2. Практикум. Когнитивная смехотерапия

2.1. Необычный анамнез (совокупность знаний о болезни, полученных путем опроса и наблюдений)

Что больше всего разделяет людей, по каким основным причинам возникают противоречия и конфликты? Как ни парадоксально, но любой конфликт – результат общения… Сможет ли больной понять здорового, а бедный – богатого? Способен ли иудей услышать мусульманина? Поймет ли когда-нибудь мужчина женщину, женщина – мужчину? Из-за чего люди ссорятся чаще всего? Что есть главная причина возникновения конфликта: болезнь, религиозная принадлежность, разница полов, возраст, национальность, территория проживания, разница в благосостоянии, культуре, образовании?

Давайте согласимся, что все эти причины равнозначны и, как правило, условны. Давайте попробуем посмеяться и поразмышлять над каждой, выделив их в отдельные рубрики (по причине и участию).




Смех, пожалуй, одно из немногих чудес, доступных сегодня почти каждому здоровому свободному неглупому человеку. Только чувство юмора способно помочь ему сохранить здравый рассудок и возможность выжить в этом глобальном «дурдоме».

Ведь чувство юмора – это своеобразный антивирус и природный иммунитет одновременно. Кого боги хотят наказать – того лишают чувства юмора. Наказание почище, чем лишение рассудка. Юмор – это великая сила, могущая быть целительной, конструктивной, но и разрушительной. Он может усиливать положительные чувства (удовлетворенность, раскрепощенность) и ослаблять отрицательные (тревогу, подавленность и гнев). А поскольку смехотерапия у нас когнитивная, попытаемся не просто посмеяться, но и подумать. А затем взглянуть, что по этому поводу думают великие мыслители и просто мудрые люди.

Есть два незаслуженно забытых инструмента: дисциплина ума – способность максимально и рационально использовать свои знания, и гигиена мысли – умение отключать, блокировать информацию, которая мешает (пошлую, некорректную, непроверенную, наконец, просто лишнюю). Давайте попытаемся эти инструменты использовать.

В состав нашей психотерапевтической прививки входит хорошее настроение и мудрость. Думаю, этого достаточно, чтобы не потерять душевный иммунитет к грубости, жестокости и глупости. У нас хватает знаний, умений и сил, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Но не всегда хватает желания… Надеюсь, что предложенная интеллектуально-эмоциональная прививка это желание восстановит, а то и реанимирует.

Для того чтобы перейти к терапии и непосредственно к методике, необходимо определиться с ключевыми понятиями и терминами:

• Конфликт в психологии определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Частый или затянувшийся конфликт – нехороший симптом и серьезный повод для беспокойства. Очень важно его распознать и решить на начальной стадии.

• Конфликтоген – составляющая часть конфликта, одна из причин возникновения конфликта; конфликтогеном может выступать позиция, поведение, выражение (хвастовство, нечестность, нарушение правил этики), даже молчание или отсутствие реакции в определенных условиях.

• Эмоциональный тон – внутреннее состояние человека, которое определяет его ежедневные эмоции и основной настрой по жизни.

• Фазы протекания конфликта (связаны с этапами возникновения и отражают динамику с точки зрения разрешения):

1) начальная;

2) нарастание;

3) кульминация;

4) затухание;

5) эскалация.



Управлять конфликтной ситуацией возможно только на начальной стадии, на стадии подъема и спада. Бесполезно это делать в кульминации, и совсем небезопасно – на стадии эскалации (там эмоциональный накал еще выше). По большому счету, основная задача этой книги – вооружить человека знаниями, которые помогут заметить и избежать такого состояния общения, которое ведет к возникновению конфликта, а в итоге и предотвратить конфликтную ситуацию. Ситуацию, которая при выходе из-под контроля может разрушить не только психику, но и жизнь. Человек может и должен самостоятельно справляться с этой задачей, это в его силах.

А нижеизложенная методика, надеюсь, поможет и «научит откручивать и надежно хранить взрыватели от мин, которые находятся внутри нас и могут нанести непоправимый ущерб…». Тем более что в последнее время появилось много желающих воспользоваться потенциалом наших эмоций.

2.2. Конфликт – основной симптом расстройства (к описанию причин и участников конфликта)

О динамике и фазах протекания конфликта мы уже говорили раньше. Еще несколько слов о самом примитивном механизме. Почему люди агрессивны? Потому что боятся! Боятся войны, нищеты, болезней, потери комфорта; будущего не видят – боятся… Поэтому и заводятся с пол-оборота.

Конфликт – результат агрессии, агрессия – продукт страха, обиды или непонимания. Непонимание – это нежелание или неумение слушать. Обида – результат разочарования, чаще всего в человеке, который не оправдал наших ожиданий. А он, как правило, о наших ожиданиях даже не подозревал, он не догадывался о наших иллюзиях.

Вот такой простой и порочный цикл. Непонимание, обида, страх, агрессия и конфликт. Когда реакция становится необратимой и процесс запущен, то состояния могут меняться местами. Это замкнутый круг, из которого необходимо выбраться. Не у всех получается. У нас получится!

Загрузка...