Целомудрие – добродетель всеобъемлющая. Целомудрие возвышает человека над грехом и соединяет с Богом по причине богоподобия. С приходом в мир Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, и с распространением Его Божественного учения добродетель целомудрия стала почитаться более, чем в Ветхом Завете, потому что открылось великое обетование: Вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6, 16). Имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).
Понятие «целомудрие» точно выражает духовное и нравственное достоинство человека. Целомудрие – это нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, поступков, чистота всей жизни. То есть это здравость, неповрежденность, правильная духовная устроенность внутреннего человека, гармоническое действие всех душевных сил. Целомудрие, указывают святые отцы, – это самосохранение человеческого духа от погружения его в плоть, ибо «плотяной» человек может стать «хуже скота несмысленного». С целомудрием, внешним проявлением которого в жизни были скромность и стыдливость, связаны в христианстве представления о высшей степени нравственного совершенства человека.
Целомудрие – это великая добродетель, которая подразумевает прежде всего уклонение от всякого рода блудных дел. Или в чистоте девства, или в честности брака. Только так живущие в нынешнем веке могут ожидать блаженного упования (Тит. 2, 13) в будущем.
Непрестанная молитва, пост, труды и смирение – главные средства в борьбе за хранение целомудрия. По словам Никиты Стифата, «матерь целомудрия и чистоты есть всестороннее воздержание, а отец – страх Божий»[2]. Страх Божий приобретается лучше всего памятью смертной, которая удерживает от нарушения заповедей Божиих.
Начало целомудрия – не колеблющийся ум от нечистых, блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога. Могущих вместить (Мф. 19, 12) Бог призывает хранить девство.
В Книге Бытие описано девство первых людей, в котором они пребывали до падения, не понимая даже наготы своей. Не было у них вожделения, семенной влаги. Они поняли наготу свою и ощутили стыд, признак явившегося вожделения, уже по падении своем. Настоящие отношения жены к мужу и ее болезни при чадорождении изречены как наказание за преступление Божией заповеди. Когда через грех в мир вошла смерть, тогда Адам познал Еву, жену свою, и зачала, и родила (Быт. 4, 1). Поэтому брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертью, чтобы через деторождение род людской сохранялся.
Православная Церковь признает девство естественным человечеству, считая собственно естеством человеческим то естество, в котором он был сотворен. Состояние падения, в котором ныне находится всё человечество, есть состояние неестественное, нижеестественное, противоестественное. Но так как все человечество объято недугом падения, то это состояние общего недуга можно назвать естественным падшему человечеству.
Девичья честь и супружеская верность – генетическая основа семейного счастья и счастливой будущности родителей и их детей. Она есть основа крепости не только семейных устоев, но и генетической преемственности здоровья и благополучия семьи, нации и государства. Именно поэтому все ведущие религии мира не только девичью, но и юношескую, женскую и мужскую нравственность требуют беречь, укреплять в семье и в государстве.
Муж раскрывает в супруге родовую генетическую память, пробуждая в ней мудрость ее матери, ее бабушки, ее прабабушки. Она подсознательно начинает понимать, что и как лучше и правильнее сделать. Жена воспринимает своего супруга как единственного мужчину, определенного ей Богом.
На Руси говорилось: «Береги честь смолоду». На славянских землях понятие «девственница» было понятием образа чистоты и непорочности. Когда родители жениха искали невесту для своего сына и приходили к родителям девушки, то первый вопрос был: «Чиста ли девка ваша?» Родителей жениха интересовало, не была ли девица замужем, несет она или нет образ другого мужчины, болел ли кто в их роду серьезными заболеваниями. Все это они узнавали для того, чтобы их род продлевало полноценное потомство.
У наших предков еще в глубокой древности существовал свод нравственных правил о целомудрии и наследственности. Они умели подметить, что от гулящей девушки не бывает хорошего потомства, и строго карали блудниц. Поэтому нравственно падшую девушку считали испорченной, недостойной замужества.
Апостол заповедал: Юношей увещевай быть целомудренными. Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью (Тит. 2, 6,15). Сегодня мы совершенно забыли, что нерадение о детях больше всех грехов и доходит до самого верха нечестия.
«Искушения блудного греха сильны, и ничто не волнует так юношеского возраста, как эта страсть. Поэтому оградим их отовсюду советами, увещеваниями, страхом и угрозами»[3] (свт. Иоанн Златоуст).
Православная Церковь неустанно напоминает юношам и девушкам о необходимости хранить свою невинность, девственность до вступления в законный брак. Стыдливость, способность воздерживаться от исполнения своих плотских желаний, существование брака, наличие религии – это не просто абстрактные понятия, а то, что отличает человека от животного.
Как будем двадцать мытарств проходить? Для чего человек берет жену? Посмотрим Катехизис. Таинство Брака совершается «к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». И Церковь благословляет этот брачный союз. Раньше в Сибири были семьи, в которых рождались по одиннадцать ребятишек и больше. Сейчас есть две семьи, где четырнадцать детей мать родила. В Ивановской области, говорят, мать родила пятьдесят семь человек, рожала по три, и всё мальчиков. Поэтому великий труд – жить в семье, особенно в наше время.
Если кто из юношей хочет заводить семью, пусть решается на труды, а не на удовольствия. Имеешь жену – знай ее одну, не ищи удовольствий.
Будем молиться Пресвятой Богородице – «Наставнице целомудрия». Пусть Матерь Божия научит нас, наших детей Своему Божественному целомудрию, чтобы тела и души наши были чисты и светлы, дабы пребывал с нами Дух Святой, наставляющий нас и обогащающий только тем, что есть Божественно, что от Бога.
Теперь девушки видят всё… И святитель Иоанн Златоуст писал: «Как может быть девственницею та, у которой сожжена совесть? Ты не вступала в связь с мужчиной? Но это еще не девство»[4].
Дети, которые рождаются от целомудренных матерей, – это благословение Божие, они на радость в жизни, на помощь и утешение в старости, а не на позор и страдание.
Девичья честь – понятие нравственногенетическое и особенное для мужчин и женщин, которые хотят и могут иметь и воспитывать своего, а не чужого ребенка, которые хотят иметь сына, дочь, понимающих, любящих своего отца и не относящихся к нему как к чужому. Потому самыми удачными браками получаются те, где невеста и жених девственники и принадлежат к одной нации или близкородственным народам.
Попрание закона морального вызвало самое огромное, самое катастрофическое явление природы в истории рода людского. Вот еще свидетельство из Священного Писания, о том, как Господь призывал людей к целомудрию и чистоте жизни. Города Содом, Гоморра, Адма, Севоим (см. Быт. 24–29; Втор. 29, 23) были истреблены серой и огнем. Население этих городов отличалось возмутительным растлением нравов, омерзительными и противоестественными пороками. Человек отпал от Бога, окончательно развратился и оказался не в состоянии выполнять ту задачу, для которой был создан, не смог реализовать себя в добре, любви и истине, восходя по лестнице духовного развития к богоуподоблению. Дальнейшее его существование стало
бессмысленным. Зло достигло такой степени, что ожидание исправления уже было бесполезным, а отложение казни – опасным. Сейчас на месте этих городов, которые ниспроверг Господь во гневе Своем и в ярости Своей (Втор. 29, 23), находится Мертвое море. Ни одно живое существо не водится в водах этого моря, всё вокруг него мрачно и бесплодно. За грехи людей Бог поразил и самые недра земли.