Юля всегда считала себя стеснительной, но это не значит, что она избегала общества. У неё были подруги, с которыми она время от времени встречалась, ходила в кафе, на выставки, гуляла. У них были любимые места, они любили делиться впечатлениями от книг и фильмов – им было просто хорошо вместе!
Поэтому когда через неделю после свадьбы подруга Аня пригласила её в Ботанический сад, Юля начала радостно собираться.
– Куда это ты? – спросил Артём.
Она объяснила.
– А мужчины там будут?
– Какие мужчины? – не поняла Юля. – Нет, ну там все гуляют, и мужчины и женщины, но нам-то с Аней до них дела нет. Мы любим просто побродить, поболтать…
– Аня? Такая рыжая, та, что за свадебным столом просто не закрывала рта?
– Почему это? – обиделась за подругу Юля. Она знала Аню много лет как интересного человека, с которым всегда есть о чём поговорить, но сейчас под влиянием слов мужа отметила, что подруга действительно чересчур активная. – У неё от природы громкий голос, вот и всё.
– Любит командовать, да? Бой-баба?
– Да что ты придумываешь? Она моя хорошая подруга, незачем о ней говорить в таком… тоне.
– О, извини! – Артём поднял руки, будто сдаваясь. – Конечно, не буду. Я просто немного разочарован, потому что рассчитывал все выходные провести вместе…
– Ну я же часика на два, не больше!
– Нет, я тебя не держу. Иди, если хочешь. Я, конечно, иначе это всё представлял. Думал, жена должна любить своего мужа.
– Тёмочкин…
– Я же говорю: иди, я тебя не держу.
Юля чувствовала себя так, словно по незнанию совершила ужасную ошибку. Неужели Артём её не простит? Но что же тут прощать? Она не знала, но попросила прощения – на всякий случай.
Считается, что любящие должны быть сосредоточены друг на друге, и домашний тиран пользуется этим представлением. Изолировать свою жертву от всего остального мира – вот к чему он стремится. Таким образом его власть и контроль становятся безграничными. Всякий посторонний человек – носитель иного взгляда на ситуацию, а это ему ни к чему, ведь если его женщина получит альтернативную точку зрения, эти события будут развиваться по другому сценарию, не им написанному. Кроме того, лишая свою жертву связей с друзьями и родственниками, абьюзер заранее лишает её поддержки на случай, если она захочет от него уйти.
Чтобы добиться этого, он может утверждать, что её родственники и друзья:
• недостойны её;
• завидуют ей;
• слишком глупые;
• слишком умные;
• слишком феминистичные;
• слишком консервативные;
• тянут её назад, в своё болото;
• внушают ей безумные, вредные для семейной жизни идеи.
Если женщина и после этого не желает «раззнакомиться» со своим прежним окружением, абьюзер может действовать с другого конца. Например, ходить вместе с ней в гости к её друзьям, но вести себя так неприятно, что их просто перестанут приглашать. Или ревновать ко всем мужчинам из числа её друзей. Или устраивать скандалы из-за каждого выхода из дома (как же, это ведь несанкционированное мероприятие!). Женщина из боязни разгневать своего мучителя замкнётся в себе, перестанет общаться с кем бы то ни было. Ну и, наконец, прямой и незамысловатый способ – запрещать видеться с теми, кто ему не подходит.
В период пандемии коронавируса все профильные НКО (Некоммерческие организации) отметили рост обращений, связанных с домашним насилием.12 Если в парах, где присутствует абьюз, в обычное время женщина может скрыться хотя бы на работе, то в замкнутом пространстве возрастает риск насилия – и психологического, и физического.
Стремление изолировать партнёршу, закрыть её от всего мира может проистекать и из ревности. Ревнивец находит почву для подозрений буквально во всём: нашла старых друзей – возобновляет прежние любовные связи, общается активно с коллегами – пытается кого-то заинтересовать, подписалась на блогера, комментирует его – ищет способ познакомиться, читает роман – фантазирует на эротические темы, а потом пойдёт воплощать фантазии в жизнь с первым встречным… Кажется, что я преувеличиваю, но нет: упоминаемый ранее Ланди Банкрофт приводит в своей книге «Почему он это делает» пример того, как участник его терапевтической группы для домашних насильников обвинил свою жену в том, что она каким-то образом занялась сексом в лифте на работе, хотя при детальном разборе представившейся ему картины сам же признал её совершенно невероятной и алогичной.
Типичный для ревнивого абьюзера ход мыслей демонстрирует у Льва Толстого (автор, к слову, вложил много личного в этот образ) герой «Крейцеровой сонаты» Василий Позднышев:
Одно из самых мучительнейших отношений для ревнивцев (а ревнивцы все в нашей общественной жизни) – это известные светские условия, при которых допускается самая большая и опасная близость между мужчиной и женщиной. Надо сделаться посмешищем людей, если препятствовать близости на балах, близости докторов с своей пациенткой, близости при занятиях искусством, живописью, а главное – музыкой. Люди занимаются вдвоём самым благородным искусством, музыкой; для этого нужна известная близость, и близость эта не имеет ничего предосудительного, и только глупый, ревнивый муж может видеть тут что-либо нежелательное. А между тем все знают, что именно посредством этих самых занятий, в особенности музыкой, и происходит большая доля прелюбодеяний в нашем обществе.13
В общем, закрыть и не пускать! Самое главное будет происходить там, за крепко запертыми дверьми.