Часть 1. Разбираемся

1. Почему мы любим кино

Кино – один из самых молодых видов искусства. Оно появилось в 1895 году.

За это время оно прошло путь от ярмарочного развлечения, которое презентовали в подвале парижского кафе, до одной из самых влиятельных составляющих современной жизни.

Как это случилось?

1. Кино универсально

Оно совмещает максимальное количество художественных приемов, недоступных другим видам искусства.

Хорошая книга ложится в основу сценария.

Актеры играют театрализованное представление.

Музыка становится саундтреком.

Хороший оператор всегда художник…

Возьмем роман Марио Пьюзо «Крестный отец». Фильм помимо отличного сюжета может предложить зрителю блистательную игру Марлона Брандо и Аль Пачино, музыку Нино Рота, атмосферные костюмы и виды Нью-Йорка и Сицилии… Кино объединяет различные виды искусства и задействует почти все наши органы чувств.

В последнее время лишь компьютерные игры могут потягаться с кинематографом в универсальности. У них есть преимущество: они интерактивны, поэтому могут со временем стать популярнее кино (но кино и здесь пытается отыграться).

2. Кино легкодоступно

Это вид искусства, ориентированный на тиражируемость и массовое признание.

Сравните количество картинных галерей, библиотек и кинотеатров в городе-миллионнике.

Даже в городе с десятком тысяч жителей есть кинотеатр.

В отличие от театра, кино не требует личного присутствия. Его можно посмотреть дома или в дороге.

3. Кино – это недорого

Кино доступно за небольшие деньги или даже бесплатно. Билеты на концерт, аншлаговый спектакль или долгожданную выставку обходятся в разы дороже.

Для просмотра не потребуется навороченное оборудование – достаточно компьютера, телевизора или даже смартфона!

Кино – это простой способ отвлечься от серых будней.

Разумеется, кино не заменит впечатлений, полученных, например, от путешествий, но при этом займет куда меньше времени и денег.

Даже не имея возможности ездить по миру, с помощью кино вы можете посмотреть мир вместе с героями картин «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Вокруг света за 80 дней» или «Путешествие Гектора в поисках счастья»…

Многие люди, приезжая в разные города мира (Париж, Нью-Йорк, Лондон…), в первую очередь узнают их по просмотренным кинофильмам.

А не самые популярные изначально локации после съемок нередко становятся центром притяжения туристов, как, например, Новая Зеландия после выхода «Властелина колец» Тунис, где Джордж Лукас частично снимал «Звездные войны» или штат Вашингтон в США, места неподалеку от Сиэтла, ставшие прообразом городка Твин Пикс из одноименного сериала…

4. Кино – это просто и понятно

Да, конечно, есть и непростое для восприятия кино, существуют замечательные авторы Андрей Тарковский, Михаэль Ханеке и Пол Томас Андерсон. Но такое кино смотрит не очень много людей (а жаль).

А вот легкие комедии, крепкие боевики, слезоточивые мелодрамы популярны во всем мире, поскольку не требуют большого кинобэкграунда, принося удовольствие зрителю.

В большинстве случаев, чтобы смотреть и понимать кино, не нужно специальных знаний и навыков, трудозатрат. Даже не нужно уметь читать:)

Мы лично так не считаем, но многим определенные книги кажутся сложными и скучными. А вот когда их экранизируют, появляются простота, динамика, более захватывающий сюжет, новые повороты и новые герои. Это привлекает большое количество почитателей.

Вот сколько киноверсий «Трех мушкетеров» вы знаете? Мы – точно не меньше десяти… А сколько Анн Карениных, Шерлоков Холмсов и графов Дракул?

И многие экранизации прекрасны по-своему.

Для того чтобы заняться чем-то полезным для тела, например спортом, потребуется немало самодисциплины. А вот при просмотре кино она нужна лишь чтобы вовремя остановиться при просмотре очередной серии очередного сезона очередного сериала:)

5. Кино зрелищно

Студии используют передовые технологии и компьютерные спецэффекты, лучших режиссеров и актеров, чтобы продемонстрировать нечто, чего зритель никогда не видел. В киноиндустрии постоянно совершаются технологические прорывы – вспомните, какой восторг зрители испытывали на просмотре «Аватара».

Кинотеатры поддерживают нужные эффекты кино: современные системы звука, огромные экраны (IMAX высотой с пятиэтажный дом), 3D-эффекты, атмосфера развлечений…

Создание, например, блокбастера – это много-многомиллионные затраты и работа нескольких сотен, порой и тысяч людей, которые в течение нескольких недель, месяцев и даже лет (а иногда и десятилетия) вовлечены в производство и маркетинг фильма.

Уверены, вы не знали, что производство фильма 1997 года «Титаник» стоило дороже, чем строительство одноименного корабля: 200 млн долларов против 7,5 млн долларов (что с учетом инфляции в 1997 году составило бы «всего» (150 млн долларов).

Книги оживают благодаря вашему воображению и опыту. Кино усиливает их, часто заманивает фанатов книг – ведь всем интересно посмотреть, как экранизировали их любимое произведение. А вот обратная история встречается реже: если зритель сначала посмотрел фильм, ему зачастую неинтересно читать первоисточник.

Иван: А зря! Я сначала посмотрел две телеверсии «Войны и мира» а уже после решился на осознанное прочтение романа. Не увидев их, пожалуй, так и не решился бы.

Так что кино и книги могут выступать в связке (это пасхалочка для книги «Читай!»).

6. Кино разнообразно

Существует огромное количество жанров и их комбинаций, на любой вкус.

Фильмы позволяют пережить практически любую эмоцию, получить знания и вдохновиться.

Кино сегодня – это учитель, тренер, приятель и, поскольку оно обладает сильнейшим терапевтическим эффектом, даже врач.

Зачем смотреть кино и чему оно может научить, мы еще разберем в отдельных главах.

7. Кино как вишлист (список хотелок) – отличный мотиватор!

Фильмы отражают жизнь. Но как правило, они демонстрируют улучшенную версию жизни. Ведь нам часто хочется, чтобы «как в кино»…

Привлекательные актеры, живописные пейзажи, красивая жизнь…

Вдохновляет, когда герой в нужный момент находит идеальный ответ, встречает девушку мечты, справляется со своими сложностями, достигает своих целей… Масштаб проблем, их разрешение самыми невероятными способами подкупают даже трезвомыслящего зрителя.

8. Кино лучше рекламируют

Бюджет на продвижение фильма может быть сопоставим с бюджетом на производство и даже превышать его. А это порой десятки и сотни миллионов долларов!

Например, в 1999 году вышел фильм «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света». 22 000 долларов стоил сам фильм, и 25 000 000 долларов – маркетинг!

Киностудии идут на всяческие уловки для привлечения зрителей в кинотеатры: выпускают тизеры, трейлеры, делают фирменный мерч, запускают обсуждение в социальных сетях и на телешоу, продумывают скандальные пиар-кампании, везут главных звезд в тур рекламировать премьеру, устраивают закрытые показы и предпоказы…

Кино повсюду: его реклама смотрит на нас с рекламных щитов, звучит на радио, крутится в телевизоре. Еще до выхода в интернете разгораются жаркие дискуссии, где фанаты обсуждают фильм, критикуют выбор актеров и строят предположения о сюжете.

Разумеется, все это делается в первую очередь для того, чтобы эти затраты с лихвой отбить.

Показательна ситуация с фильмом «Человек-паук: Нет пути домой» когда авторы долгое время держали в тайне появление нескольких ключевых персонажей, лишь намекая на их появление. Трейлер фильма посмотрело более 70 млн человек. Как результат – картина попала в десятку самых кассовых фильмов всех времен с выручкой 1,8 млрд долларов.

Для создания театральной постановки или выпуска книги потребуется куда меньше ресурсов, да и выходят они с меньшей помпой (если это не заключительная книга про Гарри Поттера, но это скорее исключение из правила).

Кино обладает свойством эксклюзива, ведь очередную премьеру можно видеть на большом экране всего несколько недель, а, например, картины и скульптуры из музея никуда «не убегут» и создается ложное ощущение, что в «музей-то мы всегда успеем»…

В киноиндустрии США 1920-х годов работали поистине гениальные бизнесмены и провидцы, которые разглядели в ярмарочном развлечении огромный источник прибыли. Они первыми построили Голливуд – киноимперию, которая до сих пор остается самой влиятельной в мире.

Кинематографу уже больше 100 лет создают образ идеального досуга, отличного свидания и времяпрепровождения с семьей и друзьями.

И в ближайшем будущем вряд ли что-то изменится.

9. Кино дружелюбно

Смотреть кино удобно.

Можно включить и выключить в любой момент, смотреть частями или целиком.

Можно смотреть на разных языках, с субтитрами и без.

Можно смотреть на перемотке – а можно с первого кадра до последнего (некоторые фильмы и студии научили нас тому, что после окончания картины, кроме титров, еще могут показать микросюжет или даже два, намекающие на продолжение, или ролик о съемках фильма, или неудачные дубли)…

Можно сидеть на мягком диване, а можно одновременно с просмотром заниматься спортом или домашними делами.

С кино мы экономим время и силы.

Чтобы представить, как выглядит Прованс, надо прочитать несколько книг, посмотреть много фотографий. Или насладиться «Хорошим годом» Ридли Скотта.

Кинотеатры закупают удобные кресла, ставят игровые автоматы, продают еду и напитки, размещают кинозалы в торговых центрах, чтобы заинтересовать как можно большее количество людей.

Иван: Я, если честно, еду в кинозалах не очень одобряю, но понимаю, почему она многим так нравится, особенно детям. Это еще один инструмент, которым киноделы завлекают зрителей. Но хорошо, что в концертный зал с попкорном пока не пускают:)

10. Кино – источник заработка, самореализации, хобби

Особенно в наше время, когда создание фильма наконец-то может обойтись недорого, а для съемок достаточно иметь продвинутый смартфон. Именно так появились картина «Не в себе» Стивена Содерберга или пятичасовой фильм «Эрмитаж» Аксиньи Гог, снятый одним дублем!

Один из самых простых и базовых советов. Если вы хотите разбираться в кино, попробуйте снять собственный, хотя бы короткометражный проект. Так вы поймете всю сложность и особенности создания фильма.

Сейчас существует множество приложений для съемки и монтажа собственного фильма, нужно лишь придумать интересный сюжет.

Примеры кинозвезд и успешных кинорежиссеров, начинавших с таких любительских фильмов, доказывают, что все возможно.

Кино полезно в социальной жизни: это и тема для разговора, чтобы найти новых друзей, и способ блеснуть своими знаниями, проявить осведомленность.

Кино – не просто еще один популярный вид искусства, оно оказывает огромное влияние на нашу жизнь.

Индустрия кино обладает мощнейшими инструментами, которыми может воздействовать на человечество: отражать и порой искажать определенные смыслы, формируя у зрителя мнения по тому или иному поводу, будь то отношения между людьми, мировая история или жизненные ориентиры.

Поэтому так важно уметь разбираться в нем, тренировать и развивать в себе умение анализировать увиденное.

2. Зачем смотреть?

Зачем мы смотрим фильмы? Если коротко, есть несколько причин.

1. Отвлечься

2. Социализироваться

3. Вместе провести время

4. Научиться

5. Испытать эмоцию

6. Убить время

7. Получить время

Теперь детальнее.

1. Отвлечься

Иногда фильм нам нужен, чтобы отвлечься от чего-то, переключить/отключить мысли, психологически восстановиться, изменить/улучшить внутреннее состояние.

2. Социализироваться

Мы ходим в кинотеатры с друзьями или проводим вечером время с любимым человеком/семьей перед экраном.

Кино – отличный повод как для дружеских встреч, так и для романтических. Сколько первых поцелуев было в кино:)

3. Вместе провести время

Кино помогает создавать совместные ценные моменты жизни. «Сходим вместе в кино?» – думаем, каждый наш читатель говорил или слышал эту фразу:)

Игорь: У меня есть традиция: когда есть хороший фильм, мы с женой в субботу устраиваем киноужин. Готовим, а потом едим и смотрим – сочетаем приятное с приятным:)

Бывает, приглашаем гостей и киноужинаем с ними.

4. Научиться

Игорь: Меня часто спрашивают: «Какие фильмы посмотреть маркетологу (или продавцу)?»

Многие бизнес-тренеры в своих блогах или социальных сетях рекомендуют авторские подборки фильмов про сервис, продажи, управление, самомотивацию, преодоление или маркетинг.

Кино – не только развлекатель и отвлекатель, но и учитель.

5. Испытать эмоцию и получить удовольствие

Посмеяться. Поплакать. Сопереживать. Испугаться. Насладиться эстетикой… Когда смотришь фильмы, можно испытать много эмоций – и иногда сразу несколько одновременно.

Есть даже отдельное направление арт-терапии – кинотерапия. И специалисты могут порекомендовать вам посмотреть определенную подборку фильмов.

6. Убить время

Бывает, что мы смотрим фильм, чтобы просто убить время – например, в очереди, когда мы лежим в кровати во время болезни, в долгой поездке (метро, поезд, машина – пассажиром, конечно) или в самолете.

Лайфхак: готовьте фильмы/сериалы для просмотра перед долгим перелетом, такие, чтобы прямо от взлета до посадки на одном дыхании!

7. Получить время

Поставить мультфильм ребенку/детям – один из самых простых и надежных способов у родителей получить время для себя любимых.

Пожалуй, ничто не держит ребенка занятым так долго – можно успеть многое:)

А ради чего смотрите кино вы?

3. Как делают кино

Современное кино создается для двух целей: это либо бизнес, либо искусство (редко, но порой у фильма получается и то и другое).

В первом случае основная задача – принести прибыль, поэтому неудивительно, что главным человеком на съемочной площадке такого фильма становится продюсер (именно он, к слову, получает премию «Оскар» за лучший фильм года).

Такое кино делается по типовым схемам с понятным контекстом и художественными приемами. Продюсер управляет денежными потоками:

– составляет смету и ищет финансирование (а иногда и сам является основным инвестором);

– контролирует расходование средств;

– «продает» фильм дистрибьюторам и зрителям.

В его задачи входит изучение сценариев и поиск режиссера, договоренности с киностудией и съемочной группой, руководство маркетинговой кампанией.

Во втором случае фильм поднимает важные жизненные вопросы и создает нечто уникальное, показывая ту или иную проблему с оригинальной точки зрения. Такое кино считается авторским, и главным на площадке подобного кино является режиссер.

Но вне зависимости от целей, найдя интересный проект, продюсер или режиссер организуют производство, которое можно разбить на три-четыре важных этапа.

Пре-продакшн (pre-production)

Иногда выделяют предподготовительный и просто подготовительный периоды.

Подготовка к съемкам занимает от пары месяцев до нескольких лет в зависимости от масштаба будущего фильма.

Чем тщательнее все продумано, тем легче, дешевле и быстрее пройдут сами съемки. В рамках пре-продакшна:


ищется финансирование

Продюсеры составляют смету всех расходов и привлекают необходимый для съемок бюджет.

Фильм может искать финансирование не один год. Деньги выделяют киностудии из собственных и заемных средств, иногда кино спонсируется государством.

На сегодня самыми дорогостоящими фильмами являются кинокомиксы «Лига справедливости Зака Снайдера» с бюджетом 370 млн долларов и «Мстители: Финал» с бюджетом 356 млн долларов. И это без учета стоимости рекламных кампаний!


выбирается съемочная группа

Чем масштабнее фильм, тем, как правило, больше людей задействовано в его производстве.

Иногда один человек выполняет сразу несколько функций на съемках. Джеки Чан даже установил рекорд, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса: в создании фильма «Доспехи Бога – 3: Миссия Зодиак» он поучаствовал как актер, режиссер, продюсер, боевой хореограф, композитор и даже ответственный за питание съемочной группы…

Режиссер и актеры работают за фиксированный гонорар, но иногда получают процент от кассовых сборов фильма. Так, Киану Ривз заработал свыше 200 млн долларов за трилогию «Матрица» а режиссер Джеймс Кэмерон – более 350 млн долларов за «Аватар».

Мэтт Дэймон считается главным «неудачником» мира кино, поскольку отказался сниматься в том же «Аватаре» хотя ему предлагали 10 % кассовых сборов (что составило бы 270 млн долларов).

Иногда роли в сценарии пишутся с прицелом на определенного актера. Например, Эльдар Рязанов видел в «Служебном романе» исключительно Алису Фрейндлих, без которой фильм, как он говорил, не мог состояться.

Но чаще для подбора ключевых героев организуется кастинг, где актеров просят сыграть часть сцен будущего фильма. Этот процесс может занимать значительное время: например, на роль главного героя в австралийском фильме «Лев» пробовалось 4000 претендентов.

По итогу прослушивания неизвестный артист может проснуться популярным во всем мире. Это произошло с Мэлом Гибсоном, случайно попавшим на кастинг «Безумного Макса».

Для выполнения опасных трюков приглашают специально обученных каскадеров, и порой они становятся настоящими звездами, как было с тем же Джеки Чаном.


дорабатывается сценарий

Объем сценария полнометражного фильма составляет 100–120 страниц A4.

Изначально пишутся драфты, то есть черновые наброски. В процессе съемок они могут правиться десятки раз, учитывая все новые комментарии продюсеров, режиссеров и актеров.

Иногда сюжет меняется до неузнаваемости. Например, «Маска» задумывалась как хоррор в духе оригинального комикса, но в итоге стала эксцентричной комедией с Джимом Керри.

А случается так, что работу над картиной и вовсе начинают без готового сценария. Так, в «Касабланке» многие реплики героев придуманы по ходу съемок, а финал у истории появился только под конец. То же было и с отечественной «Кавказской пленницей» сперва состоявшей из двух новелл. Леонид Гайдай поощрял экспромты и сочинял шутки вместе с актерами прямо на площадке, а от второй новеллы про поиски йети в горах и вовсе решил отказаться.

Сценарий большинства фильмов имеет так называемую трехактную структуру, которая делает кино понятным и комфортным для восприятия.

Такой подход использовали еще в древнегреческих театрах, но окончательно понятие сформировалось в 80-х годах XX века в книгах Сида Филда.

Первый акт – экспозиция и завязка, занимает первые 15–30 минут фильма. Зритель знакомится с персонажами и миром героев. Первый акт завершается поворотной точкой – инициированием конфликта между героем и антагонистом.

Второй акт – конфронтация и развитие сюжета, основная часть фильма. Раскрываются второстепенные персонажи, конфликт накаляется. В середине акта происходит событие, которое окончательно меняет героя, а в конце он терпит сокрушительное поражение, после которого зрителю кажется, что «все пропало».

Третий акт – это оставшиеся 15–30 минут фильма, когда герой собирается с силами и происходит кульминация – окончательное разрешение конфликта и развязка.

Так, в фильме «Гладиатор» (2000) в первом акте генерал Римской империи Максимус побеждает в очередном сражении и планирует отправиться домой к семье. Все меняется, когда сын действующего императора Коммод организует государственный переворот.

Во втором акте Максимус попадает в рабство, становится гладиатором, прибывает в Рим и планирует свергнуть Коммода. Акт завершается неудачной попыткой бегства и смертью части персонажей.

Третий акт – решающий поединок Максимуса и Коммода в Колизее.


решаются организационные и другие вопросы

Режиссер вместе со сценаристами и операторами делают раскадровку сценария, рисуют и прописывают каждую сцену, составляется детальный план съемок.

Актеры проводят читку сценария и необходимые репетиции, готовятся к роли.

Роберт де Ниро, например, для «Крестного отца – 2» в течение четырех месяцев тренировал местный акцент на Сицилии.

Хит Леджер для создания образа Джокера из «Темного рыцаря» на месяц закрылся в номере отеля, где создавал своего персонажа, работал над повадками и тембром голоса.

Энтони Хопкинс изучал дела серийных убийц и посещал тюрьмы, чтобы лучше воплотить образ Ганнибала Лектера в «Молчании ягнят».

Кристиан Бэйл для роли в фильме «Машинист» сбросил вес с 81 до 55 кг, а потом всего за несколько недель набрал 31 кг для «Бэтмен: Начало».

На этом этапе необходимо обеспечить нужное оборудование, построить декорации, сшить костюмы, договориться со всеми участниками съемочной группы.

Подбираются нужные локации. Иногда для съемок используют целые районы крупных городов, на согласование уходят месяцы. Например, для съемок 30-секундной сцены «Ванильного неба» с Томом Крузом на три часа была перекрыта Таймс-сквер, это обошлось создателям в 1 млн долларов.

Съемочная группа трилогии «Властелин колец» насчитывала более 3000 человек (и это не считая актеров массовых сцен). Было сделано почти 50 000 элементов доспехов, 19 000 костюмов и более 1800 ног хоббитов. Совместно с новозеландской армией был построен целый городок Хоббиттон. Дома были покрыты «живыми изгородями» специально были высажены деревья. Съемки начались лишь спустя год, чтобы декорация выглядела натурально (будете в Новой Зеландии – обязательно посетите это место!).

Все перечисленные моменты пре-продакшна взаимозависимы и часто решаются одновременно.

После того как наконец все готово, съемочная группа переходит ко второму этапу.

Продакшн (production)

Непосредственно съемочный процесс.

В российском кино есть традиция. В начале съемок режиссер разбивает тарелку, на которой маркером написаны имена участников киногруппы, о штатив камеры.

Чем больше осколков – тем успешнее будет фильм.

Как правило, продакшн – самая затратная часть создания фильма, поэтому ее стараются закончить как можно быстрее.

Аренда оборудования и локаций, привлечение большого количества людей к съемкам обходится дорого, поэтому бездействие на площадке недопустимо. Спешка, к слову, часто является причиной, по которой мы видим столько ляпов в том или ином фильме.

Думаем, каждый замечал несостыковки в сюжете, анахронизмы и очевидные промахи при демонстрации каких-то известных событий или быта определенной категории людей.

Мы, как и любой российский зритель, каждый раз удивляемся неосведомленности голливудских киноделов, отображающих жизнь в России.

Например, в фильме «Железный человек – 2» Микки Рурк, играющий ученого, смотрит российскую новостную программу «Теперь» (так, видимо, перевели «Сегодня»).

Загрузка...