Часть I Боги и духи

Велес


Этот бог занимал особое место в пантеоне древних славян. Его культ считается одним из самых древних и характерен для всех славян, наряду с культом Перуна.

Точная этимология имени этого бога неизвестна. Лингвист Макс Фасмер предполагал, что оно происходит от прилагательного «велий» (соответствует прилагательному «великий» в современном русском языке). В древнерусских письменных памятниках также встречается имя Волос, которое считается вариантом имени Велес.

Велеса также называют «скотьим богом», так как его главные функции связаны с хозяйственной стороной жизни древних славян. У них термин «скот» включал не только сельскохозяйственных животных, но и деньги, имущество и вообще материальные блага.

Во владении Велеса был и урожай, поэтому в качестве пожертвований этому богу во время сбора зерновых культур оставляли несколько несжатых стеблей, которые завивали и украшали. Такие стебли называли «велесовой бородой».

Упоминание о Велесе встречается в древнерусском литературном памятнике «Слово о полку Игореве»: автор называет мифологического певца Баяна «велесовым внуком». В связи с этим считается, что Велес также мог быть покровителем певцов, подобно греческому Аполлону и скандинавскому Одину. Это мнение подкреплено тем, что пастухи, выпасающие скот, часто также были музыкантами.

Независимо от того, являлся ли Велес богом песен и поэзии, он особенно почитался пастухами. В Ярославле его идол стоял посреди длинного, широкого оврага, известного как «Велесова логовина». Весной на эту логовину выводили скот на первое в году пастбище. В тот же день ему приносили в жертву телёнка и тёлочку.

Земной бог Велес противопоставлен небесному богу Перуну. Их противоборство – главный конфликт «основного мифа», который реконструировали учёные. Центральная сюжетная линия в нем – попытка громовержца покарать своего врага, который похищал скот, людей, а по некоторым версиям – даже жену громовника. Змеевидный Велес пытается скрыться под деревом или камнем, прикинуться человеком или животным.

Проще понять отождествление этого бога со змеем через имя Волос: здесь налицо сходство формы. И такая связь у славян действительно была. Например, «волосом» или «волосатиком» называли змееобразного червя, заговоры от которого широко распространены на всей территории проживания славян. Их можно увидеть не только в текстах, но и в миниатюре Радзивиловской летописи, где Перун представлен человекоподобным идолом, а Велес изображён в виде змея, вьющегося у ног Олега.

Другая ипостась Велеса – медведь. Считается, что его культ происходит из древнего тотемического культа медведя, лесного хозяина зверей и первопредка людей. В таком случае, можно сказать, что Велес – не бог скота, а бог-скот, животное.

Во времена расцвета язычества идол Велеса в Киеве установил князь Владимир. Характерно, что он был установлен в Подоле, то есть в низинной, торгово-ремесленной части города. Такое расположение идола снова подчёркивает связь Велеса с землёй, скотом и богатством. Во время Крещения Руси князь Владимир приказал свергнуть языческого идола в протекающую рядом реку: «А Волоса идола… веле в Почайну реку воврещи».

После принятия христианства культ Велеса закономерно «перешёл» в веру в святого Власия, не только из-за схожести их имён, но и из-за совпадения функций – святого Власия считают христианским покровителем скота. Часть функций Велеса «досталась» Святому Николаю Чудотворцу, покровителю хозяйства и торговли. Однако, христианство не полностью поглотило образ языческого бога. В то же время оно перевернуло представление о нем. Велес стал восприниматься как злой дух, чёрт. Это прослеживается в таких диалектных названиях чёрта как «ёлс», «волосень», «волосатик».

Перун


Бог-покровитель грома и молний, один из самых древних и почитаемых в славянской мифологии.

Первый древнерусский письменный источник, в котором упоминается Перун, – летопись «Повесть временных лет» (XII век). В «Повести» приводятся тексты договоров Руси с Византией, заключённых в X веке.

Например, такой: «Цесари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир».

Во времена процветания язычества, до Крещения Руси, князь Владимир провёл так называемую «языческую реформу»: установил идолы шести богов. Об этом свидетельствует «Житие Владимира»: «И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».

Впоследствии этот список богов стали называть Владимировым пантеоном. Перун упоминается в нём первым, поэтому считается, что он стоял во главе пантеона. Об этом же писал в VI веке византийский историк Прокопий Кесарийский: «…Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды».

Безусловную важность Перуна передаёт реконструированный исследователями «основной миф», то есть предполагаемый главный сюжет индоевропейской мифологии. В его основе лежит конфликт между небесным богом-громовержцем и его антагонистом, богом Велесом, живущим на земле. Велес прогневал Перуна тем, что похищал скот, людей, а может быть, даже и жену бога. Громовник преследует своего врага, расщепляет дерево и раскалывает камень, под которыми тот прячется, мечет в него стрелы. В результате громовержец побеждает. Его победу знаменует дождь, омывающий землю и несущий плодородие.

Бога-победителя считают не только распорядителем молний, но и покровителем князя и его дружины, помогающим в военных делах. Седовласого воина-Перуна изображали в виде всадника на коне или колеснице, поражающим Велеса. Перун был вооружён камнями, стрелами и топорами. Топоры считались важным атрибутом богов грома в мифологиях разных народов (например, ассирийского бога грозы Раммана). В древнерусских землях было найдено много амулетов в виде маленьких топориков. Считается, что их выдавали отрокам во время постригов, и их носили сначала в качестве оберега, а после вступления в дружину воины носили топоры как символ принадлежности к ней.

Священным символом Перуна считался дуб. Это дерево, как и бог-громовник, воспринимается как воплощение сильного мужского начала. Лингвисты утверждают, что само название «дуб» является более поздним эвфемизмом, заменяющим исконное табуированное название с корнем *perkṷu. Этот корень сохраняется в названиях этого дерева на литовском (Perkūnas) и латышском языках (Pērkons). Известно, что на Руси приносили в жертву священному дубу Перуна петухов, мясо, хлеб, а также укрепляли его стрелами, втыкая их вокруг дуба.

В животном мире с Перуном соотнесён бык, который тоже считается воплощением мужской силы. В ряде разнообразных ритуалов жертвоприношений, приношение Перуну «обещанного» быка считалось особенно важным. Свидетельство о таком жертвоприношении можно найти в приведённом выше воспоминании Прокопия Кесарийского. Более современные данные свидетельствуют о том, что в Вологодском крае первую тёмную тучу, предвещающую грозу, называют быком.

Загрузка...