«Хм, – могли подумать вы, прочитав введение, – чувства, потребности… Но это же для психологов! Зачем мне читать дальше?» Вы совершенно правы: психолог помогает клиенту обращать внимание внутрь себя – на свои чувства и потребности. Это происходит в процессе работы при участии специалиста, которому нужно платить деньги, выкраивая на консультации с ним время. Даже когда вы уже сами терапевт, без этого не обойтись.
В этой книге я предложу вам еще один путь – более простой, но не менее эффективный.
Речь идет о ненасильственном общении. Также я буду называть такое общение соединяющим, бесконфликтным, конструктивным, экологичным. Я понимаю это общение как взаимодействие: левого и правого, мужского и женского, разумного и творческого, логического и интуитивного. Словом, чего-то разного, а порой даже противоположного.
Этот инструмент разработал ученик и соратник Карла Роджерса[2], гуманистический психолог Маршалл Розенберг. Он стоял у истоков гуманистического – клиентоориентированного – подхода в психологии и видел, как много сложных ситуаций он помогает разрешить, сетуя, что столь эффективный метод могут позволить себе так мало людей. Многим трудно попасть к психологу: далеко ехать, неподходящие часы приема, дороговизна личной работы, да и хороших специалистов не так много.
Роджерс сформулировал три важнейших принципа своего метода.
1. Безоценочное принятие – вера в то, что человек хороший и способен со всем справиться.
2. Совпадение внешнего поведения и внутренних переживаний у того, кто помогает (психолог, консультант). Роджерс назвал это конгруэнтностью. Близким по смыслу будет слово «честность» – в противоположность лицемерию, наигранности, надеванию маски.
3. Эмпатическое понимание – попытка понять человека на уровне чувств. При этом человек сам вправе решать, правильно его поняли или нет, а консультант имеет право на ошибку.
По моему мнению, именно с двумя последними пунктами-требованиями Карла Роджерса и были трудности. Где найти столько честных, уважающих право ошибаться, готовых слушать сердцем специалистов? Особенно при главенствующем тогда взгляде на клиента через диагноз – то, что в человеке «неверно» и надо «чинить».
Я не знаю, как было на самом деле, но думаю, что, именно заметив недостаточное количество соответствующих этим требованиям психологов, Маршалл Розенберг задумался о том, как можно пройти путь исцеления самостоятельно, но не менее эффективно. Это была вполне революционная идея. И надо сказать, она сработала!
Он сформулировал два положения, которые отражают суть ННО.
1. Принятие и доверие. Если мы хотим найти решение, которое удовлетворит всех участников ситуации, то необходимо с уважением относиться к своему и чужому опыту, доверять и принимать его.
2. Честность и эмпатия по отношению к себе и другому. Это значит, что, даже если вы не знаете точно, что случилось, вам поможет искреннее намерение услышать, что происходит с вами и с другими. Именно оно и творит чудеса.
Иногда людям кажется, что понять свои чувства и потребности – рациональное решение. Отчасти это действительно так, однако сразу хочу предостеречь вас от попытки действовать, руководствуясь только разумом. Лучшие решения в жизни мы принимает тогда, когда разум и чувства работают вместе: когда мы ощущаем нечто и даем этому название; когда замечаем, что нам что-то важно, обозначаем это и подбираем адекватные действия, чтобы справиться с ситуацией.
Вам может показаться, что в некоторых примерах из книги побеждает логика. Ведь когда мы облачаем переживание в слова, оно теряет часть своей образности, атмосферы и смыслов.
По этой же причине мы часто не понимаем друг друга. Говорим одно, а люди слышат совсем другое. Все решает наше отношение. Если мы расположены к человеку, то склонны прощать ему огрехи в формулировках. Если отношения напряженные, то, скорее, припишем им негативные смыслы, которых могло не быть.
Выполняя упражнения из этой книги, вы заметите, насколько сильно то, что мы думаем, влияет на то, что мы говорим или делаем. И насколько мощно нашу жизнь определяют намерения и отношения, которыми можно научиться управлять.
Следующие принципы лежат в основе метода ННО.
Принцип 1. Потребность вместо вины
Мы чувствуем что-то не потому, что другой человек что-то сделал или не сделал, а потому, что какие-то наши потребности удовлетворены или нет. Мы можем испытывать как отрицательные, так и положительные эмоции в зависимости от того, что вам было важно в этот момент. В привычном многим типе мышления мы первым делом ищем виноватого – в других или в себе. Методика ненасильственного общения помогает находить варианты, которые учитывают потребности всех и выглядят как «И» вместо «ИЛИ».
Принцип 2. Потребности всех людей важны
Возможно, иногда, в пылу ссоры, вам будет казаться иначе. Бывает, что чужие действия выглядят бесчеловечными, кажется, что вы бы никогда так не поступили. Вы считаете, что ваши потребности не учитываются другими или у вас нет сил понимать нужды окружающих. У всех нас разные опыт, навыки, ресурсы. Мы все так или иначе помогаем друг другу и делаем жизнь лучше различными способами. Однако всегда есть кое-что объединяющее: общечеловеческие потребности. Потребности всех людей одинаково важны.
Принцип 3. Ответственность вместе с возможностями
Мы сами несем ответственность за удовлетворение своих потребностей, а не кто-то другой. Не потому, что все эгоисты и никто никому ничего не обязан. Речь о том, что только мы сами знаем, что нам на самом деле важно. Порой самый близкий человек, не говоря уже о случайном прохожем и даже психологе, не может знать, что нас заденет и почему и как нам можно сейчас помочь. Если помнить об этом принципе, то мы сможем позволить себе выбрать тот способ действия и те возможности, которые нам больше всего подходят.
Принцип 4. Сначала внимание к себе
Замечая, что с нами происходит, мы становимся ближе к себе. А значит, можем полнее использовать собственные ресурсы, стать более устойчивыми и лучше понять, что можем сделать, чтобы изменить семейную, рабочую или любую другую систему к лучшему. Трансформации в нашей жизни начинаются с нас самих. На страницах этой книги вы найдете алгоритмы и шаблоны, которые подскажут, как это сделать.
Принцип 5. Для действий необходим ресурс
Знакомство с собой взращивает любовь к себе. Когда мы определяем свои интересы, мотивы, потребности, то начинаем больше доверять себе. Нам легче идти навстречу другим людям. А когда мы не в ресурсе, можем обидеть даже самых близких и любимых. В такие моменты у нас нет цели сделать им больно, но и нет сил остановиться или помочь. Ресурс – основа для любых действий, и его наличие первостепенно для результата.
Принцип 6. Связь до коррекции
Даже когда у нас есть ресурс и мы положительно относимся к другому человеку, мы можем захотеть повлиять на его поведение. Когда ресурса нет или человек нам не близок, то такое желание возникает еще чаще. Если вы хотите влиять на других и создавать новые, более близкие связи, обучать чему-то своих детей или выстраивать границы с мужем, то сначала установите с ними контакт. И только когда он есть, переводите внимание на желаемые изменения в поведении. Без связи подобные действия воспринимаются как насилие.
Принцип 7. Принятие не означает согласие
На страницах этой книги вы не раз услышите об эмпатии, принятии или понимании чувств и потребностей другого человека. Сразу хочу пояснить: это не означает, что вы должны быть согласны с ним. Мы можем понимать, что двигало человеком, можем принимать его опыт как отличный от нашего, можем избегать осуждения, и в то же время не быть согласными с действиями, которые он выбрал совершить. Если начальник повышает на вас голос или родители забрасывают требованиями, то вы можете принимать их такими, какие они есть, но при этом оставаться внутренне свободными и иметь свой взгляд на ситуацию.
Благодаря этим принципам ненасильственное общение может стать образом жизни, повседневной практикой, которую в любой момент можно применять самостоятельно. Это эффективная поддержка и другое качество жизни. Поэтому я считаю, что в ННО больше автономии и простоты, чем в других направлениях психологии, хотя результат тот же: проблемы уходят, отношения налаживаются, а состояние трансформируется. Кроме того, у людей, практикующих соединяющее общение, появляется желание и окружающий мир сделать более гармоничным.
В методе ННО есть четыре главных элемента: наблюдение, чувства, потребности и просьба. Еще один важный элемент – эмпатия и стремление понять чувства собесседника.
Наблюдение – это первый шаг в диалоге. Его задача – создать контекст и установить контакт. Вспомните, как бывает неприятно, когда кто-то с порога начинает вас обвинять. «Ты опять не вынес мусор!» – кричит жена, или «Ты мне совсем не звонишь!» – набрасывается мама. Они говорят вроде бы о фактах, вы согласны, что это происходит, но событие часто не стоит таких сильных переживаний. Наблюдение позволяет начинать разговор плавно, чтобы наши близкие реагировали менее эмоционально.
В следующих главах мы подробно разберем, как использовать наблюдение в общении. Особенно этот инструмент эффективен, когда речь идет о соблюдении уже достигнутых договоренностей. Когда вы много раз разговаривали и вроде бы пришли к единому мнению, но ваш собеседник не придерживается того, о чем вы договорились.
Второй, не менее важный элемент, – чувства. Чувства – это биологическая обратная связь, когда с помощью гормонального коктейля наше тело сигнализирует о том, что нам хорошо или плохо. Сами по себе чувства не делятся на плохие или хорошие, правильные или неправильные. Более того, мы не можем управлять их появлением. Однако можем управлять тем, как выражаем их, – до тех пор, пока не попадем в зону повышенного стресса.
В отличие от некоторых других систем или направлений психологии, в ННО есть чувства и чувства-мешки. Перечни таких чувств могут быть различными – у каждого специалиста свой список, – однако правила, по которым они составлены, едины. Поэтому вы сможете выбрать подходящий для себя.
Третий элемент – потребности. Не все, что есть в нашей жизни, – результат удовлетворения потребностей. Какие-то важные вещи становятся стеной между людьми. Когда муж хочет в бар с друзьями, а жена – в театр с подружками, желания супругов конфликтуют. Но ни бар, ни театр не являются потребностями. Потребности объединяют людей, они понятны всем, независимо от образа жизни, веры, страны проживания или пола. Именно потребности являются нашими главными мотиваторами в жизни. Даже когда мы делаем что-то, что нам не нравится, мы можем делать это ради себя и своих потребностей.
К сожалению, часто потребности остаются скрытыми от нас, мы не можем понять, зачем так поступили, или наоборот: почему не можем начать делать то, что задумали. Кажется, что мы совершаем что-то, потому что нас заставили, вынудили. Но правда в том, что эмоции и потребности сильнее, чем наша разумная часть. У нас могут быть прекрасные планы, мечты, ожидания от себя или других. Но чем больше неосознанных потребностей есть в нашей жизни, тем дальше мы оказываемся от воображаемой картинки. В главе о потребностях мы подробно разберем, почему так происходит и как это изменить.
Внимание к собственным чувствам и потребностям называется самоэмпатией или эмпатией к себе. А когда мы пытаемся вчувствоваться в состояние и понять потребности другого человека, то этот процесс называется эмпатией. Ниже мы поговорим об этом более подробно.
Четвертый элемент метода – просьба. Принято использовать именно это слово, хотя по смыслу лучше подходит «предложение». Потому что просьба – это то, что мы предлагаем другому сделать для удовлетворения нашей потребности. И, как в любом переговорном процессе, мы готовы выслушать встречное предложение, чтобы найти вариант, который подойдет всем.
К сожалению, многие путают просьбу с требованием. В ответ на просьбу мы готовы услышать «нет» – у нас есть альтернативы. Требование же высказывается тогда, когда других вариантов нет. Многие используют в коммуникации вежливое требование: «Сделай это для меня, пожалуйста». Но волшебное слово не превращает его в просьбу. Требование разрушает отношения – просьба укрепляет их. Требование предполагает, что существует иерархия – просьба предполагает равенство.
Когда мы разрешаем конфликт, нам, скорее всего, потребуются все четыре элемента. При этом иногда просьба будет обращена к самому себе. Если мы разбираем внутренний конфликт, нам не всегда будет нужно наблюдение в его классическом варианте. Но чувства и потребности являются базой ненасильственного общения. Поэтому в следующих главах я познакомлю вас подробнее с тем, как ННО работает с чувствами и потребностями.
В последней части книги вы найдете пошаговые разборы типичных проблемных ситуаций, в которых для краткости будут описаны три шага: 1) чувства и потребности; 2) просьба; 3) чувства других.
Представьте, что подруга пришла к вам в гости и в числе прочего говорит: «Мне так одиноко, совсем никто меня не поддерживает». Возможно, внутренне вы будете возмущены, потому что вы ее очень даже поддерживаете и всегда на ее стороне. После такой фразы можно даже потерять подругу. Однако если бы она задала контекст и сказала нечто вроде: «Мой муж уезжает завтра на три месяца, а обе бабушки сказали, что не будут приходить помогать, пока дети болеют» – и дальше бы продолжила, что ей одиноко и никто ее не поддерживает, то было бы очевидно, о чем речь. И даже скрытая просьба – и та была бы понятна.
Наблюдение – это фраза, свободная от эмоциональной окраски, задающая контекст так, чтобы не усугублять ситуацию. В каждой семье или коллективе есть болезненные темы – достаточно одной искры, чтобы вспыхнуть. Если речь зашла именно о такой ситуации, то к формулировке наблюдения надо подойти точнее. Если же ситуация сложилась впервые, то даже нечетко сформулированное наблюдение, но без эмоционального заряда сработает отлично.
Наблюдение – это обычно первое, с чего мы начинаем беседу. Но прежде чем говорить что-либо, убедитесь, что вы в контакте со своими чувствами и потребностями, в достаточной мере осознаёте, что именно вами руководит сейчас и что вы хотите получить в итоге.
На то, как наблюдение будет воспринято человеком, влияет уровень его ресурса. Может быть, для вас это простая тема, а у него «накопилось». Например, вы по-дружески решили порекомендовать коллеге «тренера для прямой спины», потому что он сутулится за рабочим столом. Вы говорите с ним об этом впервые, и в целом у вас нормальные рабочие отношения. Он иногда советует вам что-то, а вы – ему. Но вы не знали, что его мама и жена твердят ему про спину каждый день. Раз в полгода он лежит пластом с больной спиной, а врач, которому он доверяет, разводит руками и говорит, что раньше надо было качать мышцы, сейчас диски уже стерлись. Реакция на дружеское предложение может оказаться не такой, как вы предполагали.
В зависимости от того, с кем и о чем вы говорите, наблюдение даже в похожих ситуациях будет разным, но его цель – всегда одинаковой: задать контекст и установить контакт.
Задать контекст крайне важно. Люди интерпретируют все, что слышат. И делают это по-разному, в зависимости от прошлого опыта или похожих ситуаций, выдумывая иногда то, чего нет. К тому же часто именно в первой фразе нашего разговора вырываются давно сдерживаемые эмоции – и вместо контекста получается обвинение. Приведу примеры.
«Ты не позвонил мне сегодня». Возможно, человек согласится с вами, и если ваши отношения были теплыми, то все будет в порядке. Но если он устал на работе, уже ловил себя на мысли, что вы его контролируете, то фраза будет интерпретирована как нападение, а ответом будет защита: «Я не обязан тебе звонить каждый день!»
«Тебя вечно нет дома». Если вы говорите это супругу, который сейчас в ресурсе и прямо в эту минуту смотрит на вас с умилением и любовью, то он может ответить что-то вроде: «Мне так больно расстраивать тебя» или «Я тоже скучаю по тебе». Но если фраза сказана человеку, который пришел с работы и убегает на вторую, голодный и с больным горлом, то, скорее всего, в ответ вы услышите: «А тебе лишь бы деньги тратить! Я пашу как проклятый, а дома одни претензии».