И. С. Пигулевская Словарь греческой мифологии

Введение

Сведения о греческой мифологии дошли до нас в огромном количестве памятников письменной литературы – художественной и научной. Основными источниками являются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Автор излагает миф как объективное явление, не сомневаясь в его реальности. Иное отношение к мифологии у Гесиода, жившего в период становления системы греческих городов. Он собирает и сводит воедино мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую систему в связи с историей происхождения богов («Теогония»). В классической лирике (VII–V вв. до н. э.) мифология служит средством для передачи самоощущений личности, миф сам по себе блекнет. Греческая драма (V в. до н. э. – Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась синтезом эпоса и лирики. Из комедиографов к образам греческой мифологии обращался Аристофан (V в. до н. э). Эллинистическая поэзия – Феокрит, Бион, Мосх (IV–III вв. до н. э.) и другие авторы – дает ряд мелких и изящных мифологических образов. Немаловажный мифологический материал содержат гимны Каллимаха (III в. до н. э.). Аполлоний Родосский (III в. до н. э.) излагает в поэме «После Гомера» события после смерти Гектора до взятия Трои, а Нонн Панополитанский (V в. н. э.) в поэме «Дионисовы песни» сообщает много фактов о рождении и жизни Диониса. Источниками для изучения греческой мифологии являются также труды Филострата Старшего и Филострата Младшего (III в. н. э.), Каллистрата (IV в. н. э.) и эпиграмматистов (Мелеагр, I в. до н. э., и др.).

Сведения по греческой мифологии содержатся и в произведениях римских авторов I в. до н. э. – II в. н. э. (Овидий, Вергилий, Гораций, Лукреций Кар, Тибулл, Проперций, Апулей, Стаций, Лукиан, Силий Италик). «Метаморфозы» Овидия представляют собой по существу мифологическую энциклопедию.

При изучении греческой мифологии используются сочинения историков: Геродота (V в. до н. э.), Полибия вв. до н. э.), Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия (I в. до н. э.), географа Страбона (I в. н. э.), а также сохранившиеся во фрагментах сочинения логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая, Асклепиада и других. Среди этих авторов выделяются Ферекид и Гелланик, у которых представлена целая космогония.

Из антикваристов-археологов выделяется Павсаний (II в. н. э.), который путешествовал по Греции и свои описания памятников старины снабжал разнообразными мифологическими сюжетами. Сведения по греческой мифологии содержатся также у Варрона (II–I вв. до н. э.)

Греческая философия тесно связана с греческой мифологией, философы разных эпох стремились осмыслить мифологию в целом и отдельные мифы. Одним из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (I в. н. э.), составлено руководство по греческой мифологии. Также интерес представляют сочинения Плутарха вв. н. э.) и Атенея (III в. н. э.), Цицерона (I в. до н. э.), дающего классификацию богов. У неоплатоника Плотина (III в. н. э.) содержатся сведения о ряде важных мифологических образов и трактат об Эроте, у Порфирия (III в. н. э.) – ценные фрагменты из ранних авторов и рассуждение «О пещере нимф». Обширные комментарии Порфирия к «Илиаде» и «Одиссее» послужили источником для позднейших комментаторов Гомера.

Мифографы – собиратели и излагатели мифов – появились в Греции не позднее V в. до н. э. К ним относятся софист Гиппий, а также ряд ранних историков и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Гераклид Понтийский, Дикеарх Мессенский. Дионисий Самосский составил генеалогические таблицы и изучал трагические мифы.

Ученику Аристотеля Палефату принадлежит сборник мифологических рассказов под названием «О невероятном».

Особенно много для собирания и толкования древних мифов сделали александрийцы (IV–II вв. до н. э.): Каллимах, Истр, Филостефан, Лисимах Александрийский, Аполлодор Афинский (ему приписывают обширную мифологическую «Библиотеку», дающую подробное изложение теогонии и главнейших мифических родословных). Аполлодор излагает мифы по Гомеру, Гесиоду и особенно трагикам. Собранный материал послужил источником для многих позднейших схолий.

В золотой век греческой культуры (V в. до н. э.) драма, особенно трагедия, становится главным средством распространения мифологических представлений. В эту эпоху древние предания глубоко и серьезно перерабатываются, причем особо выделяются эпизоды, в которых отображаются жестокие конфликты в отношениях между членами одного семейства. Однако под влиянием греческой философии образованные круги общества проникаются все более скептическим отношением к традиционным представлениям о богах.

В результате завоеваний Александра Македонского (ум. 323 до н. э.) возникает новая, именуемая эллинистической, культура, сохранившая традиции обособленных городов-государств, но уже не замыкающаяся в пределах одного полиса. Распад полисной системы повлек за собою разрушение политических барьеров на пути распространения мифа. К тому же в результате распространения образования и учености все многообразие мифов, сложившихся в разных областях Греции, впервые было собрано воедино и систематизировано. Греческие историки широко использовали мифы.

Слово «миф» в переводе с греческого означает «предание», «сказание». Мифы были положены в основу всех литературных памятников Древней Греции.

Боги и герои греческих мифов были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. Древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Древние греки непосредственно воспринимали все жизненные перипетии, и поэтому герои их сказаний проявляют ту же непосредственность в разочарованиях и радостях. Они простодушны, благородны и одновременно жестоки к врагам. Это – отражение реальной жизни и реальных человеческих характеров древних времен. Жизнь богов и героев насыщена подвигами, победами и страданиями. Очень часто эти несчастные несут кару за некогда совершенные их предками злодеяния. И хотя все это заранее предопределено, они сами себя наказывают за содеянное ими, не ожидая кары богов.

* * *

Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяженностью в несколько столетий – от XII до VII вв. до н. э. Начало творчества Гомера относится к 907 г. до н. э. Уже в VII в. до н. э. в сочинениях античных поэтов встречаются цитаты из Гомера и ссылки на его произведения. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье Малой Азии. В пользу этой версии говорит и ионийский диалект его поэм. Согласно одной из греческих эпиграмм, за право считаться родиной великого Гомера спорят 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует два варианта перевода этого имени – малоазийский «слепец» и древнегреческий «заложник». Вторым вариантом, возможно, подчеркивалось негреческое происхождение поэта. Родословная Гомера мифологична – его отцом в разных источниках называют бога Аполлона, бога Мелета, Телемаха. Матерью – богиню Метиду, музу Каллиопу, нимфу Эвметиду. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм. Он скитался по Греции, участвовал в поэтических состязаниях. По легенде, соревновался в поэзии с Гесиодом. По мнению большинства ученых, поэмы «Илиада» и «Одиссея» были созданы Гомером в Ионии (Малая

Азия) в VIII веке до н. э. Сюжеты основаны на мифах о Троянской войне. В древности Гомеру приписывали авторство не только «Илиады» и «Одиссеи», но и некоторых других поэм. Современные ученые склонны считать, что эти поэмы (дошедшие до нас в виде отдельных фрагментов) принадлежат другому автору. По преданию, умер Гомер на острове Иос.

Гомер, будучи аэдом (сказителем), использовал творчество предшественников, еще более древних певцов, самый ранний из которых, Орфей, по ряду свидетельств, жил приблизительно во второй половине II тысячелетия до н. э. К этому времени относятся мифы о путешествии аргонавтов за золотым руном, среди которых находился и Орфей. Современная наука рассматривает гомеровские поэмы как завершение длительного развития догомеровских, давно исчезнувших героических песен, следы которых можно найти в самих текстах «Илиады» и «Одиссеи».

* * *

Великий трагический поэт Софокл родился во второй год 71-й Олимпиады (496/495 г. до н. э.) в небольшом селе Колон, в получасе ходьбы от Афин. Став известным поэтом, Софокл увековечил свою родину в пьесе «Эдип в Колоне». Софокл был сыном состоятельного человека – владельца оружейной мастерской и получил прекрасное по тому времени образование. Он увлекался всеми видами искусств – гимнастикой, музыкой, хоровым пением. Отец нанял сыну в учителя лучшего музыканта и певца, какого смог найти. К 16 годам Софокл стал замечательным музыкантом и прекрасно пел. Когда греки праздновали победу над персами при Саламине, Софоклу предложили руководить хором юношей.

Театр начался в Греции как хвалебные песни в честь богов и героев. Происхождение же собственно театральных представлений, по-видимому, было связано с почитанием крестьянского бога, покровителя виноградарства Диониса, спутниками которого считались козлоногие сатиры. Осенью и весной во время сбора винограда и открывания бочек молодого вина в Афинах и других городах было принято представлять «страсти Диониса», когда хор переодетых сатирами крестьян прославлял своего бога и в песнях рассказывал о его злоключениях. Эти песни назывались дифирамбами. Сперва пели только одетые в козлиные шкуры участники хора, но потом их предводитель (корифей) и актер, изображавший бога Диониса, стали вести разговор с хором и друг с другом (диалог). Так возникла трагедия (буквальный перевод – «песня козлов»), само название которой говорит о ее происхождении.

Ко времени жизни Софокла содержание трагедий стало разнообразней. Действующими, лицами трагедий становятся также другие боги, герои и даже смертные. Однако по-прежнему женские роли исполнялись мужчинами и хор оставался исключительно мужским. Участники его уже изображали в зависимости от содержания пьесы то почтенных старцев, то юных или старых женщин, то есть тех, устами которых автор выражал свое отношение к происходящим на орхестре событиям. Песни хора порицали или восхваляли поступки героев трагедии.

Актеры (их было обычно два или три) надевали на лица глиняные маски. Эти маски, грубо раскрашенные, изображали человеческие чувства – жестокость, радость, горе, боль и были видны издалека. Для выражения каждого чувства была особая маска, так что актеру в течение представления приходилось несколько раз менять маску. В отверстие рта маски было вделано нечто вроде рупора, усиливавшего голос актера. Чтобы актеры, особенно игравшие богов, не казались зрителям ничтожно маленькими, они прикрепляли к ногам небольшие скамеечки, нечто вроде обуви на высокой подошве – котурны.

Хотя содержание трагедий все дальше отходило от мифов и религии, а их авторов все больше занимали вопросы общественной и духовной жизни их сограждан, тем не менее дни театральных представлений приурочивались к праздникам и на них царила торжественность и атмосфера священнодействия.

Театральные представления происходили несколько раз в году и продолжались несколько дней с утра до темноты. Зрители начинали собираться на рассвете и в течение дня успевали посмотреть три-четыре пьесы. Поэты вступали в соревнование, и победители получали три награды. Их присуждали несколько наиболее уважаемых граждан. Они же объявляли, какую из пьес этого дня они считают самой лучшей.

Время жизни Софокла падает на период расцвета Афин и на годы правления Перикла. Софокл был другом Перикла, участником его знаменитого кружка, куда входили поэты, художники, философы. Как все греки, Софокл участвовал в политической жизни своего государства. Однажды афиняне избрали его вместе с Периклом стратегом, и он участвовал в походе против острова Самоса.

Однако прославился Софокл не как политический деятель, а как замечательный драматург. Каждая его новая пьеса становилась событием для афинян. В 468 г. до н. э. на празднике великих Дионисий 27-летний Софокл поставил свою первую трагедию о легендарном герое, обучившем афинян земледелию («Триптолем»). Ему предстояло соревноваться с самим Эсхилом. Мнение публики разделилось: одни были за Эсхила, другие – за Софокла. Бурные споры грозили перейти в рукопашную схватку. Руководитель празднества, который должен был назвать судей для присуждения награды, был в затруднении, как выбрать таких людей, авторитет которых будет непререкаем.

В этот день после успешного похода в Афины вернулся флот, возглавляемый всеми десятью стратегами. Стратеги пришли в театр, чтобы после представления принести благодарственную жертву Дионису. Им и было поручено вынести решение о награде. Поклявшись, что будут беспристрастны, стратеги посовещались и присудили первую награду Софоклу.

После первой пьесы Софокл в течение своей долгой жизни написал еще более 106 трагедий и 18 раз получал высшие награды. К сожалению, из его пьес до нашего времени дошло только 8 произведений.

Пьесы Софокла были следующим шагом в развитии греческого театра. Эсхил писал трилогии. Каждая пьеса трилогии отражала только один какой-нибудь эпизод мифа: лишь познакомившись со всеми тремя трагедиями, зритель получал представление о мифе в целом. У Софокла же каждая пьеса являла собой самостоятельное целое, со своей завязкой, развитием действия и развязкой. Если героями Эсхила были обычно боги или люди, наделенные титаническими силами, то герои Софокла были обыкновенными людьми, характеры которых он идеализировал. При этом он всегда выделял какую-нибудь одну основную черту характера – храбрость мудрость, гордость и т. п. В изображении душевных переживаний драматург достиг большого искусства. В трагедиях Софокла героев влекут к гибели не страсти и недостатки характера, а неодолимый рок, судьба, предопределенная человеку еще до его рождения.

В историю мировой литературы Софокл вошел как создатель трагического образа мудрого царя Эдипа, принадлежавшего к роду, над которым за грехи предков тяготело проклятие богов. Эту же тему всесилия судьбы Софокл разрабатывает и в других трагедиях. Сюжеты для них он черпал из сказаний о Троянской войне, мифов о подвигах Геракла и странствиях аргонавтов.

Софокл умер в конце Пелопоннесской войны в возрасте около 90 лет и был похоронен в семейном склепе на дороге из Афин в родной Колон.

* * *

Из кратких сведений источников известно, что грамматик Аполлодор, сын Асклепиада (время жизни определяется приблизительно 180–109 гг. до н. э.), был по происхождению афинянином, учился у известного философа Панэтия и грамматика Аристарха. Расцвет его деятельности приходится на середину II в. до н. э. и связан с александрийским периодом его жизни. Аполлодору принадлежат сочинения «Хроника», «О богах», «Периэгеза» («Описание земли») и ряд других, в которых он в стихотворной форме изложил события от 1084 г. до н. э. до своего времени. Эти произведения снискали ему славу хорошего писателя, мастера в изложении разных историй. Он также занимался исследованием этимологии греческих слов (являлся составителем так называемых «Этимологий») и вопросами мифологии, и его мнение на этот счет учитывалось александрийскими учеными.

Самым значительным произведением Аполлодора было сочинение «О богах» в 24 книгах, которое использовали более поздние ученые античности. В нем было собрано множество эллинских мифов о богах, героях, происхождении тех или иных религиозных представлений и культовых традиций, начиная с теогонии, то есть происхождения богов, и заканчивая героическим эпосом. Однако, кроме отрывков, из этого и из других сочинений Аполлодора ничего не сохранилось.

Аполлодору приписывается составление «Мифологической библиотеки» (которая иногда так и называется «Библиотека Аполлодора»), однако это спорно. В начале XIX в. издатели этого труда обратили внимание на особенности текста «Библиотеки»: он очень краток, сжат, в нем много неясностей, отсутствует связность и соразмерность в композиции, и вряд ли писатель с именем, мнение которого было весомым и обязательно учитывалось научным сообществом, мог так писать. Возможно, она была составлена в первой половине II в. н. э. и Аполлодор не имеет к ней никакого отношения. Вместе с тем, непонятно, почему возникла традиция, приписывающая «Библиотеку» Аполлодору, если он не имеет к ней отношения. Поэтому был предложен наиболее приемлемый взгляд, согласно которому «Библиотека» является кратким переложением произведений Аполлодора на мифологическую тему, главным образом, сочинения «О богах» и также, возможно, «Хроники» и других источников, происходящих не от Аполлодора, переложением, выполненным человеком, имевшим образование, но литературными талантами не блиставшим.

«Мифологическая библиотека» состоит из трех книг (обозначаемых римскими цифрами I, II, III), каждая из которых включает несколько глав и подглав. «Библиотека» дошла до наших дней в неполном виде, что-то за долгое время переписывания книги было утрачено, поэтому очень важной составной частью «Мифологической библиотеки» является Эпитома – краткое переложение несохранившихся разделов книги.

«Мифологическая библиотека» представляет собой единственное из сохранившихся античных произведений по мифологии, где греческие мифы собраны в наиболее полном и систематизированном виде, отсутствует их философское осмысление (что было свойственно поздней античной мифологической традиции), а текст излагается в чистом виде, то есть только мифологическая фабула без комментариев. Нередко приводятся варианты мифа со ссылками на источник, причём автор стремится к тому, чтобы не упустить ни один из известных ему вариантов мифа. В основу изложения положен генеалогический принцип: повествование начинается с теогонии и доходит до событий героического века, но обрывается на подвигах Тесея. То, что следовало далее, в том числе весь троянский цикл, оказались в утраченной части книги. Эту недостающую часть отчасти и дополняет Эпитома.

Первое печатное издание «Мифологической библиотеки» вышло в Риме в 1555 г.; после этого над ним велась критическая работа, сочинение неоднократно переиздавалось, дополнялось, уточнялось, особенно – когда обнаруживались новые рукописи.

Загрузка...