Как же Лосяш любил выходные! Не нужно никуда спешить, отдыхай себе и наслаждайся жизнью. Учёный заварил чаю и устроился в гамаке во дворе своего домика. Пели птицы, порхали стрекозы, в воздухе сладко пахло летом.
Вдруг Лосяш заметил, что на ближайшем холме перед этюдником стоит Кар-Карыч. Ворон напевал песенку и рисовал, поглядывая время от времени в сторону Лосяша.
Учёный сперва смутился, а потом даже обрадовался, что вдохновил товарища на творчество. Он важно кивнул Карычу, сделал умное лицо и замер, чтобы художнику было удобнее работать. Минуты шли, Лосяш мужественно держал позу и украдкой потягивал чай. Но в какой-то момент он всё-таки не выдержал.
– Друг мой одарённый, – прокричал Лосяш Карычу. – Можно я на секундочку оставлю своё место и подойду к вам?
– Что? – Художник оторвался от картины и удивлённо посмотрел на друга.
Лосяш подумал, что ворон его не расслышал, и повысил голос:
– Я спрашиваю, можно я подойду к вам на секундочку?
– Конечно! Почему нет? – ответил Карыч.
Учёный сполз с гамака и подбежал к художнику.
– Мне просто интересно, – сказал Лосяш, подходя ближе, – достаточно ли выразительна моя поза. Или имеет смысл поднять руку с чашкой чуть выше…
Он посмотрел на рисунок Карыча и осёкся: на холсте был изображён лес. И всё. Не было ни домика, ни гамака, ни самого Лосяша.
Кар-Карыч искоса взглянул на друга и приготовился принимать похвалы. Всё-таки он считал себя хорошим художником.
– Простите, а где мой дом?! – возмутился Лосяш. – И, извините за нескромный вопрос, где я? Вы же только лес нарисовали!
Карыч расплылся в улыбке.
– Да, дружище, я давно хотел изобразить лесной пейзаж. Вид с холма… А твой чудесный домик как-то выбивался из композиции.
Ворон задумчиво обмакнул кисть в чашку с чаем, которую Лосяш продолжал держать в руке. Учёный посмотрел на мутную жидкость и рассерженно вылил её на траву.
– Простите, но это неправда! – воскликнул Лосяш. – Вы, как художник, должны отображать жизнь, а вы рисуете ложь!
Учёный негодовал. По всем законам живописи на картине должен быть его дом, гамак и он сам. С чашкой чая в руке.
– Да ничего я не должен! – заявил Карыч.
– Простите, но там стоит дом! – сердито сказал Лосяш и подбоченился.
Тут уж и Карыч немного вышел из себя.
– Повторяю: мне нравится этот лес, – процедил он. – Мне много что нравится в этой жизни, но всё на картину не поместится. Твой домик тоже ничего, но с ним давай в другой раз!
Он собрал все свои художественные принадлежности в чемоданчик, сунул этюдник подмышку и пошёл прочь. Не дают нормально поработать! Никому не угодишь! А художника обидеть может каждый.
Упорный Лосяш пошёл вслед за Карычем.
– Это заблуждение, – взволновано пробормотал учёный. – Почему не поместится?.. – Он перевёл взгляд на свой домик. – В реальности же он помещается. Так отобразите, маэстро! Или вы думаете, что вы умней самой жизни?..
Кар-Карыч резко повернулся к Лосяшу.
– Я свою реальность нарисовал! – закричал ворон. – Пожалуйста, рисуй свою, умнее!
Он поставил на траву этюдник, закрепил на нём чистый холст, сунул Лосяшу краски и ушёл.
Учёный насмешливо закричал ему вслед:
– Реальность, она одна! На всех! Только кто-то видит её красоту, а кто-то, простите, слеп!
Немного успокоившись, Лосяш всё-таки подошёл к этюднику и взял кисточку. Работа закипела. Новоиспечённый художник несколько раз провёл кистью по холсту и отступил, сравнивая набросок с реальностью.
– Совсем другое дело… совсем… Никакой отсебятины… Быть реалистом – это уже талант!
Лосяш сделал ещё несколько мазков. Потом отложил краски в сторону и побежал домой за рулеткой.
Через пять минут учёный точно измерил расстояние между деревьями и кустами, высчитал их пропорции – и всё это скрупулёзно перенёс на холст. Вот она – действительность!
Ещё через пару минут Лосяш оторвался от работы и озадаченно посмотрел на пейзаж перед собой.
– Проклятый куст! – воскликнул он. – Загораживает гамак! Как же я раньше не заметил?.. – Учёный принялся рассуждать. – Нет, гамак нужно показать обязательно, он очень красивый… Что же делать? Просто не рисовать куст, будто его и нет? – Лосяш почесал голову. – Нет, мы уже убедились, что это тупиковый путь… Это будет неправда.
Он погрузился в глубокую задумчивость. И тут его озарило. Учёный сбегал в домик и вернулся с пилой. Куст должен исчезнуть!
Вскоре Лосяш отряхнулся от листьев и оглядел плоды своих трудов.
– Вот теперь хорошо! – улыбнулся он. – И композиция хороша, и никаких конфликтов с реальностью.
Так Лосяш и провёл весь день, бегая от холста к домику и гамаку. Он вычислял все расстояния и размеры рулеткой и с помощью калькулятора переводил их в масштаб картины. По земле ползали муравьи, учёный пытался и их пересчитать, но, к сожалению, количество насекомых постоянно менялось.
Когда стемнело, Лосяш притащил во двор прожекторы, чтобы воссоздать дневное освещение. Работа не должна прерываться ни на секунду!
Наступила ночь. Зарядил ливень. Лосяш, усталый, но очень довольный, побежал к домику Кар-Карыча.
– Просыпайтесь! – принялся колотить он в дверь соседа. – Просыпайтесь! Пора открыть глаза! Для вас восходит новое солнце искусства. Оно озарит темень ваших призрачных фантазий!
Карыч с трудом очнулся от глубокого сна и выглянул в окно.
– Который час? – пробормотал он.
– Самое время быть реалистом! – радостно ответил ему Лосяш.
Пришлось Карычу взять зонтик и выйти на улицу. Лосяш потянул его за собой.
– Друг мой, я начинаю думать, что судьба послала меня вам неслучайно, – взволнованно говорил учёный сонному Карычу. – Кто-то должен был открыть вашему таланту новые горизонты…
Лосяш подвёл друга к холму, на котором стоял этюдник. И гордо продемонстрировал свою картину.
– Смотрите и сравнивайте! Документ!
Потом Лосяш нахмурился. Шёл такой сильный дождь, что под гамаком вода бежала ручейком. А на картине ведь этого нет!
– Зараза! – воскликнул Лосяш. – Зачем здесь этот никчёмный ручей?! Поверьте, мой друг, его не было… Сейчас мы исправим это недоразумение.
Учёный бросился к ручью и стал поспешно забрасывать его землёй. Он поскользнулся на мокрой траве и задел один из прожекторов. Тот упал в ручеёк, пробежала искра, и Лосяша ударило током. Вспыхнувшее пламя тут же охватило все деревья поблизости. Учёный рассердился. Нет такого на картине!
– Надо убрать этот аляповатый огонь… – кричал Лосяш, пытаясь потушить пожар веткой. – Своей неестественностью он портит всю композицию!..
Тут пламя перекинулось на домик учёного. Карыч вовремя успел выдернуть обезумевшего Лосяша из пожара. Они стояли на холме и смотрели на бушующую стихию.
Лосяш то и дело переводил взгляд со своей картины на происходящее внизу.
– Какой удар под дых от реальности… – поражённо прошептал он.
К утру пожар стих. Чумазые от сажи Карыч и Лосяш сидели перед пепелищем, которое когда-то было домиком учёного. Лосяш прижимал к себе картину. Он воскликнул:
– Коллега, я всё понял! В этом и есть великий смысл точного и правдивого отображения жизни. Уже нет ни леса, ни моего дома, но на моём холсте они есть. И когда зритель увидит мою картину, – радостно сказал учёный, – он будет благодарен мне за мою честность, потому что ему уже и сравнить-то будет не с чем.
Кар-Карыч устало посмотрел на Лосяша, а затем внимательно взглянул на картину. Там с трудом угадывались деревья и дом с трубой. Повсюду были какие-то формулы, расчёты и стрелочки с цифрами…
Карыч с любопытством ткнул в каракули.
– А это что такое?
– Это гамак! – радостно пояснил Лосяш.
– А-а-а-а… – протянул ворон. – А это?
– Где?.. Это? Это… уже не помню…
Карыч посмотрел на учёного и захохотал. Смех его был так заразителен, что скоро засмеялся и сам Лосяш.
– А это, – утирая слёзы, показал учёный, – это куст. Помните? Я его спилил.
– Ой, не могу! – катался по траве Карыч.
– Полдня угрохал, – продолжал Лосяш, хватаясь за живот от смеха.
Он только сейчас понял, что пытался перекроить реальность в угоду своей картине. Какой уж тут реализм!