Я собираю имена скрытых чемпионов по всему миру с 1989 года. В некоторых странах местные исследователи систематически отмечают и анализируют этих лидеров рынка[51].
Есть также межнациональные обзоры, в которых участвовало большое количество исследователей[52]. Однако в некоторых странах данные по скрытым чемпионам никак не назовешь исчерпывающими, поскольку никто не занимался систематическим сбором информации.
На данный момент известно 3406 скрытых чемпионов, отвечающих трем критериям, обозначенным в главе 3. Эти фирмы базируются в 59 странах.
В табл. 6.1 показано количество скрытых чемпионов (общее количество и доля на миллион жителей страны) по странам, где есть минимум 20 скрытых чемпионов.
Таблица 6.1. Скрытые чемпионы по странам – общее количество и доля на миллион жителей
Как вы видите, скрытые чемпионы – в первую очередь феномен немецкоговорящих стран. Германия, Австрия и Швейцария – единственные страны, где эти средние предприятия – лидеры мирового рынка представлены в большом количестве на душу населения, в каждой стране около 18 скрытых чемпионов на миллион жителей. За ними следуют скандинавские страны, Нидерланды и Япония. Во всех остальных странах скрытые чемпионы – довольно редкое явление, если учитывать численность населения. Это касается крупных европейских стран, а в еще большей степени США и Китая.
Причин несколько. В Америке только 20 % всех компаний занимаются экспортом. Среди них 10 % крупнейших компаний обеспечивают более 90 % американского экспорта[53]. Американский МСБ ограничивается в основном огромным внутренним рынком. Некоторые авторы критикуют США за то, что «страна не поддерживает средний бизнес»[54]. Во Франции доминируют крупные компании, а малые и средние предприятия играют лишь незначительную роль. В главе 2 мы отметили, что около двух третей всего китайского экспорта приходится на средний бизнес. Количество средних китайских фирм-экспортеров высоко, но лишь немногие из них стали скрытыми чемпионами. Хотя их общее число невелико, за последнее время количество скрытых чемпионов в Китае значительно выросло. Я считаю, что эта тенденция продолжится, и через 10–20 лет их число вырастет в разы. Тем не менее доля скрытых чемпионов на душу населения в Китае, скорее всего, останется скромной из-за большой численности населения.
Девятнадцать стран, где есть минимум 20 скрытых чемпионов, представляют 93,7 % всех скрытых чемпионов, какие я нашел. На немецкоговорящий регион приходится основная доля – 56,2 %. Если считать Люксембург и Лихтенштейн, то 56,9 % всех скрытых чемпионов происходят из немецкоговорящих стран.
Структура скрытых чемпионов зависит от страны. Американские скрытые чемпионы представлены в самых разных секторах, хотя за последние годы доля Интернет-компаний стремительно растет. Это еще одна тенденция, которая будет набирать обороты. Скрытые чемпионы Японии зачастую не обнаруживают собственного глобального присутствия, но занимают лидирующее положение на мировом рынке опосредованно, в качестве поставщиков крупных корпораций. Они поставщики в основном крупных японских компаний в секторе электроники, которые сами являются лидерами мирового рынка.
Почти все итальянские скрытые чемпионы базируются на севере страны и по отраслевой структуре похожи на своих немецкоговорящих коллег. Такие сектора, как производство оборудования, инжиниринг, инфраструктура и строительные технологии, играют ведущую роль. Италия, как и Франция, насчитывает большое количество поставщиков для фешн-индустрии и производителей товаров класса «люкс».
Некоторые французские скрытые чемпионы относятся к сектору высоких технологий, такие как Dassault Systèmes, лидер мирового рынка систем автоматизированного проектирования.
Великобритания насчитывает немало технологических и исследовательских скрытых чемпионов, таких как ARM, лидер мирового рынка RISC-процессоров, которые используются в большинстве смартфонов и планшетов.
В Нидерландах важную роль играют провайдеры услуг, растениеводы и их поставщики.
Интересно посмотреть, есть ли скрытые чемпионы в развивающихся странах, и если да, в каких отраслях. Как вы понимаете, их общее число в этих странах невелико. Большинство скрытых чемпионов развивающихся стран представлено в секторах, по которым у этих стран есть конкурентное преимущество или особые ресурсы. Например, цитрусовые фрукты в Бразилии, натуральный каучук в Малайзии, джут в Бангладеше и манго в Египте.
Два типичных примера скрытых чемпионов из сырьевого сектора – египетская компания Nakhla, лидер мирового рынка табака шиша, и российская компания ВСМПО-АВИСМА, лидер на мировом рынке производства титана.
Развивающимся странам и их компаниям можно посоветовать не ограничиваться производством и экспортом сырьевых материалов и товаров.
Целесообразнее углубить свою цепочку создания стоимости, перерабатывать сырье и продавать его в виде полуобработанной или обработанной продукции по более высокой цене. Малайзия – пример такого расширения цепочки создания стоимости. Эта страна является третьим в мире производителем природного каучука, но стала основным поставщиком одноразовых перчаток[55]. Около 70 % всех резиновых перчаток поставляется из Малайзии[56].
Компания Top Glove – мировой лидер, ее доля глобального рынка 25 %, несколько других производителей ведут активный бизнес по всему миру и основали глобальные бренды. На рис. 6.1 вы видите трех сотрудников Top Glove на промышленной ярмарке в Китае.
Рис. 6.1. Интернационализация скрытого чемпиона из развивающейся страны: сотрудники малазийского мирового лидера Top Glove на промышленной ярмарке в Китае
В Бразилии такие скрытые чемпионы, как Fischer Group (мировой лидер на рынке фруктовых концентратов), Cutrale (мировой лидер на рынке цитрусовых фруктов) и Sadia (мировой лидер на рынке замороженного мяса), доказывают, что углубление цепочки создания стоимости – оптимальный путь к лидерству на мировом рынке. Точно так же страны Среднего Востока поглощают фирмы, занимающиеся химической переработкой нефти, чтобы увеличить свою долю в цепочке создания стоимости в нефтяной отрасли.
В целом компаниям из этих стран я советую быть более смелыми и амбициозными, чтобы стать производителями мирового уровня. Такие страны, как Тайвань и Южная Корея, прошли через этот процесс и достигли удивительных результатов. Бразилия демонстрирует убедительные примеры этой стратегии в работе таких скрытых чемпионов, как Embraer, ведущего в мире производителя региональных самолетов, и Embraco, ведущего производителя холодильных компрессоров. То же самое относится к Индии и ее скрытым чемпионам, таким как Essel Propack, мировому лидеру на рынке тюбиков для зубной пасты, и Serum Institute of India, крупнейшему в мире производителю вакцин. Эти примеры показывают, что предприятия МСБ из развивающихся стран могут добиться глобальной конкурентоспособности не только на upstream-рынках (поиск и добыча) товаров широкого потребления, но и на downstream-рынках (переработка) с более высокой добавленной стоимостью.
Тот факт, что больше половины (56 %) выявленных скрытых чемпионов базируются в немецкоговорящих странах, поднимает несколько важных вопросов. Во-первых, можно ли говорить о признании данной концепции на глобальном уровне, или она ограничена только конкретным регионом, предоставляющим особо выгодные условия? Во-вторых, могут ли компании из других регионов научиться чему-либо на уроках немецкоговорящих скрытых чемпионов? Наконец, актуальны ли выводы, которые мы делаем по работе немецких компаний, для МСБ из других стран?
На мой взгляд, ответ на все три вопроса – безусловное «да».
Я лично встречался с сотнями скрытых чемпионов на всех континентах и всегда удивлялся их явным сходствам с немецкими пионерами. Скрытые чемпионы могут появиться в любой стране, и их действительно можно найти почти во всех странах. Все мои исследования говорят о том, что ключевые факторы успеха немецкоговорящих скрытых чемпионов так или иначе существуют в других странам и на других континентах.
В этой книге я намерен дать уроки амбициозным компаниям МСБ со всего мира. Хотя эти уроки опираются в основном на успех стратегий немецкоговорящих скрытых чемпионов, я убежден, что концепция скрытых чемпионов актуальна и на глобальном уровне.
На сегодняшний день список немецких скрытых чемпионов состоит из 1573 компаний, отвечающих критериям, указанным в главе 3. На рис. 7.1 вы видите количество немецких скрытых чемпионов, отмеченных в ходе различных обзоров с начала моего исследования в 1989 году.
Рис. 7.1. Количество выявленных скрытых чемпионов в Германии, 1989–2020 гг.
Следует отметить, что рис. 7.1 не отражает рост реального количества скрытых чемпионов; он показывает лишь те компании, которые удалось выявить в ходе моего исследования. Рост их количества можно объяснить проведением более широкого и систематического анализа, а также появлением новых или ранее не выявленных скрытых чемпионов. Напротив, некоторые компании лишились своего статуса скрытых чемпионов из-за сокращения доли рынка, банкротства, слияний и поглощений. Из 1307 скрытых чемпионов в 2012 году около 70 % больше не соответствуют критериям и были исключены из списка. По моим расчетам, если брать длительный период, около 1 % скрытых чемпионов лишаются своего статуса ежегодно.
Больше трети скрытых чемпионов Германии (35,2 %) считают себя бесспорными глобальными лидерами своего рынка, в то время как 41,7 % называют себя одними из лидеров мирового рынка, а 23,1 % – лидерами европейского рынка. Точная доля рынка известна лишь по немногим скрытым чемпионам Германии. В среднем медианная доля рынка по соответствующим рынкам (мировым и европейским) составляет 40 %, однако это число следует считать ориентировочным, а не репрезентативным[57]. Тем не менее оно соответствует результату масштабного исследования, которое показало, что средняя доля рынка скрытых чемпионов составляет 34 %[58].
Средний доход (среднее арифметическое) 1573 скрытых чемпионов Германии составляет €467 млн[59]. Самый маленький
Рис. 7.2. Распределение доходов скрытых чемпионов Германии
скрытый чемпион зарабатывает €1 млн в год, а самый крупный – €4966 млрд. Рисунок 7.2 показывает распределение дохода скрытых чемпионов Германии.
Медиана, не учитывающая крайние показатели, важнее, чем среднее арифметическое, если мы хотим определить типичный размер скрытых чемпионов. Медианный доход составляет €150 млн, а значит, половина из них зарабатывает больше этого уровня, а половина меньше.