Первые шесть категорий LAB Profile® показывают, что мотивирует разных людей и какой язык нужно будет использовать, чтобы привлечь их интерес. Каждая категория рассматривается в отдельной главе.
Касательно категории Паттернов вы узнаете, какие вопросы следует задавать, как обнаружить их в обычной беседе, что нужно сделать, чтобы заинтересовать или взволновать человека, а что может его отпугнуть.
Деления на хорошее и плохое здесь нет. Вы можете судить о целесообразности каждого Паттерна только в Контексте деятельности. Для каждого из них я привела пример, как можно воспользоваться преимуществами сильных сторон и качеств, присущих каждому Паттерну.
Хотя каждая категория отражает поведение в рамках непрерывного процесса перехода от одного Паттерна к другому, описание каждого приведено в его чистой форме. Прогнозировать поведение допустимо только в том же Контексте, в котором был составлен психологический портрет человека.
После описания поведения каждого Паттерна вы найдете раздел под заголовком «Язык влияния». В таких разделах вы найдете примеры того типа языка, который помогает оказать наибольшее влияние. В каждой категории указано распределение паттернов. Цифры взяты из исследования, которое провел Роджер Бейли, и относятся они только к Контексту работы. Они помогут представить, как часто можно встретить определенные паттерны.
Я покажу, как эти Паттерны проявляют себя в различных ситуациях, на большом количестве примеров, чтобы вы смогли лучше понять их суть, а также чтобы проиллюстрировать тонкости использования слов, которые меняют сознание.
В конце разделов «Паттерны мотивации» и «Паттерны производительности» находятся сводные таблицы, которые можно использовать при составлении психологических портретов людей. В конце книги даны полные рабочие листы для составления психологического портрета.
Проявляет ли человек инициативу или ждет, пока другие начнут действовать?
Эта категория в рамках Паттернов мотивации говорит о том, что заставляет вас двигаться вперед, а что задуматься. Каков ваш УРОВЕНЬ активности? Существует два паттерна:
Люди в Проактивном режиме весьма инициативны. Они склонны действовать почти или совсем не задумываясь, бросаться в ситуацию с головой без лишних размышлений и анализа. Некоторых людей они могут расстроить своим поведением, потому что идут напролом к своей цели. Им хорошо удается просто взять и сделать свою работу. Они не ждут, пока начнет кто-то другой.
Находясь в Реактивном режиме, люди склонны ждать, пока другие начнут действовать, или пока ситуация не станет более благоприятной. Они могут рассматривать и анализировать, не предпринимая никаких действий. Им хочется полностью понять и оценить ситуацию, прежде чем начать что-то делать. Они верят в случай и удачу и тратят много времени на ожидание. Окружающие могут расстраиваться из-за того, что такие люди подолгу не приступают к делу. Они будут ждать, пока начнут другие, а затем уже откликнутся сами. В крайнем случае, они действуют с особой осторожностью и бесконечно изучают обстановку. Из них получаются хорошие аналитики.
В основном Проактивный – 15–20%
В равной степени Проактивный и Реактивный – 60–65 %
В основном Реактивный – 15–20%
Поскольку примерно 60–65 % населения в Контексте работы в одинаковой степени демонстрируют Проактивный и Реактивный Паттерны, разумно предположить, что человек, чей психологический портрет вы составляете, находится где-то в середине, если только он открыто не демонстрирует свою склонность в ту или иную сторону.
Поскольку для этой категории нет конкретного вопроса, можно обратить внимание на структуру предложения и язык тела человека по мере того, как он будет раскрывать свой Паттерн на протяжении разговора:
Проактивный: структура предложения
• короткие предложения: существительное, активный глагол, осязаемый объект
• говорит так, как будто держит под контролем весь свой мир
• четкая и ясная структура предложения
• прямолинеен
• в крайнем случае, начинает «действовать нахрапом»
Проактивный: язык тела
• признаки нетерпения, быстрая речь, постукивание карандашом, большое количество движений или неспособность усидеть на месте в течение длительного времени.
Реактивный: структура предложения
• неполные предложения, отсутствует подлежащее или глагол
• пассивные или субстантивированные[5] глаголы
• обилие инфинитивов
• говорит так, как будто мир управляет им, с ним что-то происходит, верит в случай или удачу
• длинные и запутанные предложения
• говорит о размышлениях, анализе, понимании или выжидании, или о принципе строения той или иной вещи
• условные конструкции: сделал бы, мог бы, возможно и так далее
• излишне осторожен, считает необходимым разбираться и анализировать
Реактивность: язык тела
• готов сидеть на месте в течение длительного времени
Проактивный: – «Я встречаюсь со своей командой каждую неделю».
В основном Проактивный: – «Я встречаюсь со своей командой, если нам это необходимо».
Одинаково Проактивный и Реактивный: – «Я встречаюсь со своей командой, чтобы узнать о текущих делах. Ведь важно быть в курсе событий».
В основном Реактивный: – «Даже если вы сомневаетесь, встречаться с командой нужно каждую неделю. Для меня важно, чтобы все ее члены чувствовали, что их слышат».
Реактивный: – «Даже если все сомневаются, действительно ли встречаться нужно каждую неделю, важно учитывать потребности людей в том, чтобы их выслушали».
Язык влияния
Если задуматься, при общении важно учитывать образ жизни собеседника. Используйте следующие слова и фразы, чтобы заставить людей перейти к действию:
Проактивный
• Вперед! Сделай это! По машинам! Зачем ждать? Сейчас; прямо сейчас; давай; у тебя получится; возьми инициативу в свои руки; возьми ответственность на себя; беги; чего ты ждешь; давай поторопимся.
Реактивный
• Давай подумаем об этом; теперь, когда ты все проанализировал; ты действительно поймешь; это подскажет тебе, почему ты рассматриваешь этот вариант; тебе станет яснее после этого; подумай о своем ответе; ты мог бы рассмотреть; мог бы; время пришло; удача уже мчится к тебе
Поскольку большинство людей обладают чертами обоих типов, можно использовать оба набора Языков влияния, направленных на обдумывание и действие.
Люди, которые демонстрируют Проактивный паттерн на работе, подходят для должностей, которые требуют проявления инициативы, стремления взять и сделать то, что нужно. Они смогут хорошо себя показать во внешней торговле, в частном предпринимательстве или на той работе, где наличие хуцпы[6] является преимуществом. Если вы хотите привлечь на должность Проактивного человека, попросите кандидатов позвонить, а не отправлять резюме. (Реактивные люди не станут звонить.)
Люди, обладающие Реактивным паттерном в Контексте работы, хорошо подходят для должностей, которые позволяют отвечать на запросы и просьбы. Работники сферы обслуживания, как правило, более реактивны.
На многих рабочих местах, связанных с проведением исследований и аналитикой, требуются те, кто способен потратить много времени на анализ данных.
Большинство людей и вакансий готовы предложить друг другу смесь из этих двух Паттернов. При приеме на работу вам нужно будет изучить, какие рабочие обязанности требуют Реактивной или Проактивной деятельности, чтобы определить необходимый баланс. Уместным будет составить психологический портрет других членов команды, чтобы убедиться, что вы соблюдаете баланс.
Существует несколько ключевых вопросов, которые следует задать себе, относительно этой категории, при создании психологического портрета искомого кандидата. В какой степени этот человек должен проявлять инициативу? Насколько часто в работе потребуется реагировать на поступающие запросы, анализировать или согласовывать свои действия с действиями коллег? Возможно, вам удастся оценить процент общего времени, которое затрачивается на проактивную или реактивную деятельность.
Люди, которые демонстрируют мощный Проактивный паттерн на работе, не смогут терпеть бюрократические проволочки или внутреннюю политику и, возможно, даже захотят выйти за их пределы, не стесняясь кому-нибудь насолить ради своей цели. Такие люди бросаются в деятельность с головой и могут зайти слишком далеко, прежде чем кто-то заметит, что они находятся на неправильном пути. Как руководителю Проактивных сотрудников, вам понадобится направлять их энергию в нужное русло. Если у них не будет возможности использовать свой высокий уровень энергии, они быстро разочаруются или заскучают, а в итоге могут начать использовать свою инициативность не самым продуктивным способом. Вы можете мотивировать их, давая задание со словами: «Вперед, за дело!». Возможно придется им напомнить, что прежде чем соглашаться, стоит подумать. С другой стороны, на собственном опыте я узнала, как свести с ума Проактивных людей. Сделайте так, чтобы они оказались в ситуации, которая им не нравится, а затем убедитесь, что они ничего не могут с этим поделать.
Люди с Реактивным паттерном на работе обычно не проявляют инициативу и чувствуют давление или тревогу, когда их об этом просят. В крайнем случае, они захотят рассмотреть, проанализировать и понять ситуацию почти до отказа от принятия решений или выполнения каких-либо действий. В команде Реактивные люди могут внести свой вклад в процесс, анализируя предлагаемые решения и замедляя общий процесс настолько, чтобы суметь разглядеть последствия и альтернативные варианты. Реактивных людей можно мотивировать, подстраиваясь под их Паттерн. «Раз у вас было достаточно времени, чтобы все рассмотреть и обдумать, я хочу, чтобы результат вашей работы лежал у меня столе к полудню понедельника».