Советские специалисты всегда ценились за рубежом. И тут я имею в виду не Анголу, Конго и другие развивающиеся страны, где советские специалисты были, в основном, с автоматами и на танках, а другие страны, развитые – США, Германия, Канада и т. д.
В первую очередь потому, что у советского человека руки росли откуда надо. И, в условиях тотального дефицита, советский человек мог найти способ заставить работать сколь угодно убитое оборудование. То, что на Западе было дешевле выкинуть, советский человек мог починить, потому как замену на исторической родине купить нереально, только достать. Вот и приходилось чинить доступными, дешевыми способами, проявляя изворотливость ума. Голь, как известно, на выдумки хитра!
Отдельная каста – ювелиры. Рассказывали историю, что в 1990-х годах один ювелир из уже бывшего СССР мигрировал в США. Там, в стране загнивающего капитализма, мастер получил заказ на кольцо, непременно – ручной работы, которая на Западе хорошо ценится. Памятуя о том, что есть еще кое-что, что ценится во все времена и в любой точке географии – репутация, ювелир превзошел самого себя. Не спал ночами, но точно в срок сделал кольцо, сравнимое с работами самого Фаберже – завитки, тончайшая филигрань, линия к линии… но заказчик остался недоволен! Мол, чего вы тут меня дурите? Никто такого руками не сделает! Не может быть у человека такого глазомера и такой твердой руки, чтобы изделие было настолько идеальным! И никто не смог переубедить клиента.
Впрочем, в самом СССР с ювелиркой все было гораздо проще. Люди выстаивали огромные очереди, чтобы купить золотое колечко с камушком за совершенно дикие деньги – 400—800 рублей. Это ж мотоцикл можно было купить! Такие изделия передавались от матери к дочери, а 1990-х годах, в эпоху демократических преобразований, когда советские граждане открыли свои шкатулки и понесли золото в ломбарды, оказалось, что Родина-Мать обдурила своих верноподданных строителей коммунизма, впарив не рубины и александриты, а искусственные корунды. По сути – стекляшки, которые ничего не стоят.
Такие ювелирные поделки были у одной семьи, причем семьи геологов, которые прекрасно понимали, что покупают, но… все покупали! Да и выбора особого не было. Или золото с красным стеклом, или золото с фиолетовым стеклом. В 1960-х годах скопился целый комплект – перстень, сережки, браслет, брошка, кулончик. Как это водится – со временем все досталось дочери, которая мигрировала в Германию и вот уже там, в Германии, история и получила неожиданное продолжение – в начале 2000-х квартиру дочери выставили. Украли многое, включая и комплект со стекляшками.
Прибывшие полицейские, увидев растерзанную шкатулку, поинтересовались – что в ней лежало. И ответ – копеечная бижутерия, имеющая, скорее, ценность, как память, их не удовлетворил. Закон, как говорится, порядка требует. Тем более – у щепетильных немцев.
На счастье, у эмигрантки нашлась фотография матери с тем самым гарнитуром. По этой фотографии на грабителя и вышли. Преступником оказался владелец квартиры, которую снимала женщина. Решил по-быстрому сбагрить украшения в скупку по бросовой цене, на чем и попался.
Но на суде удивились все. И дама, мигрировавшая в Германию. И воришка. Эксперт очень дорого оценил художественную ценность, высокое качество и ручную работу «рубинового комплекта»!
Знал ли неизвестный мастер, который когда-то очень давно, в 1960-х годах гнал на заводе ширпотреб, что в XXI веке его работу назовут гениальной? Вряд ли…
Но все, кто участвовал в процессе, потом долго шептались, насколько же зажрались эти русские, если украшения, стоящие целое состояние, называют копеечной бижутерией!