Введение

В этой книге мы поставили перед собой интересную и сложную задачу – рассказать о том, о чем практически ничего не известно. Речь пойдет о мифологии древних славян.

Что такое миф?

Считается, что мировоззрение человеческого общества проходит несколько стадий: обычно выделяют мифологическую, религиозную и философскую.

Миф рождался в глубокой древности, когда человек не понимал многих явлений природы и пытался объяснить их, придумывая богов и других существ, олицетворявших грозу, ветер, солнце, повелевавших океаном и подземным миром умерших. Он включал в себя также основы зарождающегося религиозного культа, картину вселенной, разъяснял взаимоотношения человека и природы и повествовал о рождении неба, земли, рек, морей и небесных тел.

Первые подобные истории могли рождаться задолго до появления письменности. В этом причина того, почему многие мифы (греческие, скандинавские, римские, любые другие) известны нам только в наиболее поздних своих вариантах: к тому моменту, когда появилась возможность их записать, они уже значительно обогатились подробностями по сравнению с первоначальными вариантами.

В переводе с греческого «миф» означает «сказание», «предание», «слово». В первые века своего существования передавался от человека к человеку в устной форме.

В чем отличия мифа от религии? Он более подвижен, легче видоизменяется под влиянием изменившихся условий жизни и новых знаний. Религия более стабильна.

Обычно с рождением той или иной религиозной системы рождается также и набор догматов – утверждений, которые верующий просто должен принять и не задумываться над ними.

«Не мудрствуйте лукаво!» – эта фраза характеризует религиозное сознание достаточно полно.

И, наконец, философское мировоззрение. Если религия и миф существуют с опорой на чувство и веру, то для философского восприятия мира важны критичность, ясность ума, доказательства и логика. Впрочем, речь у нас о мифологии, конкретно – о славянской.

О ней известно крайне мало. Причины этого мы подробно рассмотрим ниже, пока просто скажем, что для восстановления более или менее достоверной картины нам придется привлечь все возможные источники и средства: обратиться и к истории религии, и к процессу развития письменности на Руси, и к фольклору, в котором наследие древнего мифа отражалось подчас очень ярко.

Говорить о мифологии славян мы не можем в отрыве от всех прочих связанных с ней явлений и понятий. Поэтому мы затронем историю Крещения Руси, сюжеты былин, особенности храмового зодчества и вопросы создания славянского государства. А Перун и Сварог, Велес и Мокошь, легендарные князья и былинные русские богатыри займут свои места в этом великолепном антураже.

Недостаток сведений по славянской мифологии (и по истории Древней Руси в целом) создавал большой простор для разного рода фальсификаций и появления всевозможных теорий, как вполне оправданных с точки зрения науки, так и откровенно завиральных.

Тайна всегда притягательна, недостаток сведений всегда будит фантазию. И только анализ и сравнение как можно большего количества информации позволят создать более или менее достоверную картину. Поэтому мы обратимся не только к академическим источникам, но и к изданиям, репутация которых, скажем так, неоднозначна.

Надо отметить, что даже легкое прикосновение к секретам древних мифов создает ощущение чего-то масштабного, глубокого, мощного. Эти образы пережили века, и сейчас благодаря им мы рассмотрим огромный пласт культуры, совершим увлекательное путешествие в прошлое.

Знакомство с картиной мира, созданной людьми, жившими много столетий назад, может не только увлечь, но и значительно обогатить нас духовно, культурно и эстетически.


В. Верещагин. Князь Игорь заключает договор с византийцами перед идолом Перуна. 1896 г.


А чтобы это знакомство было по возможности более полным и ярким, мы сопроводили текст подборкой произведений искусства разных лет, посвященных древнерусской культуре, истории и мифологии. В книге они представлены как в виде репродукций, так и в виде QR-кодов.

Загрузка...