Искусство диалога

Когда я начал исследование для этой книги, я снова обрел надежду. Я почувствовал, что мог бы писать и говорить о будущем разговоров с оптимизмом, не будучи при этом наивным. Почему?

Снова и снова я натыкался на доказательства существования людей, которые не сдавались и помогали проводить сложные разговоры в самых удивительных обстоятельствах. Я был свидетелем того, как люди поднимали сложные темы, но не со страхом, а с некоторым волнением, даже с радостью.

Я наблюдал за успешными духовными практиками. Я отправился в паломничество в Испанию и в Гималаи, чтобы понять, почему между паломниками формируются связи на всю жизнь. Я молчал на собраниях квакеров[5], чтобы лучше понять то, как они слушают, наблюдают и произносят свидетельства. Я говорил с раввинами[6] о пасхальных седерах[7]. И то и другое породило ритуалы для выхода из кризиса использования старых форматов для обсуждения современных проблем.

Я разговаривал с психологами и антропологами. Некоторые беседы с психологами касались того, как люди используют специальные инструменты, например, тишину, или как поза может повлиять на то, что вы думаете или чувствуете. Мы также говорили о творчестве и о том, чему нас может научить психология креативности, и как это можно применить к искусству диалога.

Я говорил с режиссерами о том, как театр вовлекает аудиторию. Выдающийся сценарист поделился со мной рассказом о сложностях творчества и о том, что нельзя сдаваться – нужно все время переосмысливать то, что есть, пытаясь получить целое из того, что кажется фрагментами и мелкими осколками.

Я пел в хоре, который переосмысливал протестную музыку и встречался с коренными американцами-сценаристами, которым удалось встроить пение в работу, с дизайнерами игр, чтобы понять, как могут меняться правила между игрой и диалогом.

Наконец, я оглянулся на весь свой опыт работы художником, архитектором и дизайнером в поисках заключенных в нем уроков.

Эта книга – сборник знаний, полученных от людей, которым удалось вести диалог. Это компиляция подсказок и уловок о способах проводить разговор, который не получается. При этом в ней есть практические советы, простые и более сложные, о том, как найти игровой и креативный подход к беседам.

Я выяснил, что существует семь важнейших компонентов креативного диалога: Приверженность, Креативное слушание, Ясность, Контекст, Ограничение, Перемены и, наконец, Созидание. Давайте быстро по ним пройдемся.

ПРИВЕРЖЕННОСТЬ. Многие вступают в диалог с одной целью: убедить всех, что они правы, а другие нет. Почему так происходит? Придерживаясь своих убеждений, человек чувствует себя сильнее и безопаснее. Но креативный диалог – это нечто другое; это исследование, в котором нужно отпустить свои собственные идеи или хотя бы перестать держаться за них так крепко. Стоит посвятить себя непосредственно диалогу и собеседникам. Это всегда смелый поступок и, кажется, самый непростой на свете.

КРЕАТИВНОЕ СЛУШАНИЕ. Большинство людей не умеют слушать, и мало кто получает от этого удовольствие. Мы относимся к этому, как к обязанности, киваем и покорно молчим, ожидая своей очереди сказать. Но этот навык может стать настоящим искусством, созидать, приносить удовольствие и удовлетворение. С помощью креативного слушания можно научиться помогать людям рассказывать хорошие истории, смотреть с чужой точки зрения, принимать наши собственные реакции и суждения. Когда мы слушаем так, мы активно ищем ключик к творчеству.

ЯСНОСТЬ. Диалоги опираются на свои базовые элементы – слова. Но они чреваты недопонимаем. К примеру, есть сложные или технические термины, которые известны далеко не каждому. Есть слова, часто используемые в повседневной жизни, значение которых, казалось бы, всем известно, но оказывается, это не так. В результате многие диалоги заканчиваются недопониманием из-за разницы между словами, которые мы слышим, и значением, которое в них вкладывают другие люди. Но, если начать разговор с поиска ясности и определить слова и понятия, можно найти общий язык и даже обнаружить общие ценности. Правильные слова объединяют и указывают на путь, по которому можно пройти вместе.

КОНТЕКСТ. Место, где вы разговариваете, оказывает важное влияние на то, как разговор пройдет. Пространство в буквальном смысле создает сценарий: некоторые помещения привносят в разговор энергию и жизнь, а другие делают общение инертным. Я научу вас выбирать правильные пространства. В некоторых случаях это значит перекроить уже имеющееся или перейти в другое. Иногда незначительное изменение влияет на возможные разговоры.

ОГРАНИЧЕНИЯ. У каждого разговора есть свои правила. Однако часто они не оговорены, образованы случайно или несправедливы. В результате все злятся, все кажется непродуктивным и доминирующую позицию занимает тот, кто громче всех кричит, превращая диалог в свой бенефис. Но любой дизайнер может подтвердить, что ограничения стимулируют креатив и могут освободить нас. Для начала нужно перестать играть по чужим правилам и создать ограничения для диалогов, которые мы хотим вести, и сообществ, которые собираемся построить. Эта глава расскажет о том, как играть с правилами и ограничениями, чтобы сделать разговоры более честными, веселыми, безопасными и осмысленными.

ПЕРЕМЕНЫ. Все креативные разговоры стремятся что-то изменить, когда группа людей становится сообществом, направленным на созидание. Этот момент коллективных перемен – то, что позволяет нам представить движение вперед и вдохновляет на действия. Лучшие инструменты для этого использовались в самых старинных и святых практиках. Священные тексты, клятвы и обещания, которые позволяют нам создавать подлинную связь, всегда были центром человеческой жизни. Они могут задать ритм и установить паузы, предложить интуитивные или очевидные пути.

СОЗИДАНИЕ. В какой момент нужно переходить от слов к действиям? Так часто важные разговоры рождают потрясающие идеи, и так часто эти идеи так и не покидают пределов комнаты. Созидание – это переход от идей к действиям. Созидать – значит понять, действительно ли участники разговора могут воплотить задуманное в жизнь. Это значит найти в себе мужество еще раз подтвердить свою приверженность и нести разговор в мир.

Каждая из семи глав – это не только набор инструментов, это еще и шаг. Они идут по порядку, потому что становятся все более трудными. Первые этапы тоже нелегки, но многое можно сделать самостоятельно: учиться слушать по-новому, к примеру, можно начать прямо сейчас.

По мере продвижения работа потребует большего участия со стороны коллектива. Можно устанавливать правила самостоятельно, но, чтобы они работали, с ними должны согласиться остальные. Работа из последних частей книги опирается на уроки из более ранних: например, трудно уметь устанавливать правила без ясного понимания того, зачем они нужны.

Кроме того, на протяжении всей книги есть короткие «перерывы». Эти разделы работают так же, как и перерывы во время встреч, собраний или долгих бесед. Во время таких мероприятий хочется просто прерваться: отправить имейл, сходить в туалет или перекусить. Но иногда вы увлекаетесь разговором с кем-то интересным, продолжаете болтать и вдохновляетесь. Как и в реальном мире, перерывы не все одинаковы, но они дают время для действий, вдохновения, а иногда и просто для передышки.

Итак, когда вы чувствуете, что разговаривать невозможно или, когда кажется, что мир транслирует эту идею, пусть эта книга станет напоминанием о том, что вы это можете, и люди тоже могут. Когда беседа кажется трудной и заставляет нервничать, когда вы чувствуете себя в опасности или на грани, запомните основной урок: разговор – это всегда творческий акт. Мы не должны быть просто участниками или жертвами разговоров. Мы можем создавать наиболее важные из них.

Загрузка...