В этой статье я постараюсь отразить всего один аспект противостояния, которое условно можно обозначить как «Россия против Украины». Почему условно? Думаю, это ясно – на поле боя, которым добровольно стала Украина, России противостоят все страны «просвещенного Запада», а сама Украина, увы, из субъекта международной политики превратилась в объект, посредством которого реализуются различные геополитические (и не только) интересы.
Однако, я сразу хочу сделать важную оговорку. Тема, о которой я буду говорить, очень сложна. И она очень и очень трудно поддается «инструментальному контролю», равно как и точному анализу, поскольку процесс происходит скрытно, а источников информации о происходящем, как правило, почти нет. Но тема эта важна, а значит, вооружившись логикой и оперевшись на здравый смысл, попробуем хотя бы немного её обозначить.
Если вы ещё не поняли, мы будем говорить о подковёрной борьбе разведок, развернувшейся на Украине. Права, всё, что мы можем обсуждать – бугры на ковре, время от времени вспучивающиеся в местах наибольшего напряжения. Но, за неимением большего, поговорим и о буграх.
«Ура! Мы вернули Крым!». Это было, без преувеличения, настолько внезапно, красиво, элегантно (если такое слово в принципе тут уместно), что все мы преисполнились восхищения и благоговения. «Вежливые люди» стали не просто интернет-мемом: они стали предметом обожания почти всей страны – от милых дам пубертатного возраста до ветеранов, в последние годы своей жизни вдруг снова почувствовавших, что они воевали не зря. И это – хорошо. И это – правильно. Только вот одно «но»…
В эйфорическом угаре мы забыли, что бросили вызов самому мощному, самому опытному, самому организованному и беспощадному разведсообществу в мире. И не просто бросили вызов – мы публично плюнули ему в лицо и дали по рукам тогда, когда он этого совсем не ожидал. И нужно ли удивляться, что для разведки США и их союзников это сразу перестало быть обычной операцией по выравниванию политического ландшафта? Да, лично я не сомневаюсь, что они восприняли случившееся, как величайший вызов со времен Карибского кризиса, и к дальнейшей своей работе отнеслись соответственно.
Помните, как в Киев приехал глава ЦРУ, а мы смеялись – «Ха-ха-ха, 30 сотрудников американской ЧВК «заблудились» в украинских лесополосах! Сам директор ЦРУ приехал вытаскивать их из лап страшного спецназа ГРУ!».
Смеялись и переполнялись гордостью…
А вот скажите, многие ли верят, что директор самой могущественной спецслужбы приезжал лично «вытаскивать» тех, чьё присутствие на Украине американцами вообще отрицается? Более того – сотрудники ЧВК не имеют вообще ничего, кроме хорошей зарплаты и ясного понимания, что от них в любой момент могут отказаться свои же. То есть, публично их даже признавать не станет ни одно нормальное государство – ну, подумаешь, какие-то наёмники, фу-фу, мы к этому ни малейшего отношения!
Уверен, что если бы этот случай был не вымыслом, позиция ЦРУ выражалась бы очень сухо и коротко – «Понятия не имеем, что за люди. НО если там всё-таки есть американцы (во что мы отказываемся верить!), мы готовы помочь в их освобождении». Всё. Это максимум. Работа, конечно, велась бы серьёзная. Но визит главы ЦРУ?! Помилуй Боже, о чем вы?!
На самом деле, я уверен, что визит Бреннана был нужен только с одной целью – дать украинской стороне гарантии, что Америка не сольёт их в случае поражения. То есть, дать последний, самый важный толчок перед началом наиболее грязной и кровавой работы по реанимации украинского проекта. Сказать – «Вы можете убивать, резать, насиловать, травить газом, жечь, и вам за это ничего не будет. Потому что вы теперь – наши «сукины дети».
Возможно, что-то такое им говорили и до этого, но решиться на совершение военных преступлений под носом у России против русских – для этого нужны очень высокие гарантии. Такие, которые напрямую даются одним из её представителей. Бреннан сгодился идеально – и аборигенов подбодрить, и свои силы проинспектировать перед началом контратаки.
Я ещё раз подчеркну – в принципе, визит главы ЦРУ в «воюющее» государство (а по линии его ведомства там идёт самая жестокая и бескомпромиссная война) – событие почти беспрецедентное. И он как нельзя лучше показывает, насколько велико сосредоточение сил американских разведок на украинском направлении сейчас.
Примеры работы американских спецслужб – менее яркие и очевидные, которые, при некоторой политической близорукости, можно успешно трактовать как-то иначе – прослеживаются же почти с самого начала активного российского «невмешательства» в украинские дела. И хотя мне довольно сложно идентифицировать момент, когда американцы, отойдя от изумления и шока, приступили к активным действиям на территории Украины, кое-что всё-таки обращало на себя внимание.
Самое достоверное, что приходит в голову – устранение Музычко. Я не верю, что блоггер Аваков в той ситуации решился бы на физическое устранение такой знаковой фигуры. Просто не верю, и всё. Я даже не очень верю, что это было сделано силами украинских спецслужб. Но это хотя бы как-то можно допустить. Но то, что Аваков приказал Билому дважды стрельнуть себе в сердце… Вообще в голове не укладывается, простите.
Зачем это было нужно американцам? Ну, это как раз просто – они уничтожили русский информационный авианосец, не меньше. То есть, человека, который ужасно портил картинку и грозил, ни много, ни мало, вбить клин между прагматичными американцами и чистоплюями из Европы, которым подавай демократию даже у аборигенов. Поскольку нынешние войны ведутся, преимущественно, в информационном пространстве, фигуры вроде Сашко лучше нейтрализовать, даже если действуют они не со зла, а от глупости.
Примерно в это же время был сделан ещё один важный шаг – запрет вещания на Украине российских телеканалов. Вероятно, это был сильнейший удар по нашим позициям, санкционировать который (и, вероятно, инициировать) могли только американцы. Почему только? Ну, хотя бы потому, что у них уже есть опыт информационных войн, заканчивающихся выходом на площадь миллионов. И они понимают важность этого оружия. Сами украинцы, я думаю, вряд ли бы на это решились – это так недемократично, а в Европу ну очень хочется, хоть под дверью запахи понюхать. Что касается европейцев, то их роль в украинском конфликте, при всём уважении, сводится к заигрыванию с украинскими политиками и брюзжанию на русских варваров.
Важным этапом стало и назначение олигархов «губернаторами». В принципе, мотив понятен – привлечь на свою сторону дополнительные ресурсы, не парализованные общей ситуацией на Украине. Думаю, это тоже был «совет» ЦРУ, потому что сами украинские власти, ушибленные Майданом и борьбой с «олигархическим режимом», вряд ли бы до такого додумались.
И тут, надо сказать, американцам очень повезло с одной фигурой – Коломойским. Мы можем сколько угодно его ненавидеть, но свою чёрную работу он проделал добросовестно – и Днепропетровск, ключевую точку всей Новороссии, зачистил, и силовой потенциал разного отребья организовал и направил. Опять-таки, не думаю, что без организационной и консультативной помощи американского десанта в Киеве. Но и его заслуги преуменьшать не стоит.
Кстати, показная дерзость днепропетровского гауляйтера и его подельников не оставляют сомнений – ему давались личные гарантии. И он, что немаловажно, принял эти обещания всерьез.
Параллельно с этим решались и некоторые стратегические вопросы. В частности, накопление сил армии на Юго-Востоке и силовая зачистка наиболее важных регионов – Харькова и Одессы.
Это, хотел бы обратить внимание, крайне важный аспект. Возможно, даже переломный. Если вы дружите с географией или хотя бы способны найти карту в интернете, то вам известно – если от Харькова до Одессы провести прямую, то с восточной стороны мы как раз и получим Новороссию. Это были своеобразные «точки скола», ударив по которым, Россия должна была получить всю Новороссию – то есть, такой кусок украинского пирога, ради которого уже можно рискнуть серьёзным обострением отношений с Западом. Кроме того, такой глобальный раскол ставил под сомнение само существование Украины, что почти автоматически развязывало России руки на политических трибунах Европы и ООН. Москва это понимала. Вашингтон, как мы теперь понимаем, понял тоже.
На мой взгляд, именно точный стратегический расчет аналитиков западных спецслужб позволил сделать им почти невозможное – в условиях всеобщего развала и уныния, оперируя минимумом сил, они смогли предотвратить самый худший для себя сценарий и перевести отвесно пикирующий украинский «самолет» на траекторию более-менее плавного снижения.
Действия ЦРУ и их местных исполнителей в этих регионах были, надо сказать, просты и эффективны – похищения активистов, которые могли стать своеобразными точками кристаллизации протеста, что вполне в духе проверенной американцами ещё в Латинской Америке тактики. Эскадроны смерти перекочевали из Гондураса и Никарагуа, только и всего. Ну, разве что язык низового звена поменялся.
Особенно четко проявилось это в Харькове, где изначально позиции пророссийских сил были очень сильны. Действия там носили просто «пожарный» характер, и разгорающийся пожар был сначала купирован этими похищениями. А потом и потушен силовой акцией «болельщиков», разбивших организованное сопротивление. И снова – прессинг спецслужб в отношении уже почти разбитого и деморализованного сопротивления, похищения, тихий, но эффективный, персональный террор. А ведь именно в Харькове, хочу вам напомнить, протестующие заставили активистов «Правого сектора» покидать площадь на коленях. Но против специалистов, знающих толк в переворотах и их подавлении, а также энтузиазма щеневмерлых, революционное творчество масс оказалось, к сожалению, бессильно.
В Одессе острота была чуть меньшей, и там действовали немного иначе – накопив сил и хорошо организовав провокацию, сопротивление просто сожгли в Доме Профсоюзов. Чётко, грамотно, как по нотам. Конечно, был риск, что исполнители из местных всё испортят. Но в этот раз получилось. Правда, сомнения в том, что исполнителями были только «ультрас» и майданные сотни, всё-таки остаются. Но дело это темное, дымное и грязное. Хотя лично у меня нет вопросов, почему до сих пор настоящие организаторы и исполнители не найдены – поверьте, они не будут найдены никогда. Да-да, по той простой причине, что они сидят в Ленгли и американском посольстве в Киеве. А тягнибокам такое просто не доверят – стрелять по окнам на камеру они не согласятся, а до большего не доросли…
В общем, я обозначил некоторые, наиболее очевидные, бугры под ковром. Разумеется, под ними могло быть и что-то другое. Что? Ну, не знаю. Может, рейды легендарного спецназа ГРУ по тылам украинской армии. Или тайные пружины инопланетян, задумавших, наконец-то, поработить самую прекрасную часть земного шара от Дона до Карпат. А возможно, это опять семиты что-то мутят – понять, как обычно, невозможно, что же именно, но уже заранее страшно.
Но предполагать мы можем, что угодно. Проблема в том, что на выходе мы имеем укрепление американских позиций, удушение пророссийских сил за пределами Донбасса и Луганска, появление у Украины хотя бы минимально боеспособной армии и, главное – потерю на данном этапе хоть какой-либо перспективы у пророссийских сил за пределами Донецкой и Луганской областей. Ой, точно инопланетяне, угу…
Разумеется, глупо думать, что на данный момент американские спецслужбы успокоились. Их упорная работа прослеживается и на уровне АТО – да, исполнители никудышные, но организация потихоньку улучшается, и через месяц-другой сопротивление, увы, додавят, если Москва не начнет оказывать помощь более серьёзными ресурсами, чем информационное и дипломатическое поспровождение. Не снижается накал информационной войны – тоже, я думаю, под пошаговую диктовку лучших специалистов ЦРУ.
Вы спросите – а что же наши спецслужбы? Ничего не делали? И это на фоне их прекрасных действий в Крыму?
Хорошо, попробую кратко и о наших спецслужбах.
Я подозреваю – а я, как вы понимаю, ничего не знаю наверняка, я исключительно подозреваю – что действия наших спецслужб в Крыму были если не спонтанными, то подготовленными на скорую руку. Да, всё получилось, ура-ура. Но, поскольку люди там сидят подготовленные и трезвые, предаваться иллюзиям они не стали. Разумеется, определенная работа велась – вспомните, хотя бы, вбросы перехватов телефонных разговоров.
Однако, хотя Украина и забилась в конвульсиях, умирать она не спешила. Наши возможности ускорить процесс были ограничены – ну, хотя бы потому, что у нас львиная доля оперативных сотрудников ФСБ и ГРУ работает на Северном Кавказе, и оголять это направление чревато очень серьёзными проблемами.
Вообще – позволю себе небольшое отступление – мы почему-то уверены во всесильности наших спецслужб. Такое ощущение, что у нас в спецназе ГРУ служит миллион человек. И все – хоть сейчас в Донецк, душить фашистов.
На самом же деле, вы не поверите – силовиков чёртова гора, а реально полезных в подобной ситуации просто мизер. Ну, согласитесь – мы же не могли посылать туда спецназ железнодорожных войск или службы исполнения наказаний? Может, спецназ ВВ, краповых беретов? Нет, снова не то – воевать-то они, конечно, будут лучше, чем старики и подростки. Но для оперативной работы не годятся совершенно.
ФСБ? Чечня, Дагестан, Ингушетия и ещё несколько прилегающих регионов, где у них, к сожалению, всё ещё масса работы. И дело не только в том, что там всё ещё сильны группировки террористов – налаженную агентурную сеть нельзя бросить без риска её потерять. «Эй, Ахмад, я сейчас съезжу на Украину, повоюю, а ты пока ничего не взрывай и никуда не убегай. И да, не обращай внимания – я временно стал майором ФСБ, а вернувшись, снова превращусь в вороватого прапорщика, продающего тебе выстрелы для РПГ со склада родной части» – вы примерно так себе это представляете?
СВР? Это вообще мимо. Понимаете, у Службы внешней разведки вообще нет того, что можно было бы назвать силовыми структурами. Конечно, где-то там у них есть пара-тройка штучных Джеймсов Бондов, но всё остальное – либо совершенно засекреченные нелегалы, прикидывающиеся ботаниками из Латинской Америки, либо ребята из посольств. Собрать информацию, устроить провокацию в прессе, тихонечко завербовать кого-то на компромате – да, это их работа. А вот экстренно собрать диверсионную группу на территории соседнего государства – с этим уже пробуксовки.
И остается, как это не печально, только ГРУ. Опять-таки, за вычетом чисто армейского спецназа, который до начала активных боевых действий к делу подключить сложно. И за вычетом тех, кто тоже нужен в Чечне и её окрестностях.
А в итоге у нас, при невероятной количестве «спецназовцев», в такие сложные, переломные моменты Родину защищать-то и некому…
Итак, вернёмся к Украине. Получилось так, что протест на Юго-Востоке не достиг тех пределов, которые позволили бы устроить там настоящую революцию и добить Киев. Нет, ещё бы немножко времени, и даже скудными силами наших спецслужб ситуацию довели бы до точки невозврата. Но тут начала сказываться работа заокеанских «реаниматоров», эскадроны смерти выбили активистов, несколько показательных силовых акций напугали колеблющихся, и…
И на стол Путина лег очередной доклад. Дословно не скажу, но там было написано про изменившуюся ситуацию и необходимость перейти на один из запасных вариантов. Какой именно вариант выбрали, я тоже не знаю. Надеюсь, что «Б». Но не исключаю, что и «В». А может, остановились на «Ю» – букв у нас много.
Вариантов, подозреваю, тоже…
10.06.2014