовному устроению и возрасту.
Нечаянная радость
Истинная радость, действительно, бывает нечаянной, то есть неожиданной. Такую радость испытываешь при чтения рассказа Эйно Кяйвяряйнен Со старцем на Афон. Судя по названию, можно предположить, что это путевые заметки, обладающие традиционным описательным содержанием «хождений». Однако рассказ раба Божьего (р. Б.) Иоанна показался мне глубоко духовным, необходимым в наше время произведением, отвечающим на при зыв Н. В. Гоголя: «Я писатель, а долг писателя не одно доставление приятного уму и вкусу; строго взыщется с него, если от сочинений его не распространится какая-нибудь польза душе и не останется ничего в поучение людям».
Не назову этот рассказ строгим поучением, которое и не по чину автору, также не соглашусь с определением жанра – рассказ, скорее, это повесть, которая излагается неспешно в компании единомышленников, в темпе поступательного движения, не ускоряемого современными средствами передвижения. Скорость рассказа сродни скорости раздумий, приуготовлений к трудностям.
Очень дальнее и длительное путешествие из Петрозаводска на Афон, выпавшее на долю двух паломников, один из которых протоиерей почтенного возраста, лёгким не назовёшь. Хотя произведение читается легко, кажется, что подлинные, созданные на основе дневниковых записей автора воспоминания, благословлённые отцом Владимиром, излучают свет, которым пронизан был путь паломников. Это и свет греческого солнца, и свет лучезарного тёплого греческого моря, и путеводный свет святой земли Афона – удела Пресвятой Богородицы. Пронизано повествование Светом Её присутствия: Она присутствует в образах посвящённых Ей икон, в благоухании и окружающей красоте. Автор отмечает путь паломничества великими Чудотворными Её образами: «Нечаянная Радость»,«Скоропослушница»,«Алтарница» и другими. Богоматерь, кажется, ведёт паломников и нас, мысленно следующих за ними, по пути духовного творчества, по дороге, проторяемой молитвой.
Духоносный батюшка – старец Владимир, духовник Петрозаводской епархии – тот проникновенный, искренний молитвенник, которого слышат Небесные силы и помогают, и выручают в сложных ситуациях. В повествовании почти нет диалогов, но есть духовное, невербальное общение: двух главных героев рассказа между собой, батюшки с афонскими монахами, которые без слов понимают нужды русских паломников и откликаются на них.
Автору удаётся создать реалистическую картину паломничества через ёмкие художественные образы. Например, такая деталь, что в монастыре все двери без замков, способствует созданию образа людского душевного соседства, доверия и взаимопроникновения. Или определение «родное»: этим словом, сказанным о Карельской земле и относительно русского на греческой земле монастыря Святого великомученика и целителя Пантелеимона, создаётся родственная связь далёких в географическом плане, но близких по духу пространств.
Отец Владимир волнуется не о себе и своём спутнике, а о том, чтобы успеть помянуть всех, кто означен в его записках, большое количество которых священник взял с собой в паломничество. И потому каждый день он служит панихиды на монастырском кладбище, поминая своих северных земляков.
На страницах повествования встречаются не столько духовные мысли, сколько прославление и благодарение Бога, восхищение неизбывным Его милосердием. В рассказе о паломничестве на Афон автор показывает отца Владимира в разумной целомудренности, как духоносного старца, как боголюбивого и милосердного к людям священника, как реального в силе и слабости человека – митрофорного протоиерея Владимира Кадыкова († 2018), который, как говорит автор, «обладал прозорливостью и рассудительностью, но главное, он любил людей и учил этой любви всех нас». Петрозаводская паства очень почитает отца Владимира. И я, епархиальный архиерей, исповедовавшийся у отца Владимира, разделяю все добрые чувства почитателей этого духоносного пастыря, который является примером для молодых священников.
Повествование Эйно Кяйвяряйнен можно назвать не только «хождением» в Землю Греческую, но и образом «хождения перед лицом Божиим», образом жизни, о котором сказано: «непрестанно молитесь!» (1 Фес. 5:17). Это не образовательное произведение, но такое, о котором можно сказать словами св. Апостола Павла: «Мы все имеем знание, но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8: 1–3). Произведение одаривает просветляющей людские души любовью, что очень важно в нынешние времена ее оскудения, заставляет читателя соотнести свой образ жизни с высокодуховным бытием реального человека.
С благословением,
Митрополит Петрозаводский и Карельский Константин
Митрофорный протоиерей Владимир Германович Кадыков, который с 2002 года и до своей кончины 24 сентября 2018 года служил в Александро-Невском кафедральном соборе города Петрозаводска и был духовником Петрозаводской и Карельской епархии, родился в Костроме 4 июля 1936 года в семье служащего.
С восьми лет он был пономарём в храме, иногда исполнял иподиаконские послушания вплоть до своего отъезда на учёбу в Ленинградскую духовную семинарию (в настоящее время – Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви). Три года служил в рядах Советской армии, затем вновь вернулся в духовную семинарию.
В 1961 году, в год окончания семинарии, отец Владимир женился на Валерии Алексеевне Ярицевой (Кадыковой). Венчание совершалось в семинарском храме, а 21 мая 1961 года в Александро-Невской лавре викарный епископ Алексий (Коноплев) рукоположил Владимира Кадыкова в сан диакона.
9 сентября 1962 года по благословению епископа Костромского и Галичского Никодима (Руснака) в Костроме, в храме Спасителя в Запрудне, диакон Владимир был рукоположен во пресвитеры.
После чего отец Владимир был направлен в Казанский храм села Богородское, а через полгода стал служить священником в Спасо-Преображенском Макариево-Писемском женском монастыре (историческое название – Макариева на Письме Спасо-Преображен- ская мужская пустынь), где и прослужил до конца марта 1968 года. По ходатайству митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, по семейным обстоятельствам был переведен штатным священником в Крестовоздвиженскую церковь города Петрозаводска, где прослужил 26 лет.
О духовной помощи батюшки Владимира можно узнать из поучительных рассказов не только прихожан петрозаводских храмов, но и других уголков России, и даже из-за границы. Эти истории поражают проявлением неиссякаемой духовной силы, которой обладал этот, казалось бы, физически немощный человек Божий, отец Владимир, или как его с любовью называют в народе – «старец». Молитвенно батюшка всегда был с теми, кто просил его помощи или благословения. Одной из таких историй хотелось бы поделиться.
С уважением, Эйно Кяйвяряйнен