Тем временем наследная принцесса Боралиса немного подросла. Когда ей исполнилось четыре года, королева решила серьезно поговорить о ней с мужем:
– Ваше величество, я считаю, что для нашей дочери было бы полезно общение с другими детьми.
– Она ведь еще плохо разговаривает. Брать ее на балы или пиры слишком рано.
– Я не о балах. У ваших друзей тоже есть дочери, почти ровесницы принцессы.
– Родители вряд ли отпустят таких маленьких детей жить вдали от дома, пусть и в королевском дворце.
– Возможно, ваши друзья могли бы ненадолго приходить вместе с дочками, когда собираются на совет?
– Хорошо, я спрошу, но заставлять никого не буду.
Никто не отказал королю. На следующую встречу они решили взять с собой дочек и их горничных.
Принцесса Виолина была подвижной и жизнерадостной девочкой. Внешность у нее была обычной. Если бы не дорогие наряды, большинство прошло бы мимо, не обратив на нее внимания. Старшая дочь генерала Полеля – заметно крупнее остальных, добрая и заботливая. Младшая дочь волшебника Заряна – спокойная и замкнутая. Двоюродная сестра принцессы и дочь министра иностранных дел Милуна, наоборот, была очень любопытна и любила быть в центре внимания.
У Полели и Виолины не было старших братьев и сестер, так что пообщаться и поиграть с другими девочками им было особенно интересно. Они с радостью согласились провести немного времени вместе. У Заряны было две старшие сестры и брат, но она редко участвовала в их играх из-за разницы в возрасте. Она предпочитала играть одна или наблюдать за уроками волшебства, которые давал ее отец дома и своим детям, и нескольким другим ученикам. Отцу пришлось ее уговаривать:
– Тебе позволено посещать королевский дворец и играть с принцессой. Это большая честь. Поедешь завтра со мной.
– Я знаю мало игр, в которые можно с кем-то играть. Сестры в играх намного лучше разбираются. Разве не лучше взять кого-то из старших сестер?
– Лучше, но принцесса твоего возраста, так что поедешь ты.
– А могу я вместо этого просто тихо посидеть в своей комнате?
– Тебе ведь нравится волшебство? – задал Мудрослав вопрос, ответ на который прекрасно знал.
– Да, очень нравится.
– Как ты думаешь, волшебник все может?
– Нет. В сказках часто бывает так, что волшебник не может что-то сделать.
– И кто ему тогда помогает?
– Иногда люди, а иногда – животные. В одной сказке дерево помогло.
– Ему помогают друзья. Если бы это была просто принцесса, нашлось бы много других девочек, которые захотят к ней поехать. Но она – еще и дочка моего друга. Поэтому я хочу, чтобы вы тоже подружились и помогали друг другу.
– Как в сказках?
– Да, как в сказках.
– Хорошо, я поеду.
Милуна, наоборот, согласилась сразу, но по озорному огоньку в ее глазах отец понял, что могут возникнуть сложности. Он предупредил:
– Король – мой брат, но он главнее меня. Он – самый главный в королевстве. Главной в этих играх будет принцесса, а не ты.
– А если она не захочет? Я ведь на полгода старше, – сразу надула губки дочка.
– Тогда она все равно будет главной, а ты сделаешь то, что она скажет. Разумеется, если твоя горничная разрешит.
– Значит, моя горничная главнее принцессы? – с надеждой спросила Милуна.
– Это временно. И еще запомни, что горничная принцессы главнее твоей.
– Тогда это совсем неинтересно.
– С друзьями бывает интересно даже тому, кто не самый главный. Я хочу, чтобы ты в этом убедилась. Король всегда будет главнее тебя, а тебе всегда будет интересно с друзьями.
– Хорошо, я попробую не быть главной, – все еще грустно согласилась девочка.
Родители зря беспокоились, что что-то пойдет не так. Вместо того, чтобы объяснять четырехлетним детям сложные вещи о том, кто кому подчиняется и почему, королева изящно обошла эту сложность. Горничные во дворце были очень опытными. Королева приказала им подбирать такие игры, в которых участвовали бы все дети и не было главных. Постепенно девочки сдружились и с нетерпением ждали следующей встречи.
Прошел год. Однажды в начале августа король взял Виолину с собой в имение своего брата Радимира с условием, что она не будет мешать. Это был первый выезд принцессы за пределы дворца. Поездка была недолгой – в имение недалеко от столицы.
За окном было много интересных и непонятных вещей. Подданные кланялись, так что она не видела их лиц. Зато она заметила, что у большинства из них одежда не такая красивая, как во дворце. В одном из переулков принцесса увидела детей бедняков – худых, грязных и в рваной одежде. Она уже повернулась к отцу, чтобы спросить об этом, но увидела, каким серьезным было его лицо, и вспомнила свое обещание не мешать.
Игры с Милуной были обычными. Горничным уже не нужно было их организовывать – девочки давно запомнили все правила. Только почему-то они не были для принцессы такими веселыми, как раньше. Увиденное в городе не давало Виолине покоя.
– Ты что-то знаешь о грязных детях? – спросила она шепотом у Милуны.
– Конечно знаю, – засмеялась подружка. – Их надо помыть!
– Нет, ты не поняла. Я про тех, которые в городе, – настаивала принцесса уже вслух.
– О чем это вы, ваше высочество? – обеспокоенно спросила горничная принцессы Сташа.
– Я видела в городе грязных детей в рваной одежде. Взрослые проходили мимо, как будто это нормально! – взволнованно выпалила Виолина.