Глава 1 Истории, которые приводят к слезам

«Слезы – это слова, которые должны быть написаны».

Паоло Коэльо

Когда основательница «Родительства рука об руку» Патти Уипфлер была молодой матерью, одна знакомая спросила, каково это – быть родителем. Патти расплакалась и объяснила, что, хотя всегда любила детей, родительство оказалось гораздо более утомительным и напряженным, чем она думала. Она призналась, что начинает терять самообладание, проявляя агрессию по отношению к детям так же, как поступали родители с ней самой. Патти говорила и плакала, а та женщина просто слушала.

Вернувшись после этого разговора домой, Патти поняла, что чувствует себя совершенно иначе. У нее появилось гораздо больше энергии и терпения, чтобы общаться с детьми. Когда Патти в следующий раз встретилась со своей собеседницей, она спросила, почему так получилось. Женщина рассказала о простом методе слушания, который она применила, и о том, как он может помочь в освобождении от сложных эмоций.

Патти начала изучать слушание на курсах и договорилась о взаимном слушании по очереди с другой мамой. Она старалась понять, как простое проговаривание, смех, плач и размышления о собственном детстве помогали ей убирать эмоциональные преграды для того, чтобы быть хорошей матерью.

Сторителлинг: ключ к успешному родительству

Умение рассказать историю своей жизни – основная составляющая воспитания счастливых, эмоционально устойчивых детей. Интуитивное открытие Патти нашло подтверждение в недавних исследованиях: ученые из Университета Беркли установили, что чем более последовательно мы можем рассказать историю нашего детства, тем сильнее будут привязаны к нам дети. Исследователи обнаружили: то, как мы растим детей, определяется происходившим в нашем собственном детстве, а также тем, насколько нам удается разобраться в этом.

Они определили последовательную историю как более глубокий и подробный анализ, а не просто навешивание ярлыков вроде «счастливое» или «ужасное». В последовательных рассказах события и эмоции логично сочетаются, выстраивают объемную картину. Это не просто описание событий без личных эмоциональных реакций или перечисление эмоциональных реакций без описания событий, вызвавших их. Умение изложить последовательную историю было самым важным фактором, определяющим степень привязанности детей к нам. Кроме того, выяснилось, что те эпизоды из прошлого, о которых нам трудно говорить, тесно взаимосвязаны с теми аспектами нашей взрослой жизни, где мы испытываем сложности1.

История часто повторяется, хотим мы того или нет. У нас могут быть самые лучшие намерения стать «идеальными» родителями, но внезапно мы теряем самообладание и применяем в отношении ребенка методы, которыми совсем нельзя гордиться, особенно если дети выводят нас из себя. Это почти всегда происходит, когда мы устали и испытываем стресс.

Профессор психиатрии Дэниел Дж. Сигел в книге «Родительство изнутри» объясняет, что происходит в мозге, когда мы попадаем в стрессовые обстоятельства. Лимбическую систему (эмоциональный центр мозга) переполняют эмоции, а префронтальная кора (разумная, думающая часть мозга, управляющая контролем над импульсами) отключается.

Когда ребенок, например, нарочно бросает еду на пол, бьет братишку или сестренку, мы можем бессознательно вспомнить, как взрослые обращались с нами в подобных ситуациях. Эти воспоминания вызывают сильные эмоции, поэтому бывает сложно ясно мыслить в такие моменты. Мы можем реагировать автоматически, не обдумывая ответных действий, просто воспроизводя модель поведения наших родителей.

Рассказ своей истории помогает ослабить власть прошлого над нами. Мы можем полностью пережить эмоции по поводу собственного прошлого опыта и освободиться от них, так чтобы больше не возвращаться к ним в настоящем. Тогда, оказавшись в стрессовой ситуации с детьми, мы можем вернуться к эмоциональному равновесию и осознанно обдумать свою реакцию.

Ключевой ингредиент сторителлинга

Плач – это неотъемлемая часть процесса сторителлинга. Одно исследование доказало, что люди, проходящие психотерапию, лучше восстанавливались и скорее достигали положительных изменений в жизни, если плакали во время сессий2. Слезы помогают сбросить эмоциональный груз нашего опыта. Так, мы получаем возможность понять смысл происходившего в жизни, можем рассказать свою историю более последовательно.

Когда у нас есть внимательный, поддерживающий слушатель, безопасность и пространство, где можно свободно поговорить о своем настоящем и прошлом, мы начинаем плакать. Возможно, это случится не сразу, поскольку все мы научились так или иначе сдерживать свои чувства. Но со временем мы можем восстановить естественную способность к исцелению, начать плакать о воспоминаниях, давным-давно погребенных в прошлом, о событиях, которые, как мы думали, вовсе нас не расстроили. Писатель и преподаватель писательского мастерства Луиза Десальво описывает восстановление подобных чувств как «то, что мы должны были почувствовать в тот момент, если бы не были так напуганы»3.

Непролитые слезы: история, которую мы должны рассказать

Я выросла, думая, что мне особо нечего рассказывать о своей жизни. У меня было нормальное счастливое детство, хотя меня часто тянуло к людям, которые «настрадались». У моих друзей были жестокие или зависимые от вредных привычек родители. Я сравнивала свое прошлое с их опытом и считала, что у меня нет повода жаловаться.

Однажды я была на писательской вечеринке, и мы обсуждали, необходимо ли страдать, чтобы стать писателем. Помню, я сказала: «О, у меня было счастливое детство – я просто чувствительный человек». Мне казалось, что именно это слово «чувствительный» лучше всего объясняет мою писательскую чуткость. Но все же оно никак не объясняло моего детства и сложностей во взрослой жизни.

Нас всегда учили минимизировать свои чувства, говорить «все в порядке» и изображать бодрый вид. Наше детство казалось нормальным, потому что мы не знали ничего другого. Но, повзрослев, мы можем более осознанно анализировать прошлое.

Когда я узнала о целительной силе слез, то поняла, что никто из нас не мог свободно плакать в детстве. У всех есть невыплаканные слезы. Не так-то просто разделить человечество на тех, у кого было травмирующее детство, и тех, у кого оно было счастливым. Мы все можем извлечь пользу из размышлений о своей жизни и освобождения от некоторых чувств. Каждый раз, делая это, мы усиливаем нашу связь с детьми, поскольку наши прошлые раны больше не мешают нам становиться теми родителями, какими мы хотим быть.

Как дела в воспитании детей?

Чтобы обнаружить пользу рассказывания истории своей жизни, найдите друга или партнера для слушания через сообщество «Родительство рука об руку» онлайн либо очно в вашей местности (см. Приложение, стр. 253).

Чтобы ощутить силу слушания, вы и ваш друг или партнер можете по очереди пять минут говорить, а потом столько же слушать друг друга. Этот небольшой эксперимент стоит провести для проверки навыков и для демонстрации силы воздействия, которое оказывает даже короткое время слушания.

Задайте друг другу простой вопрос: «Как твои дела в воспитании детей?». Слушая, старайтесь не перебивать, не давать советы и не рассказывать своих историй, пока говорит другой. Не судите о собеседнике по его трудностям, вместо этого сконцентрируйтесь на слушании. Договоритесь сохранять конфиденциальность и не выносить информацию за пределы сессии. Подробнее об этих простых правилах я расскажу в четвертой главе.

Загрузка...